Представительства компаний:
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.

информация:

В первую очередь, стоит разобраться, в каких именно условиях рождаются новые идеи и как устроен креативный процесс с точки зрения работы человеческого мозга. Важно понимать, что креативность – не дар, а навык, который можно развить. За него отвечает не правое полушарие, как принято считать, а весь мозг целиком, поэтому и рабочая среда должна поддерживать всю цепочку мыслительного процесса, а не какую-то отдельную часть.

Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworthоткрыть большое изображение

Существует 4 стадии креативного процесса: подготовка (сбор информации и получение новых знаний), взвешивание (образование связей между текущими знаниями и новой информацией), озарение (появление новой идеи) и верификация (проверка идеи на других).

Этот процесс цикличен, то есть в результате проверки мы получаем обратную связь, на ее основе генерируем новые идеи и оцениваем их, пока эти идеи не будут полностью сформированными и испытанными. Не потратив должного времени на каждую из этих стадий, мы не получим работающую креативную идею.

Со временем этот процесс проходит более естественно, особенно когда мы повышаем свои знания и навыки, следуем правильным рабочим привычкам и понимаем, как сочетать новые идеи и отбирать лучшие. Стоит отметить, что у людей с обширными знаниями по самым разным вопросам чаще рождаются новые идеи. Благодаря своему любопытству у них развивается открытость к новому опыту, что тесно связано с креативностью. Их глубокое понимание различных предметов предоставляет больше «сырья» для новых связей между знаниями, ведущих к новым идеям.

Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworthоткрыть большое изображение

Конвергентное и дивергентное мышление

Существует 2 типа мышления – конвергентное и дивергентное. Первое отвечает за нахождение прямого ответа на конкретный вопрос, что требует знания предварительно усвоенных фактов и методов. А дивергентное мышление – это творческий процесс выработки решения, создание новых идей.

Конвергентное мышление отвечает за две стадии креативного процесса – верификацию и подготовку. В это время мы усваиваем новую информацию, поэтому для данного типа мышления очень важна возможность сфокусироваться. Когда внешняя среда несет в себе множество отвлекающих факторов, нам приходится тратить больше когнитивных усилий, чтобы контролировать свое внимание, а учитывая ограниченность наших когнитивных ресурсов, неподалеку от рабочего места должны быть предусмотрены зоны для отдыха и восстановления энергии.

Отвлекающие факторы могут быть и внутренними, когда нам мешают собственные эмоции. Эксперименты подтверждают, что в состоянии слишком сильного возбуждения или стресса продуктивность при выполнении срочных задач, требующих концентрации, существенно снижается. При этом отсутствие эмоций вообще, то есть скука, тоже негативно сказывается на продуктивности, поскольку в таком состоянии мы не можем долго удерживать внимание. Например, во время совещаний наши мысли нередко уходят в другую сторону, если предмет обсуждения не вызывает интереса. Поэтому для работы в концентрации важно, чтобы задачи сами по себе были увлекательными и сложными, но при этом выполнимыми.

Для задач, задействующих дивергентное мышление, внешние стимулы, напротив, могут оказаться полезными. Стадии взвешивания и озарения проходят в менее сосредоточенном состоянии, и чем больше мы переключаем наше внимание на разные вещи, тем выше вероятность того, что в нашей голове появится новая связь, формирующая свежую идею. То есть для дивергентного мышления нужны зоны с минимальным уровнем приватности, ярким дизайном, открытым видом из окна и объектами вдохновения, которые помогают стимулировать воображение и чаще отвлекаться, несмотря на то, что это может показаться контрпродуктивным.

Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworthоткрыть большое изображение

Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworthоткрыть большое изображение

Стратеги Haworth Ideation Group отмечают, что скука, мешающая обычной сосредоточенной работе, может существенно помочь генерации новых идей. Исследования доказывают, что когда мы пребываем в более расслабленном состоянии, думаем о чем-то отвлеченном или занимаемся рутинной деятельностью, наш мозг в фоновом режиме рассматривает различные варианты решения задач и ищет нужные связи, формируя новые идеи. Поэтому часто озарение приходит внезапно, когда мы делаем что-то неосознанно, например, едем в общественном транспорте или прогуливаемся по улице.

