Опыт Архитектурного бюро АПРЕЛЬ: интервью с Галиной Волжанской

Технологии Реклама
mainImg
Архитектурное бюро «АПРЕЛЬ» специализируется на работе в исторической среде, включающей в себя как новое строительство, так и проекты реконструкции и приспособления под современное использование существующей застройки и общественных пространств. Молодые специалисты в команде бюро открыты новым технологиям и возможностям, выстраивают современные рабочие процессы.  О работе в Archicad, передовых инструментах Teamwork и возможностях роста в сфере архитектурного проектирования рассказала управляющий партнёр АБ «АПРЕЛЬ» Галина Волжанская.
Сайт бюро: www.aprelarchitects.com
Галина Волжанская, управляющий партнёр АБ «АПРЕЛЬ»

Расскажите об истории компании, о значимых и наиболее интересных проектах?
Наше бюро существует с июня 2019 года. Мы долго не решались открыть свое дело, но в какой-то момент увидели столько потенциальных проектов, что были, если можно так сказать, вынуждены стартовать. Помню, через четыре месяца после основания АБ «АПРЕЛЬ», меня пригласили с лекцией на мероприятие «Открытый город». На тот момент у нас, совсем молодого бюро, было восемь текущих проектов. Из тех проектов: три реализованы, один получил согласование в Москомархитектуре, остальные так или иначе получили развитие.

Конкурс на мастер-план Дербента, который мы тогда только начинали, получил продолжение в большой работе по Дизайн-коду и Регламентам. В итоге мы также выполнили рабочий проект благоустройства одной из главных улиц в соответствии с Дизайн-кодом. Долгий путь от конкурсной концепции до реализации для нас не редкость, ведь мы работаем с историческим наследием, а в этом деле необходимо терпение.
Пилотный проект благоустройства улиц Таги-Задэ/Пугина в г. Дербент, выполненный в рамках реализации Мастер-плана. Рабочий проект полностью разработан в BIM среде Archicad. Визаулизация – Lumion
Дизайн-код элементов благоустройства и информационных конструкций, разработанный совместно с компанией “Новая Земля« и бюро »Практика". Библиотека элементов и визуализация выполнена в Archicad

Наше бюро изначально состояло из четырёх партнеров: Михаила Разумовского, Натальи Бавыкиной, Алексея Фатькина и меня, Галины Волжанской. Сейчас наша команда насчитывает от 12 до 15 человек, в зависимости от объемов и задач проектов. В портфолио бюро – 33 успешно выполненных проекта.
 
В чем особенности архитектурных и дизайнерских решений в рамках работы в малых городах?
Когда делаешь проект для города, кажется, что это проект «без заказчика». Но это не совсем так. Важно, чтобы решения, особенно по функциональной организации пространства, нашли отклик у будущих пользователей. С моей точки зрения, идеальный проект благоустройства в малом городе должен отвечать ряду требований:
1. Проект должен решать максимальное количество городских проблем. Это могут быть как очевидные проблемы транспортной организации, так и более глубокие проблемы утраты важных городских смыслов. Например, когда мы работали с центральной площадью г. Рославль в Смоленской области, мы сначала никак не могли понять, что с ней не так, и после кропотливого исследования выяснилось, что историческую площадь в советское время превратили в парк, а на месте существующей площади раньше был городской квартал. До того, как город приобрел регулярную планировку, через это место по диагонали проходила важная транспортная связь. Все это мы отразили в проекте.
Концепция благоустройство исторического центра г. Рославль Смоленской области. Схемы сценариев использования территория проекта выполнены с помощью инструмента 3D-Документа с использованием фильтров реконструкции и инструментов графической замены

2. Создаваемое пространство должно стать любимым местом для горожан, провоцировать развитие городской активности, бизнеса, общественной жизни. Для того, чтобы получить этот эффект, необходимо до начала разработки концепции изучить потребности тех, кто будет пользоваться пространством. Мы работаем с социологами, проводим соучаствующее проектирование, на протяжении всей детальной разработки проекта общаемся с лидерами социальных групп.

