Опыт Архитектурного бюро АПРЕЛЬ: интервью с Галиной Волжанской

Технологии Реклама
mainImg
Архитектурное бюро «АПРЕЛЬ» специализируется на работе в исторической среде, включающей в себя как новое строительство, так и проекты реконструкции и приспособления под современное использование существующей застройки и общественных пространств. Молодые специалисты в команде бюро открыты новым технологиям и возможностям, выстраивают современные рабочие процессы.  О работе в Archicad, передовых инструментах Teamwork и возможностях роста в сфере архитектурного проектирования рассказала управляющий партнёр АБ «АПРЕЛЬ» Галина Волжанская.
Сайт бюро: www.aprelarchitects.com
Галина Волжанская, управляющий партнёр АБ «АПРЕЛЬ»

Расскажите об истории компании, о значимых и наиболее интересных проектах?
Наше бюро существует с июня 2019 года. Мы долго не решались открыть свое дело, но в какой-то момент увидели столько потенциальных проектов, что были, если можно так сказать, вынуждены стартовать. Помню, через четыре месяца после основания АБ «АПРЕЛЬ», меня пригласили с лекцией на мероприятие «Открытый город». На тот момент у нас, совсем молодого бюро, было восемь текущих проектов. Из тех проектов: три реализованы, один получил согласование в Москомархитектуре, остальные так или иначе получили развитие.

Конкурс на мастер-план Дербента, который мы тогда только начинали, получил продолжение в большой работе по Дизайн-коду и Регламентам. В итоге мы также выполнили рабочий проект благоустройства одной из главных улиц в соответствии с Дизайн-кодом. Долгий путь от конкурсной концепции до реализации для нас не редкость, ведь мы работаем с историческим наследием, а в этом деле необходимо терпение.
Пилотный проект благоустройства улиц Таги-Задэ/Пугина в г. Дербент, выполненный в рамках реализации Мастер-плана. Рабочий проект полностью разработан в BIM среде Archicad. Визаулизация – Lumion
Дизайн-код элементов благоустройства и информационных конструкций, разработанный совместно с компанией “Новая Земля« и бюро »Практика". Библиотека элементов и визуализация выполнена в Archicad

Наше бюро изначально состояло из четырёх партнеров: Михаила Разумовского, Натальи Бавыкиной, Алексея Фатькина и меня, Галины Волжанской. Сейчас наша команда насчитывает от 12 до 15 человек, в зависимости от объемов и задач проектов. В портфолио бюро – 33 успешно выполненных проекта.
 
В чем особенности архитектурных и дизайнерских решений в рамках работы в малых городах?
Когда делаешь проект для города, кажется, что это проект «без заказчика». Но это не совсем так. Важно, чтобы решения, особенно по функциональной организации пространства, нашли отклик у будущих пользователей. С моей точки зрения, идеальный проект благоустройства в малом городе должен отвечать ряду требований:
1. Проект должен решать максимальное количество городских проблем. Это могут быть как очевидные проблемы транспортной организации, так и более глубокие проблемы утраты важных городских смыслов. Например, когда мы работали с центральной площадью г. Рославль в Смоленской области, мы сначала никак не могли понять, что с ней не так, и после кропотливого исследования выяснилось, что историческую площадь в советское время превратили в парк, а на месте существующей площади раньше был городской квартал. До того, как город приобрел регулярную планировку, через это место по диагонали проходила важная транспортная связь. Все это мы отразили в проекте.
Концепция благоустройство исторического центра г. Рославль Смоленской области. Схемы сценариев использования территория проекта выполнены с помощью инструмента 3D-Документа с использованием фильтров реконструкции и инструментов графической замены

2. Создаваемое пространство должно стать любимым местом для горожан, провоцировать развитие городской активности, бизнеса, общественной жизни. Для того, чтобы получить этот эффект, необходимо до начала разработки концепции изучить потребности тех, кто будет пользоваться пространством. Мы работаем с социологами, проводим соучаствующее проектирование, на протяжении всей детальной разработки проекта общаемся с лидерами социальных групп.

