Что такое хореография? Это не что иное, как набор движений, которые выбирает хореограф, их набор меняется в зависимости от того, ставится ли классический балет, или, напротив, современный танец. В хореографии важно каждое движение, ведь один неверный жест может изменить структуру танца, нарушить его динамику или пластику. Проекты архитектурного бюро Боллес-Уилсон – тоже своего рода танцевальные постановки, только роль жестов здесь исполняют архитектурные детали.
«Архитектурная хореография» - так сказал о своих проектах Питер Уилсон. Он, правда, называет так лишь интерьеры зданий, но введенный термин хорошо передает ощущение, возникающие от всего здания в целом. Показанные на лекции проекты Боллес-Уилсон действительно очень подвижны и динамичны. Причем это их свойство проявляется уже на стадии проектирования, из-за чего без специального комментария сложно сказать, что перед нами – готовое здание или только модель.
Создавая свои здания, Питер Уилсон играет с формой и зрителем. Строя «Дом мимо которого промелькнул ниндзя» в Японии для семьи критика Акиро Сузуки, он размещает его на очень небольшом участке, пять на семь метров. При этом снаружи мы видим цельный, кажущийся однокомнатным объем, зависающий над парковочным местом для одного миниатюрного автомобиля, устроенном, кажется, «прямо на тротуаре». На самом деле в здании три этажа, множество комнат и подсобных помещений, но мы можем это понять, лишь войдя внутрь или взглянув на чертеж.
В Роттердаме Питер Уилсон «разыграл» государственную границу Голландии и Америки так, что жители Нидерландов могут беспрепятственно ступать на территорию США хоть каждый день. Участок поделен на две части, между которыми и проходит граница. Со стороны Голландии металлическими буквами выложено Holland, а со стороны США – Amerika. На территории Голландии стоит гостиница New York, окруженная кафетериями; от Америки их отделят стеклянная стена. Таким образом, попивая кофе, посетители кафе также могут «любоваться» на Америку, которая имеет общую с Голландией морскую границу.
Один из самых известных проектов Боллес-Уилсон – Городская Библиотека в Мюнстере. Ее нередко называют «учебником» для архитекторов. По словам архитектора, благодаря этому зданию в Мюнстере произошла настоящая «Читательская революция», поскольку после завершения строительства библиотеки количество читателей возросло в несколько раз.
Питер Уилсон начал свою лекцию словами: «Хотя часто складывается впечатление, что архитекторы строят неживые здания, они строят их для людей». Постройки архитектурного бюро Боллес-Уилсон определенно строятся для людей и именно это их свойство удалось продемонстрировать Питеру Уилсону в своей лекции.