Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.01.2021

Серьезный кирпичный разговор

Объект:
Жилой дом «Арт Хаус»
Адрес:
Россия, Москва. Серебряническая набережная, д. 19
Жилой дом на улице Бурденко
Адрес:
Россия, Москва. ул. Бурденко, 11
ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках
Адрес:
Россия, Москва. ул. Усачева, вл. 11, кварталы 1, 4
ЖК «Эгодом»
Адрес:
Россия, Москва. Новоалексеевская улица, 22А
ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
Адрес:
Россия, Москва. ул. Автозаводская, вл. 23 (26)
РАССВЕТ LOFT*Studio, 3.20
Адрес:
Россия, Москва. Столярный переулок, 3
Мастерская:
АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE
Архитектурная группа DNK ag
Архитектурная мастерская Алексея Козыря
ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Сергей Скуратов ARCHITECTS
Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Мария Устюгова, Елена Филатова. Интерьеры: Мария Кочуркина, Елена Филатова

В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.

«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Кирпичная дискуссия стала «восклицательным знаком» в финале программы мероприятий, сопровождавшей первый всероссийский Кирпичный конкурс для молодых архитекторов. Благодаря этой программе из лекций и семинаров конкурс стал не только интересным профессиональным упражнением для участников в возрасте 30 лет и моложе, но также сыграл образовательную роль и позволил знаменитым мастерам кирпичной архитектуры рассказать о своем творческом кредо, достижениях и замыслах, вновь задуматься о своей приверженности кирпичу и обсудить свою работу с коллегами. О победителях конкурса Архи.ру подробно рассказывал здесь.

«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

В Кирпичной дискуссии приняли участие архитекторы Сергей Скуратов (Sergey Skuratov Architects), Михаил Бейлин (Citizenstudio), главный архитектор города Казань Ильсияр Тухватуллина и члены жюри Кирпичного конкурса: Наталья Сидорова (Архитектурная группа ДНК) и Алексей Козырь (Архитектурная мастерская Алексея Козыря). Среди спикеров был также управляющий ООО «АРХИТАЙЛ Северо-Запад» Юрий Хитров, а модерировал дискуссию главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов.
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Кирпичная дискуссия прошла в пространстве коммуникаций ARTPLAY PORTAL, ее запись можно посмотреть в IGTV Инстаграм компании АРХИТАЙЛ и на YouTube-канале ARTPLAY TODAY.

Каждый из участников дискуссии посвятил свое выступление тем своим постройкам и проектам из кирпича, которые, на его взгляд, лучше всего отражают разнообразные качества этого материала. Но говорили в ARTPLAY PORTAL и о философии кирпичной архитектуры.
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Так, Сергей Скуратов рассказал о своих «отношениях» с кирпичом, которым почти 30 лет. Это его любимый материал, он строит из него много и часто, но в каждом новом проекте открывает его с новой стороны, потому что у кирпича множество свойств и качеств: каждый кирпич уникален и отличается от других. Важным компонентом этого материала для руководителя Sergey Skuratov Architects выступает его «человеческая сущность»: энергия, интеллект человека, тепло его рук, которые есть в каждом кирпиче.

«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
© Ольга Челебаева, Даниил Анненков
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Среди описанных Сергеем Скуратовым проектов ключевое место занял комплекс «Art House» с фасадами из клинкерного кирпича, обожженного в кольцевой печи (поставляемого на данный момент компанией АРХИТАЙЛ). В нижней части здания использованы неровные, деформированные от очень высокой температуры обжига кирпичи, а с ростом высоты кладка становится всё более ровной, но в ней появляется больше кирпичей с характерным металлическим блеском, красиво играющем на солнце. Так органическая, «приземленная» часть сменяется гладкой, «технологичной». Автор проекта сравнивает свой дом с грибом, который только что вынули из земли. Внизу, вокруг ножки налипла земля, а выше он становится чистым и аккуратным.
Жилой комплекс «Art House» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Art House»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Art House» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Art House»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Art House» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Art House»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Art House» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Art House»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Темой рассказа стал и дом на улице Бурденко, где на фасадах использованы пять видов микса из множества цветов кирпича – чтобы максимально уйти от «советского» однообразия кладки.

Жилой дом на улице Бурденко
Жилой дом на улице Бурденко
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Садовые кварталы» – пример ансамблевого решения, где кирпич объединяет разные постройки воедино, это базовый элемент дизайн-кода, напоминающий при этом об индустриальном прошлом этой территории. Многофункциональность этого материала подчеркивает скалодром из фигурной кладки, созданный на фасаде подстанции.
ЖК «Садовые кварталы» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Садовые кварталы»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Садовые кварталы» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Садовые кварталы»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Садовые кварталы» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Садовые кварталы»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Садовые кварталы» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Садовые кварталы»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Жилой комплекс «Эгодом» на севере Москвы – история о градостроительной роли этого материала. Дом играет роль доминанты в этой исторической части города с памятниками кирпичного зодчества, и для его фасадов удалось подобрать эффектный органический микс из двух видов кирпича.
Жилой комплекс «Эгодом»
Жилой комплекс «Эгодом»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Эгодом»
Жилой комплекс «Эгодом»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Наталия Сидорова рассказала о палитре кирпичных зданий Архитектурной группы ДНК, от ранних до новейших примеров.
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Так, бизнес-центр на улице Вавилова в окружении разновременной застройки получил четкий регулярный фасад при асимметричном скульптурном объеме с миксом из трех тонов кирпича.

