Временность как достоинство

В лондонском Кенсингтонском саду сооружен очередной Летний павильон Галереи Серпентайн: в 2015 году его авторами стали испанские архитекторы SelgasCano.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

01 Июля 2015
mainImg
Это уже 15-й по счету Летний павильон Галереи Серпентайн, что может считаться завидным достижением: галерея была первопроходцем среди организаторов подобных архитектурных программ, позже распространившихся по разным странам и континентам. При этом ее временные павильоны неизменно популярны и входят в десятку самых посещаемых архитектурных и дизайнерских мероприятий в мире.
 
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Iwan Baan

Как ни странно, директор Галереи Серпентайн Джулия Пейтон-Джонс (Julia Peyton-Jones) и ее соратник Ханс-Ульрих Обрист (Hans Ulrich Obrist) сами ставят себе очень жесткие рамки: от момента заказа проекта архитектору до открытия павильона проходит не более шести месяцев; в этот раз на строительство ушло всего семь недель.
 
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Iwan Baan

Как уже отмечал Архи.ру, в последние годы к участию к программе приглашают начинающих архитекторов, известных своими смелыми экспериментами. Однако до этого с галереей успели поработать почти все «супер-звезды» мировой архитектуры, что, помимо прочего, является красноречивым свидетельством консервативности местных заказчиков. Все авторы павильонов в Кенсингтонском саду на момент проектирования еще не успели ничего построить в Англии: это главное условие галеристов, так как цель программы – знакомство лондонской публики с творчеством пока еще мало или совсем неизвестных ей мастеров. В такой ситуации можно ждать, что среди участников будет преобладать молодежь, но первой, в 2000-м, павильон построила Заха Хадид, после нее были Рем Колхас, Жан Нувель, Фрэнк Гери, Тойо Ито, MVRDV, Snøhetta – востребованные по всему миру архитекторы, которые почему-то не приглянулись английским девелоперам. Часть из них с тех пор все же сумела реализовать проекты в Англии, но остальные – по-прежнему вне игры. Можно предположить, что инвесторам не нравятся «иконические» здания, но Алваро Сиза и Петер Цумтор тоже попали в список «Серпентайн». То, что английские заказчики, как коммерческие, так и государственные, ищут легких путей, также подтверждает критика в их адрес со стороны крупных местных архитекторов, к примеру, Дэвида Чипперфильда, предпочитающего работать в Германии.
 
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Iwan Baan

Но вернемся к летней программе в Кенсингтонском саду. Все павильоны, кроме декоративно-развлекательной функции, в дневное время играют роль кафе, а ночью вмещают концерты, круглые столы, спонсорские вечеринки и т.д. Павильон 2015 года исключением не стал. Он представляет собой сложную структуру с 4 входами: ее конфигурация вдохновлена хаотическим движением горожан по Лондону, в первую очередь – в метро. Стальная конструкция поддерживает разноцветную двухслойную оболочку из полимера ETFE (этилен-тетрафторэтилена). Посетителям доступны как внутреннее пространство павильона, так и коридор между слоями его оболочки.
 
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2015 © John Offenbach

Сооружение выглядит эффектно, особенно в темное время суток, когда превращается в цветной фонарь – но оболочка его во время дождя протекает, и даже в прохладную погоду солнце нагревает его слишком сильно. Из-за этих и некоторых других недочетов проекта (чрезмерная сложность каркаса, неаккуратность деталей и т.д.) архитектурный критик Роуэн Мур посетовал на то, как устроена программа летних павильонов Галереи Серпентайн в целом. По его мнению, организаторы ждут от архитекторов арт-объектов, хотя на этом поле те проигрывают работающим в этом жанре художников. Особенности же архитектуры, функция и наличие – и внимание – к деталям, в данном случае оказываются забытыми, что ведет к ослаблению всего замысла.
 
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2015 © John Offenbach

Но временный характер павильона позволяет легче относится к его недостаткам: он простоит на лужайке Кенсингтонского сада до 18 октября, а затем будет продан с аукциона (полученная выручка частично покроет затраты на его возведение). В следующем году все начнется снова, и результат вполне может оказаться удачнее.
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Iwan Baan
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Jim Stephenson
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Jim Stephenson
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2015 © John Offenbach
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO


01 Июля 2015

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Черный дрозд приземляется
В Лондоне открылся летний павильон галереи «Серпентайн» по проекту Дзюньи Исигами. В этот раз проблем с ежегодной временной постройкой было больше обычного.
Оптические иллюзии
Очередной летний павильон Галереи Серпентайн спроектирован мексиканкой Фридой Эскобедо; проницаемые стены, зеркальный потолок и водоем превращают сам павильон в серию абстрактных зрительных впечатлений, а также в своего рода часы.
Меридиан в парке
Проект очередного летнего павильона лондонской Галереи Серпентайн разработала архитектор Фрида Эскобедо из Мехико.
Игра с погодой
В Лондоне открылся очередной летний павильон Галереи Серпентайн: проект Дьебедо Франсис Кере предполагает сбор дождевой воды для полива Кенсингтонского сада.
Дерево для парка
Архитектор из Буркина-Фасо Дьебедо Франсис Кере представил проект 17-го по счету временного павильона для Галереи Серпентайн в Лондоне.
Летний сезон архитектуры
В Лондоне открылись летний павильон Галереи Серпентайн–2016 по проекту Бьярке Ингельса и четыре летних домика, среди авторов которых – Иона Фридман и Асиф Хан.
Пять павильонов
Представлены проекты пяти временных построек для лондонской Галереи Серпентайн: павильона бюро BIG и четырех «летних домиков».
Решетчатое облако
В Лондоне построен очередной летний павильон Галереи Серпентайн. Его архитектором в этом году стал Со Фудзимото.
Туманный павильон
Со Фудзимото построит очередной временный павильон лондонской галереи Серпентайн летом 2013.
Диалог искусств
Представлены два новых архитектурных проекта с художественным содержанием: бюро Рема Колхаса ОМА спроектировало институт перформанса для Марины Абрамович в штате Нью-Йорк, а «Херцог & де Мерон» вместе с Ай Вэйвэем — очередной летний павильон лондонской галереи Серпентайн.
Археология недавнего прошлого
Очередной летний павильон галереи «Серпентайн» в Кенсингтонском саду в Лондоне спроектирует мастерская «Херцог & де Мерон» совместно с художником Ай Вэйвэем.
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.