В шести стенах

Пустовавший в течение 30 лет «суперкуб» Пита Блома в Роттердаме получил новую функцию, став жильем для заключенных.

Автор текста:
Анна Сансиева

mainImg
Хотя строительство комплекса «Кубических домов» Пита Блома завершилось еще в 1984, свое применение с тех пор нашли не все корпуса геометрической «минидеревни». Вереница кубов, напоминающих гигантские игральные кости, по замыслу архитектора были поставлены на ребро и водружены на мощные опоры, высоко поднявшись над уровнем улицы. В итоге, получился настоящий лес в центре города: кубические кроны на стволах-сваях тянулись к небу.
zooming
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото: Heush via Wikimedia Commons
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото: Hanselpedia via Wikimedia Commons

Но утопический проект, рассчитанный на жизнь человека в пространстве, где нет ни одной вертикальной линии, так и не приобрел популярности. Блом в 1970-х мечтал о том, как его удивительный комплекс станет оживленным общественным центром, но, к сожалению, задача оказалась не так проста. И если в 38 малых «кубиках» с 1984 живут люди, а один из таких «домиков» не так давно был открыт для осмотра туристами, чтобы спасти от их любопытства
zooming
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото © René de Wit
покой жильцов остальных корпусов, то два фланкировавших всю цепь больших «суперкуба» часто пустовали. Проблема, конечно, была не в цене аренды помещений в этой достопримечательности Роттердама: во-первых, кубический объем был поставлен слишком высоко над землей, куда надо было лезть по лестнице, скрытой в бетонном «стволе», во-вторых, поэтажное членение было нефункциональным, в-третьих, самый просторный, средний ярус был очень плохо освещен.
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Фото © René de Wit

К 2009 силами архитекторов Сандера ван Схайка и Маартена Полькампа из бюро Personal Architecture один из «суперкубов» был превращен в модный хостел Stayokay. Основываясь на этом опыте, они преступили к реконструкции второго такого же корпуса: там решено было поселить заключенных, чей тюремный срок заканчивается: смена обстановки (из тюрьмы в «обычную» квартиру) подготовила бы их к возвращению к нормальной жизни. Кроме того, им были необходимы процесс социализации и возможность работать.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

В июне 2013 первая группа из 21 человека перебралась из роттердамской тюрьмы в обновленный «суперкуб» Пита Блома: проект финансирует фонд «Исход» (Exodus Foundation), занимающийся реабилитацией бывших заключенных, а на торжественном открытии присутствовала нидерландский министр безопасности и правосудия.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

Корпус, ныне занятый заключенными, прежде использовался мало: в 1990-х на верхнем этаже недолго работал магазин, позже здесь иногда ночевали охранники. Перед архитекторами, занявшимися перестройкой здания, остро встала проблема естественного освещения пространства. Поэтому в изначально не предполагавшем вертикалей сооружении Блома, в самой его сердцевине была устроена световая шахта – квадратная в плане (3 м х 3 м). Она обеспечивает освещение нижней и средней частей кубического здания, заканчиваясь на уровне верхнего яруса, где расположено пространство для собраний, а на самом верху, под крышей – зона отдыха. Кроме того, шахта обеспечивает естественную вентиляцию помещений. В нижней части куба помещены входная зона со стойкой привратника и административные помещения. Кухня и санузлы примыкают к стенам шахты.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

Странно понимать, что достопримечательность Роттердама, уже вошедшая в историю архитектуры, вдруг стала «колонией-поселением», пусть и очень гуманной. И все же нельзя не признать, что «лес из кубов» с самого начала был утопической идеей. Его роль нового моста Риальто или Понте-Веккио, по которому можно было бы пересечь улицу, пройдя по «пассажу» с магазинами, так и не стала явью: ведущие наверх лестницы были слишком крутыми, поэтому горожане предпочитали пересекать проезжую часть на уровне земли. Конечно, можно было бы использовать пустующие корпуса исключительно для экскурсий, как музей – тем самым «задвинув» их в историю, но скончавшийся в 1999 Пит Блом видел в своем проекте большой социальный потенциал, и было бы жаль оставить мечты архитектора полностью нереализованными.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit

Однако известно, что окружающее пространство очень сильно влияет на эмоциональное состояние человека. Смогут ли заключенные, часто люди с подорванной психикой, комфортно чувствовать себя внутри своего нового кубического дома, где большинство стен наклонено под углом в 45°, или для них такая жизнь станет похожей на психологическую пытку – сказать сложно. Путешественники, останавливавшиеся в хостеле Stayokay, устроенном в таком же «суперкубе», часто описывают свой опыт так: «Интересно, но неудобно!». Поэтому хорошо, что «постояльцам»-заключенным, как и гостям хостела, разрешено выходить на улицу.
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб». Фото © René de Wit
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
zooming
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Personal Architecture. Реконструированный «суперкуб» © Personal Architecture
Пит Блом. «Кубические дома» в Роттердаме. Общая комната в «кубике-музее». Фото: Cmglee via Wikimedia Commons

18 Сентября 2013

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.