Временность как достоинство

В лондонском Кенсингтонском саду сооружен очередной Летний павильон Галереи Серпентайн: в 2015 году его авторами стали испанские архитекторы SelgasCano.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Это уже 15-й по счету Летний павильон Галереи Серпентайн, что может считаться завидным достижением: галерея была первопроходцем среди организаторов подобных архитектурных программ, позже распространившихся по разным странам и континентам. При этом ее временные павильоны неизменно популярны и входят в десятку самых посещаемых архитектурных и дизайнерских мероприятий в мире.
 
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Iwan Baan

Как ни странно, директор Галереи Серпентайн Джулия Пейтон-Джонс (Julia Peyton-Jones) и ее соратник Ханс-Ульрих Обрист (Hans Ulrich Obrist) сами ставят себе очень жесткие рамки: от момента заказа проекта архитектору до открытия павильона проходит не более шести месяцев; в этот раз на строительство ушло всего семь недель.
 
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Iwan Baan

Как уже отмечал Архи.ру, в последние годы к участию к программе приглашают начинающих архитекторов, известных своими смелыми экспериментами. Однако до этого с галереей успели поработать почти все «супер-звезды» мировой архитектуры, что, помимо прочего, является красноречивым свидетельством консервативности местных заказчиков. Все авторы павильонов в Кенсингтонском саду на момент проектирования еще не успели ничего построить в Англии: это главное условие галеристов, так как цель программы – знакомство лондонской публики с творчеством пока еще мало или совсем неизвестных ей мастеров. В такой ситуации можно ждать, что среди участников будет преобладать молодежь, но первой, в 2000-м, павильон построила Заха Хадид, после нее были Рем Колхас, Жан Нувель, Фрэнк Гери, Тойо Ито, MVRDV, Snøhetta – востребованные по всему миру архитекторы, которые почему-то не приглянулись английским девелоперам. Часть из них с тех пор все же сумела реализовать проекты в Англии, но остальные – по-прежнему вне игры. Можно предположить, что инвесторам не нравятся «иконические» здания, но Алваро Сиза и Петер Цумтор тоже попали в список «Серпентайн». То, что английские заказчики, как коммерческие, так и государственные, ищут легких путей, также подтверждает критика в их адрес со стороны крупных местных архитекторов, к примеру, Дэвида Чипперфильда, предпочитающего работать в Германии.
 
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Iwan Baan

Но вернемся к летней программе в Кенсингтонском саду. Все павильоны, кроме декоративно-развлекательной функции, в дневное время играют роль кафе, а ночью вмещают концерты, круглые столы, спонсорские вечеринки и т.д. Павильон 2015 года исключением не стал. Он представляет собой сложную структуру с 4 входами: ее конфигурация вдохновлена хаотическим движением горожан по Лондону, в первую очередь – в метро. Стальная конструкция поддерживает разноцветную двухслойную оболочку из полимера ETFE (этилен-тетрафторэтилена). Посетителям доступны как внутреннее пространство павильона, так и коридор между слоями его оболочки.
 
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2015 © John Offenbach

Сооружение выглядит эффектно, особенно в темное время суток, когда превращается в цветной фонарь – но оболочка его во время дождя протекает, и даже в прохладную погоду солнце нагревает его слишком сильно. Из-за этих и некоторых других недочетов проекта (чрезмерная сложность каркаса, неаккуратность деталей и т.д.) архитектурный критик Роуэн Мур посетовал на то, как устроена программа летних павильонов Галереи Серпентайн в целом. По его мнению, организаторы ждут от архитекторов арт-объектов, хотя на этом поле те проигрывают работающим в этом жанре художников. Особенности же архитектуры, функция и наличие – и внимание – к деталям, в данном случае оказываются забытыми, что ведет к ослаблению всего замысла.
 
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2015 © John Offenbach

Но временный характер павильона позволяет легче относится к его недостаткам: он простоит на лужайке Кенсингтонского сада до 18 октября, а затем будет продан с аукциона (полученная выручка частично покроет затраты на его возведение). В следующем году все начнется снова, и результат вполне может оказаться удачнее.
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Iwan Baan
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Jim Stephenson
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © Jim Stephenson
Летний Павильон Галереи Серпентайн 2015 © John Offenbach
Летний павильон Галереи Серпентайн 2015 © NAARO

01 Июля 2015

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Selgascano: другие проекты
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Черный дрозд приземляется
В Лондоне открылся летний павильон галереи «Серпентайн» по проекту Дзюньи Исигами. В этот раз проблем с ежегодной временной постройкой было больше обычного.
Оптические иллюзии
Очередной летний павильон Галереи Серпентайн спроектирован мексиканкой Фридой Эскобедо; проницаемые стены, зеркальный потолок и водоем превращают сам павильон в серию абстрактных зрительных впечатлений, а также в своего рода часы.
Меридиан в парке
Проект очередного летнего павильона лондонской Галереи Серпентайн разработала архитектор Фрида Эскобедо из Мехико.
Игра с погодой
В Лондоне открылся очередной летний павильон Галереи Серпентайн: проект Дьебедо Франсис Кере предполагает сбор дождевой воды для полива Кенсингтонского сада.
Дерево для парка
Архитектор из Буркина-Фасо Дьебедо Франсис Кере представил проект 17-го по счету временного павильона для Галереи Серпентайн в Лондоне.
Летний сезон архитектуры
В Лондоне открылись летний павильон Галереи Серпентайн–2016 по проекту Бьярке Ингельса и четыре летних домика, среди авторов которых – Иона Фридман и Асиф Хан.
Пять павильонов
Представлены проекты пяти временных построек для лондонской Галереи Серпентайн: павильона бюро BIG и четырех «летних домиков».
Решетчатое облако
В Лондоне построен очередной летний павильон Галереи Серпентайн. Его архитектором в этом году стал Со Фудзимото.
Туманный павильон
Со Фудзимото построит очередной временный павильон лондонской галереи Серпентайн летом 2013.
Диалог искусств
Представлены два новых архитектурных проекта с художественным содержанием: бюро Рема Колхаса ОМА спроектировало институт перформанса для Марины Абрамович в штате Нью-Йорк, а «Херцог & де Мерон» вместе с Ай Вэйвэем — очередной летний павильон лондонской галереи Серпентайн.
Археология недавнего прошлого
Очередной летний павильон галереи «Серпентайн» в Кенсингтонском саду в Лондоне спроектирует мастерская «Херцог & де Мерон» совместно с художником Ай Вэйвэем.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.