У каждого офиса, как и у компании должно быть свое лицо. Однако большинство офисных пространств похожи друг на друга, да к тому же настолько скучны и однотипны, что в них и не хочется работать. Поэтому для амбициозных компаний сегодня становится делом чести построить хороший – современный и креативный – офис, и здесь уже не обойтись без архитектора.
Заострить внимание на пространстве, которое должно стать рабочим местом и презентационной площадкой фирмы одновременно, решили компания NAYADA и Союз архитекторов России, организовав единственный в своем роде узкоспециальный конкурс по интерьеру офисного помещения – «Офисное пространство: креатив, технологии, инновация».
Конкурс проводится по трем номинациям: архирешение, архивоплощение и архиперегородка (последнее звучит просто изумительно). Интересно, что организаторы конкурса сделали уклон именно в сторону осмысления пространства, а не дизайнерского декорирования, как обычно происходит с интерьерными решениями. Однако больше половины заявок поступило именно на «Архиперегородку», в связи с чем победителей в ней было не трое, по количеству призовых мест, а целых шестеро (из-за чего в других, соответственно, отнялось).
Лучшим проектов в данной номинации признали «Доски» Николая Коренькова, покорившие жюри модной экологичностью продукта – перегородки сделаны из самого чистого материала, то есть дерева. Образованное досками рабочее пространство оказывается одновременно строгим и по-домашнему приятным – подчеркивая эту двойственность, горизонтальные доски чередуются с перфорированным стеклом, однако рисунок остается очаровательно лаконичным.
Второе место занял более креативный и смелый проект с крайне сложным и интригующим названием «Дискретная САМО СТОЯТельная перегородка из элементарных частиц» архитектурного трио Ольги Банчиковой, Рубена Аракеляна и Александра Кудимова, напоминающий слегка поваленный деревенский забор, разграничивающий офисное пространство на дворовые, придворовые и уличные площадки, между которыми сосуществуют жители. Причем «бревна забора» могут быть любой конфигурации и иногда даже стоять прямо – интересно то, что здесь сохранен главный принцип деревенского забора (не путать с современным загородным!) – его условность. В таком «заборе», если надо, всегда можно раздвинуть несколько «деревяшек» и очутиться, без лишних условностей, в кабинете своего коллеги.
Первое место в номинации «Архивоплощение» заняла архитектурная группа Be-tone (Наталья Белугина и Михиал Тарада), недавно прозвучавшая на «Золотом сечении», которая представила на конкурс интерьер собственного бюро. Его пространство построено на соединении светлых и черных плоскостей, которые создают достаточно строгую атмосферу. Основное внимание входящего сосредотачивается на стойке ресепшна с логотипом фирмы, за которой спрятан весь рабочий процесс архитектурной компании.
В номинации «Архирешение» победила уже известная по итогам конкурса Interior Capital Awards Аида Саида, в этот раз показавшая проект по-видимому, предназначенный для интерьера собственного будущего архитектурного бюро. Линии стен в нем плавно перетекают с потолка на пол, пространство разграничено лишь столами и условными зонами, окрашенными в зеленый цвет, которые однажды действительно превращаются в натуральную зелень в виде небольших деревцев, растущих прямо из земли в полу.
Помимо членов жюри, все желающие могли проголосовать за понравившейся проект на сайте организаторов. Победителем самой народной премии «зрительских симпатий» стал проект офиса организатора конкурса – компании NAYADA, сделанный Дмитрием Мелитоняном. Проект представляет собой «офис в офисе», где в главный прямоугольный зал вставлено еще одно каплевидное пространство с круглым залом внутри.
Архитектурные мастерские нередко гордятся своими офисами. Их публикуют в журналах, но не так уж часто показывают на конкурсах. Новая премия кажется как будто бы специально предназначенной для развития темы – а именно, для того, чтобы награждать молодых архитекторов за их собственные офисы. Так или иначе, эти пространства, по определению творческие, легче всего поддаются моделированию – во всяком случае, тогда, когда молодой архитектор уже заработал на собственный красивый офис.