Многомерная декорация

Публикуем студенческую работу, получившую гран-при фестиваля «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей».

0
Фестиваль «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей», который ежегодно проводит «Мосстройинформ» для профильных колледжей, с каждым сезоном собирает все больше участников. Первоначально, в 2016 году, мероприятие задумывалось, как конкурс среди студентов московских ссузов. В нем приняло участие 13 колледжей, которые представили на рассмотрение жюри 110 работ. Теперь же география существенно расширилась, и в прошлом году участие приняло 63 ссуза, из 39 городов.

Идея фестиваля в том, чтобы привлечь внимание к вопросам созданий комфортной городской среды, продемонстрировать взгляд молодых архитекторов и дизайнеров, студентов профессиональных образовательных учреждений, на проектирование и строительство объектов градостроительной сферы в условиях постоянного роста урбанизации.

В рамках фестиваля оцениваются выпускные квалификационные и иногда курсовые работы учащихся, занимающихся архитектурным, дизайнерским, ландшафтным проектированием. 
 
Гран-при в 2022 году получили три проекта. О двух мы расскажем отдельно, а сейчас публикуем работу Елены Матулис (МГХПА им. С.Г. Строганова) «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее». Руководители проекта – Ирина Борташ, Елена Михайличенко.
Проект «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова

Из пояснительной записки к проекту:
«Творчество Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885- 1922) – поэта странного, одинокого, спорного – уже в начале XX века обозначает многие художественные и общекультурные тенденции, характеризующие современность. Выходя далеко за рамки традиционно мыслимого искусства, Хлебников предлагает оригинальный подход к пониманию слова, реформирует поэтический язык. Современные исследования сверхповести «Зангези» говорят о ее  пространственности, сюжет не может восприниматься линейно, он является  сложным объемом. Хлебников, следуя конструктивистским веяниям эпохи,  «строит» произведение: «Повесть строится из слов, как строительной  единицы знания. «…» Сверхповесть или заповесть складывается из  самостоятельных отрывков». Данная идея послужила основой для  художественной концепции проекта. Она заключается в физическом  воплощении пространства сверхповести, в создании такой выставки, которая  бы создавала ощущение погружения в творческий мир Хлебникова у посетителя, в построении сверхповести в прямом смысле слова – перенесении  «Зангези» в физическое пространство».
Проект «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
Проект «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
Проект «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова

«Выставка представляет собой  объемную иллюстрацию к «Зангези». Здесь не представлена справочная информация о биографии автора или о заложенных в каждую плоскость смыслах, что оставляет за зрителем свободу интерпретации. Так же как текст сверхповести делится на плоскости, пространство выставки зонируется разномасштабными элементами, объединенными суперграфикой.  Для того чтобы перенести основные образы и идеи произведения в пространство выставки, было решено разработать ряд иллюстраций».
  • zooming
    1 / 5
    «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
    Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
  • zooming
    2 / 5
    «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
    Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
  • zooming
    3 / 5
    «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
    Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
  • zooming
    4 / 5
    «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
    Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
  • zooming
    5 / 5
    «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
    Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова

Ирина Борташ, Елена Михайличенко, руководители проекта, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова:
«Елена самостоятельно обратилась в литературный музей, место которое хорошо подходило для будущей выставки и начала работать с генпланом, предоставленным музеем. Столкнувшись с непростым по конфигурации пространством зала и прописав сценарий посещения выставки, Елена предложила систему выставочного оборудования, которое сформировало движение выставки. Параллельно неоднократно перечитывая сверхповесть, Елена искала графические образы, чтобы передать суть каждой главы этого сложного произведения. Такая поступательная работа и огромное трудолюбие студента привели к такому результату – работа выполнена на высоком уровне для среднего специального образования».

Абдуллина Алина, сооснователь, креативный директор интернет-издания АрхРевю, член жюри конкурса:
«Трактуя текст повести «Зангези» Велимира Хлебникова как квест, где игра со словом и шире – с языком, превращена в занимательный процесс преодоления смысловых ребусов, авторы экспозиции проложили карту для «хождения» по тексту.

В итоге музейная экспозиция обрела форму многомерной декорации. Она задумана как 100% авторское пространство, внутри которого все та же игра, и ее основополагающий принцип – увлекательное интеллектуальное развлечение: смысловое, визуальное, ассоциативное. Плоскости отражают авторские образы и смыслы, стимулируют к разгадкам остроумных загадок Хлебникова. И одновременно являются то символичными «препятствиями», возникающими на пути, то подсказками, которые «выскакивают» из гипертекста повести в объем экспозиции…   

Архитектурность «Зангези», где слово – «малый камень равновеликих слов»,  рассматривается Хлебниковым как строительная единица здания-повести, несомненно, принципиально близка авторам проекта. Отсюда точность и свобода воплощения сверхповести в физическом пространстве».

Узнать о фестивале подробнее можно здесь.
 

24 Апреля 2023

Похожие статьи
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Фильм в зачет
Андрей Киселев и Сергей Шестопалов приглашают посмотреть фильм экспериментальной проектной студии РАНХиГС, который стал итогом семестра, посвященного навыкам самопрезентации.
Гибкая шестеренка
Три студента МАРХИ обратились в редакцию Архи.ру, чтобы рассказать о своей концепции реновации павильона «Шестигранник» в парке Горького. Они разработали свой проект автономно от SANAA, а теперь сравнивают свое решение со «звездным» японским.
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Ре-Школа 2021: Соловки
Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.
Золотая медаль МАРХИ 2021: победители
Публикуем два проекта, награжденных Золотой медалью МАРХИ. Магистерская диссертация Полины Болдыревой посвящена исследованию метаструктур, а дипломный проект Дарьи Зотовой – проработке событийного комплекса с иммерсивным театром в Ясенево.
Поэтика незамечаемого
Какие упражнения помогают студентам МАРШ исследовать повседневность и ловить гения места – рассказывают кураторы Школы на примере итоговых работ двух студий бакалавриата 2021 года.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.