Победитель состязания стал известен на прошлой неделе. Им стал консорциум, в состав которого вошли московское бюро ASADOV, якутская архитектурная фирма ЛСТК-Проект, а также туроператор Russia Discovery и консалтинговая компания KNIGHT FRANK. Напомним, что имена трех финалистов конкурса были объявлены в июле. Всего на участие было подано 22 заявки.
Село Оймякон – знаменитый полюс холода, здесь была зафиксирована самая низкая для северного полушария температура -71,2 °C. Зима, то есть температура ниже ноля – 9 месяцев в году. «Проектирование в условиях экстремального климата требует особых знаний, поэтому сотрудничество местных бюро, которые имеют опыт в условиях вечной мерзлоты, и архитекторов из других регионов, у которых есть новый подход, особое видение, особенно ценно», – подчеркнул глава Якутии Айсен Николаев, который лично курировал конкурс и был председателем жюри. Айсен Николаев отметил, что Якутия пользуется большим спросом у туристов, однако из-за неразвитости инфраструктуры республика не может принять всех желающих: приходится отклонять до 80% заявок.
«Этот процесс стал не просто конкурсом и выбором лучшего решения, но объединением экспертиз, в котором каждый чему-то научился, – говорит глава агентства Центр Сергей Георгиевский, – и вместе с тем большим вдохновением для всех тех, кто занимается развитием не только Республики Саха (Якутия), но и Арктикой в целом, востоком страны и теми территориями, которые долгое время были забыты и обделены вниманием. Оймякон – место, которое действительно может быть международным аттрактором туризма».
Инвесторов планируют найти к 2021 году, строительство первой очереди должно начаться в 2022-2023. Стоимость проекта оценивается почти в 1 млрд рублей.
победитель: АБ ASADOV
Лидер консорциума АБ ASADOV, МоскваKNIGHT FRANK, Москва/Лондон + ЛСТК-Проект, Якутск + Russia Discovery, Москва
Авторы победившего проекта предложили мастер-план преобразования села Оймякон с заменой всех инженерных сетей, новой деревянной набережной, экофермой, банным комплексом на реке с возможностью купаться в проруби, несколькими парками разной специализации, в числе которых – площадка для главного якутского праздника Ысыах, арт-объектами и детскими площадками.
Прогулочный маршрут представляет собой систему двух сетей: более корпусной системы проезжих улиц и тонкой сетки пешеходных дорожек. Пешеходные и велосипедные пути – деревянные, местами они образуют приподнятые над водой мостики; на набережной акцентированы видовые точки, открытые места регулярно чередуются с теплыми, позволяя отогреться. Маршрут охватывает всю территорию Оймякона, соединяет элементы новой программы, предлагает множество «вариантов прохождения», работая на разнообразие восприятия. Среди элементов – музей оймяконского купца-благотворителя Николая Кривошапкина в западной части села.
Ядром мастер-плана стало здание гостиничного комплекса, чей вольный лепестковый план немного напоминает контуры самого села, «отроги» которого свободно разбросаны вокруг его центра, что превращает комплекс в своего рода объемный логотип. Дугообразный стилобат объединяет 3 объема гостиницы, 1 ресторана, еще 3 – музейного комплекса с «выходом в ледяную пещеру». От музея же начинается переход к музейному парку, а весь стилобат снабжен по внутренней дуге амфитеатром, который «смотрит» в противоположную от парка сторону, на главную улицу села.
Все корпуса снабжены атриумами с зенитным светом, что позволит проводить время в тепле, но при естественном освещении.
«Задача была нетривиальной, для архитекторов это серьезный вызов – создать комфортную среду для туристов, которые туда прибывают, и для всего поселения в целом, – рассказывает Андрей Асадов. – Прежде всего туристам там попросту нужно место, где находиться, – но, с другой стороны важно, чтобы им было интересно, и было чем заняться. Село уже сейчас известно в России и во всем мире как центр экстремального туризма, гиды возят туда желающих: с основном добираются из Якутска, на машине два дня, хотя можно, конечно, и на вертолете... Но остановиться в Оймяконе почти негде, потому многие приезжают, смотрят и уезжают, ночуют в других местах. Наша же задача – задержать туристов в селе, предоставить и комфорт, и программу, «базу» для исследования территории с экстремальной природой. Пока что в Оймяконе помимо природы есть, строго говоря, два аттрактора – музей и стела, обозначающая село как полюс холода».
