Андраш Хайдеккер: «Изначально 3D-решения потребовались для разработки трубопровода советской атомной станции»

Интервью с вице-президентом компании по EMEA региону GRAPHISOFT Андрашем Хайдеккером о новой версии ARCHICAD, тенденциях рынка: облачном взаимодействии и свободных формах, и о новых разработках компании.

Беседовала:
Алла Павликова

02 Июля 2015
Инженерное проектирование Партнерский материал
mainImg
Компaния:
представительство компании GRAPHISOFT  на Архи.ру
Архи.ру:
– В этом году исполняется тридцать лет с момента разработки ARCHICAD. Расскажите об основных вехах развития программы.

Андраш Хайдеккер:
– Тридцать лет это очень долгий срок. В одном разговоре сложно охватить всю историю развития программы, но я попробую остановиться на нескольких наиболее важных этапах. Первая версия ARCHICAD была создана в 1984 году и работала на компьютерах Apple. Изначально 3D-решения потребовались для разработки трубопровода советской атомной станции. В этих целях и была создана специальная программа. Однако в дальнейшем компания Apple предложила использовать эти разработки в новых целях – для архитектурного проектирования. Мы стали активно двигаться в этом направлении. В 1986 году вышла версия для Apple Macintosh. Далее новые версии программы выходили почти каждый год.
Вице-президент компании GRAPHISOFT Андраш Хайдеккер. Фотограф Алексей Полукаров

Важным этапом стал 1992 год, когда появилась возможность работы с ARCHICAD на платформе Windows. Именно это стало одной из причин возросшей популярности программы в России, что в полной мере наблюдается и сегодня. И, наконец, настоящим прорывом можно назвать появление BIM-сервера, установленного непосредственно на технике клиента. В момент создания этой технологии другие программы такой возможности не предоставляли.

По меркам эпохи компьютерных технологий ARCHICAD существует уже очень много лет, но, несмотря на это, программа остается одной из самых современных и продвинутых. Секрет успеха в том, что мы постоянно дополняем и развиваем свой продукт, работая с новыми технологиями и отталкиваясь от нужд и пожеланий архитекторов. Именно поэтому нам всегда удается в полной мере соответствовать требованиям сегодняшнего дня.

– Какие технические возможности программа предлагает сегодня?

– Последнее достижение – новая версия ARCHICAD-19. Основное её преимущество – высокая производительность и скорость. Программа не ограничивает размер проекта и позволяет оперировать очень большими объемами без ущерба скорости и рабочим показателям. Кроме того, последняя версия программы предлагает возможность фоновой обработки данных. Другими словами, программа способна задействовать незадействованные мощности компьютера и предугадывать дальнейшие действия пользователя, благодаря чему удается быстрее осуществить вычисления. Разумеется, это сказывается на увеличении общей скорости программы.
zooming
1982 год. История создания программы ARCHICAD. Источник: www.GRAPHISOFT.com

Другое направление, появившееся с новой версией, – обмен данными и возможность взаимодействия с другими программами, которые пользуются популярностью среди архитекторов. В первую очередь, речь идет о программе Rhino, которая открывает большие возможности для творческой деятельности, позволяя выстраивать самые сложные архитектурные формы и модели. Производитель этого продукта никак не связан с GRAPHISOFT, но для нас важно максимально учитывать интересы наших клиентов. Именно поэтому было решено объединить усилия. Так, в новой версии появился так называемый транслятор, помогающий без потерь перевести модель и все данные из Rhino в ARCHICAD.

– Расскажите о главных трендах и тенденциях современного рынка.

