Но в 1982, уже при Саддаме Хусейне, была реализована небольшая часть этого плана — легкоатлетический манеж. В работе принял участие один из партнеров Ле Корбюзье, французский архитектор Жорж-Марк Презант (Georges-Marc Presente), проследивший, чтобы постройка точно соответствовала проекту.
Здание активно использовалось вплоть до начала 2000-х, когда занявшие Багдад американские войска превратили его в казарму. Затем упадок во всех сферах общественной жизни и разгул терроризма помещали возобновлению спортивных соревнований, и постройка пустовала. В 2005 манеж обнаружила Сесилия Пьери (Caecilia Pieri), французская исследовательница, писавшая диссертацию о современной архитектуре (и ее плачевном состоянии) в Багдаде. Она решила привлечь к своему открытию внимание общественности, но дело продвигалось с трудом.
Еще в 2008–2009 в лондонском Музее Виктории и Альберта прошла выставка об «олимпийском» проекте Ле Корбюзье для Багдада, но устроители не упомянули о его реализованной части. Со своей стороны, специалисты парижского «Фонда Ле Корбюзье», главного центра по изучению наследия мастера модернизма, не были уверены, что постройка соответствует первоначальному замыслу, но проверять это на практике никто не торопился.
Но Пьери удалось заинтересовать их, равно как своего работодателя — парижский Институт Ближнего Востока, а также ЮНЕСКО, Багдадский университет и посольство Франции в Ираке. В прошлом году началась реставрация постройки, которая стала проблеском надежды для богатого модернистского наследия иракской столицы, ныне разрушающегося. Однако нынешние иракские власти кажутся более заинтересованными в совершенно новых зданиях, например, по проекту Захи Хадид, чем в сохранении памятников.
Н. Ф.