Автору «Пирамиды» Лувра Й.М. Пею исполнилось 100 лет.
Й.М.Пей в вестибюле восточного крыла Национальной галереи в Вашингтоне в день его открытия 1 июня 1978 © Dennis Brack/Black Star. National Gallery of Art, Washington, Gallery Archives. Image via nga.gov.
Американский архитектор китайского происхождения, Й.М. Пей (более точная передача его имени кириллицей – Юй Мин Пэй) отмечает 26 апреля 2017 года свой сотый день рождения. Официально он на пенсии с 1990 года, однако продолжает сотрудничать и со своей бывшей мастерской, Pei Cobb Freed, и с бюро своих сыновей Pei Partnership Architects. Среди его наград – Золотые медали AIA (1979), RIBA (2010), Международного союза архитекторов (2014), Притцкеровская премия (1983), первая архитектурная Praemium Imperiale (1989). Он офицер Почётного легиона (1993), член Института Франции (1984) и британской Королевской академии (1993).
Проект «Большой Лувр» в Париже. Фото: Benh LIEU SONG via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 2.5
Не менее заметны его постройки: реконструкция Лувра (две очереди – 1989 и 1993), включая ставшую одним из символов Парижа стеклянную пирамиду, не менее оригинальное восточное крыло Национальной галереи (1971–1978) в самом сердце столицы США, президентская библиотека Дж.Ф. Кеннеди (1977–1979, Бостон) в броском черно-белом колорите, небоскреб Bank of China (1989) – один из самых «ярких» в Гонконге. В проектах последних десятилетий Й.М. Пей чаще обращается к традиционным формам – как в музее в Сучжоу (2006) или музее исламского искусства в столице Катара (2008). Однако все его постройки отличает смелое использование простых геометрических форм: в его проектах это не кажется примитивным, очевидным решением – они никогда не бывают скучными.
Национальная галерея искусств в Вашингтоне. Восточное крыло. Фото: MBisanz via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Однако путь к славе – и в международный истеблишмент – был у Пея не самым прямым. Он родился в Кантоне (Гуанчжоу) в семье банкира. В 1935 он уехал в США, чтобы получить там архитектурное образование: поступил в Пенсильванский университет в Филадельфии, затем перевёлся в Массачусетский институт технологии в Кембридже, где преподавание шло в духе парижской Школы изящных искусств XIX века – тенденция, задержавшаяся в США. Затем Пей учился в школе дизайна Гарвардского университета в Бостоне (1942–46) у Вальтера Гропиуса и Марселя Брёйера: там уже Пея критиковали за интерес к традиции. В годы войны, когда архитекторов широко привлекали к сотрудничеству американские власти, он работал в Национальном исследовательском комитете по вопросам обороны. В конце 1940-х, вместо одного из интересных и/или успешных архитектурных бюро он выбрал местом работы компанию-застройщика «Webb & Knapp»: там он стал главой архитектурного отдела и смог спроектировать многие очень завидные для начинающего профессионала объекты, к примеру, небоскреб Place Ville-Marie в Монреале (проект – 1953, реализация – 1962). Набравшись опыта и связей, в 1955 Й.М. Пей открыл собственную мастерскую в Нью-Йорке, где и расширил свой репертуар форм и жанров.Башня Китайского банка в ГонконгеФотография: Brian Sterling via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
Библиотека Джона Ф. Кеннеди в Бостоне. Фото: Massachusetts Office of Travel & Tourism via flickr.com. Лицензия CC BY-ND 2.0
Музей города Сучжоу. Фото: Another Believer via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства. Фото предоставлено компанией Archi Studio
Музей исламского искусства в Дохе (Катар). Фото предоставлено компанией Archi Studio
|