Опыт Архитектурного бюро АПРЕЛЬ: интервью с Галиной Волжанской

Технологии Реклама
mainImg
Архитектурное бюро «АПРЕЛЬ» специализируется на работе в исторической среде, включающей в себя как новое строительство, так и проекты реконструкции и приспособления под современное использование существующей застройки и общественных пространств. Молодые специалисты в команде бюро открыты новым технологиям и возможностям, выстраивают современные рабочие процессы.  О работе в Archicad, передовых инструментах Teamwork и возможностях роста в сфере архитектурного проектирования рассказала управляющий партнёр АБ «АПРЕЛЬ» Галина Волжанская.
Сайт бюро: www.aprelarchitects.com
Галина Волжанская, управляющий партнёр АБ «АПРЕЛЬ»

Расскажите об истории компании, о значимых и наиболее интересных проектах?
Наше бюро существует с июня 2019 года. Мы долго не решались открыть свое дело, но в какой-то момент увидели столько потенциальных проектов, что были, если можно так сказать, вынуждены стартовать. Помню, через четыре месяца после основания АБ «АПРЕЛЬ», меня пригласили с лекцией на мероприятие «Открытый город». На тот момент у нас, совсем молодого бюро, было восемь текущих проектов. Из тех проектов: три реализованы, один получил согласование в Москомархитектуре, остальные так или иначе получили развитие.

Конкурс на мастер-план Дербента, который мы тогда только начинали, получил продолжение в большой работе по Дизайн-коду и Регламентам. В итоге мы также выполнили рабочий проект благоустройства одной из главных улиц в соответствии с Дизайн-кодом. Долгий путь от конкурсной концепции до реализации для нас не редкость, ведь мы работаем с историческим наследием, а в этом деле необходимо терпение.
Пилотный проект благоустройства улиц Таги-Задэ/Пугина в г. Дербент, выполненный в рамках реализации Мастер-плана. Рабочий проект полностью разработан в BIM среде Archicad. Визаулизация – Lumion
Дизайн-код элементов благоустройства и информационных конструкций, разработанный совместно с компанией “Новая Земля« и бюро »Практика". Библиотека элементов и визуализация выполнена в Archicad

Наше бюро изначально состояло из четырёх партнеров: Михаила Разумовского, Натальи Бавыкиной, Алексея Фатькина и меня, Галины Волжанской. Сейчас наша команда насчитывает от 12 до 15 человек, в зависимости от объемов и задач проектов. В портфолио бюро – 33 успешно выполненных проекта.
 
В чем особенности архитектурных и дизайнерских решений в рамках работы в малых городах?
Когда делаешь проект для города, кажется, что это проект «без заказчика». Но это не совсем так. Важно, чтобы решения, особенно по функциональной организации пространства, нашли отклик у будущих пользователей. С моей точки зрения, идеальный проект благоустройства в малом городе должен отвечать ряду требований:
1. Проект должен решать максимальное количество городских проблем. Это могут быть как очевидные проблемы транспортной организации, так и более глубокие проблемы утраты важных городских смыслов. Например, когда мы работали с центральной площадью г. Рославль в Смоленской области, мы сначала никак не могли понять, что с ней не так, и после кропотливого исследования выяснилось, что историческую площадь в советское время превратили в парк, а на месте существующей площади раньше был городской квартал. До того, как город приобрел регулярную планировку, через это место по диагонали проходила важная транспортная связь. Все это мы отразили в проекте.
Концепция благоустройство исторического центра г. Рославль Смоленской области. Схемы сценариев использования территория проекта выполнены с помощью инструмента 3D-Документа с использованием фильтров реконструкции и инструментов графической замены

2. Создаваемое пространство должно стать любимым местом для горожан, провоцировать развитие городской активности, бизнеса, общественной жизни. Для того, чтобы получить этот эффект, необходимо до начала разработки концепции изучить потребности тех, кто будет пользоваться пространством. Мы работаем с социологами, проводим соучаствующее проектирование, на протяжении всей детальной разработки проекта общаемся с лидерами социальных групп.

3. Немаловажная составляющая – решения, заложенные проектом, должны быть подъемными по сложности и стоимости для реализации, и последующего обслуживания территории муниципалитетом.

4. Одно из самых главных требований, и оно вступает в своеобразный конфликт с предыдущими, это необходимость создать пространство «на вырост». Если сделать проект полностью понятный для города, и опирающийся на запросы горожан сегодня, то он морально устареет уже на следующий день после реализации. Важно понимать, что одна из задач архитектора – быть носителем мирового опыта, и обогащать им проект, в том случае, когда опыта заказчика недостаточно для формирования релевантной повестки.
 
У вас молодая и креативная команда, что вас объединяет? Какие качества вы бы назвали ключевыми для совместной работы? Расскажите о командной работе над проектами в Archicad?
Я бы сказала, что нас объединяет то, что все мы находимся в стадии роста. Наше бюро занимало лидирующие места на международных и российских конкурсах, выступая самостоятельно и в составе консорциумов. Но несмотря на признание коллег и архитектурного сообщества, мы все еще видим себя в начале пути к тому уровню мастерства, которого мы хотим достигнуть. Хотелось бы сохранить эту тенденцию. У нас демократичная команда, в том смысле, что мы всегда открыты к идеям друг друга, и стараемся обсуждать и улучшать проект до последнего. Это, кстати, ответ на вопрос, который нам часто задают – «как вы управляете бюро вчетвером?» – для нас всегда на первом месте результат, проект, а не амбиции одного человека.

Командная работа (Teamwork) в Archicad отражает идеологию нашей командной работы на 100% и даже больше. Иногда, функционал Teamwork диктует паттерны поведения в команде, а не наоборот, тем самым привнося в работу еще больше эффективности. Сейчас сложно сказать, какие правила командной работы мы внедрили сами, а какие переняли из преднастроенных правил Teamwork, в любом случае вместе это работает как одна слаженная система.

С помощью Teamwork Archicad, которым мы пользовались с первых дней работы фирмы, у нас получился довольно успешный опыт перехода на удаленную работу весной прошлого года. Мы, как и многие, сидели в офисе до последнего дня, когда это было возможно. И тут, в пятницу все сотрудники закрыли проекты и уехали по домам, а в воскресенье мы понимаем, что в понедельник в офис уже никто не выйдет. За один день мы развезли всем по домам компьютеры, и уже на следующий день как ни в чем не бывало продолжили работу над проектами. На реорганизацию работы офиса на удаленный формат работы мы не потратили даже пяти минут. Teamwork и облачный сервер были внедрены в нашу работу изначально, они и позволили переключиться мгновенно на удалённый формат. В этот период в среде Teamwork начинался масштабный проект благоустройства набережной в г. Ангарск, в процессе нескольких месяцев работы, над которым, постепенно практически полностью сменился состав команды, но благодаря работе в шаблоне по общим правилам бюро, не приходилось спрашивать у предыдущих участников, что в каком слое и тому подобное, включение в проект происходило интуитивно, понятно и без потерь по времени.
Дизайн-проект участка набережной реки Китой в г. Ангарск, Иркутская область
Проекции фасадов, снятые с 3D-модели Archicad фрагмента проекта набережной реки Китой

Изначально, выбирая политику работы с данными, мы ориентировались на гибкую модель, где сотрудник в удаленном режиме или в поездке должен иметь весь тот же функционал, который он имеет в офисе. Я с ужасом вспоминаю времена, когда перед поездкой в командировку, нужно было копировать проект на флешку, а после приезда вручную копировать в файл на сервере внесенные на ноутбуке изменения, предварительно попросив всех этот файл закрыть. У меня не укладывается в голове, что многие бюро работают так до сих пор.

Думаю, интересующиеся BIM-технологиями знакомы с диаграммой Патрика МакЛими о разнице в подходах ведения проекта. Я бы сказала, что эта диаграмма применима для макро-масштаба внутри всего жизненного цикла бюро. Когда на начальном этапе ты вкладываешь существенные временные и денежные ресурсы (в том числе, оплачивая сотрудникам курсы Archicad) в то, чтобы внедрить в бюро систему работы в Teamwork, то первые проекты после внедрения разрабатываются, чуть дольше чем могли бы. Но далее, после выхода на стабильный уровень, эффективность всей команды постоянно растет. И разумно планировать этот долгосрочный рост, так бюро будет развиваться и оставаться конкурентоспособным.
 
Каким образом организована BIM-координация в компании?
В нашем бюро разработаны несколько шаблонов – шаблон для Благоустройства, Интерьера, Архитектуры. В данный момент ведется работа по дополнительной настройке шаблонов. Так как у нас небольшое бюро, и нет должности BIM-менеджера в чистом виде, этим занимается один из управляющих партнеров – конкретно я. В шаблоне удалены все лишние элементы (большинство родных покрытий, например) преднастроенная 2D- и 3D-графика, основные строительные материалы и покрытия, слои, настройка шрифтов, макетов. Так же есть отдельный файл manual по наименованию слоев, где есть расширенная версия слоев и описания по правилам их компоновки и наименованию.

Дополнительно у нас есть база видео-уроков, записанных внутри нашего бюро для более сложных операций.

Расскажите о рабочей цепочке: какие этапы и процессы вы выполняете, какие инструменты можно назвать главными в вашей работе?
Проекты, которые ведет наше бюро очень разнообразны. Попробую выделить основные принципы работы, которые характерны для всех проектов.
1. Первый этап в каждом проекте – определение стратегии работы, выбор подходящего шаблона, решение о том, будет ли проект вестись в едином файле, или будут использоваться вложенные модули, которые будут в дальнейшем собираться в один файл.  Грамотное планирование на данном этапе в дальнейшем поможет сэкономить время и ресурсы.

Ведущий архитектор заполняет “Информацию о проекте” в среде Archicad. У архитекторов не всегда есть доступ к номеру договора или информации о заказчиках, эти данные хранятся в папке с ограниченными правами доступа.

2. Следующий этап – анализ исходных данных. мы подгружаем в среду Archicad все имеющиеся карты, планы БТИ, топосъемки в одном масштабе и с одним координатами. Раньше мы создавали для этого слои, сейчас мы пользуемся инструментом “Рабочий лист” и храним все подложки на разных рабочих листах в слое Archicad чтобы было удобно переключать фоновое изображение, не меняя текущую комбинацию слоев.

3. Даже на стадии концепции мы всегда делаем подробную модель окружения, на сколько это возможно, сразу работая в предназначенных для этого слоях. В шаблоне есть верхняя подгруппа слоев “Концепция”, а также небольшой базовый набор строительных материалов и покрытий “Архитектура”, “Объекты”, “Детали” чтобы можно было быстро начать проектировать. После согласования концепции объекты раскладываются по соответствующим слоям и далее детализируются в многослойные конструкции и т.п.

4. Абсолютно все проекты в бюро ведутся в Archicad Teamwork. В некоторых проектах даже значительная часть подачи создается в среде программы через 3D-документ с незначительной последующей обработкой. В зависимости от степени детальности проекта разрабатываются узлы, детали, обсчитываются ведомости.
  • zooming
    1 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Стадия Эскизного проекта. Схема второго этапа реализации
  • zooming
    2 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Стадия Рабочего проекта. Пошаговая схема возведения игрового домика с маркировкой элементов, в связке с интерактивной спецификацией (с помощью ID элементов в Archicad)
  • zooming
    3 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Реализация 1-го и 2-го этапов проекта

Как давно вы работаете в Archicad? Какой версией пользуетесь сейчас и с какой начали?
Наше бюро работает в Archicad с основания, мы изначально выбрали этот инструмент для работы. Лично я работаю в программе с 2008 года. Мы долго работали в 22-й версии, только сейчас начинаем переходить на 24.
Работаете ли вы с BIM-моделями в Archicad? Есть ли у вас лично любимая «фишка» Archicad, если да, то какая? Любимый инструмент, эффект, функция?
В принципе, все модели Archicad в той или иной степени BIM, только с разной степенью подробности. Даже загруженная бесплатная модель 3D Warehouse из SketchUp при добавлении параметра стоимости от производителя становится BIM-моделью.

В трехмерном проектировании все взаимосвязано и наглядно. Не может быть такого что на плане колонны одного сечения, на разрезе другого, а на 3D-проекции вообще в другом месте.

Думаю каждый, кому приходилось работать в AutoCAD, оценил масштабирование в Archicad. То, что можно менять масштабы чертежей, при этом контролировать реальный физический размер шрифта и толщины линий – это позволяет почувствовать себя действительно проектировщиком, а не техником, который делает рутинные действия. Вообще все, что автоматизирует рутинные операции, которые раньше архитекторы вынуждены были делать самостоятельно приводит в восторг. Но по-настоящему любимая “фишка” Archicad – это конечно Teamwork. Я вообще с большим трудом работаю в программах, в которых этой функции нет.
 
Расскажите о работе с шаблонами и библиотеками в Archicad?
Впервые я задумалась о шаблоне для Archicad, и даже был опыт покупки готового шаблона в интернете около десяти лет назад. Но оказалось, что чужой шаблон не подходит для работы и необходимо разрабатывать свой. Хотя некоторые приемы из приобретенного шаблона я позаимствовала.

На создание и отладку системы хранения рабочих файлов и папок у меня ушло больше года. Шаблон Archicad, которым мы пользуемся сейчас, тоже разрабатывался несколько месяцев на базе удачных проектов, и продолжает дорабатываться. Работа с шаблоном – это непрерывный процесс, который требует постоянного мониторинга. 

Хочется добавить, что для нас была важна графическая составляющая рабочей среды проекта и создаваемых элементов, чтобы процесс работы проходил в приятной атмосфере, и презентовать работу на промежуточных этапах можно было прямо из 3D окна Archicad, не делая дополнительный графических настроек и рендеров. В шаблоне настроены материалы, наборы перьев для быстрого создания красивых чертежей и концептуальных схем.
 
Работы по реконструкции – это всегда уникальные проекты, требующие оригинальных и нестандартных подходов и решений. Насколько среда Archicad отвечает именно нетиповым задачам?
В Archicad все очень продуманно. Важно не пытаться использовать приемы, которые по привычке приходят из опыта работы в менее универсальных программах. Например, у нас запрещено использовать слои “Сущ Пол..” “Демонтаж..”. Разбивка на фильтры реконструкции происходит родными инструментами Archicad.

Тем не менее, иногда приходится находить нестандартное применение привычным инструментам. Например, при разработке благоустройства территории бывшего Рязанского ВДНХ, после подсчета укрупненной сметы проекта, было принято решение разбить его на этапы, с этой целью в файле Archicad были созданы дополнительный фильтры реконструкции по количеству этапов. Способ оказался очень удобным, и уже в следующем проекте с помощью фильтров реконструкции мы реализовали работы с несколькими вариантами дизайна в одном файле. В отличии от использования слоев с вариантами, элементы не пересекаются со скрытыми вариантами, все они находятся в своих слоях. Фильтры с неактуальными вариантами можно удалить одним щелчком мыши, не вычищая модель.
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Схема функционального зонирования и благоустройства территории.