3. Немаловажная составляющая – решения, заложенные проектом, должны быть подъемными по сложности и стоимости для реализации, и последующего обслуживания территории муниципалитетом.

4. Одно из самых главных требований, и оно вступает в своеобразный конфликт с предыдущими, это необходимость создать пространство «на вырост». Если сделать проект полностью понятный для города, и опирающийся на запросы горожан сегодня, то он морально устареет уже на следующий день после реализации. Важно понимать, что одна из задач архитектора – быть носителем мирового опыта, и обогащать им проект, в том случае, когда опыта заказчика недостаточно для формирования релевантной повестки.
 
У вас молодая и креативная команда, что вас объединяет? Какие качества вы бы назвали ключевыми для совместной работы? Расскажите о командной работе над проектами в Archicad?
Я бы сказала, что нас объединяет то, что все мы находимся в стадии роста. Наше бюро занимало лидирующие места на международных и российских конкурсах, выступая самостоятельно и в составе консорциумов. Но несмотря на признание коллег и архитектурного сообщества, мы все еще видим себя в начале пути к тому уровню мастерства, которого мы хотим достигнуть. Хотелось бы сохранить эту тенденцию. У нас демократичная команда, в том смысле, что мы всегда открыты к идеям друг друга, и стараемся обсуждать и улучшать проект до последнего. Это, кстати, ответ на вопрос, который нам часто задают – «как вы управляете бюро вчетвером?» – для нас всегда на первом месте результат, проект, а не амбиции одного человека.

Командная работа (Teamwork) в Archicad отражает идеологию нашей командной работы на 100% и даже больше. Иногда, функционал Teamwork диктует паттерны поведения в команде, а не наоборот, тем самым привнося в работу еще больше эффективности. Сейчас сложно сказать, какие правила командной работы мы внедрили сами, а какие переняли из преднастроенных правил Teamwork, в любом случае вместе это работает как одна слаженная система.

С помощью Teamwork Archicad, которым мы пользовались с первых дней работы фирмы, у нас получился довольно успешный опыт перехода на удаленную работу весной прошлого года. Мы, как и многие, сидели в офисе до последнего дня, когда это было возможно. И тут, в пятницу все сотрудники закрыли проекты и уехали по домам, а в воскресенье мы понимаем, что в понедельник в офис уже никто не выйдет. За один день мы развезли всем по домам компьютеры, и уже на следующий день как ни в чем не бывало продолжили работу над проектами. На реорганизацию работы офиса на удаленный формат работы мы не потратили даже пяти минут. Teamwork и облачный сервер были внедрены в нашу работу изначально, они и позволили переключиться мгновенно на удалённый формат. В этот период в среде Teamwork начинался масштабный проект благоустройства набережной в г. Ангарск, в процессе нескольких месяцев работы, над которым, постепенно практически полностью сменился состав команды, но благодаря работе в шаблоне по общим правилам бюро, не приходилось спрашивать у предыдущих участников, что в каком слое и тому подобное, включение в проект происходило интуитивно, понятно и без потерь по времени.
Дизайн-проект участка набережной реки Китой в г. Ангарск, Иркутская область
Проекции фасадов, снятые с 3D-модели Archicad фрагмента проекта набережной реки Китой

Изначально, выбирая политику работы с данными, мы ориентировались на гибкую модель, где сотрудник в удаленном режиме или в поездке должен иметь весь тот же функционал, который он имеет в офисе. Я с ужасом вспоминаю времена, когда перед поездкой в командировку, нужно было копировать проект на флешку, а после приезда вручную копировать в файл на сервере внесенные на ноутбуке изменения, предварительно попросив всех этот файл закрыть. У меня не укладывается в голове, что многие бюро работают так до сих пор.