Офисное здание
Офисное здание
© DNK ag

Ключевой проект для DNK ag – жилой комплекс «Рассвет» в окружении исторических кирпичных зданий на Красной Пресне. Здесь кирпич – тоже «контекстуальный» материал, вписывающий новое сооружение в окружение. На фасадах использованы разные типы текстурной кладки, слегка отличающиеся друг от друга и придающие комплексу разнообразие. Наталья Сидорова подчеркнула, что для корпуса 3.20 на заводе «Сафоновский клинкер» в Смоленской области был изготовлен кирпич специального формата несмотря на достаточную «бюджетность» проекта. По ее словам, это отражение важного современного тренда – растущей кастомизации кирпичного производства. В результате, как рассказала архитектор, получившиеся фасады выглядят очень привлекательно, и, глядя на фотографии, многие не верят, что это Москва, а не Западная Европа.
Реновация здания
Реновация здания "Рассвет 3:20 Loftstudio"
© DNK ag
Реновация здания
Реновация здания "Рассвет 3:20 Loftstudio"
© DNK ag
Реновация здания
Реновация здания "Рассвет 3:20 Loftstudio"
© DNK ag

Проект квартала DNK ag в массиве «Зиларт» – коллаж из разнообразных орнаментальных кладок и типов формирования кирпичного фасада, демонстрация безграничных возможностей этого материала.

ЖК «Зиларт»
ЖК «Зиларт»
© DNK ag

Отдельного упоминания заслужил легендарный ригельный кирпич ручной работы Kolumba датского производителя Petersen Tegl: его архитекторы использовали в частном строительстве. Наталья Сидорова и поддержавший ее Сергей Скуратов выразили свое восхищение этим уникальным заводом – существующим с XVIII века семейным предприятием – где преданные своему делу специалисты добиваются настоящей «одухотворенности» этого материала.
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Алексей Козырь рассказал о своих реализованных и пока не воплощенных кирпичных проектах.
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Частная вилла, точнее, палаццо в Сколково получила фасады из бельгийского кирпича, подобранного в тон коры растущих рядом сосен, с учетом соседства с металлом, спектральным стеклом и гранитом, которые тоже использованы в проекте. Также аудитории был показан проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде – одном из самых кирпичных городов России; соавтором здесь выступил Александр Пономарев. Сложная форма стеклянной кувшинки контрастирует с кирпичным орнаментальным объемом, где узоры напоминают об отечественных традициях зодчества. Козырь также напомнил о том, что не только лицевой кирпич важен и нужен: строительный, черновой – тоже ценный, высококачественный материал, о чем не стоит забывать.
Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде © Андрей Козырь, Александр Пономарев
Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
© Андрей Козырь, Александр Пономарев
Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде © Андрей Козырь, Александр Пономарев
Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
© Андрей Козырь, Александр Пономарев
Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде © Андрей Козырь, Александр Пономарев
Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
© Андрей Козырь, Александр Пономарев
Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде © Андрей Козырь, Александр Пономарев
Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
© Андрей Козырь, Александр Пономарев

Михаил Бейлин посвятил свое выступление в основном нереализованным проектам, включая конкурсное предложение по приспособлению в термы кирпичной водонапорной башни в подмосковной Щербинке.
Водонапорная башня © Citizenstudio
Водонапорная башня
© Citizenstudio
Водонапорная башня © Citizenstudio
Водонапорная башня
© Citizenstudio
Водонапорная башня © Citizenstudio
Водонапорная башня
© Citizenstudio
Водонапорная башня © Citizenstudio
Водонапорная башня
© Citizenstudio

Также был представлен жилой квартал из башен, секционных домов и таунхаусов, вдохновленный советской кирпичной и «керамической» архитектурой – так называемыми ЦКовскими домами в арбатских переулках модернистской застройкой на юго-западе Москвы.

ЦКовские дома
ЦКовские дома
© Citizenstudio

В процессе реализации находится жилой комплекс в самом центре Москвы, где совместно с бюро «Меганом» Citizenstudio занимается реставрацией памятников архитектуры и воссозданием утраченных исторических зданий. В процессе сложных дискуссий там возникали разные варианты оформления фасадов, включая традиционный для Москвы крашеный кирпич и разнообразные типы объемной кладки.
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
© Ольга Челебаева, Даниил Анненков

Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина посвятила свое выступление передаче молодой части аудитории своего опыта работы с кирпичом и поделилась своим опытом. Также она призвала всех молодых архитекторов бороться за свою идею и за материалы, которые они запроектировали, потому что «только архитектор знает, как объект будет выглядеть в итоге».
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Завершила дискуссию импровизированная церемония награждения тех лауреатов Кирпичного конкурса, которые не присутствовали на основной церемонии в Санкт-Петербурге. Им, помимо других призов, были вручены памятные знаки – кирпичи, оформленные специально для этой цели петербургским художником Андреем Шретером. Победителям были также вручены книги партнера конкурса – издательства DOM publishers – и выпуски журнала «Проект Балтия».
«Кирпичная дискуссия»
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