В помощь московскому «дизайнерскому буму»

Гусман де Ярса, проректор курса «Магистр проектирования рабочих пространств» - о впечатлениях от работ молодых российских дизайнеров, показанных на миланском и московском Salone, а также об учебных курсах и новых стипендиях Школы архитектуры и дизайна IE.

Реклама
Случившаяся в XX веке «индустриализация» архитектуры сделала объектный дизайн особенно важным: похожие друг на друга, нередко типовые здания приобретают индивидуальные черты в немалой степени благодаря уникальному дизайну предметов, окружающих человека. От них зависит как «чистовая отделка», так и насыщенность интерьера эмоциями и впечатлениями.

Поэтому в рамках постдипломной магистерской программы «Проектирование рабочих пространств» Школы архитектуры и дизайна IE, которая преподается в Мадриде и Лондоне, и представляет собой программу дополнительного  обучения профессиональных архитекторов проектированию инновационных рабочих пространств, мы всегда внимательно следим за сферами дизайна мебели и предметов интерьера. С этой целью в мае текущего года мы посетили Миланский мебельный салон – крупнейшую и, вероятно, самую влиятельную в мире выставку мебели и предметов интерьера. Этот опыт оказался очень интересным – особенно благодаря присутствовавшей на выставке секции Salone Satellite, где более ста молодых дизайнеров показывали опытные образцы своих работ или же свои первые реализованные произведения. В Милане нам стало ясно, что самые перспективные и новаторские идеи можно найти именно в секции молодых дизайнеров.

Еще одна особенность, отмеченная нами на миланском Salone Satellite – большое число дизайнеров из России и стран бывшего СССР: даже по каталогу выставки сразу было видно, насколько значительна там доля участников из России, Латвии и Грузии.

Этот факт, наряду с разнообразными новостями от процветающего московского дизайн-сообщества, сделал неизбежным наш следующий визит – на выставку I Saloni Worldwide Moscow – чтобы встретиться там с ключевыми представителями московской сферы дизайна.

Выставка в Москве оказалась значительно меньше ее миланского аналога, что, впрочем, может лишь обрадовать любого посетителя: ведь в этом случае он не страдает от переизбытка информации и обилия каталогов.

Выставка проходила в большом двухэтажном павильоне «Крокус Экспо», где современную мебель разместили на первом ярусе, а «классическую» – на втором. Секция Salone Satellite находилась у входа в павильон: там были выставлены работы более 30  молодых дизайнеров из России и других республик бывшего СССР, включая Прибалтику.

Наше мнение об этой выставке молодых дизайнеров оказалось созвучным впечатлению от миланского Salone Satellite: новое поколение берется за более рискованные и актуальные проблемы, чем истеблишмент мебельного мира. Как раз когда я заходил на выставку, вручались три премии Salone Satellite: третье место получила Мария Игнатова из Санкт-Петербурга за опытный образец офисного кресла для людей с ограниченными возможностями, снабженного гидравлическим устройством, помогающим пользователю передвигаться и регулировать высоту и позицию сидения. Второй приз был отдан екатеринбургскому дизайн-бюро «Вишня», которая представила на выставке The Culle – экологичный картонный светильник, спроектированный с использованием параметрических программ и вырезанный лазером. Прекрасный прибор из переработанной бумаги и картона излучает фантастический, таинственный и одновременно уютный свет.

Первое место получила дизайнер из Латвии Эвия Краукле (Ēvija Kraukle) за Slider – очень простой деревянный светильник, чьи две лампы легко фиксируются в множестве положений.

Также на выставке были представлены бионическая мебель из фанеры и прибор, предназначенный для установки в общественный местах и способный подзаряжать электронную аппаратуру от энергии, вырабатываемой пешеходами.

Большинство проектов, показанных на Salone Satellite в Москве, посвящены проблемам, которые сейчас не только выходят на первый план в области дизайна, но и становятся ключевыми для человечества в целом. «Устойчивые» материалы и технологии, новые способы построения и создания форм, внимание к людям с ограниченными возможностями и к работающим людям разного возраста – все эти темы, в числе прочих, безусловно будут определять ведущие направления дизайна и архитектуры ближайших лет.

В Школе архитектуры и дизайна IE мы настроены на привлечение и поощрение талантливых людей из стран бывшего СССР, и мы действительно считаем, что курс «Магистр проектирования рабочих пространств» станет огромным шагом вперед в карьере любого дизайнера предметов интерьера. Пройдя наш курс, дизайнер станет специалистом по стратегии организации рабочего места и проектированию интерьеров; сможет работать как с отдельными предметами, так и проектировать среду в целом. Поэтому мы создали особую программу стипендиальной поддержки для участвовавших в московской выставке дизайнеров в размере 15% от общей стоимости обучения.

Мы регулярно предлагаем и другие стипендии для дизайнеров всего мира. На данный момент открыта стипендия «Случайное открытие» (Serendipity-Makers Scholarship), покрывающая 50% общей стоимости обучения.

Получить представление о программе обучения можно благодаря бесплатным онлайн-мастер-классам наших преподавателей. В октябре мы проводили встречу с Примо Орпилья и Вердой Александер, основателями Studio O + A из Сан-Франциско, авторами инновационных офисов компаний Facebook, AOL и Microsoft в Кремниевой долине.

12 ноября 2013 в 20:00 по московскому времени (в Мадриде в это время будет 17:00) мы проведем
интернет-встречу с Джереми Майерсоном (Jeremy Myerson), главой Центра дизайна Хелен Хамлен лондонского Королевского колледжа искусств (Helen Hamlyn Center for Design at the Royal College of Arts). Этот центр – стратегический партнер магистерской программы «Проектирование рабочих пространств» и именно там будет проходить очная часть обучения в июле 2014 года.
Зарегистрироваться можно здесь.

Во время московской поездки мне необыкновенно повезло – удалось посетить штаб-квартиру компании Dream Industries в здании Телеграфа. Это удивительное огромное помещение в 10 000 м2 в самом центре Москвы, на Тверской улице, рядом с самыми роскошными бутиками столицы. Dream Industries – это технологический старт-ап, занимающийся распространением знаний и культуры посредством разнообразных веб-платформ – Bookmate, Zvooq и Theory&Practice и других. Катя Фадеева, которая скоро возглавит там новое пространство для коворкинга, провела для меня экскурсию по зданию.

Сейчас мы принимаем заявления от желающих пройти курс «Магистр проектирования рабочих пространств», стартующий в феврале 2014.
Присоединяйтесь к нам!
Более подробную информацию можно получить, написав нам: [email protected]
 

12 Ноября 2013

Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф. Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 проектов, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.