Нетипичные ошибки: почему вместо дома А-класса получится просто дорогой коттедж?

Реклама
Дома А-класса – это коттеджи площадью от 500 кв. м, предполагающие высокую энергоэффективность, оригинальную архитектурную идею и максимальный уровень удобства для жильцов. За это отвечают множество деталей, которые необходимо учитывать на ранних стадиях проектирования: тактильные ощущения, визуальное восприятие, температурный и акустический комфорт, технологичность, индивидуальный эргономичный дизайн. Александра Гонта, руководитель архитектурного бюро, и Наталья Пахомова, специалист по технической поддержке и обучению компании ROCKWOOL Russia, составили топ-5 ошибок в проектировании, которые превращают дом А-класса в банальный неудобный коттедж.


Ошибка первая: спешка

Строительство 90% загородных домов начинается без полной готовности всех проектных чертежей, а именно: без архитектурного проекта, конструктивного проекта, проектов инженерных систем, дизайн-проекта и проекта ландшафта. На подготовку всей согласованной между собой документации обычно требуется до года. И большинство заказчиков просто не готовы ждать, поэтому начинают строительство теплового контура еще задолго до окончания разработки всех проектных разделов. Это всегда ведет к переделкам и нюансам, которые не учли – что недопустимо, если речь идет о доме А-класса.
zooming
Дом в Истре
Предоставлено ROCKWOOL

Яркий пример – когда заказчик на стадии архитектурного проекта говорит, что система приточно-вытяжной вентиляции ему не нужна, но во время разработки дизайна меняет свое решение. Сразу встает множество вопросов. Где размещать вентиляционные установки, если изначально специального помещения нет в проекте? Где пройдут вентиляционные короба в межэтажном перекрытии, ведь отверстия под них не предусмотрены? И так далее. При проектировании домов А-класса необходимо согласовать максимальное подробное техзадание перед началом всех работ и обязательно предупредить заказчика о последствиях изменения каждого из его решений. Лучше всего прописать эти детали в договоре.
“Например, заказчик должен понимать, что если он захочет добавить систему вентиляции в последний момент, задачу можно будет решить только за счет ухудшения изначальной идеи проекта. Придется снижать высоту потолков относительно желаемой, а отверстия под шахты прорезать по месту (это приводит к дополнительным затратам), наконец, потребуются изменения интерьерных решений”, – отмечает Александра Гонта.


Ошибка вторая: шумы

Многие считают, что с переездом в частный дом раздражающие шумы останутся в прошлом – и не задумываются о специальной изоляции. Но даже в элитных коттеджных поселках есть множество факторов, нарушающих акустический комфорт: от пролетающих самолетов до домочадцев. Решить проблему помогает правильно смонтированная звукоизоляция на основе плит из каменной ваты.
 
На одном из объектов бюро Александры Гонта заказчик изначально отказался от того, чтобы заложить лифтовую шахту, хотя дом достаточно высокий. Но уже на этапе чистовой отделки жильцы старшего возраста, чьи комнаты планировались на втором этаже, поняли, что лифт им необходим – а единственным возможным местом установки стала стена вдоль хозяйской спальни. Проблема в том, что вибрации от движения лифта хорошо передаются по перекрытию, стенам и потолку – поэтому в последний момент возникла потребность в дополнительной звукоизоляции стен.

“Снизить дискомфорт от лифта, котельного оборудования и других инженерных объектов, которые являются источником структурного шума, помогают плиты из каменной ваты, например, «ФЛОР БАТТС» от ROCKWOOL благодаря способности этого материала к упругой деформации изоляции и гашению вибрации. Решения из каменной ваты эффективно использовать и для «ограждения» от шумных домочадцев: заполнение пустот гипсокартонной каркасной перегородки материалом улучшает звукоизоляцию от воздушного шума до 60 дБ, а в случае с внутренними стенами из блоков или кирпича дополнительно даёт 22 дБ. То есть, от громкого разговора и музыки в соседней комнате будет доходить лишь звук, сопоставимый с шёпотом”, – комментирует Наталья Пахомова, ROCKWOOL.
 
Концепция домов А-класса – это суперкомфорт, забота о человеке и окружающей среде, неординарность, стиль и инновации. Именно такое жилье сегодня называют драйвером современной архитектуры. Ключевое правило, которым следует руководствоваться при проектировании подобных объектов – мелочей не бывает. Каждая деталь в домах А-класса крайне важна.


Ошибка третья: зонирование

В домах А-класса необходимо уделять пристальное внимание зонированию, чтобы исключить некомфортное соседство, например, жилой зоны для персонала и спальни хозяев (шумы могут раздражать), винной комнаты и сауны или прачечной (температура и вибрации могут оказывать негативное воздействие на качество вин).
zooming
Дом в Юматово
Предоставлено ROCKWOOL

Проблему легко решить, если функциональные помещения находятся за пределами основного дома. Но такая возможность есть не всегда: некоторые коттеджные поселки прописывают в договоре купли-продажи условия строительства, где указывают, что пятно застройки на участке может быть только одно. Это значит, что все помещения будут в едином здании: и гараж, и зона персонала, и СПА, и спальни. Причем ряд из них требуют специфических климатических настроек, тепло- и звукоизоляции, выделенную систему коммуникаций и даже строительных материалов с конкретным классом пожароопасности. В таких ситуациях необходимо детально продумывать планировку с учетом назначения каждого помещения.