3. Немаловажная составляющая – решения, заложенные проектом, должны быть подъемными по сложности и стоимости для реализации, и последующего обслуживания территории муниципалитетом.

4. Одно из самых главных требований, и оно вступает в своеобразный конфликт с предыдущими, это необходимость создать пространство «на вырост». Если сделать проект полностью понятный для города, и опирающийся на запросы горожан сегодня, то он морально устареет уже на следующий день после реализации. Важно понимать, что одна из задач архитектора – быть носителем мирового опыта, и обогащать им проект, в том случае, когда опыта заказчика недостаточно для формирования релевантной повестки.
 
У вас молодая и креативная команда, что вас объединяет? Какие качества вы бы назвали ключевыми для совместной работы? Расскажите о командной работе над проектами в Archicad?
Я бы сказала, что нас объединяет то, что все мы находимся в стадии роста. Наше бюро занимало лидирующие места на международных и российских конкурсах, выступая самостоятельно и в составе консорциумов. Но несмотря на признание коллег и архитектурного сообщества, мы все еще видим себя в начале пути к тому уровню мастерства, которого мы хотим достигнуть. Хотелось бы сохранить эту тенденцию. У нас демократичная команда, в том смысле, что мы всегда открыты к идеям друг друга, и стараемся обсуждать и улучшать проект до последнего. Это, кстати, ответ на вопрос, который нам часто задают – «как вы управляете бюро вчетвером?» – для нас всегда на первом месте результат, проект, а не амбиции одного человека.

Командная работа (Teamwork) в Archicad отражает идеологию нашей командной работы на 100% и даже больше. Иногда, функционал Teamwork диктует паттерны поведения в команде, а не наоборот, тем самым привнося в работу еще больше эффективности. Сейчас сложно сказать, какие правила командной работы мы внедрили сами, а какие переняли из преднастроенных правил Teamwork, в любом случае вместе это работает как одна слаженная система.

С помощью Teamwork Archicad, которым мы пользовались с первых дней работы фирмы, у нас получился довольно успешный опыт перехода на удаленную работу весной прошлого года. Мы, как и многие, сидели в офисе до последнего дня, когда это было возможно. И тут, в пятницу все сотрудники закрыли проекты и уехали по домам, а в воскресенье мы понимаем, что в понедельник в офис уже никто не выйдет. За один день мы развезли всем по домам компьютеры, и уже на следующий день как ни в чем не бывало продолжили работу над проектами. На реорганизацию работы офиса на удаленный формат работы мы не потратили даже пяти минут. Teamwork и облачный сервер были внедрены в нашу работу изначально, они и позволили переключиться мгновенно на удалённый формат. В этот период в среде Teamwork начинался масштабный проект благоустройства набережной в г. Ангарск, в процессе нескольких месяцев работы, над которым, постепенно практически полностью сменился состав команды, но благодаря работе в шаблоне по общим правилам бюро, не приходилось спрашивать у предыдущих участников, что в каком слое и тому подобное, включение в проект происходило интуитивно, понятно и без потерь по времени.
Дизайн-проект участка набережной реки Китой в г. Ангарск, Иркутская область
Проекции фасадов, снятые с 3D-модели Archicad фрагмента проекта набережной реки Китой

Изначально, выбирая политику работы с данными, мы ориентировались на гибкую модель, где сотрудник в удаленном режиме или в поездке должен иметь весь тот же функционал, который он имеет в офисе. Я с ужасом вспоминаю времена, когда перед поездкой в командировку, нужно было копировать проект на флешку, а после приезда вручную копировать в файл на сервере внесенные на ноутбуке изменения, предварительно попросив всех этот файл закрыть. У меня не укладывается в голове, что многие бюро работают так до сих пор.

Думаю, интересующиеся BIM-технологиями знакомы с диаграммой Патрика МакЛими о разнице в подходах ведения проекта. Я бы сказала, что эта диаграмма применима для макро-масштаба внутри всего жизненного цикла бюро. Когда на начальном этапе ты вкладываешь существенные временные и денежные ресурсы (в том числе, оплачивая сотрудникам курсы Archicad) в то, чтобы внедрить в бюро систему работы в Teamwork, то первые проекты после внедрения разрабатываются, чуть дольше чем могли бы. Но далее, после выхода на стабильный уровень, эффективность всей команды постоянно растет. И разумно планировать этот долгосрочный рост, так бюро будет развиваться и оставаться конкурентоспособным.
 
Каким образом организована BIM-координация в компании?
В нашем бюро разработаны несколько шаблонов – шаблон для Благоустройства, Интерьера, Архитектуры. В данный момент ведется работа по дополнительной настройке шаблонов. Так как у нас небольшое бюро, и нет должности BIM-менеджера в чистом виде, этим занимается один из управляющих партнеров – конкретно я. В шаблоне удалены все лишние элементы (большинство родных покрытий, например) преднастроенная 2D- и 3D-графика, основные строительные материалы и покрытия, слои, настройка шрифтов, макетов. Так же есть отдельный файл manual по наименованию слоев, где есть расширенная версия слоев и описания по правилам их компоновки и наименованию.

Дополнительно у нас есть база видео-уроков, записанных внутри нашего бюро для более сложных операций.

Расскажите о рабочей цепочке: какие этапы и процессы вы выполняете, какие инструменты можно назвать главными в вашей работе?
Проекты, которые ведет наше бюро очень разнообразны. Попробую выделить основные принципы работы, которые характерны для всех проектов.
1. Первый этап в каждом проекте – определение стратегии работы, выбор подходящего шаблона, решение о том, будет ли проект вестись в едином файле, или будут использоваться вложенные модули, которые будут в дальнейшем собираться в один файл.  Грамотное планирование на данном этапе в дальнейшем поможет сэкономить время и ресурсы.

Ведущий архитектор заполняет “Информацию о проекте” в среде Archicad. У архитекторов не всегда есть доступ к номеру договора или информации о заказчиках, эти данные хранятся в папке с ограниченными правами доступа.

2. Следующий этап – анализ исходных данных. мы подгружаем в среду Archicad все имеющиеся карты, планы БТИ, топосъемки в одном масштабе и с одним координатами. Раньше мы создавали для этого слои, сейчас мы пользуемся инструментом “Рабочий лист” и храним все подложки на разных рабочих листах в слое Archicad чтобы было удобно переключать фоновое изображение, не меняя текущую комбинацию слоев.

3. Даже на стадии концепции мы всегда делаем подробную модель окружения, на сколько это возможно, сразу работая в предназначенных для этого слоях. В шаблоне есть верхняя подгруппа слоев “Концепция”, а также небольшой базовый набор строительных материалов и покрытий “Архитектура”, “Объекты”, “Детали” чтобы можно было быстро начать проектировать. После согласования концепции объекты раскладываются по соответствующим слоям и далее детализируются в многослойные конструкции и т.п.

4. Абсолютно все проекты в бюро ведутся в Archicad Teamwork. В некоторых проектах даже значительная часть подачи создается в среде программы через 3D-документ с незначительной последующей обработкой. В зависимости от степени детальности проекта разрабатываются узлы, детали, обсчитываются ведомости.
  • zooming
    1 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Стадия Эскизного проекта. Схема второго этапа реализации
  • zooming
    2 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Стадия Рабочего проекта. Пошаговая схема возведения игрового домика с маркировкой элементов, в связке с интерактивной спецификацией (с помощью ID элементов в Archicad)
  • zooming
    3 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Реализация 1-го и 2-го этапов проекта

Как давно вы работаете в Archicad? Какой версией пользуетесь сейчас и с какой начали?
Наше бюро работает в Archicad с основания, мы изначально выбрали этот инструмент для работы. Лично я работаю в программе с 2008 года. Мы долго работали в 22-й версии, только сейчас начинаем переходить на 24.
Работаете ли вы с BIM-моделями в Archicad? Есть ли у вас лично любимая «фишка» Archicad, если да, то какая? Любимый инструмент, эффект, функция?
В принципе, все модели Archicad в той или иной степени BIM, только с разной степенью подробности. Даже загруженная бесплатная модель 3D Warehouse из SketchUp при добавлении параметра стоимости от производителя становится BIM-моделью.

