Зал-кит

В конкурсе на концертный зал в центре Екатеринбурга победил проект бюро Захи Хадид, оставив второе место итальянской команде и третье – венгерской. Показываем все три проекта.

Полина Садова

Автор текста:
Полина Садова

mainImg
Проект:
Свердловская филармония
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II

2018 — 9.2018
Итоги работы жюри открытого конкурса были оглашены 25 сентября, проекты восьми участников первого этапа конкурса, включая работы победителя и двух призеров, опубликованы на сайте министерства культуры Свердловской области. Конкурс был открытым, международным, в нем участвовало 47 консорциумов. Тройку лидеров в итоге составили британское бюро Zaha Hadid Architects, итальянцы Alvisi Kirimoto Partners S.R.L. и венгерская студия Robert Gutowsky Architects. На строительство, которое планируется завершить в течение 5 лет, обещано выделить 300 млн рублей из регионального бюджета.

Сейчас концертный зал Свердловской филармонии занимает здание 1910 года с большими окнами и колоннами на улице Карла Либкнехта в центре исторического города. За ним расположен миниатюрный парк под названием сад Вайнера, почти не благоустроенный. В том же квартале общей площадью 4,5 га расположен также учебный театр ЕГТУ и Аграрная академия. Новое здание должно включить в себя старое, разместившись к северу, в том числе на месте 5-этажного жилого дома и части сада Вайнера. Разумеется, благоустройства потребует весь участок – здесь должны будут появиться подземные переходы и парковки с эксплуатируемыми кровлями, также планируется реконструировать дороги и воссоздать фасады двух старинных особняков.

Стоит отметить, что окончательный выбор проекта для реализации, несмотря на то, что победитель назван, еще предстоит сделать – специальная конкурсная комиссия берет месяц на тщательный анализ проектов-призеров на предмет реализуемости и пригодности к эксплуатации в уральском климате. А мы пока показываем все три варианта.
 
Первое место
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects

Филармония консорциума Захи Хадид похожа на синего кита, чья гигантская «морда» обращена к улице Либкнехта. Здание занимает значительную часть территории сада Вайнера, «обнимает» собой исторические корпуса филармонии и ЕГТУ. Ровная горизонтальная кровля вспухает в двух местах: над главным залом и над вторым, поменьше. Второй зал интересен тем, что авторы предусмотрели стеклянную стену за его сценой, обращенную в сторону сада Вайнера.

Конечно, главная ассоциация с этим проектом – волна, звуковая. И конкурсное жюри высоко оценило метафоричность. Цель визуально слиться с существующим окружением архитекторами не преследовалась. Напротив, они стремились создать здание, которое перетягивает все внимание на себя. Однако новая филармония не живет сама по себе – она активно взаимодействует с городом и, что свойственно проектам ZHA, математически точно вписана в контекст.
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
 
Второе место
Alvisi Kirimoto Partners S.R.L., TA.R.I-Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.

Пафос проекта – в урбанистической интеграции нового здания, «превращении не-места в место». Авторы, по их словам, предлагают возможность городу «войти в проект», причем вовлекая историческое здание филармонии. Сделать парк общественным и доступным для пешеходов, «вернуть природную сущность участка» и «подарить Екатеринбургу новый городской ориентир» – такие задачи ставили перед собой итальянские архитекторы.

Здание собственно концертного зала отнесено далеко в глубину участка, перед ним со стороны улицы задумана крытая общественная площадь – она занимает примерно то же пятно, что и театр.

Самое пристальное внимание архитекторы уделили акустике. Работа с формами подчинялась цели достичь эффекта полного погружения слушателей в звук.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
zooming
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
zooming
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.

 
Третье место
Robert Gutowski Architects, Gade&Mortensen Acoustics, Arato Acoustics
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects

Проект построен на принципе «красота в простоте» – не только потому, что простые и четкие формы это элегантно и всегда актуально, но еще и потому, что бюджет реализации проекта не предполагает вычурности. Однако скучным здание назвать нельзя. В него можно заглянуть, не заходя внутрь – сквозь прозрачную золотую ткань фасада.

Выбранная архитекторами форма обувной коробки – традиционная для концертных залов и обеспечивающая хорошую акустику и к тому же экономичная, по сравнению, например, с залами-аренами. Коробка обычно имеет и недостатки, вроде плохого обзора с боковых балконов или слабой слышимости на задних рядах, – здесь, по заверению авторов, эти проблемы учтены и решены (не зря в составе консорциума две акустических компании).
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Проект:
Свердловская филармония
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II

2018 — 9.2018

03 Октября 2018

Полина Садова

Автор текста:

Полина Садова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Победа пополам
Конкурс на концепцию развития центральной части Саратова завершился победой сразу двух участников. Показываем проекты победителей и рассказываем, чем конкретно займется каждый из них.
Пора вставать
Рассказываем об итогах конкурса «Ресурс периферии», который петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре организовал для улучшения среды спальных районов. Работы победивших команд будут взяты за основу при разработке и реализации программы.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.