БЦ Ferrum,
Санкт-Петербург,
архитектор Сергей Чобан
фасад из стали COR-TEN®
компании SSAB
ЖК «Зиларт», Москва, архитектор Сергей Скуратов,
фасад из стали COR-TEN® компании SSAB
Технологии в архитектуре
Благородный кортен
COR-TEN® — очень актуальный материал, любимый современными архитекторами. Теплый, бархатистый, надежный: нержавеющая ржавчина. Но его качество существенно зависит от исходных параметров материала.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Комплексные решения для современной архитектуры от компании SSAB: оригинальная погодоустойчивая сталь COR-TEN® и сталь с полимерным покрытием GreenCoat®
Кортен – относительно новый материал. Его изобрела и запатентовала под брендом COR-TEN® в 1933 году американская компания United States Steel Corporation, которой потребовалось провести около 30 тысяч исследований, чтобы добиться совершенных характеристик. Изначально кортен использовали для строительства мостов и производства железнодорожных вагонов, для которых предела прочности обычной стали было недостаточно, а до архитектуры материал дошел только через 30 лет после изобретения: в 1964 году Эро Сааринен одним из первых придумал сделать из него облицовку для штаб-квартиры John Deere в Молине, штат Иллинойс, которая, к слову, до сих пор стоит и, судя по всему, не нуждается в ремонте. С тех пор кортен использовался достаточно широко: как в больших проектах, так в частных домах, интерьерах, арт-объектах. В России пока что не так много зданий, которые украшает выразительный «рыжий» металл, но с каждым годом их становится больше. 
Штаб-квартира John Deere в Молин, Иллинойс, 2013
© Casey Renner, 2.0 Generic (CC BY 2.0), https://www.flickr.com/photos/rnnr/9716020456/in/album-72157635464296642/
Полезный яд
В названии материала отражаются его главные характеристики: CORrosion TENsile принято переводить как «устойчивый к коррозии», но слово tensile обозначает еще и более высокую по сравнению с обычной сталью прочность. Сущность кортена парадоксальна. Сначала сталь легируют, то есть добавляют к сплаву железа и углерода ряд элементов, обеспечивающих устойчивость к атмосферным воздействиям – фосфор, медь, хром, никель или кремний. Далее под естественным влиянием погодных условий поверхность стали покрывается слоем ржавчины, который за 10 лет «съедает» всего несколько десятых миллиметра от толщины листа, а после указанного срока процесс коррозии замедляется и постепенно останавливается. Но уже за первые два года формируется надежный слой, защищающий «голую» сталь от кислорода и воды.

Получается, что сталь надежно укрыта непроницаемой оболочкой, которая не нуждается в обработке, а кроме того имеет высокие эстетические характеристики – бархатистую фактуру и глубокий цвет. Оригинальный COR-TEN® не только надежен, но и красив, что позволяет архитекторам создавать запоминающиеся здания. Неправильная технология приводит к тому, что сталь начинает ржаветь насквозь и со временем рассыпается.
Оригинал и подделки
Аналогов у американской стали все еще нет – нельзя гарантированно утверждать, что погодоустойчивая сталь из Китая, например, не потеряет через какое-то время форму, цвет или прочность. Кроме того, рынок стали наполнять подделки.
© Casey Renner, 2.0 Generic (CC BY 2.0), https://www.flickr.com/photos/rnnr/4862484240/in/photostream/

Настоящий COR-TEN® в Россию поставляет только сталелитейный концерн SSAB, единственный лицензированный производитель оригинальной погодоустойчивой стали COR-TEN® в Европе, который, таким образом, может обещать долговечность конструкций и характерную бархатистую патину. 
 

Вадим Пикалов Директор по продажам в России и СНГ Подразделение SSAB Europe

С ростом популярности стали COR-TEN® растет и число подделок. Нередки случаи, когда за кортен выдают обычную сталь, что в корне неверно и искажает саму суть этого востребованного архитекторами материала. Мы с большим сочувствием относимся к тем строителям, дизайнерам и архитекторам, которые сталкиваются с последствиями использования некачественного кортена, когда кусками отваливается патина, образуются сквозные отверстия и объект приходится переделывать, еще даже не закончив его. Чтобы избежать этого, COR-TEN® необходимо покупать только у лицензированного ответственного производителя этой марки. Компания SSAB владеет лицензией с 1976 года и является единственным производителем оригинальной погодоустойчивой стали COR-TEN® в Европе.


 
Познакомимся с достоинствами оригинального материала на примере уже реализованных зданий и объектов.
Комета из прошлого: ЖК «Зиларт» 
Сергей Скуратов обратился к кортену одним из первых российских архитекторов, а кроме того не побоялся использовать его в больших масштабах и продемонстрировал сразу несколько способов использования материала – в его корпусах для квартала «Зиларт» кортен звучит контрапунктом к кирпичу, берет главную партию, либо служит акцентом. 