– Один из наиболее интересных трендов – это вышеупомянутая возможность вовлечения других программ для создания свободных форм. Rhino – важный шаг в поддержку существующих у нас инструментов. Конечно, свободная форма существовала и до этого, но теперь современные технологии поддерживают возможность создания свободных форм внутри одной программы. Для этого наша компания поэтапно внедряет различные инструменты проектирования. С помощью таких инструментов, к примеру, проектировался сложный купол стадиона «Динамо» в рамках большого проекта «ВТБ Арена парк» (реконструкцией занимается бюро Дэвида Маники, бюро SPEECH и компания «ТЕХСТРОЙ», – прим.ред.).
Новая версия ARCHICAD 19. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

Также не могу не упомянуть об актуальных сегодня мобильных технологиях. Мобильность и отсутствие привязки к определенному месту – это всеобщий тренд, актуальный и в области архитектуры. Развитие этой тенденции внутри GRAPHISOFT зиждется на трёх основных «столпах». В первую очередь это развитие инструментария, где самый главный – инструмент BIM-проектирования, находящийся непосредственно на компьютере пользователя. Во-вторых, это управление объектом с помощью таких технологий, как BIM-сервер и BIMcloud, которые позволяют работать с проектом в любой точке мира неограниченному числу людей. И в-третьих, это предоставление расширенных возможностей для заказчика, который теперь может легко просматривать архитектурную модель и получать всю необходимую информацию о развитии проекта прямо на свой телефон с помощью созданных мобильных приложений. Например, с помощью BIMx – лидирующего мобильного приложения для BIM-визуализации, которое при этом не требует от пользователя слишком глубоких знаний в области архитектуры.

– В чём основные преимущества системного BIM-подхода в проектировании?

– Главное преимущество – возможность коммуникации между всеми участниками процесса проектирования: инвесторами, заказчиками, подрядчиками, архитекторами, инженерами. BIM предлагает системный подход при создании документации. Таким образом можно легко отследить малейшие изменения в проекте и своевременно внести их во все относящиеся к нему документы. Очевидно, что это позволяет избежать массы ошибок, существенно сокращает время, необходимое на выдачу документации. Соответственно заметно уменьшается общая стоимость проекта и инвестиции. Ведь все возникающие изменения происходят на этапе проектирования, но не в момент стройки.

– Насколько просто обычному пользователю в России начать работать с этой системой? Существуют ли инструкции на русском языке, позволяющие быстро установить и освоить программу?

– ARCHICAD полностью переведен на русский язык. Мы стараемся максимально адаптировать программу под требования российского рынка. Переводятся инструкции, учебные материалы. В постоянном режиме работает тестирование программы на русском языке. Внедряются термины, принятые для российских архитекторов. Специально для этого мы сотрудничаем с русскоговорящим специалистом, который консультирует нас по поводу правильности использования тех или иных терминов. Кроме того, два года назад мы начали масштабные работы по оптимизации своего веб-сайта. Сегодня он полностью переведен на русский язык и в точности повторяет международный. Дальше всё зависит от навыков и профессионализма пользователя.
Новая версия ARCHICAD 19. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

– Реализована ли сегодня в полном объёме виртуальная библиотека BIM-элементов?

– Существует специальный, но отдельный, независимый от GRAPHISOFT портал BIM-объектов. Это глобальная виртуальная библиотека, где производители различных материалов и оборудования могут представлять свою продукцию. Этот ресурс поддерживается как программами GRAPHISOFT, так и другими производителями. Поэтому архитекторы могут свободно пользоваться всеми представленными там продуктами.

– Какие вспомогательные программы, помимо упомянутых, существуют у GRAPHISOFT? Скажем, для работы с генеральным планом или для проектирования поселков.

– ARCHICAD поддерживает открытый формат IFC. Таким образом, программы всех смежных разделов легко и оперативно взаимодействуют с ARCHICAD. Это программы для конструкторов – такие как, скажем, ЛИРА САПР и Tekla Structures, для инженерных коммуникаций и трассировки систем – Autodesk Revit MEP, для анализа проекта в целом – Tekla BIMsight.

– Объекты какой сложности можно создавать, пользуясь только ARCHICAD? Существуют ли какие-либо ограничения?

– Ограничений абсолютно не существует. Все зависит от опытности и умения пользователя работать в программе. Это можно сравнить с автомобильными гонками: один гонщик владеет автомобилем в совершенстве, он быстро и без труда достигает финиша, другой едет слишком медленно или вылетает с трассы.
zooming
Стадион «Динамо» в рамках проекта «ВТБ Арена Парк». Проектировщик: SPEECH. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

– Расскажите подробнее о таких инновационных продуктах, как BIMcloud и EcoDesigner. В чем их особенности и технические преимущества? Доступны ли они для российских пользователей? На каких условиях они могут ими пользоваться?

– Технология BIMcloud была создана специально для облегчения коммуникаций внутри крупных организаций, насчитывающих более тридцати архитекторов. На самом деле на российском рынке, как и в мире в целом, на такую услугу спрос пока небольшой. Поэтому в России BIMcloud пока не представлен. Тем не менее это очень удобная и полезная опция, позволяющая постоянно взаимодействовать разным специалистам. В России мы планируем начать продвигать эту идею с другого продукта, рассчитанного на небольшие и средние фирмы – от пяти человек. Речь идет о BIMcloud Studio, который станет доступен уже этой осенью. Что же касается технологии BIMcloud в целом, то она завоевывает мировой рынок постепенно. Прежде всего, этот продукт появляется там, где уже произошло очень глубокое внедрение таких технологий, а пользователи показали высокий уровень владения программами. Это Япония, Великобритания, Франция и Германия. В дальнейшем мы планируем продвигать BIMcloud и в других странах.

Другое удобное приложение, которое реализует GRAPHISOFT, – EcoDesigner. Этот инструмент служит для оценки энергоэффективности здания, позволяет просчитать количество потребляемой им энергии, оценить уровень энергосбережения и теплопроводимости.
Новая версия ARCHICAD 19. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

– Насколько популярна продукция GRAPHISOFT в мире? Кто является основным пользователем программы?

– Наша продукция используется в 102 странах. Это практически весь мир: от Индии, Южной и Северной Америки до России и Азии. ARCHICAD говорит на 17 языках. Язык архитектуры универсальный, но в каждом отдельном регионе требуется локализация, адаптация продукта. Поэтому уже сегодня существуют 23 языковые версии, где, к примеру, созданы разные англоязычные версии для Австралии и Англии или версии на немецком языке – отдельно для Австрии и Германии.

Что касается пользователя программы, то его общий портрет сделать довольно трудно. Во многом это зависит от особенностей рынка. Мы привыкли ориентироваться на архитектора как такового – работающего самостоятельно или внутри крупной компании – это уже не столь важно. Пользователями нашей продукции являются и частные архитекторы и дизайнеры, и небольшие проектные студии, и огромные корпорации. И здесь для нас важно, чтобы GRAPHISOFT охватывал весь процесс проектирования, удовлетворяя все запросы пользователя – от создания первоначальной концепции до детальной разработки документации и передачи ее заказчику.
zooming
Новая версия ARCHICAD 19. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

– Каких новинок и усовершенствований стоит ожидать в будущем?

– Я бы не хотел говорить об абстрактных планах на будущее. Главная новинка – это появившаяся в начале июня девятнадцатая версия ARCHICAD. Сейчас для нас это главная тема. В целом же GRAPHISOFT планирует и дальше развивать стратегию поддержки своих пользователей по четырем основным направлениям, о которых я говорил выше. Это высокая производительность программы, интуитивный дизайн с предугадыванием действий архитектора, активное взаимодействие с другими программами и управление информацией.


Видеоролик о новой технологии в ARCHICAD: фоновая обработка данных:

Поставщики, технологии

02 Июля 2015

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
GRAPHISOFT : другие статьи и новости
Зимняя школа GRAPHISOFT 2020. BIM: продвинутый уровень – Последние...
Компания GRAPHISOFT, ведущий разработчик BIM-решений для архитекторов, и Московская архитектурная школа (МАРШ) объявляют о начале регистрации на интенсивный курс «Зимняя школа GRAPHISOFT 2020. BIM: продвинутый уровень».
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.