Аравийский полумесяц. Ботанический сад с искусственным климатом и крышей из ETFE

В Саудовской Аравии начато строительство Международного ботанического сада короля Абдаллы (KAIG), который обещает стать самым большим садом в мире.

Реклама

Площадь ботанического сада KAIG составит 160 гектаров. Он будет расположен посреди пустыни, к юго-востоку от столицы Саудовской Аравии – города Эр-Рияд, название которого означает «город садов и деревьев».

В 2007 году проводился архитектурный конкурс на проект этого сада – выиграл его британский тандем архитектурного бюро Bartom Willmore и инженерной компании BuroHappold. И теперь по этому проекту начато строительство грандиозного ботанического сада, в котором можно будет увидеть растения, существовавшие 400 миллионов лет назад – здесь модели исчезнувших деревьев, кустарников и цветов будут перемежаться с живыми растениями.

На территории сада KAIG будут размещены исследовательские институты, семенной фонд, рестораны, отели, театр, вольер с бабочками, птичник и лабиринт. Но «сердцем» его станет здание Палеоботанического сада – это гигантское сооружение, которое будет состоять из двух примыкающих друг к другу оранжерей в форме полумесяца. Площадь этого сада – 10 гектаров, то есть по размерам он сопоставим с пятнадцатью футбольными полями.

Палеоботанический сад будет посвящен теме изменения климата и, в частности, тому, как на протяжении разных эпох меняются растения на этом конкретном уголке земли. Внутри крытый сад разделен на несколько зон с совершенно разным климатом. В каждой из них воссоздадут флору региона на определенную эпоху, начиная с девонского периода, который начался около 400 миллионов лет назад – тогда высота местных растений не превышала уровня человеческого колена.

Сад каменноугольного периода планируется населить гигантскими моделями полуметровых стрекоз, двухметровых многоножек и девятисантиметровых тараканов. На смену ему приходят юрский период (век динозавров и папоротников) и сад мелового периода, посвященный цветам: некоторые из них дошли до наших дней – это лотосы и лилии. Затем посетитель окажется в кайнозойской эре, которая началась 65 миллионов лет назад и длится до сих пор.

После этого посетитель попадает во двор полумесяца – открытый сад Wadi. Здесь, уже без помощи специального оборудования, создающего искусственную среду, представлена нынешняя природа и растительность полуострова.

В отдельную группу выделены два сада – Сад плиоцена и Сад выбора. Они будут расположены в конце одного из полумесяцев. В Саду плиоцена будет показана природа этой эпохи: будет воссоздано русло реки и лесистая местность. Плиоцен начался чуть более пяти миллионов лет назад и продлился около двух с половиной миллионов лет. Считается, что именно в эту эпоху появились и вымерли австралопитеки, и появились люди (род Homo). Финальной точкой путешествия по садам станет Сад выбора (Garden of Choices), в котором посетитель сможет увидеть собственными глазами возможные сценарии развития местной природы – при продолжении климатических изменений и при их остановке – в зависимости от выбора, который человечество может сделать сейчас.

Таким образом, под крышей Палеоботанического сада планируется одновременно демонстрировать разные климатические условия. Поэтому здесь будут применяться материалы и конструкции, совместимые с различными природными условиями.

Цоколь «полумесяцев» будет состоять из нескольких железобетонных каркасов высотой восемь метров и длиной от 55 до 75 метров. Каждый из них должен поддерживать конструкцию металлокаркасной арочной крыши. При проектировании оранжерей особенное внимание уделили термическому расширению и усадке материалов, поэтому количество требуемых подвижных узлов и стыков сведено к минимуму.

Высота постройки – 40 метров. Для крыши планируется использовать пневматические «подушки» из мембраны  ETFE (этилен-тетрафторэтилен), заключенные в алюминиевые профили и поддерживаемые легкой несущей конструкцией. Необыкновенная прочность и долговечность ETFE-системы позволят использовать ее как светопропускающую ограждающую оболочку-конструкцию.

Материал ETFE был изобретен компанией DuPont более сорока лет назад для космической промышленности. На него не оказывают никакого действия ультрафиолетовое излучение и атмосферные загрязнения. Предельно гладкая поверхность легко самоочищается во время дождя.

Чтобы обеспечить сопротивление внешним нагрузкам и теплоизоляцию, в подушки из EFTE под низким давлением поступает воздух. Применение для фасадов-кровли этого огромного строения с тысячами растений подушек-оболочек из мембраны EFTE оправдано тем, что материал прекрасно пропускает свет и при этом, в отличие от стекла, подушки обладают очень высокими теплоизоляциоными свойствами,  что вместе с возможностью интегрировать в структуру EFTE элементы, меняющие в течение дня светопропускную способность, позволит серьезно сократить затраты на освещение и кондиционирование оранжерей.

Ботанический сад KAIG должен стать крупным образовательным и исследовательским центром, специализированным на изучении климатических и экологических процессов, поэтому теме устойчивого развития и ресурсосбережения его создатели отводят особое место. Необходимая проекту энергия будет поступать от солнечных батарей, ветряных турбин и теплоэлектростанций. Дождевую воду (дожди здесь идут зимой и весной) планируется накапливать в подземных резервуарах, очищать, использовать для орошения и затем применять повторно.

15 Августа 2014

Технологии и материалы
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.