Я в принципе люблю материалы такого рода – живые. Взаимодействие металла с кислородом, с какой-то агрессивной для него средой – это ведь тоже естественное, природное, живое состояние материала. Своего рода «период полураспада», но в случае с COR-TEN®, образно говоря, застывший во времени, длящийся бесконечно долго. Это похоже на смену оттенков меди, но там оксидирование может длиться несколько десятилетий, а для стали этот процесс занимает всего лишь несколько месяцев и реализованный фасад сразу может быть, фактически, итоговой версией себя, даже без потеков, и постоянно сохранять тот внешний вид, который был задуман и реализован изначально – в этой предсказуемости тоже есть положительные моменты, мы, фактически, сразу получаем результат и можем рассчитывать на его устойчивость впоследствии.
 
«Ржавая» патина кортена, на мой взгляд, очень красива; мне этот оттенок очень нравится, на солнце он может быть ярко-оранжевым, в тени насыщенным и глубоким. В то же время сочетание с какими-то субтильными материалами, к примеру со стеклом или некоторыми видами камня, подчеркивает брутальность кортена и создает хороший контраст. Кроме того материал конструктивен сам по себе. Толщина листов – от 0,6 до 2 сантиметров, они устойчивые, к ним можно что-то приваривать, вырезать… Это один из любимых материалов современных художников, работающих с крупным масштабом, к примеру Ричард Сера делает из кортена свои гигантские скульптуры.
 
Кортеном как материалом я интересуюсь давно, первая моя постройка, в которой использован этот материал – Art House в Тессинском переулке: въезд в гараж, малые формы в вестибюлях, перила, пандусы... Кортена достаточно много в дизайне общественных зон ЖК «Садовые кварталы». Я предлагал использовать этот материал в моем конкурсном проекте для ГМИИ. И, наконец, самый объемный пример – лоты №1 и №2 в ЗИЛАРТе.
 
Если же говорить об эксплуатационных качествах материала или об отличии подлинных поставок от несертифицированных аналогов – здесь, я думаю, специалисты объяснят лучше меня. Я во всех своих проектах пользуюсь сертифицированным COR-TEN®, поскольку предпочитаю рассчитывать на лучшее качество реализации.
Фасады довольно массивной пластины корпуса «Е» облицованы решеткой из пестрого кирпича, сквозь которую проступает рыжина кортена. Архитектор стремился передать образ кометы, поэтому градиент растягивается от раскаленного белого «ядра» к огненному «хвосту» – восточному торцу, уже полностью закрытому сталью. Торцу вторит корпус «Д» – кортен здесь подчеркивает тяжесть складок эркеров, нависающих над хрупкой решеткой стилобата, но благодаря ритму масс и глубоким теням успешно избегает монотонности.
       
Кортен в этом проекте помогает подчеркнуть индустриальное прошлое территории – автомобилестроительный ЗИЛ был в том числе и сталелитейным предприятием. Из кортена же выполнены стилобаты других корпусов, что наводит на мысль – не впервые в постройках Сергея Скуратова – о культурном слое, который исследуют археологи: дома словно бы вырастают на остатках заводского металла. 
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ, лот №2. Сталь SSAB
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот 1, 2)
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
 
Стиль и сообразность: БЦ Ferrum
В Петербурге к кортену пока что относятся с осторожностью – в основном из-за отчетливой современности материала. Однако именно здесь появилось одно из немногих в России зданий, фасад которого полностью выполнен из кортеновской стали. Речь идет о БЦ «Феррум», спроектированном бюро TCHOBAN VOSS Architekten. Здесь кортена по-настоящему много, и вкупе с формой он выступает главным выразительным средством. Как только патина наберет силу, зданию не будут страшны ни петербургские дожди, ни метели. 
Поскольку архитектура – это все-таки не макет в масштабе 1:1, а, в первую очередь, высказывание на тему материальности, кортен кажется мне одним из самых интересных и многообещающих материалов из всех, что применяются сегодня. Это связано с самой его структурой, способной обеспечить зданию идеальный прогноз старения. Тогда как все остальные материалы встраиваются в структуру объекта новыми, и прогноз их старения, по большому счету, остается открытым, для кортена любой сценарий старения является позитивным.

