Между прошлым и будущим

27 февраля в рамках выставки «Домэкспо» в Гостином Дворе состоялась церемония награждения победителей конкурса «Дом XXI века». Их имена были объявлены еще в конце прошлого года, но увидеть и оценить эти проекты, равно как и все работы, представленные на конкурс, стало возможным только сейчас.

mainImg

Результаты конкурса «Дом XXI века», а также сам процесс его подготовки и проведения, интересны по нескольким причинам. Прежде всего, темой для него стало малоэтажное экономичное жилье с использованием энергосберегающих технологий. Эта типология уже давно стала предметом исследований и экспериментальных разработок во всем мире, а в России интерес к ней проснулся совсем недавно. Далее, в стране уже 4 года считается приоритетным нацпроект «Доступное и комфортное жилье» – совершенно очевидно, что для такого проекта должно быть немаловажно, что именно и как строить. Так что сама по себе идея архитектурного конкурса в данном случае – более чем логична.

«Дом XXI века» не первый конкурс такого рода. В 2007 году медиа-холдинг «Эксперт» проводил конкурс «Российский дом будущего» в рамках одноименного крупномасштабного проекта. Позднее многие из его активных организаторов (Александр Браверманн, Вячеслав Глазычев и др.) объединились в Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС), который стал главным инициатором конкурса «Дом XXI века». Конкурс 2009 года выглядит более основательным, чем его предшественник: к участию были приглашены только мастерские (т.е. юрлица), что по определению отсекло молодежные эксперименты; призовой фонд стал выше, а первая премия выросла с 175 до 500 тысяч рублей.

Помимо РЖС, соорганизаторами конкурса «Дом XXI века» стали «Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства» (НАМИКС) и Союз архитекторов России (САР).  Чиновники госорганов и эксперты Союза архитекторов совместно разработали подробное техзадание на 30 страницах. В качестве примера для разработки градостроительной концепции конкурсантам был предложен реальный участок площадью 19 гектаров в подмосковной Истре. В управлении РЖС находится множество участков федеральной земли, один из них и был принят за «образец» для конкурса.

Как заявлено на сайте РЖС, полученные в результате конкурса проекты организаторы намерены сделать «проектами повторного применения», то есть в будущем запустить их в производство как типовые. Так что цель конкурса – собрать представительный пул из проектов по всевозможным разновидностям малоэтажной застройки и «настоятельно» (как умеет государство) рекомендовать их к употреблению. Таким образом, актуальная тематика, хороший призовой фонд, и перспектива реализации лучшего проекта, а может быть, даже и тиражирования – все это привлекло к конкурсу внимание архитекторов. Однако при ближайшем рассмотрении все получается не так уж радужно и гладко.

Прежде всего, на собственно работу над конкурсным проектом участникам отвели очень мало времени – 6 недель, в течение которых требовалось создать «…инновационный  архитектурный проект малоэтажного жилого дома для использования при комплексном освоении территории в целях создания доступной для граждан, имеющих различный уровень доходов, качественной, энергоэффективной и экологичной жилой среды». Можно предположить, что основную часть времени «съели» внутренние дебаты между организаторами, а продлить dead-line было невозможно, потому что заканчивался год, и государственные деньги требовалось потратить до Нового года. Торопливость ощущается и в том факте что жюри рассмотрело все проекты за один день 28 декабря, в самый канун праздников, и в том, что после объявления о решении экспертов общественности не продемонстрировали не только все конкурсные проекты, но даже и внешность проекта-победителя поначалу оставался загадкой.

Несмотря на малые сроки, требования к технико-экономическим показателям объектов были сформулированы достаточно жестко. Так, себестоимость строительства одного квадратного метра не должна была превышать 25 000 рублей; в каждом проекте должны были быть использованы энерго- и ресурсосберегающие технологии, материалы и конструкции. Первое требовалось подтвердить расчетами, второе – сертификатами. Максимальная площадь индивидуальных домов и таунхаусов должна была составлять от 150 и 120 кв. м соответственно, площадь квартир — от 28 до 100 кв. м в зависимости от количества комнат, но не меньше 20 метров на человека.

