Публикуем студенческую работу, получившую гран-при фестиваля «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей».
Фестиваль «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей», который ежегодно проводит «Мосстройинформ» для профильных колледжей, с каждым сезоном собирает все больше участников. Первоначально, в 2016 году, мероприятие задумывалось, как конкурс среди студентов московских ссузов. В нем приняло участие 13 колледжей, которые представили на рассмотрение жюри 110 работ. Теперь же география существенно расширилась, и в прошлом году участие приняло 63 ссуза, из 39 городов.
Идея фестиваля в том, чтобы привлечь внимание к вопросам созданий комфортной городской среды, продемонстрировать взгляд молодых архитекторов и дизайнеров, студентов профессиональных образовательных учреждений, на проектирование и строительство объектов градостроительной сферы в условиях постоянного роста урбанизации.
В рамках фестиваля оцениваются выпускные квалификационные и иногда курсовые работы учащихся, занимающихся архитектурным, дизайнерским, ландшафтным проектированием.
Гран-при в 2022 году получили три проекта. О двух мы расскажем отдельно, а сейчас публикуем работу Елены Матулис (МГХПА им. С.Г. Строганова) «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее». Руководители проекта – Ирина Борташ, Елена Михайличенко.
Проект «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
Из пояснительной записки к проекту: «Творчество Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885- 1922) – поэта странного, одинокого, спорного – уже в начале XX века обозначает многие художественные и общекультурные тенденции, характеризующие современность. Выходя далеко за рамки традиционно мыслимого искусства, Хлебников предлагает оригинальный подход к пониманию слова, реформирует поэтический язык. Современные исследования сверхповести «Зангези» говорят о ее пространственности, сюжет не может восприниматься линейно, он является сложным объемом. Хлебников, следуя конструктивистским веяниям эпохи, «строит» произведение: «Повесть строится из слов, как строительной единицы знания. «…» Сверхповесть или заповесть складывается из самостоятельных отрывков». Данная идея послужила основой для художественной концепции проекта. Она заключается в физическом воплощении пространства сверхповести, в создании такой выставки, которая бы создавала ощущение погружения в творческий мир Хлебникова у посетителя, в построении сверхповести в прямом смысле слова – перенесении «Зангези» в физическое пространство».
Проект «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
Проект «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
Проект «Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
«Выставка представляет собой объемную иллюстрацию к «Зангези». Здесь не представлена справочная информация о биографии автора или о заложенных в каждую плоскость смыслах, что оставляет за зрителем свободу интерпретации. Так же как текст сверхповести делится на плоскости, пространство выставки зонируется разномасштабными элементами, объединенными суперграфикой. Для того чтобы перенести основные образы и идеи произведения в пространство выставки, было решено разработать ряд иллюстраций».
«Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
«Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
«Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
«Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
«Создание арт-выставки посвященной 100-летию первой публикации сверхповести «Зангези» В.В. Хлебникова в Государственном литературном музее»
Елена Матулис, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова
Ирина Борташ, Елена Михайличенко, руководители проекта, Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова: «Елена самостоятельно обратилась в литературный музей, место которое хорошо подходило для будущей выставки и начала работать с генпланом, предоставленным музеем. Столкнувшись с непростым по конфигурации пространством зала и прописав сценарий посещения выставки, Елена предложила систему выставочного оборудования, которое сформировало движение выставки. Параллельно неоднократно перечитывая сверхповесть, Елена искала графические образы, чтобы передать суть каждой главы этого сложного произведения. Такая поступательная работа и огромное трудолюбие студента привели к такому результату – работа выполнена на высоком уровне для среднего специального образования».
Абдуллина Алина,сооснователь, креативный директор интернет-издания АрхРевю, член жюри конкурса: «Трактуя текст повести «Зангези» Велимира Хлебникова как квест, где игра со словом и шире – с языком, превращена в занимательный процесс преодоления смысловых ребусов, авторы экспозиции проложили карту для «хождения» по тексту.
В итоге музейная экспозиция обрела форму многомерной декорации. Она задумана как 100% авторское пространство, внутри которого все та же игра, и ее основополагающий принцип – увлекательное интеллектуальное развлечение: смысловое, визуальное, ассоциативное. Плоскости отражают авторские образы и смыслы, стимулируют к разгадкам остроумных загадок Хлебникова. И одновременно являются то символичными «препятствиями», возникающими на пути, то подсказками, которые «выскакивают» из гипертекста повести в объем экспозиции…
Архитектурность «Зангези», где слово – «малый камень равновеликих слов», рассматривается Хлебниковым как строительная единица здания-повести, несомненно, принципиально близка авторам проекта. Отсюда точность и свобода воплощения сверхповести в физическом пространстве».