Понимая данный процесс, многие компании создают специальные места, в которых люди смогли бы отвлечься от работы и кратковременно сменить деятельность, чтобы мозг в это время работал над новыми идеями. Например, это могут быть игровые зоны или тренажерный зал. Зная предпочтения своих сотрудников, проще создать подходящее для них пространство, в противном случае есть риск появления решений, которыми никто не будет пользоваться.

К сожалению, не всегда учитывается необходимость создания разнообразных зон, и зачастую в офисах преобладает однотипная планировка – это либо полностью открытое пространство типа open space, либо кабинетная система с высокими барьерами. Для создания благоприятных для инноваций условий необходимо соблюдать баланс между открытыми и закрытыми пространствами, а также стремиться к разнообразию функциональных зон, чтобы каждый сотрудник смог найти для себя оптимальное место, где он может восполнить энергию, поразмышлять над задачей или заняться отвлеченными делами, чтобы поймать вдохновение.

Когда в офисе предусмотрены зоны как для конвергентного, так и для дивергентного мышления, сотрудники могут проходить все стадии креативного процесса, поочередно переключаясь между этими режимами. Эксперты Haworth Ideation Group утверждают, что у каждого человека частота переключения отличается и зависит от нескольких параметров: насколько хорошо он может сконцентрироваться, как много времени ему требуется на отдых и восстановление энергии, объема знаний, которыми он уже обладает, потребности получения дополнительных знаний и текущей стадии креативного процесса.

Согласно исследованиям, 10% самых продуктивных сотрудников, в среднем, берут 15-минутный перерыв после каждого часа сосредоточенной работы. Переключение между режимами может происходить с разной частотой, иногда настолько быстро, что уже невозможно определить, в каком режиме находится человек. Мы поглощаем информацию, придумываем новые идеи и тут же их дорабатываем – и все это не прилагая дополнительных сил. В таком состоянии мы максимально сфокусированы, при этом когнитивные усилия не тратятся на поддержание концентрации, а вместо этого расходуются на поиск новых идей и решений. Таким образом, мы одновременно задействуем конвергентное и дивергентное мышление. При этом мы теряем счет времени, но зато достигаем максимального уровня продуктивности. В такое состояние, называемое «потоком», непросто войти, но при должных навыках, настрое и мотивации, а также соответствующей рабочей среде, поддерживающей все необходимые условия и типы деятельности, оно достигается гораздо легче.

Командная работа

Для того, чтобы дополнить наши идеи и проверить их полезность и оригинальность, нам необходимо взаимодействие с другими людьми. То есть креативный процесс затрагивает не только индивидуальную, но и командную работу, в ходе которой происходит обмен знаниями.

Для успешной командной креативной работы все участники процесса должны быть хорошо знакомы друг с другом, иметь опыт общения, общие воспоминания и историю взаимоотношений. Более открытое межличностное общение и хорошие отношения между коллегами способствуют легкому и откровенному выражению своих мыслей и идей. Сотрудники не боятся правдиво обсуждать и оценивать предложения, а также слышать критику в ответ.

Препятствовать доверительному общению может организационная культура компании, в которой ошибки осуждаемы и наказуемы. Люди в таком случае не решаются взять на себя ответственность и проявить инициативу. Когда же в компании ценятся новые идеи, а к ошибкам относятся как к полезному опыту, получаемому после неудачи, сотрудники не боятся высказывать то, что в других условиях они бы не озвучили.

Таким образом, для создания эффективной творческой среды необходимы не только зоны для командной работы, где могут быть решены функциональные задачи, но и социальные пространства, способствующие неформальному общению и улучшению командного духа в компании.

Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworthоткрыть большое изображение

Помимо этого, согласно исследованию Haworth Ideation Group, креативность сотрудников выше всего в тех компаниях или отделах, в которых в меньшей степени выражена иерархия. То есть для эффективной разработки инноваций следует стремиться к созданию небольших команд и рабочих групп с горизонтальной структурой управления, которые взаимодействуют между собой в пределах организации, а также с внешними агентами, в результате чего возникает больше взаимодействий и связей между объектами знаний.

Организация пространства для креативного процесса

Создавая зоны для работы в концентрации, нужно не только обеспечить полную или частичную приватность, но и предоставить пользователю возможность самому настраивать место под себя и свои рабочие предпочтения, чтобы максимально эффективно расходовать когнитивные ресурсы. Для этого стоит обратить внимание на следующие четыре пункта.

Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworthоткрыть большое изображение

Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworthоткрыть большое изображение

Ограждение. Защита от отвлекающих факторов, мешающих сосредоточиться, включающая визуальные барьеры (стены, перегородки), информационные предупреждения (знаки «не беспокоить») или акустические преграды (наушники или достаточная дистанция от источника шума).

Доступ к информации. Обеспечение пространства цифровыми и физическими материалами (книгами, журналами, дизайнерскими объектами) для того, чтобы сотрудники получали новую информацию или освежали в памяти уже имеющиеся знания.

Визуализация. Достаточное количество поверхностей для визуального отображения информации, записей, аргументации и визуальной коммуникации.

Коммуникации. Общение через медиа-решения или личное взаимодействие с другими коллегами для обмена мнениями по конкретной тематике.

При наличии подобных атрибутов у пользователя будет выбор, какие инструменты ему использовать и каким образом. Например, доступ к информации важнее для индивидуальной работы, тогда как визуализация чаще применяется для группового обсуждения.

Пространство для отдыха и пополнения сил должно предоставлять сотрудникам выбор места и времени. Некоторые предпочитают короткие паузы, чтобы быстро отвлечься, передохнуть и вернуться к выполнению задачи, другим необходимо больше времени на восстановление, для чего требуются отдельные зоны для индивидуального или группового отдыха. Организация этих зон зависит от того, какие способы «перезарядки» выбирают сотрудники и как много времени им на это нужно. Учитывая различные индивидуальные особенности сотрудников, необходимо обеспечить разнообразие зон отдыха и регенерации, чтобы каждый сотрудник нашел максимально комфортное для себя место.

Рабочее пространство © Haworth
Рабочее пространство © Haworth

Контроль пользователя над пространством в зонах для отдыха гораздо менее важен, чем в зонах для сосредоточенной работы. Но при этом необходимо обеспечить их базовыми инструментами для визуализации и коммуникаций, например, Wi-Fi и доской для записей, на случай, если появится новая идея, которой захочется поделиться.

Чтобы не нагружать когнитивные ресурсы сотрудников, которые лучше направить на креативный процесс, навигация в пространстве должна быть простой и интуитивной. Это касается не только мест для сосредоточенной работы или отдыха, но и для всего офиса вообще. Для этого каждая зона выделяется особым цветом, надписью, графикой, архитектурным элементом. Также сотрудникам должно быть сразу понятно назначение того или иного пространства и какой тип деятельности в нем лучше выполнять. Это позволит не отвлекаться на ненужные мысли или на долгие поиски подходящей зоны, а сразу направят когнитивные усилия в конструктивное русло.

Таким образом, создание офисной среды для эффективной творческой работы заключается не только в разработке креативного вдохновляющего интерьера. Это комплексный процесс, в результате которого необходимо предусмотреть необходимое количество различных функциональных зон с разным уровнем приватности и акустического комфорта как для индивидуальной, так и для групповой работы, а также многообразие мест для регенерации и коллективного отдыха, способствующего повышению командного духа компании.
Партнерский материал
comments powered by HyperComments

новости

Другие статьи:

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России
12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
Капремонт системы отопления без сварки
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.

Новости компаний: