Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.10.2020

Пленение плетением

Лара Копылова
Мастерская:
Porotherm

Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.

Сколь бы древним ни было строительство из кирпича, интерес к нему со стороны профессионалов и пользователей не утихает. Архитекторы всех направлений ценят этот теплый, человечный и бесконечно разнообразный материал. Представители модернизма понимают, что в этом стиле мало деталей, и кирпичная кладка с мелкой текстурой в каком-то смысле берет на себя роль деталей, и отвечает за красоту и богатую фактуру поверхности. Поэтому они много экспериментируют с кирпичом, изобретают новые виды кладки. Архитекторы, работающие в стиле неоклассики и ар-деко, применяют весь арсенал приемов оформления кирпичного фасада, созданный веками.

Что же это за арсенал? Виды кирпичной кладки можно условно поделить на традиционные и новаторские. Традиционная кладка по-прежнему активно применяется. К ней относятся следующие виды кладки, или кирпичной перевязки: тычковая (кирпич выкладывается короткой стороной к лицу фасада) и ложковая (кирпич выкладывается длинной стороной), английская, голландская, фламандская, готическая, монастырская и т.д. Кладки различаются в зависимости от сдвига кирпича в следующем ряду на половину или на четверть, в зависимости от чередования тычковых и ложковых рядов. При соединении кирпичей разных цветов или различных кладок, а также при варьировании цвета растворного шва можно получить бесконечное количество узоров и комбинаций.

Виды традиционной кирпичной кладки Предоставлено Wienerberger
Виды традиционной кирпичной кладки
Предоставлено Wienerberger
Виды традиционной кирпичной кладки Предоставлено Wienerberger
Виды традиционной кирпичной кладки
Предоставлено Wienerberger
Виды традиционной кирпичной кладки Предоставлено Wienerberger
Виды традиционной кирпичной кладки
Предоставлено Wienerberger
Виды традиционной кирпичной кладки Предоставлено Wienerberger
Виды традиционной кирпичной кладки
Предоставлено Wienerberger
Виды традиционной кирпичной кладки Предоставлено Wienerberger
Виды традиционной кирпичной кладки
Предоставлено Wienerberger

Более новым методом является создание рельефа на поверхности стены и перфорация, или плетение. Создание рельефа – как регулярного, так и фантазийного, асимметричного, как бы хаотического, превращает поверхность фасада фактически в скульптуру.
Рельефная кладка Предоставлено Wienerberger
Рельефная кладка
Предоставлено Wienerberger
Рельефная кладка Предоставлено Wienerberger
Рельефная кладка
Предоставлено Wienerberger
Рельефная кладка Предоставлено Wienerberger
Рельефная кладка
Предоставлено Wienerberger

Кирпичный узор с перфорацией все чаще применяется в современных постройках. У плетенки тоже традиционное происхождение. Это бразильская кладка, которая называется claustra и происходит от слова «ограждение». Плетенки активно используются, например, в качестве скрытых окон.
Кладка Claustra Предоставлено Wienerberger
Кладка Claustra
Предоставлено Wienerberger
Кирпичная кладка Claustra Предоставлено Wienerberger
Кирпичная кладка Claustra
Предоставлено Wienerberger
Кирпичная кладка Claustra Предоставлено Wienerberger
Кирпичная кладка Claustra
Предоставлено Wienerberger
Кирпичная кладка Claustra Предоставлено Wienerberger
Кирпичная кладка Claustra
Предоставлено Wienerberger

Именно перфорация – всевозможные плетенки и решетки – главная тенденция последних лет. Одним из резонансных случаев крпичного плетения стал построенный выдающимся швейцарским архитектором Петером Цумтором музей «Колумба» в Кёльне – место паломничества архитекторов со всего мира. Цумтор создал в музее знаменитый зал с археологическими остатками древнего романско-готического собора, которые можно осмотреть, двигаясь по мосткам в полумраке под аккомпанемент колокольного звона. Сквозь кирпичную стену с отверстиями солнечный свет проникает в этот зал, создавая атмосферу размышления в духе максимы «И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Питер Цумтор. Музей Св. Колумбы в Кёльне. Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0-migrated
Питер Цумтор. Музей Св. Колумбы в Кёльне.
Фото: Raimond Spekking via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0-migrated
Питер Цумтор. Музей Св. Колумбы в Кёльне.
Питер Цумтор. Музей Св. Колумбы в Кёльне.
Питер Цумтор. Музей Св. Колумбы в Кёльне.
Питер Цумтор. Музей Св. Колумбы в Кёльне.

Цумтор воплотил кирпичное плетение в кёльнском музее в 2007 году. Архитекторы подхватили идею, и сегодня существует масса ее модификаций. Интересно, что кирпичная плетенка применяется как в холодном, так и в жарком климате. В жарком она, кроме красоты, способствует естественному проветриванию постройки, а в холодном в большинстве случаев требует двойного фасада. Интерес к перфорации кирпичного фасада ярко демонстрируют два последних конкурса Brick Award 2018 и 2020 года.

