В лондонском Кенсингтонском саду сооружен очередной Летний павильон Галереи Серпентайн: в 2015 году его авторами стали испанские архитекторы SelgasCano.
Это уже 15-й по счету Летний павильон Галереи Серпентайн, что может считаться завидным достижением: галерея была первопроходцем среди организаторов подобных архитектурных программ, позже распространившихся по разным странам и континентам. При этом ее временные павильоны неизменно популярны и входят в десятку самых посещаемых архитектурных и дизайнерских мероприятий в мире.
Как ни странно, директор Галереи Серпентайн Джулия Пейтон-Джонс (Julia Peyton-Jones) и ее соратник Ханс-Ульрих Обрист (Hans Ulrich Obrist) сами ставят себе очень жесткие рамки: от момента заказа проекта архитектору до открытия павильона проходит не более шести месяцев; в этот раз на строительство ушло всего семь недель.
Как уже отмечал Архи.ру, в последние годы к участию к программе приглашают начинающих архитекторов, известных своими смелыми экспериментами. Однако до этого с галереей успели поработать почти все «супер-звезды» мировой архитектуры, что, помимо прочего, является красноречивым свидетельством консервативности местных заказчиков. Все авторы павильонов в Кенсингтонском саду на момент проектирования еще не успели ничего построить в Англии: это главное условие галеристов, так как цель программы – знакомство лондонской публики с творчеством пока еще мало или совсем неизвестных ей мастеров. В такой ситуации можно ждать, что среди участников будет преобладать молодежь, но первой, в 2000-м, павильон построила Заха Хадид, после нее были Рем Колхас, Жан Нувель, Фрэнк Гери, Тойо Ито, MVRDV, Snøhetta – востребованные по всему миру архитекторы, которые почему-то не приглянулись английским девелоперам. Часть из них с тех пор все же сумела реализовать проекты в Англии, но остальные – по-прежнему вне игры. Можно предположить, что инвесторам не нравятся «иконические» здания, но Алваро Сиза и Петер Цумтор тоже попали в список «Серпентайн». То, что английские заказчики, как коммерческие, так и государственные, ищут легких путей, также подтверждает критика в их адрес со стороны крупных местных архитекторов, к примеру, Дэвида Чипперфильда, предпочитающего работать в Германии.
Но вернемся к летней программе в Кенсингтонском саду. Все павильоны, кроме декоративно-развлекательной функции, в дневное время играют роль кафе, а ночью вмещают концерты, круглые столы, спонсорские вечеринки и т.д. Павильон 2015 года исключением не стал. Он представляет собой сложную структуру с 4 входами: ее конфигурация вдохновлена хаотическим движением горожан по Лондону, в первую очередь – в метро. Стальная конструкция поддерживает разноцветную двухслойную оболочку из полимера ETFE (этилен-тетрафторэтилена). Посетителям доступны как внутреннее пространство павильона, так и коридор между слоями его оболочки.
Сооружение выглядит эффектно, особенно в темное время суток, когда превращается в цветной фонарь – но оболочка его во время дождя протекает, и даже в прохладную погоду солнце нагревает его слишком сильно. Из-за этих и некоторых других недочетов проекта (чрезмерная сложность каркаса, неаккуратность деталей и т.д.) архитектурный критик Роуэн Мур посетовал на то, как устроена программа летних павильонов Галереи Серпентайн в целом. По его мнению, организаторы ждут от архитекторов арт-объектов, хотя на этом поле те проигрывают работающим в этом жанре художников. Особенности же архитектуры, функция и наличие – и внимание – к деталям, в данном случае оказываются забытыми, что ведет к ослаблению всего замысла.
Но временный характер павильона позволяет легче относится к его недостаткам: он простоит на лужайке Кенсингтонского сада до 18 октября, а затем будет продан с аукциона (полученная выручка частично покроет затраты на его возведение). В следующем году все начнется снова, и результат вполне может оказаться удачнее.