Концепция рассчитана на 3 очереди и, по словам авторов, после завершения третьей очереди количество посетителей села может увеличиться с 1000 до 10 000 человек в год, то есть в 10 раз. А потенциал места в целом, при условии последовательного развития туризма – более 50 000 человек в год, уточняет Андрей Асадов.
Посетители полюса холода подразделяются на две категории, утверждает участник консорциума компания Russia Discovery: экстремальщики и экспедиционщики, одни предпочитают спорт и приключения в чистом виде, другие приезжают скорее посмотреть и «отметиться». Программу разрабатывали исходя из предпочтений тех и других, на все вкусы.
Помимо программы и мастер-плана для собственно территории села авторы, смотря шире, разработали маршрут путешествия от Якутска – все же целых два дня – и высказали предложения по его улучшению и обустройству, как с точки зрения комфорта, так и интереса.
И, наконец, авторы предложили обновить бренд Оймякона и насытить его образностью. Которая передана, с одной стороны, дизайном деталей – от вывесок и указателей до сувенирной продукции с логотипами, также разработанных консорциумом. Акцентировано, что путешествия возможны и интересны не только зимой, когда мороз 70 градусов и северное сияние, но и летом.
С другой стороны, ту же «говорящую» образность подхватывают и крупные формы: в частности, корпуса гостиницы решены как мегаскульптуры мифологического быка Чысхаана, который насылает на землю холод. Получилось символично: бык вызывает мороз, а внутри-то у него тепло и можно согреться, наблюдая за замерзающей землей. Напомним, что и форма гостиничного комплекса в целом интерпретирует лепестковые контуры поселения. Возможно и простые деревянные здания для кафе и ресторанов тоже недаром напоминают бараки, часть истории северного края.
Проект обновленного Оймякона авторы представляют как место для «любителей комфортных приключений». На вопрос – нет ли противоречия между комфортом и экстримом, Андрей Асадов отвечает философически: «Человеку необходимо безопасное место. Можно заниматься экстримом, но лучше знать, что ты вернешься куда-то, где будет тепло и комфортно. Это важно любому, экстремальщикам в том числе». Кроме того глава консорциума подчеркивает, что в саму туристическую программу встроены элементы экстрима – к примеру, купание в ледяной проруби на речке: «и в нашем предложении, и в проектах коллег есть масса идей разнообразного времяпрепровождения, хотелось бы, чтобы все они послужили комплексному развитию места».
Жюри назвало концепцию обоснованной и реализуемой.
***
финалист: BAZA14
Лидер консорциума BAZA14, ЯкутскMegabudka, Москва + Центр городских проектов «Штаб», Москва + НЛТР Практика, Москва
Географически этот проект охватывает не только Оймякон, но и другие поселки, расположенные вдоль участка Старой Колымской трассы – Кюбюме, Ючюгей, Томтор, а также населенные пункты от Якутска до Усть-Неры.
Авторы проекта предлагают проложить из Оймякона десять радиальных туристических маршрутов, чтобы обеспечить разнообразие досуга зимой и летом. Вот неполный список таких туров: путешествие на оленьих упряжках, обзорная экскурсия с изучением местных животных и растений, сплав по Индигирке, экскурсия по заброшенным лагерям ГУЛАГа. Выбрать из предложенных вариантов можно в туристическом центре Оймякона, на сайте или через приложение на мобильном телефоне.
«Главная идея нашего проекта – Оймякон для всех, – говорят авторы. – Мы считаем, что удивительные места, такие как Оймякон, должны быть доступны и узнаваемы широкой и разнообразной аудиторией с разными запросами и уровнем бюджета. Поэтому в первую очередь мы предлагаем регулярное транспортное сообщение и сервисы вдоль разработанного маршрута, где центральная точка – Оймякон. Это позволит любому человеку самостоятельно в удобное ему время посетить село.