Кроме того, также можно предположить что у организаторов конкурса были различные задачи. Для САР он оказался долгожданным поводом вступить с властными структурами в равноправный диалог, в частности, на тему действующего законодательства. Речь прежде всего о законе, который сейчас регулирует проведение всех, в том числе и архитектурных, конкурсов (ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Он ставит во главу угла экономические параметры проекта и фактически игнорирует его художественные достоинства, таким образом уничтожая сам институт творческих конкурсов в нашей стране. Участие Союза архитекторов в организации конкурса «Дом XXI века» было, в числе прочего, попыткой провести настоящий творческий конкурс, действуя в рамках ФЗ №94; а также – привлечь внимание к проблеме в целом. С другой стороны, для Фонда РЖС было важно получить в итоге максимально реалистичный, готовый к реализации и тиражированию (разумеется, после некоторой доработки) проект и все авторские права на него. Судя по документам, ему это удалось: Фонд РЖС получит все (!) права на премированный проект за 10 тысяч рублей. Эту сумму не следует путать с собственно премией победителю, это – плата за «отчуждение права использования проекта», и совершенно очевидно, что ее в данном конкурсе сделали чисто символической (в полтора раза меньше себестоимости одного метра проектируемого жилья).

И наконец, половину поданных проектов организаторы отсеяли, не стали рассматривать по чисто канцелярским соображениям. Во первых, по условиям конкурса каждый коллектив должен был представить только один проект. Это дало повод отсеять 5 проектов. Во-вторых, опираясь на «букву» все того же 94 закона, с конкурса сняли 36 работ, авторы которых имели неосторожность вместо подлинника некоего документа представить его копию. Казалось бы, детали – но 94-й закон считает это принципиальным. В результате из 80 поданных проектов на стадии приема отсеяли половину – 41 проект из 80-ти, и 36 мастерских из 75-ти. Здесь надо упомянуть одну тонкость. Два члена жюри – советник гендиректора Фонда РЖС Елена Баженова и президент САР Андрей Боков, сочли необходимым заявить о своем несогласии с отсеиванием половины кандидатов в приложении №2 к протоколу об этом решении, и о том, что эффективность подобных мероприятий требуется повышать, для САР считает своим долгом подготовить меморандум... Затем имя Андрея Бокова исчезло из состава жюри, хотя открыто о выходе президента САР из жюри объявлено не было: можно только догадываться, вышел ли Андрей Боков из жюри по принципиальным соображениям или просто не смог присутствовать на заседании 28 декабря.

Итак, из 39 работ, оставшихся после соблюдения всех формальностей, члены жюри выбрали победителей в отдельных категориях и один проект, которому единогласно было присуждено Гран-При. Им стала работа «Архитектурной мастерской А. Некрасова» – проект «Традиционный дом с трансформацией зима-лето». Основной изюминкой этого архитектурного решения стало использование специальных теплосохраняющих ставней, которыми в зимний период частично закрываются большие окна. На основе своей идеи авторы разработали полную линейку малоэтажных жилых домов, от отдельно стоящего коттеджа до блокированных таунхаусов и многоквартирных корпусов. Проект мастерской Некрасова получил не только первую премию (500 тысяч рублей), но и еще несколько наград: он  был признан «лучшим проектом индивидуального жилого дома (премия 250 тысяч рублей), стал победителем в номинациях «За лучшее архитектурное решение» (премия 150 тысяч рублей) и «За лучшее решение жилой среды» (премия 150 тысяч рублей). Во время церемонии награждения членам жюри даже пришлось прокомментировать столь частые выходы на сцену Андрея Некрасова заверениями в непредвзятости своего выбора.

Кроме того, первые премии (по 250 тыс. р. каждая) получили ЗАО «МГПМ» из города Мытищи за лучший проект «дома блокированной застройки», «Архпроект-2» за проект многоквартироного дома. Премии поменьше (по 150 тыс.) достались: «Остоженке» за технологическое решение, петербуржской строительной компании «Гром» – за экологическое решение; а мастерская «Старая Казань» получила две малых премии – одну за энергоэффективность, другую за проект жилища для молодой семьи.