Старая церковь XIII века в Виланова дела Барка (Каталония) была разрушена во время гражданской войны 1936 года. Ее руины недавно было решено обстроить и сделать там концертный зал. Для того чтобы заполнить пустоты между старинными стенами отлично подошла двойная кирпичная кладка, обращенная к интерьеру пористой стороной кирпича, образовавшая прочные, но «воздушные» границы, четко обозначающие современность. Часть стен выложена ажурной кладкой. Проект бюро AleaOlea Architecture & Landscape был оценен жюри конкурса Brick Award 2018 и удостоен специального приза.
Церковь в Виланова (Каталония). AleaOlea Architecture & Landscape © Adrià Goula Предоставлено Wienerberger
Церковь в Виланова (Каталония). AleaOlea Architecture & Landscape
© Adrià Goula Предоставлено Wienerberger
Церковь в Виланова (Каталония). AleaOlea Architecture & Landscape © Adrià Goula Предоставлено Wienerberger
Церковь в Виланова (Каталония). AleaOlea Architecture & Landscape
© Adrià Goula Предоставлено Wienerberger
Церковь в Виланова (Каталония). AleaOlea Architecture & Landscape © Adrià Goula Предоставлено Wienerberger
Церковь в Виланова (Каталония). AleaOlea Architecture & Landscape
© Adrià Goula Предоставлено Wienerberger

Факультет радио и телевидения Силезского университета в Катовице получил Гран При на конкурсе Brick Award 2020 за разнообразие и тонкость в применении кирпича. Старинный фасад сохраненного здания с традиционной кирпичной кладкой сопоставлен с прозрачной современной «решеткой», выполненной точно из того же кирпича. Кирпичная решетка продолжается вверх и в стороны от старого здания (оно составляет примерно одну шестую часть новой постройки), причем наверху решетка образует мансардный скат, повторяющий наклон мансарды соседнего дома, а дальше переходит в плоскую крышу. В решении фасадов других корпусов применен прием кирпичной решетки в комбинации с деревом. В интерьере кирпич ручной формовки с разнообразными нюансами спекания и цветовыми градациями покрывает стены, пол, а местами даже потолок. Для потолка архитекторами также придумана перфорированная структура – нечто вроде кессонов из кирпича.
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша) Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша) Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша) Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша) Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger

Студия фото-художницы в Мехико, которая победила в конкурсе Brick Award 2020 в номинации , предлагает еще один вариант кирпичной «вязки». Ажурные стены из кирпича местного производства – одновременно и связь и граница между домом и окружением. Кирпичный узор прост, но выразителен: ряды из двух тонких горизонтальных кирпичей чередуются с вертикальными кирпичами в два раза большей толщины, расположенными с воздушными паузами между ними. Просвечиваемый солнцем этот узор образует в интерьере причудливый рисунок, сплетенный из света и тени.
Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико
Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико
Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико
Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
Mauricio Rocha+ Gabriela/ Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде в Мехико
Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger

Наряду с современной перфорацией кирпичного фасада любопытно обращение к таким историческим элементам, как узор в качестве фирменного знака места. Так поступили авторы ЖК «Большевик», бюро IND Architects. Поскольку рядом комплексом находится историческое здание фабрики «Большевик» конца XIX в., бывшей «Эйнем» с характерным узором из светлого и красного кирпича, то в новых зданиях апартаментов архитекторы придумали узор светлых крестов на красном кирпиче и выдержали его во всем комплексе. Причем, порой узор сочетается и с рельефом, то есть становится объемным. И даже сама кладка может имитировать легкую неровность исторической, тогда при подсветке стена обретает жизнь, светотень и подчеркнутую рукотворность.
ЖК Большевик, IND Architects Фотография © Savatzky Property Management
ЖК Большевик, IND Architects
Фотография © Savatzky Property Management
ЖК Большевик, IND Architects Фотография © Savatzky Property Management
ЖК Большевик, IND Architects
Фотография © Savatzky Property Management
ЖК Большевик, IND Architects Фотография © Savatzky Property Management
ЖК Большевик, IND Architects
Фотография © Savatzky Property Management
ЖК Большевик, IND Architects Фотография © Savatzky Property Management
ЖК Большевик, IND Architects
Фотография © Savatzky Property Management

Возможны и более строгие виды кладки, при ближайшем рассмотрении создающие дорогую изящную поверхность. Ряды в Художественном музее Базеля образуют дорогую «вельветовую» поверхность, при ближайшем рассмотрении этот «вельвет» оказывается кирпичной кладкой с выступающим рядом.
Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле © Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле
© Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле © Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле
© Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле © Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле
© Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле © Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger
Christ & Gantenbein. Художественный музей в Базеле
© Rory Gardiner, Предоставлено Wienerberger

Подобные простые, но изысканные приемы решения фасада остаются актуальными наряду с инновационными и авангардными.
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld © Фотография Marcel Willems, Den Bosch
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
© Фотография Marcel Willems, Den Bosch
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld © Фотография Marcel Willems, Den Bosch
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
© Фотография Marcel Willems, Den Bosch
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld © Фотография Marcel Willems, Den Bosch
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
© Фотография Marcel Willems, Den Bosch
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld © Фотография Marcel Willems, Den Bosch
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
© Фотография Marcel Willems, Den Bosch
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld © Фотография Marcel Willems, Den Bosch
Aanbouw-Uitbreiding Museum Nairac. Brouwerstraat, Barneveld
© Фотография Marcel Willems, Den Bosch

 
***
Приглашаем архитекторов на вебинар по системам кирпичной кладки и новым коллекциям компании Wienerberger, который пройдет 29 октября 2020 года.