Думаю, интересующиеся BIM-технологиями знакомы с диаграммой Патрика МакЛими о разнице в подходах ведения проекта. Я бы сказала, что эта диаграмма применима для макро-масштаба внутри всего жизненного цикла бюро. Когда на начальном этапе ты вкладываешь существенные временные и денежные ресурсы (в том числе, оплачивая сотрудникам курсы Archicad) в то, чтобы внедрить в бюро систему работы в Teamwork, то первые проекты после внедрения разрабатываются, чуть дольше чем могли бы. Но далее, после выхода на стабильный уровень, эффективность всей команды постоянно растет. И разумно планировать этот долгосрочный рост, так бюро будет развиваться и оставаться конкурентоспособным.
 
Каким образом организована BIM-координация в компании?
В нашем бюро разработаны несколько шаблонов – шаблон для Благоустройства, Интерьера, Архитектуры. В данный момент ведется работа по дополнительной настройке шаблонов. Так как у нас небольшое бюро, и нет должности BIM-менеджера в чистом виде, этим занимается один из управляющих партнеров – конкретно я. В шаблоне удалены все лишние элементы (большинство родных покрытий, например) преднастроенная 2D- и 3D-графика, основные строительные материалы и покрытия, слои, настройка шрифтов, макетов. Так же есть отдельный файл manual по наименованию слоев, где есть расширенная версия слоев и описания по правилам их компоновки и наименованию.

Дополнительно у нас есть база видео-уроков, записанных внутри нашего бюро для более сложных операций.

Расскажите о рабочей цепочке: какие этапы и процессы вы выполняете, какие инструменты можно назвать главными в вашей работе?
Проекты, которые ведет наше бюро очень разнообразны. Попробую выделить основные принципы работы, которые характерны для всех проектов.
1. Первый этап в каждом проекте – определение стратегии работы, выбор подходящего шаблона, решение о том, будет ли проект вестись в едином файле, или будут использоваться вложенные модули, которые будут в дальнейшем собираться в один файл.  Грамотное планирование на данном этапе в дальнейшем поможет сэкономить время и ресурсы.

Ведущий архитектор заполняет “Информацию о проекте” в среде Archicad. У архитекторов не всегда есть доступ к номеру договора или информации о заказчиках, эти данные хранятся в папке с ограниченными правами доступа.

2. Следующий этап – анализ исходных данных. мы подгружаем в среду Archicad все имеющиеся карты, планы БТИ, топосъемки в одном масштабе и с одним координатами. Раньше мы создавали для этого слои, сейчас мы пользуемся инструментом “Рабочий лист” и храним все подложки на разных рабочих листах в слое Archicad чтобы было удобно переключать фоновое изображение, не меняя текущую комбинацию слоев.

3. Даже на стадии концепции мы всегда делаем подробную модель окружения, на сколько это возможно, сразу работая в предназначенных для этого слоях. В шаблоне есть верхняя подгруппа слоев “Концепция”, а также небольшой базовый набор строительных материалов и покрытий “Архитектура”, “Объекты”, “Детали” чтобы можно было быстро начать проектировать. После согласования концепции объекты раскладываются по соответствующим слоям и далее детализируются в многослойные конструкции и т.п.

4. Абсолютно все проекты в бюро ведутся в Archicad Teamwork. В некоторых проектах даже значительная часть подачи создается в среде программы через 3D-документ с незначительной последующей обработкой. В зависимости от степени детальности проекта разрабатываются узлы, детали, обсчитываются ведомости.
  • zooming
    1 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Стадия Эскизного проекта. Схема второго этапа реализации
  • zooming
    2 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Стадия Рабочего проекта. Пошаговая схема возведения игрового домика с маркировкой элементов, в связке с интерактивной спецификацией (с помощью ID элементов в Archicad)
  • zooming
    3 / 3
    Проект детской прогулочной зоны на территории Болотов-дача, Реализация 1-го и 2-го этапов проекта

Как давно вы работаете в Archicad? Какой версией пользуетесь сейчас и с какой начали?
Наше бюро работает в Archicad с основания, мы изначально выбрали этот инструмент для работы. Лично я работаю в программе с 2008 года. Мы долго работали в 22-й версии, только сейчас начинаем переходить на 24.
Работаете ли вы с BIM-моделями в Archicad? Есть ли у вас лично любимая «фишка» Archicad, если да, то какая? Любимый инструмент, эффект, функция?
В принципе, все модели Archicad в той или иной степени BIM, только с разной степенью подробности. Даже загруженная бесплатная модель 3D Warehouse из SketchUp при добавлении параметра стоимости от производителя становится BIM-моделью.