Однако, отсеяв половину проектов по бюрократическим мотивам, организаторы все же решили соблюсти видимость справедливости и отметили несколько работ из числа пресловутых 36 проектов. Это решение приняли по инициативе Союза архитекторов, чтобы немного сгладить неприятное впечатление от процедуры отбора. Итак, среди не прошедших по документам жюри отметило проект мастерской Асадова «за новаторство и оригинальный подход к созданию жилой среды»; «Мезонпроект» за технологичный градостроительный подход; бюро «АДЭК» за создание «благоприятной и комфортной жилой среды с применением типовых решений», и АБ «Элис» за инновационные экологические решения.

Что же касается работ, не отмеченных жюри, то следует признать: представленная на выставке полная подборка конкурсных проектов производит не самое благоприятное впечатление. Подавляющее большинство из них – отнюдь не свежие разработки. Чувствуется, что многие команды, имевшие в своем портфолио проекты малоэтажных домов средней и низкой ценовой категории, выставили их на конкурс, надеясь хотя бы таким образом оправдать потраченные в свое время усилия. Эти проекты легко узнаются в каталоге конкурса «Дом XXI века» по характерному для «рабочки», перенасыщенному размерами и примечаниями исполнению основных чертежей. Так же легко в общем ряду вычленяется серия сходных, хотя и не столь детально проработанных решений, которые в свое время, вероятно, были отвергнуты заказчиком еще на стадии «проект». Они отличаются характерной для прошлого века графикой и простоватыми 3D визуализациями. Количество проектов, в которых бы чувствовалась актуальная и адресная разработка сформулированной в конкурсном задании темы, совсем невелико. Впрочем, удивляться этому, в связи с нехваткой времени на разработку конкурсных предложений, не приходится. Шести недель явно недостаточно для разработки оригинальной архитектурно-градостроительной концепции, поиска подходящих энергосберегающих решений, расчета сметной стоимости дома и сбора сопроводительной юридической и технической документации. Так что многие участники предпочли использовать «вторсырье», лишь слегка «загримировав» его в энергоэффективном ключе.

Получается, большинство российских архитекторов не слишком-то стремится в культурные миссионеры и проблемой качества массового жилья если и озабочены, то по большей части лишь на словах. Возможно, одна из причин такого равнодушия – полный отказ от авторских прав, внесенный в условия конкурса. Мы не знаем, на каких условиях в начале XIX века одни из лучших российских архитекторов того времени А. Д. Захаров, В. П.  Стасов, К. И. Росси и др. принимали участие в составлении «образцовых» проектов, но их роль в этом начинании оказалась ключевой. Остается надеяться, что в следующий «Дом XXI века» принесет больше качественных и перспективных работ, достойных того, что бы стать новыми «образцовыми проектами».