“В одном из проектов мы не учли колебания от котельного оборудования, так как на этапе проектирования у заказчика еще не было четкого понимания относительно назначения смежных комнат. В итоге техническое помещение оказалось близко к бильярдной комнате и вибрации передавались во время игры! Это для заказчика оказалось критичным, в результате пришлось делать звукоизоляцию, демонтировав чистовую отделку. На будущее мы добавили этот пункт в качестве обязательного в нашем техническом задании и теперь учитываем его на самых ранних этапах”, – говорит Александра.

В ROCKWOOL добавляют, что когда речь идет о специфических шумных помещениях (или наоборот, о таких, где принципиальна полная тишина – спальня, рабочий кабинет, бильярдная комната), необходима дополнительная звукоизоляция существующих конструкций по принципе “коробка в коробке”.
“По сути, внутри комнаты конструируется еще одна, но уже из звукопоглощающих плит, например, из каменной ваты. Для таких решений подходят плиты АКУСТИК БАТТС ПРО, разработанные специально для изоляции помещений с высоким уровнем шума: материал соответствует самому высокому классу звукопоглощения «А» для любых толщин. Изоляция будет поглощать шум и вибрации от различного оборудования, исключая дискомфорт в соседних помещениях”, – отмечает Наталья Пахомова.
 

Ошибка четвертая: лестницы

Для удобства ежедневной эксплуатации ступени лестниц как внутри дома, так и снаружи должны быть равной высоты, а на это сильно влияет финишное покрытие и его толщина. Поэтому заливать монолитные лестницы следует исключительно после полного согласования дизайн-проекта и утверждения комплектации.
zooming
Дом во Фламандии
Предоставлено ROCKWOOL

“На одном из наших проектов прораб убедил заказчика, что лестницы нужно заливать одновременно с фундаментом дома. Из-за этой ошибки все ступени в итоге пришлось подливать, причем на высоту больше допустимой. В итоге первая ступенька все же отличалась от остальных, а это значит, что при использовании жильцы постоянно оступаются. При проектировании лестниц нельзя забывать о том, что это потенциально опасное место: ошибка может обернуться не только дискомфортом, но и травмой. Поэтому нельзя забывать о перилах, а если в доме будут проживать пожилые люди – стоит избегать слишком крутого подъема. Кроме того, глубина ступеней лестницы должна обеспечивать комфортный шаг – то есть, нога должна полностью помещаться на проступи. Обычно для этого я рекомендую придерживаться принципа золотого сечения: глубина проступи в 300 мм, а высота подступенка – 150 мм”, – советует Александра Гонта.
 

Ошибка пятая: тактильность

Дома А-класса – это и звуковой комфорт, и климатический, и, конечно же, тактильный: материалы должны быть приятными на ощупь. Именно о последнем элементе при проектировании забывают чаще всего, что впоследствии существенно сказывается на общем ощущении от жилища.
 
“Один из наших заказчиков пришёл с интересной задачей: все материалы отделки в доме должны были быть не только натуральными, но и разнообразными и приятными на ощупь, с разными фактурами. Это касалось и мебели, и полов, и стен. Оказалось, что такой вариант нашим клиентам порекомендовал их психолог, мотивируя это тем, что натуральные фактурные поверхности хорошо помогают снимать стресс”, – рассказывает Александра Гонта.


 
 
О компании
Подразделение ROCKWOOL Russia входит в Группу компаний ROCKWOOL – одного из мировых лидеров в производстве решений из каменной ваты. Продукция применяется для утепления, звукоизоляции и огнезащиты и предназначена для всех видов зданий и сооружений, а также промышленного оборудования. ROCKWOOL оказывает консультационные услуги в области повышения энергоэффективности зданий, поставляет системные решения для утепления фасадов, кровель и огнезащиты, декоративные панели для фасадов, акустические подвесные потолки, звукоизолирующие барьеры для защиты от дорожного шума и антивибрационные панели для железных дорог, субстраты для растениеводства.

Компания ROCKWOOL основана в 1909 году, ее центральный офис находится в Дании. ROCKWOOL принадлежит 51 производственная площадка в Европе, Северной Америке и Азии. Штат насчитывает около 12 000 специалистов. Российские производственные предприятия ROCKWOOL находятся в г. Балашиха, мкрн. Железнодорожный Московской области, в г. Выборг Ленинградской области, в г. Троицк Челябинской области и в ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан).

rockwool.ru

16 Августа 2022

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.