В трехмерном проектировании все взаимосвязано и наглядно. Не может быть такого что на плане колонны одного сечения, на разрезе другого, а на 3D-проекции вообще в другом месте.

Думаю каждый, кому приходилось работать в AutoCAD, оценил масштабирование в Archicad. То, что можно менять масштабы чертежей, при этом контролировать реальный физический размер шрифта и толщины линий – это позволяет почувствовать себя действительно проектировщиком, а не техником, который делает рутинные действия. Вообще все, что автоматизирует рутинные операции, которые раньше архитекторы вынуждены были делать самостоятельно приводит в восторг. Но по-настоящему любимая “фишка” Archicad – это конечно Teamwork. Я вообще с большим трудом работаю в программах, в которых этой функции нет.
 
Расскажите о работе с шаблонами и библиотеками в Archicad?
Впервые я задумалась о шаблоне для Archicad, и даже был опыт покупки готового шаблона в интернете около десяти лет назад. Но оказалось, что чужой шаблон не подходит для работы и необходимо разрабатывать свой. Хотя некоторые приемы из приобретенного шаблона я позаимствовала.

На создание и отладку системы хранения рабочих файлов и папок у меня ушло больше года. Шаблон Archicad, которым мы пользуемся сейчас, тоже разрабатывался несколько месяцев на базе удачных проектов, и продолжает дорабатываться. Работа с шаблоном – это непрерывный процесс, который требует постоянного мониторинга. 

Хочется добавить, что для нас была важна графическая составляющая рабочей среды проекта и создаваемых элементов, чтобы процесс работы проходил в приятной атмосфере, и презентовать работу на промежуточных этапах можно было прямо из 3D окна Archicad, не делая дополнительный графических настроек и рендеров. В шаблоне настроены материалы, наборы перьев для быстрого создания красивых чертежей и концептуальных схем.
 
Работы по реконструкции – это всегда уникальные проекты, требующие оригинальных и нестандартных подходов и решений. Насколько среда Archicad отвечает именно нетиповым задачам?
В Archicad все очень продуманно. Важно не пытаться использовать приемы, которые по привычке приходят из опыта работы в менее универсальных программах. Например, у нас запрещено использовать слои “Сущ Пол..” “Демонтаж..”. Разбивка на фильтры реконструкции происходит родными инструментами Archicad.

Тем не менее, иногда приходится находить нестандартное применение привычным инструментам. Например, при разработке благоустройства территории бывшего Рязанского ВДНХ, после подсчета укрупненной сметы проекта, было принято решение разбить его на этапы, с этой целью в файле Archicad были созданы дополнительный фильтры реконструкции по количеству этапов. Способ оказался очень удобным, и уже в следующем проекте с помощью фильтров реконструкции мы реализовали работы с несколькими вариантами дизайна в одном файле. В отличии от использования слоев с вариантами, элементы не пересекаются со скрытыми вариантами, все они находятся в своих слоях. Фильтры с неактуальными вариантами можно удалить одним щелчком мыши, не вычищая модель.
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Схема функционального зонирования и благоустройства территории.

