Андраш Хайдеккер: «Изначально 3D-решения потребовались для разработки трубопровода советской атомной станции»

Интервью с вице-президентом компании по EMEA региону GRAPHISOFT Андрашем Хайдеккером о новой версии ARCHICAD, тенденциях рынка: облачном взаимодействии и свободных формах, и о новых разработках компании.

mainImg
Компaния:
GRAPHISOFT
Архи.ру:
– В этом году исполняется тридцать лет с момента разработки ARCHICAD. Расскажите об основных вехах развития программы.

Андраш Хайдеккер:
– Тридцать лет это очень долгий срок. В одном разговоре сложно охватить всю историю развития программы, но я попробую остановиться на нескольких наиболее важных этапах. Первая версия ARCHICAD была создана в 1984 году и работала на компьютерах Apple. Изначально 3D-решения потребовались для разработки трубопровода советской атомной станции. В этих целях и была создана специальная программа. Однако в дальнейшем компания Apple предложила использовать эти разработки в новых целях – для архитектурного проектирования. Мы стали активно двигаться в этом направлении. В 1986 году вышла версия для Apple Macintosh. Далее новые версии программы выходили почти каждый год.
Вице-президент компании GRAPHISOFT Андраш Хайдеккер. Фотограф Алексей Полукаров

Важным этапом стал 1992 год, когда появилась возможность работы с ARCHICAD на платформе Windows. Именно это стало одной из причин возросшей популярности программы в России, что в полной мере наблюдается и сегодня. И, наконец, настоящим прорывом можно назвать появление BIM-сервера, установленного непосредственно на технике клиента. В момент создания этой технологии другие программы такой возможности не предоставляли.

По меркам эпохи компьютерных технологий ARCHICAD существует уже очень много лет, но, несмотря на это, программа остается одной из самых современных и продвинутых. Секрет успеха в том, что мы постоянно дополняем и развиваем свой продукт, работая с новыми технологиями и отталкиваясь от нужд и пожеланий архитекторов. Именно поэтому нам всегда удается в полной мере соответствовать требованиям сегодняшнего дня.

– Какие технические возможности программа предлагает сегодня?

– Последнее достижение – новая версия ARCHICAD-19. Основное её преимущество – высокая производительность и скорость. Программа не ограничивает размер проекта и позволяет оперировать очень большими объемами без ущерба скорости и рабочим показателям. Кроме того, последняя версия программы предлагает возможность фоновой обработки данных. Другими словами, программа способна задействовать незадействованные мощности компьютера и предугадывать дальнейшие действия пользователя, благодаря чему удается быстрее осуществить вычисления. Разумеется, это сказывается на увеличении общей скорости программы.
zooming
1982 год. История создания программы ARCHICAD. Источник: www.GRAPHISOFT.com

Другое направление, появившееся с новой версией, – обмен данными и возможность взаимодействия с другими программами, которые пользуются популярностью среди архитекторов. В первую очередь, речь идет о программе Rhino, которая открывает большие возможности для творческой деятельности, позволяя выстраивать самые сложные архитектурные формы и модели. Производитель этого продукта никак не связан с GRAPHISOFT, но для нас важно максимально учитывать интересы наших клиентов. Именно поэтому было решено объединить усилия. Так, в новой версии появился так называемый транслятор, помогающий без потерь перевести модель и все данные из Rhino в ARCHICAD.

– Расскажите о главных трендах и тенденциях современного рынка.

– Один из наиболее интересных трендов – это вышеупомянутая возможность вовлечения других программ для создания свободных форм. Rhino – важный шаг в поддержку существующих у нас инструментов. Конечно, свободная форма существовала и до этого, но теперь современные технологии поддерживают возможность создания свободных форм внутри одной программы. Для этого наша компания поэтапно внедряет различные инструменты проектирования. С помощью таких инструментов, к примеру, проектировался сложный купол стадиона «Динамо» в рамках большого проекта «ВТБ Арена парк» (реконструкцией занимается бюро Дэвида Маники, бюро SPEECH и компания «ТЕХСТРОЙ», – прим.ред.).
Новая версия ARCHICAD 19. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

Также не могу не упомянуть об актуальных сегодня мобильных технологиях. Мобильность и отсутствие привязки к определенному месту – это всеобщий тренд, актуальный и в области архитектуры. Развитие этой тенденции внутри GRAPHISOFT зиждется на трёх основных «столпах». В первую очередь это развитие инструментария, где самый главный – инструмент BIM-проектирования, находящийся непосредственно на компьютере пользователя. Во-вторых, это управление объектом с помощью таких технологий, как BIM-сервер и BIMcloud, которые позволяют работать с проектом в любой точке мира неограниченному числу людей. И в-третьих, это предоставление расширенных возможностей для заказчика, который теперь может легко просматривать архитектурную модель и получать всю необходимую информацию о развитии проекта прямо на свой телефон с помощью созданных мобильных приложений. Например, с помощью BIMx – лидирующего мобильного приложения для BIM-визуализации, которое при этом не требует от пользователя слишком глубоких знаний в области архитектуры.

– В чём основные преимущества системного BIM-подхода в проектировании?

– Главное преимущество – возможность коммуникации между всеми участниками процесса проектирования: инвесторами, заказчиками, подрядчиками, архитекторами, инженерами. BIM предлагает системный подход при создании документации. Таким образом можно легко отследить малейшие изменения в проекте и своевременно внести их во все относящиеся к нему документы. Очевидно, что это позволяет избежать массы ошибок, существенно сокращает время, необходимое на выдачу документации. Соответственно заметно уменьшается общая стоимость проекта и инвестиции. Ведь все возникающие изменения происходят на этапе проектирования, но не в момент стройки.