В трехмерном проектировании все взаимосвязано и наглядно. Не может быть такого что на плане колонны одного сечения, на разрезе другого, а на 3D-проекции вообще в другом месте.

Думаю каждый, кому приходилось работать в AutoCAD, оценил масштабирование в Archicad. То, что можно менять масштабы чертежей, при этом контролировать реальный физический размер шрифта и толщины линий – это позволяет почувствовать себя действительно проектировщиком, а не техником, который делает рутинные действия. Вообще все, что автоматизирует рутинные операции, которые раньше архитекторы вынуждены были делать самостоятельно приводит в восторг. Но по-настоящему любимая “фишка” Archicad – это конечно Teamwork. Я вообще с большим трудом работаю в программах, в которых этой функции нет.
 
Расскажите о работе с шаблонами и библиотеками в Archicad?
Впервые я задумалась о шаблоне для Archicad, и даже был опыт покупки готового шаблона в интернете около десяти лет назад. Но оказалось, что чужой шаблон не подходит для работы и необходимо разрабатывать свой. Хотя некоторые приемы из приобретенного шаблона я позаимствовала.

На создание и отладку системы хранения рабочих файлов и папок у меня ушло больше года. Шаблон Archicad, которым мы пользуемся сейчас, тоже разрабатывался несколько месяцев на базе удачных проектов, и продолжает дорабатываться. Работа с шаблоном – это непрерывный процесс, который требует постоянного мониторинга. 

Хочется добавить, что для нас была важна графическая составляющая рабочей среды проекта и создаваемых элементов, чтобы процесс работы проходил в приятной атмосфере, и презентовать работу на промежуточных этапах можно было прямо из 3D окна Archicad, не делая дополнительный графических настроек и рендеров. В шаблоне настроены материалы, наборы перьев для быстрого создания красивых чертежей и концептуальных схем.
 
Работы по реконструкции – это всегда уникальные проекты, требующие оригинальных и нестандартных подходов и решений. Насколько среда Archicad отвечает именно нетиповым задачам?
В Archicad все очень продуманно. Важно не пытаться использовать приемы, которые по привычке приходят из опыта работы в менее универсальных программах. Например, у нас запрещено использовать слои “Сущ Пол..” “Демонтаж..”. Разбивка на фильтры реконструкции происходит родными инструментами Archicad.

Тем не менее, иногда приходится находить нестандартное применение привычным инструментам. Например, при разработке благоустройства территории бывшего Рязанского ВДНХ, после подсчета укрупненной сметы проекта, было принято решение разбить его на этапы, с этой целью в файле Archicad были созданы дополнительный фильтры реконструкции по количеству этапов. Способ оказался очень удобным, и уже в следующем проекте с помощью фильтров реконструкции мы реализовали работы с несколькими вариантами дизайна в одном файле. В отличии от использования слоев с вариантами, элементы не пересекаются со скрытыми вариантами, все они находятся в своих слоях. Фильтры с неактуальными вариантами можно удалить одним щелчком мыши, не вычищая модель.
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Схема функционального зонирования и благоустройства территории.

