Сияние Нобеля

В Стокгольме подведены итоги конкурса на проект Нобелевского центра: победителем стал Дэвид Чипперфильд.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
Закрытый архитектурный конкурс на лучший проект Нобелевского центра был объявлен в Стокгольме в июне прошлого года. Всего о своем желании принять участие в этом состязании заявили 175 архитектурных мастерских, из них были отобраны сначала 20, а затем 11 бюро, которые получили детально проработанное ТЗ будущего центра. А 15 ноября 2013 жюри назвало трех финалистов: два шведских бюро Wingårdh Arkitektkontor и Johan Celsing Arkitektkontor, а также David Chipperfield Architects, чье предложение считалось фаворитом конкурса.
Нобелевский центр
© David Chipperfield Architects
Нобелевский центр
© David Chipperfield Architects

Нобелевский центр предполагается построить в самом центре Стокгольма, на полуострове Бласиехольмен, рядом с Национальным музеем. Дэвид Чипперфильд в своем проекте разместил новое здание предельно компактно, выделив большую часть отведенной под строительство территории под создание парка. «Нобелевский сад» задуман как продолжение существующего парка Национального музея, связующее звено между ним и набережной.
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects

Первый этаж Нобелевского центра также целиком отводится под общественные функции. Это пространство со свободной планировкой и тремя входами вместит посетительское фойе, большую выставочную зону, ресторан и кафе. Выше расположены административные помещения, библиотека, конференц-залы, а два верхних этажа здания занимает Нобелевский зал, для которого архитекторы придумали чрезвычайно эффектную овальную люстру. По замыслу авторов, в полную силу люстра будет светиться лишь один день в году – 10 декабря, когда в Стокгольме проходит церемония вручения Нобелевских премий, и благодаря прозрачным стенам здания это сияние станет важной частью городских панорам.
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects

В качестве фасадных материалов Дэвид Чипперфильд предлагает использовать прозрачное и матовое стекло, а также латунные панели, придающие объему благородный золотистый оттенок и подчеркивающие значимость проходящих в нем мероприятий. А сочетание прозрачных и непрозрачных витражей привносит в облик здания дополнительную интригу: в зависимости от освещения и времени суток оно выглядит то более проницаемым, то, наоборот, более закрытым.
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects
Нобелевский центр © David Chipperfield Architects

Проект Дэвида Чипперфильда был признан лучшим практически единогласно: подавляющее большинство членов жюри отметило его за элегантность, «открытость и деликатность».
zooming
Проект Йохана Сельсинг. Второе место © Johan Celsing Arkitektkontor

Второе место в конкурсе присудили Йохану Сельсингу, который трактовал Нобелевский центр как своего рода раму для происходящих в нем событий. Именно поэтому здание Сельсинга выглядит как лаконичный параллелепипед, украшенный прямоугольными проемами разной формы. Запроектированные не только на фасадах, но и в перекрытиях, эти проемы служат световыми колодцами, за счет которых во многом и формируется характер интерьеров внутренних пространств.
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor

«Бронзу» получил Герт Вингорд, назвавший свой проект «Снежинка Нобеля». Круглое в плане здание действительно чем-то напоминает снежинку: его фасады собраны из отдельных стеклянных граней, которые к тому же меняются от этажа к этажу. Жюри отметило эффектную самодостаточную форму, однако указало на то, что подобная конфигурация априори означает наличие большого числа внутренних помещений, лишенных естественного света. Интересно, кстати, что Вингорд стал единственным из участников конкурса, кто решил кардинально переработать свой проект: место в финале ему обеспечила совсем другая концепция, в которой здание Нобелевского центра было составлено из нескольких горизонтальных блоков, а пешеходная площадь перед ним – украшена круглым искусственным озером.


Предполагается, что строительство Нобелевского центра начнется в конце 2015, и уже в 2018 он откроет свои двери для первых гостей.
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда.Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда.Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor
Nobel Snowflake. Проект Герта Вингорда. Третье место © Wingårdh Arkitektkontor

11 Апреля 2014

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Победа пополам
Конкурс на концепцию развития центральной части Саратова завершился победой сразу двух участников. Показываем проекты победителей и рассказываем, чем конкретно займется каждый из них.
Пора вставать
Рассказываем об итогах конкурса «Ресурс периферии», который петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре организовал для улучшения среды спальных районов. Работы победивших команд будут взяты за основу при разработке и реализации программы.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.