В данном проекте в единый файл с благоустройством территории были подгружены файлы павильонов связанными модулями. Этот способ помогает не работать в общем файле с видами и проекциями отдельных павильонов, что значительно оптимизирует работу. 
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Экстерьер одного из павильонов
Мастер-план комплексного развития территории Торгового городка в г. Рязань. Интерьер одного из павильонов

Оцените эффективность Archicad по итогам выполнения проектов? Насколько работа с ним отвечает задачам АБ «АПРЕЛЬ»?
Специфика нашего бюро в том, что у нас нет специализации на определенной стадии работы. Мы разрабатываем как небольшие концепции, так и рабочие проекты с детализацией, как интерьеры, так и проекты благоустройства территории, протяженностью в несколько километров. По моему опыту, Archicad, самый гибкий софт, который позволяет реализовать все наши задачи.
  • zooming
    1 / 3
    Концепция развития территории исторического поселения Ферапонтово, Вологодской обл. 2019
  • zooming
    2 / 3
    Рабочий проект реконструкции с приспособлением сельского клуба в историческом поселении Ферапонтово, Вологодской обл. 2020
  • zooming
    3 / 3
    Процесс реализации проекта в историческом поселении Ферапонтово, Вологодской обл. 2021

Поначалу функционал Archicad может показаться избыточным для концептуального проектирования, но всё это регулируется грамотной настройкой шаблона. В нём, в числе прочего, удаляются неиспользуемые спецификации, многослойные конструкции, дерево макетов, которые утяжеляют файл и делают сложной навигацию в программе.

SketchUp и AutoCAD позволяют быстро создать концепцию, но эта скорость потом нивелируется временными затратами на перенос в Archicad для выполнения последующих стадий проекта. Более того, когда архитекторы работают все время в одной среде, они чувствуют себя увереннее, выполняют задачи быстрее, и в итоге работа с Archicad оказывается более эффективной. Конечно, наши сотрудники создают объекты в SketchUp, и импортируют их в Archicad, превращая в родные элементы программы, или оставляя библиотечными объектами без изменений. Но я замечаю, что все со временем переходят на использования Archicad для решения полного спектра задач. В программе удобно реализована возможность импорта практически любых форматов, что делает быстрой загрузку моделей от производителя, или из открытых источников.

Если нам требуется визуализация проекта, то в некоторых случаях мы делаем визуализацию штатными средствами Archicad, но это скорее исключение. Обычно экспортируем модель в Lumion, реже 3ds Max + Corona. Всё зависит от конкретных задач.

Приятно видеть, что Archicad развивается, и многие функции, которых раньше не хватало в работе, уже реализовались в текущих версиях программы.

В будущих версиях хотелось бы иметь штатный инструмент для вариативности проекта. Также было бы здорово иметь обратную связку при изменении настройках Избранного, чтобы примененные свойства в проекте соответственно менялись (например, шрифт и размер шрифта в проекте).
 
Что вас вдохновляет в работе архитектора?
Я просто люблю свою работу, она вдохновляет меня сама по себе. Конечно, за этим кроются огромные усилия многих лет по формированию нашей прекрасной команды, созданию атмосферы для работы, по выбору специфической сферы деятельности внутри обширной профессии архитектора, которая полностью отражает мои личные убеждения и интересы, как следствие – тщательный выбор проектов, за которые мы готовы браться. Сейчас, я с радостью могу отметить, что уже «наши» проекты начинают находить нас, а не наоборот. 

Невозможно остаться равнодушным, когда видишь, что пространство, которое ты реализовал, живет, им пользуются люди, оно приносит радость. Это стоит всех усилий, затраченных на проект.
  • zooming
    Благоустройство территории исторического ансамбля села Николо-Березовка, Республика Башкортостан. Концепция, и детальная разработка проекта выполнены в Archicad
  • zooming
    Благоустройство территории исторического ансамбля села Николо-Березовка, Республика Башкортостан. Концепция, и детальная разработка проекта выполнены в Archicad

Я бы сказала, что цель нашего бюро – повышать уровень идеи и качество реализаций в наших проектах, и минимизировать количество рутинных, неэффективных действий на этом пути.

Поначалу нам казалось, что нужно стремится принимать участие в “громких” проектах, сейчас я склоняюсь к тому, что любой проект можно сделать “громким” за счет высокого качества, внимания к деталям, тонкости подхода к решению проектных задач. Мы работаем в прекрасное время, когда общество ценит не только формальные достижения, но и мастерство чувствовать пространство, трепетно относится к контексту, работать со смыслами.
 
 

03 Февраля 2022

Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.