26.04.2017

Век архитектуры

Автору «Пирамиды» Лувра Й.М. Пею исполнилось 100 лет.

информация:

Й.М.Пей в вестибюле восточного крыла Национальной галереи в Вашингтоне в день его открытия 1 июня 1978 © Dennis Brack/Black Star. National Gallery of Art, Washington, Gallery Archives. Image via nga.gov.
Й.М.Пей в вестибюле восточного крыла Национальной галереи в Вашингтоне в день его открытия 1 июня 1978 © Dennis Brack/Black Star. National Gallery of Art, Washington, Gallery Archives. Image via nga.gov.

Американский архитектор китайского происхождения, Й.М. Пей (более точная передача его имени кириллицей – Юй Мин Пэй) отмечает 26 апреля 2017 года свой сотый день рождения. Официально он на пенсии с 1990 года, однако продолжает сотрудничать и со своей бывшей мастерской, Pei Cobb Freed, и с бюро своих сыновей Pei Partnership Architects. Среди его наград – Золотые медали AIA (1979), RIBA (2010), Международного союза архитекторов (2014), Притцкеровская премия (1983), первая архитектурная Praemium Imperiale (1989). Он офицер Почётного легиона (1993), член Института Франции (1984) и британской Королевской академии (1993).
 
Проект «Большой Лувр» в Париже. Фото: Benh LIEU SONG  via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 2.5
Проект «Большой Лувр» в Париже. Фото: Benh LIEU SONG via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 2.5

Не менее заметны его постройки: реконструкция Лувра (две очереди – 1989 и 1993), включая ставшую одним из символов Парижа стеклянную пирамиду, не менее оригинальное восточное крыло Национальной галереи (1971–1978) в самом сердце столицы США, президентская библиотека Дж.Ф. Кеннеди (1977–1979, Бостон) в броском черно-белом колорите, небоскреб Bank of China (1989) – один из самых «ярких» в Гонконге. В проектах последних десятилетий Й.М. Пей чаще обращается к традиционным формам – как в музее в Сучжоу (2006) или музее исламского искусства в столице Катара (2008). Однако все его постройки отличает смелое использование простых геометрических форм: в его проектах это не кажется примитивным, очевидным решением – они никогда не бывают скучными.
 
Национальная галерея искусств в Вашингтоне. Восточное крыло. Фото: MBisanz via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Национальная галерея искусств в Вашингтоне. Восточное крыло. Фото: MBisanz via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Однако путь к славе – и в международный истеблишмент – был у Пея не самым прямым. Он родился в Кантоне (Гуанчжоу) в семье банкира. В 1935 он уехал в США, чтобы получить там архитектурное образование: поступил в Пенсильванский университет в Филадельфии, затем перевёлся в Массачусетский институт технологии в Кембридже, где преподавание шло в духе парижской Школы изящных искусств XIX века – тенденция, задержавшаяся в США. Затем Пей учился в школе дизайна Гарвардского университета в Бостоне (1942–46) у Вальтера Гропиуса и Марселя Брёйера: там уже Пея критиковали за интерес к традиции. В годы войны, когда архитекторов широко привлекали к сотрудничеству американские власти, он работал в Национальном исследовательском комитете по вопросам обороны. В конце 1940-х, вместо одного из интересных и/или успешных архитектурных бюро он выбрал местом работы компанию-застройщика «Webb & Knapp»: там он стал главой архитектурного отдела и смог спроектировать многие очень завидные для начинающего профессионала объекты, к примеру, небоскреб Place Ville-Marie в Монреале (проект – 1953, реализация – 1962). Набравшись опыта и связей, в 1955 Й.М. Пей открыл собственную мастерскую в Нью-Йорке, где и расширил свой репертуар форм и жанров.
Башня Китайского банка в Гонконге. Фото: Brian Sterling via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
Башня Китайского банка в Гонконге. Фото: Brian Sterling via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
Библиотека Джона Ф. Кеннеди в Бостоне. Фото:  Massachusetts Office of Travel & Tourism via flickr.com. Лицензия CC BY-ND 2.0
Библиотека Джона Ф. Кеннеди в Бостоне. Фото: Massachusetts Office of Travel & Tourism via flickr.com. Лицензия CC BY-ND 2.0
Музей города Сучжоу. Фото: Another Believer via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0
Музей города Сучжоу. Фото: Another Believer via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства в Дохе (Катар). Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства в Дохе (Катар). Фото предоставлено компанией Archi Studio

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Культурный центр Элены Гарро
Фернанда Каналес, – 2012
Культурный центр Элены Гарро

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

19.08.2019

Tejas Borja. Революция в керамической черепице

Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Компания «Красные крыши»
14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
другие статьи