В данном проекте в единый файл с благоустройством территории были подгружены файлы павильонов связанными модулями. Этот способ помогает не работать в общем файле с видами и проекциями отдельных павильонов, что значительно оптимизирует работу. 
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Экстерьер одного из павильонов
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Интерьер одного из павильонов

Оцените эффективность Archicad по итогам выполнения проектов? Насколько работа с ним отвечает задачам АБ «АПРЕЛЬ»?
Специфика нашего бюро в том, что у нас нет специализации на определенной стадии работы. Мы разрабатываем как небольшие концепции, так и рабочие проекты с детализацией, как интерьеры, так и проекты благоустройства территории, протяженностью в несколько километров. По моему опыту, Archicad, самый гибкий софт, который позволяет реализовать все наши задачи.
  • zooming
    1 / 3
    Концепция развития территории исторического поселения Ферапонтово, Вологодской обл. 2019
  • zooming
    2 / 3
    Рабочий проект реконструкции с приспособлением сельского клуба в историческом поселении Ферапонтово, Вологодской обл. 2020
  • zooming
    3 / 3
    Процесс реализации проекта в историческом поселении Ферапонтово, Вологодской обл. 2021

Поначалу функционал Archicad может показаться избыточным для концептуального проектирования, но всё это регулируется грамотной настройкой шаблона. В нём, в числе прочего, удаляются неиспользуемые спецификации, многослойные конструкции, дерево макетов, которые утяжеляют файл и делают сложной навигацию в программе.

SketchUp и AutoCAD позволяют быстро создать концепцию, но эта скорость потом нивелируется временными затратами на перенос в Archicad для выполнения последующих стадий проекта. Более того, когда архитекторы работают все время в одной среде, они чувствуют себя увереннее, выполняют задачи быстрее, и в итоге работа с Archicad оказывается более эффективной. Конечно, наши сотрудники создают объекты в SketchUp, и импортируют их в Archicad, превращая в родные элементы программы, или оставляя библиотечными объектами без изменений. Но я замечаю, что все со временем переходят на использования Archicad для решения полного спектра задач. В программе удобно реализована возможность импорта практически любых форматов, что делает быстрой загрузку моделей от производителя, или из открытых источников.

Если нам требуется визуализация проекта, то в некоторых случаях мы делаем визуализацию штатными средствами Archicad, но это скорее исключение. Обычно экспортируем модель в Lumion, реже 3ds Max + Corona. Всё зависит от конкретных задач.

Приятно видеть, что Archicad развивается, и многие функции, которых раньше не хватало в работе, уже реализовались в текущих версиях программы.

В будущих версиях хотелось бы иметь штатный инструмент для вариативности проекта. Также было бы здорово иметь обратную связку при изменении настройках Избранного, чтобы примененные свойства в проекте соответственно менялись (например, шрифт и размер шрифта в проекте).
 
Что вас вдохновляет в работе архитектора?
Я просто люблю свою работу, она вдохновляет меня сама по себе. Конечно, за этим кроются огромные усилия многих лет по формированию нашей прекрасной команды, созданию атмосферы для работы, по выбору специфической сферы деятельности внутри обширной профессии архитектора, которая полностью отражает мои личные убеждения и интересы, как следствие – тщательный выбор проектов, за которые мы готовы браться. Сейчас, я с радостью могу отметить, что уже «наши» проекты начинают находить нас, а не наоборот. 

Невозможно остаться равнодушным, когда видишь, что пространство, которое ты реализовал, живет, им пользуются люди, оно приносит радость. Это стоит всех усилий, затраченных на проект.
  • zooming
    Благоустройство территории исторического ансамбля села Николо-Березовка, Республика Башкортостан. Концепция, и детальная разработка проекта выполнены в Archicad
  • zooming
    Благоустройство территории исторического ансамбля села Николо-Березовка, Республика Башкортостан. Концепция, и детальная разработка проекта выполнены в Archicad

Я бы сказала, что цель нашего бюро – повышать уровень идеи и качество реализаций в наших проектах, и минимизировать количество рутинных, неэффективных действий на этом пути.

Поначалу нам казалось, что нужно стремится принимать участие в “громких” проектах, сейчас я склоняюсь к тому, что любой проект можно сделать “громким” за счет высокого качества, внимания к деталям, тонкости подхода к решению проектных задач. Мы работаем в прекрасное время, когда общество ценит не только формальные достижения, но и мастерство чувствовать пространство, трепетно относится к контексту, работать со смыслами.
 
 

03 Февраля 2022

Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.