Торжественная церемония награждения победителей конкурса “Дом XXI века”. Вестибюль Торгово-промышленной палаты. 27 февраля 2010 года
zooming
Конкурсная площадка. Участок в 19,34 га рядом с подмосковным городом Истра
Вступительное слово ведущей церемонии - Президента НП НАМИКС Елены Николаевой
Приветственное слово Министра регионального развития РФ Виктора Басаргина
Гран-при конкурса из рук Министра регионального развития РФ Виктора Басаргина получил Андрей Некрасов (Мастерская А. Некрасова) за проект «Традиционный дом с трансформацией зима-лето»
Проект-победитель конкурса “Дом XXI века” – «Традиционный дом с трансформацией зима-лето». Мастерская А. Некрасова. Архитекторы: А. Б. Некрасов, А.А. Некрасов, А.А. Цибайкин, А. Ю. Яньшин
Проект-победитель конкурса “Дом XXI века”. Мастерская А. Некрасова.
Проект-победитель конкурса “Дом XXI века”. Мастерская А. Некрасова.
Проект-победитель конкурса “Дом XXI века”. Мастерская А. Некрасова.
Премию за «Лучший проект жилого дома блокированной застройки» из рук Виктора Басаргина получает Ирина Бакеева (Мытищинская Городская Проектная мастерская)
zooming
Проект «Жилой геном. Поколение 3». Мытищинская Городская Проектная мастерская. Архитекторы: Е.Ю. Чурилова, И.О. Бакеева, Е.С. Хаджаметова, К.В. Бакеева
Проект «Жилой геном. Поколение 3». Мытищинская Городская Проектная мастерская
zooming
Проект «Жилой геном. Поколение 3». Мытищинская Городская Проектная мастерская.
Диплом готовится вручать Генеральный директор Фонда РЖС Александр Браверман
Премию за «Лучший проект многоквартирного жилого дома» из рук Александра Бравермана получает Елена Костина (АРХ Проект-2)
Генеральный план застройки. 3-D визуализация. АРХ Проект-2.
zooming
Схема компоновки многоквартирного жилого жилого дома коридорного типа. АРх Проект-2
zooming
Вид с выысоты птичьего полета на застройку. 3-D визуализация. АРХ Проект-2.
Президент Союза архитекторов России Андрей Боков вручает Поощрительную премию за «Лучшее технологическое решение» Андрею Гнездилову (Архитектурное бюро «Остоженка»). Проект «Модульный архитектурный конструктор»
zooming
Концепция компоновки элементов «Модульного архитектурного конструктора». Архитектурное бюро «Остоженка»
zooming
Внешний вид индивидуального жилого дома на основе «Модульного архитектурного конструктора». Архитектурное бюро «Остоженка»
zooming
Схема сборки «Модульного архитектурного конструктора». Архитектурное бюро «Остоженка»
Андрей Боков поздравляет авторский коллектив «Модульного архитектурного конструктора». Слева направо: Михаил Скороход, Павел Журавлев, Виталий Стадников, Андрей Гнездилов
Поощрительную премию за «Лучшее энергоэффективное решение» из рук Александра Бравермана получают Павел Тиняев и Елена Корнилова (АПМ «Старая Казань»)
zooming
Проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса на основе отходов сельхозпроизводства (соломы). АПМ «Старая Казань». Архитекторы: П.И. Тиняев, Ю.И. Найдышев, Е.Е. Корнилова, М.В. Геннадиева
Проект малоэтажного энергоэффективного жилища из соломы. АПМ «Старая Казань».
zooming
Проект малоэтажного энергоэффективного жилища из соломы. АПМ «Старая Казань».
Поощрительную премию за «Лучшее экологическое решение» из рук Вице-президента Союза архитекторов России Сергея Киселева получает Дмитрий Гордеев (Инвестиционно-строительная компания «Гром»)
Жилой дом каркасно-щитовой конструкции. Инвестиционно-строительная компания «Гром». Архитекторы: Д.В. Гордеев, М.Б. Лизунов, М.Ю. Максимов, О.А. Ветошева, И.И. Головкин, А. Рябцева, О.Н. Колесова
Жилой дом каркасно-щитовой конструкции. Инвестиционно-строительная компания «Гром».
zooming
Жилой дом каркасно-щитовой конструкции. Инвестиционно-строительная компания «Гром».
zooming
Поощрительную премию за «Лучшее решение жилой среды» из рук Главного редактора журнала «Эксперт» и идеолога проекта «Российский дом будущего» Валерия Фадеева получает Андрей Некрасов (Мастерская А. Некрасова)
Поощрительную премию за «Лучший проект жилища молодой семьи» из рук Заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Гос. Думы РФ и координатора программы «Свой дом» партии «Единая Россия» Александра Когана получает Павел Тиняев (АПМ «Старая Казань»)
zooming
Андрей Боков вручает специальный диплом за «Новаторство и оригинальный подход к созданию жилой среды» представителям «Мастерской А. Асадова» Татьяне Черновой и Александру Порошкину
Свои дипломы готовятся получить дипломанты внеконкурсной программы архитекторы Ольга Терчикова (Мезонпроект) за «Технологичный градостроительный подход, обеспечивающий разнообразие и многовариантность застройки», Дмитрий Наринский (Бюро «АДЭК») за «Создание благоприятной и комфортной жилой среды с применением типовых решений» и Николай Лютомский (Бюро «ЭЛИС») за «Инновационность экологических решений»
Характерный пример плотной, досконально проработанной конкурсной подачи проектов. Бюро «АКМПроект». Архитекторы: Моргунов А., Моргунова И. Проект – участник основного конкурса.
Один из примеров нестандартного подхода к трактовке типологии «Доступного и комфортного жилья». «Студия инновационной архитектуры». Архитекторы: Рыжкова А., Климова Е., Пермяков В. Проект – участник основного конкурса.