– Насколько просто обычному пользователю в России начать работать с этой системой? Существуют ли инструкции на русском языке, позволяющие быстро установить и освоить программу?

– ARCHICAD полностью переведен на русский язык. Мы стараемся максимально адаптировать программу под требования российского рынка. Переводятся инструкции, учебные материалы. В постоянном режиме работает тестирование программы на русском языке. Внедряются термины, принятые для российских архитекторов. Специально для этого мы сотрудничаем с русскоговорящим специалистом, который консультирует нас по поводу правильности использования тех или иных терминов. Кроме того, два года назад мы начали масштабные работы по оптимизации своего веб-сайта. Сегодня он полностью переведен на русский язык и в точности повторяет международный. Дальше всё зависит от навыков и профессионализма пользователя.
Новая версия ARCHICAD 19. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

– Реализована ли сегодня в полном объёме виртуальная библиотека BIM-элементов?

– Существует специальный, но отдельный, независимый от GRAPHISOFT портал BIM-объектов. Это глобальная виртуальная библиотека, где производители различных материалов и оборудования могут представлять свою продукцию. Этот ресурс поддерживается как программами GRAPHISOFT, так и другими производителями. Поэтому архитекторы могут свободно пользоваться всеми представленными там продуктами.

– Какие вспомогательные программы, помимо упомянутых, существуют у GRAPHISOFT? Скажем, для работы с генеральным планом или для проектирования поселков.

– ARCHICAD поддерживает открытый формат IFC. Таким образом, программы всех смежных разделов легко и оперативно взаимодействуют с ARCHICAD. Это программы для конструкторов – такие как, скажем, ЛИРА САПР и Tekla Structures, для инженерных коммуникаций и трассировки систем – Autodesk Revit MEP, для анализа проекта в целом – Tekla BIMsight.

– Объекты какой сложности можно создавать, пользуясь только ARCHICAD? Существуют ли какие-либо ограничения?

– Ограничений абсолютно не существует. Все зависит от опытности и умения пользователя работать в программе. Это можно сравнить с автомобильными гонками: один гонщик владеет автомобилем в совершенстве, он быстро и без труда достигает финиша, другой едет слишком медленно или вылетает с трассы.
zooming
Стадион «Динамо» в рамках проекта «ВТБ Арена Парк». Проектировщик: SPEECH. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

– Расскажите подробнее о таких инновационных продуктах, как BIMcloud и EcoDesigner. В чем их особенности и технические преимущества? Доступны ли они для российских пользователей? На каких условиях они могут ими пользоваться?

– Технология BIMcloud была создана специально для облегчения коммуникаций внутри крупных организаций, насчитывающих более тридцати архитекторов. На самом деле на российском рынке, как и в мире в целом, на такую услугу спрос пока небольшой. Поэтому в России BIMcloud пока не представлен. Тем не менее это очень удобная и полезная опция, позволяющая постоянно взаимодействовать разным специалистам. В России мы планируем начать продвигать эту идею с другого продукта, рассчитанного на небольшие и средние фирмы – от пяти человек. Речь идет о BIMcloud Studio, который станет доступен уже этой осенью. Что же касается технологии BIMcloud в целом, то она завоевывает мировой рынок постепенно. Прежде всего, этот продукт появляется там, где уже произошло очень глубокое внедрение таких технологий, а пользователи показали высокий уровень владения программами. Это Япония, Великобритания, Франция и Германия. В дальнейшем мы планируем продвигать BIMcloud и в других странах.

Другое удобное приложение, которое реализует GRAPHISOFT, – EcoDesigner. Этот инструмент служит для оценки энергоэффективности здания, позволяет просчитать количество потребляемой им энергии, оценить уровень энергосбережения и теплопроводимости.
Новая версия ARCHICAD 19. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

– Насколько популярна продукция GRAPHISOFT в мире? Кто является основным пользователем программы?

– Наша продукция используется в 102 странах. Это практически весь мир: от Индии, Южной и Северной Америки до России и Азии. ARCHICAD говорит на 17 языках. Язык архитектуры универсальный, но в каждом отдельном регионе требуется локализация, адаптация продукта. Поэтому уже сегодня существуют 23 языковые версии, где, к примеру, созданы разные англоязычные версии для Австралии и Англии или версии на немецком языке – отдельно для Австрии и Германии.

Что касается пользователя программы, то его общий портрет сделать довольно трудно. Во многом это зависит от особенностей рынка. Мы привыкли ориентироваться на архитектора как такового – работающего самостоятельно или внутри крупной компании – это уже не столь важно. Пользователями нашей продукции являются и частные архитекторы и дизайнеры, и небольшие проектные студии, и огромные корпорации. И здесь для нас важно, чтобы GRAPHISOFT охватывал весь процесс проектирования, удовлетворяя все запросы пользователя – от создания первоначальной концепции до детальной разработки документации и передачи ее заказчику.
zooming
Новая версия ARCHICAD 19. Источник: www.GRAPHISOFT.ru

– Каких новинок и усовершенствований стоит ожидать в будущем?

– Я бы не хотел говорить об абстрактных планах на будущее. Главная новинка – это появившаяся в начале июня девятнадцатая версия ARCHICAD. Сейчас для нас это главная тема. В целом же GRAPHISOFT планирует и дальше развивать стратегию поддержки своих пользователей по четырем основным направлениям, о которых я говорил выше. Это высокая производительность программы, интуитивный дизайн с предугадыванием действий архитектора, активное взаимодействие с другими программами и управление информацией.


Видеоролик о новой технологии в ARCHICAD: фоновая обработка данных:

Поставщики, технологии

GRAPHISOFT

02 Июля 2015

GRAPHISOFT: другие статьи и новости
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.