В шести стенах

Пустовавший в течение 30 лет «суперкуб» Пита Блома в Роттердаме получил новую функцию, став жильем для заключенных.

Автор текста:
Анна Сансиева

mainImg
Хотя строительство комплекса «Кубических домов» Пита Блома завершилось еще в 1984, свое применение с тех пор нашли не все корпуса геометрической «минидеревни». Вереница кубов, напоминающих гигантские игральные кости, по замыслу архитектора были поставлены на ребро и водружены на мощные опоры, высоко поднявшись над уровнем улицы. В итоге, получился настоящий лес в центре города: кубические кроны на стволах-сваях тянулись к небу.
zooming
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото: Heush via Wikimedia Commons
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото: Hanselpedia via Wikimedia Commons

Но утопический проект, рассчитанный на жизнь человека в пространстве, где нет ни одной вертикальной линии, так и не приобрел популярности. Блом в 1970-х мечтал о том, как его удивительный комплекс станет оживленным общественным центром, но, к сожалению, задача оказалась не так проста. И если в 38 малых «кубиках» с 1984 живут люди, а один из таких «домиков» не так давно был открыт для осмотра туристами, чтобы спасти от их любопытства
zooming
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото © René de Wit
покой жильцов остальных корпусов, то два фланкировавших всю цепь больших «суперкуба» часто пустовали. Проблема, конечно, была не в цене аренды помещений в этой достопримечательности Роттердама: во-первых, кубический объем был поставлен слишком высоко над землей, куда надо было лезть по лестнице, скрытой в бетонном «стволе», во-вторых, поэтажное членение было нефункциональным, в-третьих, самый просторный, средний ярус был очень плохо освещен.
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото © René de Wit

К 2009 силами архитекторов Сандера ван Схайка и Маартена Полькампа из бюро Personal Architecture один из «суперкубов» был превращен в модный хостел Stayokay. Основываясь на этом опыте, они преступили к реконструкции второго такого же корпуса: там решено было поселить заключенных, чей тюремный срок заканчивается: смена обстановки (из тюрьмы в «обычную» квартиру) подготовила бы их к возвращению к нормальной жизни. Кроме того, им были необходимы процесс социализации и возможность работать.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

В июне 2013 первая группа из 21 человека перебралась из роттердамской тюрьмы в обновленный «суперкуб» Пита Блома: проект финансирует фонд «Исход» (Exodus Foundation), занимающийся реабилитацией бывших заключенных, а на торжественном открытии присутствовала нидерландский министр безопасности и правосудия.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

Корпус, ныне занятый заключенными, прежде использовался мало: в 1990-х на верхнем этаже недолго работал магазин, позже здесь иногда ночевали охранники. Перед архитекторами, занявшимися перестройкой здания, остро встала проблема естественного освещения пространства. Поэтому в изначально не предполагавшем вертикалей сооружении Блома, в самой его сердцевине была устроена световая шахта – квадратная в плане (3 м х 3 м). Она обеспечивает освещение нижней и средней частей кубического здания, заканчиваясь на уровне верхнего яруса, где расположено пространство для собраний, а на самом верху, под крышей – зона отдыха. Кроме того, шахта обеспечивает естественную вентиляцию помещений. В нижней части куба помещены входная зона со стойкой привратника и административные помещения. Кухня и санузлы примыкают к стенам шахты.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

Странно понимать, что достопримечательность Роттердама, уже вошедшая в историю архитектуры, вдруг стала «колонией-поселением», пусть и очень гуманной. И все же нельзя не признать, что «лес из кубов» с самого начала был утопической идеей. Его роль нового моста Риальто или Понте-Веккио, по которому можно было бы пересечь улицу, пройдя по «пассажу» с магазинами, так и не стала явью: ведущие наверх лестницы были слишком крутыми, поэтому горожане предпочитали пересекать проезжую часть на уровне земли. Конечно, можно было бы использовать пустующие корпуса исключительно для экскурсий, как музей – тем самым «задвинув» их в историю, но скончавшийся в 1999 Пит Блом видел в своем проекте большой социальный потенциал, и было бы жаль оставить мечты архитектора полностью нереализованными.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

Однако известно, что окружающее пространство очень сильно влияет на эмоциональное состояние человека. Смогут ли заключенные, часто люди с подорванной психикой, комфортно чувствовать себя внутри своего нового кубического дома, где большинство стен наклонено под углом в 45°, или для них такая жизнь станет похожей на психологическую пытку – сказать сложно. Путешественники, останавливавшиеся в хостеле Stayokay, устроенном в таком же «суперкубе», часто описывают свой опыт так: «Интересно, но неудобно!». Поэтому хорошо, что «постояльцам»-заключенным, как и гостям хостела, разрешено выходить на улицу.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
zooming
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Общая комната в «кубике-музее». Фото: Cmglee via Wikimedia Commons

18 Сентября 2013

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Курортный комплекс Прора на острове Рюген
Нацистский курорт Прора сейчас перестраивается под жилье и гостиницы. Фотосерия Дениса Есакова и комментарий архитектора, преподавателя TU München Елены Маркус посвящены проблеме существования архитектурного наследия тоталитаризма в современном мире и опасности аполитичного, прагматичного к нему подхода.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.