04 Марта 2010

Похожие статьи
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Лоскутное одеяло
Не секрет, что экономический кризис кардинально изменил приоритеты девелоперов и архитекторов. И если раньше предпочтение отдавалось масштабным проектам комплексной застройки, то сегодня на первый план выходят камерные экономичные объекты, способные создать комфортную среду обитания. Свой город под названием «Лоскутки» архитектурная мастерская Андрея Асадова предлагает построить именно из таких объемов, причем каждый из домиков можно видоизменять с учетом интересов будущих жителей.
Между прошлым и будущим
27 февраля в рамках выставки «Домэкспо» в Гостином Дворе состоялась церемония награждения победителей конкурса «Дом XXI века». Их имена были объявлены еще в конце прошлого года, но увидеть и оценить эти проекты, равно как и все работы, представленные на конкурс, стало возможным только сейчас.
Пресса: Мои примечания и мысли к проекту победителю на малоэтажный...
Архитектор Евгений Ананченко выступает с критикой проекта-победителя открытого публичного конкурса на лучший проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономкласса «Дом XXI века» мастерской А. Некрасова. Публикуем его замечания.
Пресса: Питерская компания признана победительницей конкурса...
Среди победителей конкурса «Дом XXI века», организованного Фондом РЖС, есть и петербургская компания. В номинации «За лучшее экологическое решение» награждено ООО «Инновационная строительная компания «Гром».
Пресса: Режим Зима-Лето. Проект Мастерской А. Некрасова
Продвижению экологической архитектуры в России способствуют конкурсы на жилье. В конце декабря 2009 года были подведены итоги одного из таких конкурсов с красноречивым названием «Дом XXI века». Победителем стала серия проектов малоэтажных жилых домов, разработанная Мастерской Андрея Некрасова.
Пресса: Дом XXI века
Объявлен победитель конкурса «Дом XXI века», организованного Фондом Развития жилищного строительства и Союзом архитекторов России.
Пресса: Российская архитектура и sustainability: два сценария - от...
На втором Всемирном архитектурном фестивале в Барселоне (WAF) в шорт-лист попали сразу шесть российских архитекторов (1). Однако мэйнстриму в лице sustainability соответствовали, пожалуй, лишь деревянные объекты негородской выделки Т.Кузембаева и Н.Белоусова.
Пресса: Дом XXI века. Фонд РЖС провел архитектурный конкурс...
Конкурс на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса «Дом XXI века» был объявлен по инициативе Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Союза архитекторов России и при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) в ноябре 2009 года.
Пресса: О коне и трепетной лани
Конкурсы – вечная тема наших дискуссий, независимо от того, какое на дворе тысячелетие, ускользающая надежда российской архитектуры. Новый поворот сюжета дал конкурс на малоэтажное жилье «Дом 21 века», проведенный САР и Фондом развития жилищного строительства.
Пресса: Определены победитель и обладатели премий конкурса...
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства подвел итоги конкурса на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса «Дом XXI века» и определил имена победителей. Публикуем пресс-релиз.
Пресса: Председатель комитета Госдумы РФ по строительству...
30 ноября 2009 года Фонд РЖС начал прием заявок на участие в конкурсе на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса «Дом XXI века». Инициаторами проведения конкурса, объявленного в начале месяца, выступили Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и Союз архитекторов России (САР) при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС). Премиальный фонд конкурса составляет более 2 000 000 рублей
Пресса: Архитектор Михаил Хазанов: «Без настоящих конкурсов...
30 ноября 2009 года Фонд РЖС начал прием заявок на участие в конкурсе на лучший архитектурный проект малоэтажного энергоэффективного жилища экономического класса «Дом XXI века». Инициаторами проведения конкурса, объявленного в начале месяца, выступили Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и Союз архитекторов России (САР) при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС). Премиальный фонд конкурса составляет более 2 000 000 рублей
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.