Одной из первых появилась идея самостоятельного конструирования путешествий под интересы и возможности пользователя: выбор из множества доступных опций маршрутов, транспорта, проживания и досуга. Мы создали прототип онлайн-платформы, доступной через веб-сайт и мобильное приложение. Там туристы могут выбрать интересные для них точки посещения, кафе, заказать Шерп, купить билет на самолёт, забронировать проживание, увидеть мероприятия в различных локациях на маршруте.
Для разнообразия маршрута мы работали над транспортом, архитектурой и событийной программой: общались с производителем вездеходов Шерп, придумали уникальный аттракцион-музей холода Антибаня, разработали различные места для проживания и досуга, навигацию.
При разработке бренда мы отталкивались от уникальности места: самая холодная обитаемая точка в мире, местная архитектура, история. Стела холода Лёденец появилась уже как апофеоз бренда, средоточие всех идей. Важная часть проекта – участие жителей Оймякона. Туристическо-информационный центр будет координировать сервисы, предоставляемые местными жителями для туристов, курировать работу платформы, следить за наполненностью и актуальностью информации».
***
финалист: MLA+
Лидер консорциума MLA+, Санкт-Петербург/Роттердамdesign :: unit, Санкт-Петербург + ТС-Центр, Якутск + ПРОМКОД, Москва
Участники консорциума надеются на решительные шаги со стороны и жителей, и руководителей по изменению будущего села, и поэтому дали своей концепции громкий слоган «Перейди Оймякон!» (отсылка к известному выражению «перейти Рубикон»). У концепции есть и название – «п(о)люс со-временности».
На первом месте в этом проекте – интересы жителей села и экосистемный подход. Все, что будет построено для туристов, должно принести пользу, в первую очередь, коренному населению. Также авторы предлагают создать бескарбоновую инфраструктуру за счет внедрения экоустойчивых транспортных средств – например, пассажирских дронов, дирижаблей.
Авторы считают, что создание кластера привлечет в регион не только «праздных» туристов, но и «более деятельных» ученых, студентов, а также стартаперов и исследователей. Их присутствие поменяет картину занятости местного населения – к туристической деятельности и услугам прибавятся научные.
«Проект предлагает стратегическое развитие области Оймякон, поясняют участники консорциума. – Именно в таком масштабе видится устойчивость проекта. Туристический сектор в рамках проекта понимается как инструмент социально-экономического развития. Всего три компонента – вездеходы snowbus, грузопассажирские дирижабли и аэродроны радикально улучшают связность, доступность, безопасность и планирование пребывания без необходимости строительства и поддержания дорог, позволяют справиться с отходами, что благоприятно скажется на состоянии природных экосистем.
Акупунктурное размещение в привлекательных местах туристической маршрутной сети стационарных объектов различной емкости – шельтеров, съютов и резиденций позволит расширить как географию сети, так и тематику пребывания: первозданная природа, эндемики Оймякона, брошенные города и золотые прииски, ГУЛАГ, история современности, эффекты глобального изменения климата. Проект ограничивает места пребывания массового туризма, но поощряет путешествия небольшими группами 5-8 человек. По мере развития гостевой инфраструктуры, проект привлекает качественно иную аудиторию – академические туры, исследователей социальной культуры и стартаперов, тестирующих технологические инновации в условиях крайнего холода.
Акупунктурное размещение в привлекательных местах туристической маршрутной сети стационарных объектов различной емкости – шельтеров, съютов и резиденций позволит расширить как географию сети, так и тематику пребывания: первозданная природа, эндемики Оймякона, брошенные города и золотые прииски, ГУЛАГ, история современности, эффекты глобального изменения климата. Проект ограничивает места пребывания массового туризма, но поощряет путешествия небольшими группами 5-8 человек. По мере развития гостевой инфраструктуры, проект привлекает качественно иную аудиторию – академические туры, исследователей социальной культуры и стартаперов, тестирующих технологические инновации в условиях крайнего холода.
Фазовые состояния и эффекты детально отражены в структурной схеме проекта [https://unit4.io/repository/ oymyakon]: в результате качественного изменения ландшафта и среды улучшается ресурсоснабжение домохозяйств и населенных пунктов, снижаются издержки, при этом экономика региона обретает новую перспективу без существенных изменений привычного способа жизни».
***
С составом жюри конкурса можно ознакомиться на его сайте.