В данном проекте в единый файл с благоустройством территории были подгружены файлы павильонов связанными модулями. Этот способ помогает не работать в общем файле с видами и проекциями отдельных павильонов, что значительно оптимизирует работу. 
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Экстерьер одного из павильонов
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Интерьер одного из павильонов

Оцените эффективность Archicad по итогам выполнения проектов? Насколько работа с ним отвечает задачам АБ «АПРЕЛЬ»?
Специфика нашего бюро в том, что у нас нет специализации на определенной стадии работы. Мы разрабатываем как небольшие концепции, так и рабочие проекты с детализацией, как интерьеры, так и проекты благоустройства территории, протяженностью в несколько километров. По моему опыту, Archicad, самый гибкий софт, который позволяет реализовать все наши задачи.
  • zooming
    1 / 3
    Концепция развития территории исторического поселения Ферапонтово, Вологодской обл. 2019
  • zooming
    2 / 3
    Рабочий проект реконструкции с приспособлением сельского клуба в историческом поселении Ферапонтово, Вологодской обл. 2020
  • zooming
    3 / 3
    Процесс реализации проекта в историческом поселении Ферапонтово, Вологодской обл. 2021

Поначалу функционал Archicad может показаться избыточным для концептуального проектирования, но всё это регулируется грамотной настройкой шаблона. В нём, в числе прочего, удаляются неиспользуемые спецификации, многослойные конструкции, дерево макетов, которые утяжеляют файл и делают сложной навигацию в программе.

SketchUp и AutoCAD позволяют быстро создать концепцию, но эта скорость потом нивелируется временными затратами на перенос в Archicad для выполнения последующих стадий проекта. Более того, когда архитекторы работают все время в одной среде, они чувствуют себя увереннее, выполняют задачи быстрее, и в итоге работа с Archicad оказывается более эффективной. Конечно, наши сотрудники создают объекты в SketchUp, и импортируют их в Archicad, превращая в родные элементы программы, или оставляя библиотечными объектами без изменений. Но я замечаю, что все со временем переходят на использования Archicad для решения полного спектра задач. В программе удобно реализована возможность импорта практически любых форматов, что делает быстрой загрузку моделей от производителя, или из открытых источников.

Если нам требуется визуализация проекта, то в некоторых случаях мы делаем визуализацию штатными средствами Archicad, но это скорее исключение. Обычно экспортируем модель в Lumion, реже 3ds Max + Corona. Всё зависит от конкретных задач.

Приятно видеть, что Archicad развивается, и многие функции, которых раньше не хватало в работе, уже реализовались в текущих версиях программы.

В будущих версиях хотелось бы иметь штатный инструмент для вариативности проекта. Также было бы здорово иметь обратную связку при изменении настройках Избранного, чтобы примененные свойства в проекте соответственно менялись (например, шрифт и размер шрифта в проекте).
 
Что вас вдохновляет в работе архитектора?
Я просто люблю свою работу, она вдохновляет меня сама по себе. Конечно, за этим кроются огромные усилия многих лет по формированию нашей прекрасной команды, созданию атмосферы для работы, по выбору специфической сферы деятельности внутри обширной профессии архитектора, которая полностью отражает мои личные убеждения и интересы, как следствие – тщательный выбор проектов, за которые мы готовы браться. Сейчас, я с радостью могу отметить, что уже «наши» проекты начинают находить нас, а не наоборот. 

Невозможно остаться равнодушным, когда видишь, что пространство, которое ты реализовал, живет, им пользуются люди, оно приносит радость. Это стоит всех усилий, затраченных на проект.
  • zooming
    Благоустройство территории исторического ансамбля села Николо-Березовка, Республика Башкортостан. Концепция, и детальная разработка проекта выполнены в Archicad
  • zooming
    Благоустройство территории исторического ансамбля села Николо-Березовка, Республика Башкортостан. Концепция, и детальная разработка проекта выполнены в Archicad

Я бы сказала, что цель нашего бюро – повышать уровень идеи и качество реализаций в наших проектах, и минимизировать количество рутинных, неэффективных действий на этом пути.

Поначалу нам казалось, что нужно стремится принимать участие в “громких” проектах, сейчас я склоняюсь к тому, что любой проект можно сделать “громким” за счет высокого качества, внимания к деталям, тонкости подхода к решению проектных задач. Мы работаем в прекрасное время, когда общество ценит не только формальные достижения, но и мастерство чувствовать пространство, трепетно относится к контексту, работать со смыслами.
 
 

03 Февраля 2022

Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.