Сложную и живописную поверхность кортена можно сравнить с полотном абстрактной живописи, которое к тому же чрезвычайно тактильно. А изначально присущая ему патина по определению благородна и максимально благоприятно реагирует на воздействие климата и окружающей среды. Даже не всякий камень может похвастаться подобными характеристиками.
«Феррум» стал еще одним ярким объекта бизнес-парка в Полюстрово: ему предшествовали БЦ «Бенуа» и офисные здания с фасадами, отображающими времена года. За счет материала «Феррум» более брутален, что смягчается способом отделки фасада: листы спаяны в объемные модули, которые образуют плетение – а в этом уже есть что-то ручное и домашнее. В этом проекте на первый план выходит глубина цвета и бархатистая поверхность. 
  • zooming
    1 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    2 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    4 / 5
    Бизнес-центр Ferrum, сталь SSAB
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Tchoban Voss Achitekten
  • zooming
    5 / 5
    Бизнес-центр Ferrum
    Фотография © Илья Иванов
Метаморфозы цвета: FEST Hotel
Следует помнить, что кортен приобретает характерный цвет постепенно. Листы поставляются в виде гладкой серебристой стали, но цвет и фактура начинают проявляться почти сразу, в условиях смены дождливой и сухой погоды. Патина стабилизируется, то есть перестает пачкаться и течь, ко второму году эксплуатации, а к седьмому году цвет кортена становится максимально глубоким и бархатистым. Таким образом фасад в первые годы жизни здания меняется: от серебристого, через оранжевый к бордово-шоколадному. Скорость насыщения и оттенок цвета зависят от атмосферных условий и наличия в воздухе загрязнений: сера, например, ускоряет процесс окисления и придает патине более темный цвет. Чем чаще сухая погода сменяется влажной, тем быстрее образуется патина. 



Очень показательны в этом отношении фасады отеля FEST Hotel, построенного во Львове по проекту архитектурного бюро TRDZ. Еще в процессе строительства можно было наблюдать первые потеки, к открытию здание приобрело теплый оттенок закатного солнца, после первого года эксплуатации более отчетливо проявилась рыжина. 

\
  
Ревитализация кортеном: БЦ Товарищество Рябовской Мануфактуры 
Брутальность и смыслоемкость кортена делает его незаменим при работе с промышленным наследием, кроме того металл, тем более рыжий, составляет хорошую пару кирпичу. Архитекторы Fnbureau, приспосабливая цеха бывшей красильно-набивной фабрики Товарищества Рябовской мануфактуры, использовали кортен, чтобы подчеркнуть более поздние пристройки, обозначить новые объемы, скрыть кондиционеры и коммуникации, приводя фасады к цельному виду. Простой рисунок, нанесенный с помощью лазерной резки, помог превратить листы стали в декоративные панно, напоминающие микросхемы. 

 
 
Долгая память: Ржевский мемориал
Кортеновская сталь без труда режется лазером – этим воспользовались авторы Ржевского мемориала, нанеся около 17 000 фамилий погибших на листы, которыми оформлена подводящая к 25-метровой скульптуре аллея. По задумке архитектора Константина Фомина кортен имитирует уступы зеленых холмов-курганов, напоминая одновременно об окопах и снарядах, которые извлекают из земли спустя десятилетия после окончания войны. Из кортена выполнены стилизованные палатки, за которыми спрятаны осветительные приборы, а также информационные стелы с паттерном из журавлей. Для этого относительно удаленного объекта важным становится неприхотливость и долговечность кортена, не требующего ухода.
  • zooming
    1 / 3
    Ржевский мемориал
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    2 / 3
    Ржевский мемориал
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    3 / 3
    Ржевский мемориал
    © фотография предоставлена SSAB

 
Продуманная деталь: ресторан ZOO Beer&Grill 
Кортен способен производить впечатление даже в тех случаях, когда его используют совсем немного. Яркий тому пример – ресторан рядом с московским зоопарком, оформление которого внутри и снаружи придумала Наталья Белоногова. Листы кортена дополняют кирпич, бетонные поверхности и металлические балки. Дизайнерам интерьеров следует помнить, что в помещениях кортен «ржавеет» и менять цвет медленнее, чем на улице, и не так равномерно. 
  • zooming
    1 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    2 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    3 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB
  • zooming
    4 / 4
    Ресторан ZOO Beer&Grill
    © фотография предоставлена SSAB


***

Все упомянутые объекты отличает запоминающийся образ, в создании которого COR-TEN® сыграл одну из главных ролей. Чтобы добиться похожего результата, важно использовать оригинальный материал. 

Как сообщает производитель, из-за тиражируемых подделок страдает качество работы подрядчика, затраченные усилия могут привести не только к финансовым потерям, но и нанести урон имиджу архитектурного бюро или строительной организации. Так, использование стали низкого качества с неподтвержденным химическим составом, так называемых «аналогов», может стать причиной низкой надежности и непрезентабельного вида конечного изделия. Важно отметить, что SSAB производит погодоустойчивую сталь COR-TEN® в полном соответствии с запатентованной технологией и тем самым может гарантировать определенные свойства этого материала своим заказчикам. 

Поставщики, технологии

SSAB

28 Октября 2021

SSAB: другие статьи и новости
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.