В шести стенах

Пустовавший в течение 30 лет «суперкуб» Пита Блома в Роттердаме получил новую функцию, став жильем для заключенных.

mainImg
Хотя строительство комплекса «Кубических домов» Пита Блома завершилось еще в 1984, свое применение с тех пор нашли не все корпуса геометрической «минидеревни». Вереница кубов, напоминающих гигантские игральные кости, по замыслу архитектора были поставлены на ребро и водружены на мощные опоры, высоко поднявшись над уровнем улицы. В итоге, получился настоящий лес в центре города: кубические кроны на стволах-сваях тянулись к небу.
zooming
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото: Heush via Wikimedia Commons
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото: Hanselpedia via Wikimedia Commons

Но утопический проект, рассчитанный на жизнь человека в пространстве, где нет ни одной вертикальной линии, так и не приобрел популярности. Блом в 1970-х мечтал о том, как его удивительный комплекс станет оживленным общественным центром, но, к сожалению, задача оказалась не так проста. И если в 38 малых «кубиках» с 1984 живут люди, а один из таких «домиков» не так давно был открыт для осмотра туристами, чтобы спасти от их любопытства
zooming
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото © René de Wit
покой жильцов остальных корпусов, то два фланкировавших всю цепь больших «суперкуба» часто пустовали. Проблема, конечно, была не в цене аренды помещений в этой достопримечательности Роттердама: во-первых, кубический объем был поставлен слишком высоко над землей, куда надо было лезть по лестнице, скрытой в бетонном «стволе», во-вторых, поэтажное членение было нефункциональным, в-третьих, самый просторный, средний ярус был очень плохо освещен.
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото © René de Wit

К 2009 силами архитекторов Сандера ван Схайка и Маартена Полькампа из бюро Personal Architecture один из «суперкубов» был превращен в модный хостел Stayokay. Основываясь на этом опыте, они преступили к реконструкции второго такого же корпуса: там решено было поселить заключенных, чей тюремный срок заканчивается: смена обстановки (из тюрьмы в «обычную» квартиру) подготовила бы их к возвращению к нормальной жизни. Кроме того, им были необходимы процесс социализации и возможность работать.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

В июне 2013 первая группа из 21 человека перебралась из роттердамской тюрьмы в обновленный «суперкуб» Пита Блома: проект финансирует фонд «Исход» (Exodus Foundation), занимающийся реабилитацией бывших заключенных, а на торжественном открытии присутствовала нидерландский министр безопасности и правосудия.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

Корпус, ныне занятый заключенными, прежде использовался мало: в 1990-х на верхнем этаже недолго работал магазин, позже здесь иногда ночевали охранники. Перед архитекторами, занявшимися перестройкой здания, остро встала проблема естественного освещения пространства. Поэтому в изначально не предполагавшем вертикалей сооружении Блома, в самой его сердцевине была устроена световая шахта – квадратная в плане (3 м х 3 м). Она обеспечивает освещение нижней и средней частей кубического здания, заканчиваясь на уровне верхнего яруса, где расположено пространство для собраний, а на самом верху, под крышей – зона отдыха. Кроме того, шахта обеспечивает естественную вентиляцию помещений. В нижней части куба помещены входная зона со стойкой привратника и административные помещения. Кухня и санузлы примыкают к стенам шахты.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

Странно понимать, что достопримечательность Роттердама, уже вошедшая в историю архитектуры, вдруг стала «колонией-поселением», пусть и очень гуманной. И все же нельзя не признать, что «лес из кубов» с самого начала был утопической идеей. Его роль нового моста Риальто или Понте-Веккио, по которому можно было бы пересечь улицу, пройдя по «пассажу» с магазинами, так и не стала явью: ведущие наверх лестницы были слишком крутыми, поэтому горожане предпочитали пересекать проезжую часть на уровне земли. Конечно, можно было бы использовать пустующие корпуса исключительно для экскурсий, как музей – тем самым «задвинув» их в историю, но скончавшийся в 1999 Пит Блом видел в своем проекте большой социальный потенциал, и было бы жаль оставить мечты архитектора полностью нереализованными.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

Однако известно, что окружающее пространство очень сильно влияет на эмоциональное состояние человека. Смогут ли заключенные, часто люди с подорванной психикой, комфортно чувствовать себя внутри своего нового кубического дома, где большинство стен наклонено под углом в 45°, или для них такая жизнь станет похожей на психологическую пытку – сказать сложно. Путешественники, останавливавшиеся в хостеле Stayokay, устроенном в таком же «суперкубе», часто описывают свой опыт так: «Интересно, но неудобно!». Поэтому хорошо, что «постояльцам»-заключенным, как и гостям хостела, разрешено выходить на улицу.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
zooming
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Общая комната в «кубике-музее». Фото: Cmglee via Wikimedia Commons

18 Сентября 2013

«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.