Зал-кит

В конкурсе на концертный зал в центре Екатеринбурга победил проект бюро Захи Хадид, оставив второе место итальянской команде и третье – венгерской. Показываем все три проекта.

Полина Садова

Автор текста:
Полина Садова

mainImg
Проект:
Свердловская филармония
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II

2018 — 9.2018
Итоги работы жюри открытого конкурса были оглашены 25 сентября, проекты восьми участников первого этапа конкурса, включая работы победителя и двух призеров, опубликованы на сайте министерства культуры Свердловской области. Конкурс был открытым, международным, в нем участвовало 47 консорциумов. Тройку лидеров в итоге составили британское бюро Zaha Hadid Architects, итальянцы Alvisi Kirimoto Partners S.R.L. и венгерская студия Robert Gutowsky Architects. На строительство, которое планируется завершить в течение 5 лет, обещано выделить 300 млн рублей из регионального бюджета.

Сейчас концертный зал Свердловской филармонии занимает здание 1910 года с большими окнами и колоннами на улице Карла Либкнехта в центре исторического города. За ним расположен миниатюрный парк под названием сад Вайнера, почти не благоустроенный. В том же квартале общей площадью 4,5 га расположен также учебный театр ЕГТУ и Аграрная академия. Новое здание должно включить в себя старое, разместившись к северу, в том числе на месте 5-этажного жилого дома и части сада Вайнера. Разумеется, благоустройства потребует весь участок – здесь должны будут появиться подземные переходы и парковки с эксплуатируемыми кровлями, также планируется реконструировать дороги и воссоздать фасады двух старинных особняков.

Стоит отметить, что окончательный выбор проекта для реализации, несмотря на то, что победитель назван, еще предстоит сделать – специальная конкурсная комиссия берет месяц на тщательный анализ проектов-призеров на предмет реализуемости и пригодности к эксплуатации в уральском климате. А мы пока показываем все три варианта.
 
Первое место
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects

Филармония консорциума Захи Хадид похожа на синего кита, чья гигантская «морда» обращена к улице Либкнехта. Здание занимает значительную часть территории сада Вайнера, «обнимает» собой исторические корпуса филармонии и ЕГТУ. Ровная горизонтальная кровля вспухает в двух местах: над главным залом и над вторым, поменьше. Второй зал интересен тем, что авторы предусмотрели стеклянную стену за его сценой, обращенную в сторону сада Вайнера.

Конечно, главная ассоциация с этим проектом – волна, звуковая. И конкурсное жюри высоко оценило метафоричность. Цель визуально слиться с существующим окружением архитекторами не преследовалась. Напротив, они стремились создать здание, которое перетягивает все внимание на себя. Однако новая филармония не живет сама по себе – она активно взаимодействует с городом и, что свойственно проектам ZHA, математически точно вписана в контекст.
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
 
Второе место
Alvisi Kirimoto Partners S.R.L., TA.R.I-Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.

Пафос проекта – в урбанистической интеграции нового здания, «превращении не-места в место». Авторы, по их словам, предлагают возможность городу «войти в проект», причем вовлекая историческое здание филармонии. Сделать парк общественным и доступным для пешеходов, «вернуть природную сущность участка» и «подарить Екатеринбургу новый городской ориентир» – такие задачи ставили перед собой итальянские архитекторы.

Здание собственно концертного зала отнесено далеко в глубину участка, перед ним со стороны улицы задумана крытая общественная площадь – она занимает примерно то же пятно, что и театр.

Самое пристальное внимание архитекторы уделили акустике. Работа с формами подчинялась цели достичь эффекта полного погружения слушателей в звук.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
zooming
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
zooming
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.

 
Третье место
Robert Gutowski Architects, Gade&Mortensen Acoustics, Arato Acoustics
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects

Проект построен на принципе «красота в простоте» – не только потому, что простые и четкие формы это элегантно и всегда актуально, но еще и потому, что бюджет реализации проекта не предполагает вычурности. Однако скучным здание назвать нельзя. В него можно заглянуть, не заходя внутрь – сквозь прозрачную золотую ткань фасада.

Выбранная архитекторами форма обувной коробки – традиционная для концертных залов и обеспечивающая хорошую акустику и к тому же экономичная, по сравнению, например, с залами-аренами. Коробка обычно имеет и недостатки, вроде плохого обзора с боковых балконов или слабой слышимости на задних рядах, – здесь, по заверению авторов, эти проблемы учтены и решены (не зря в составе консорциума две акустических компании).
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Проект:
Свердловская филармония
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II

2018 — 9.2018

03 Октября 2018

Полина Садова

Автор текста:

Полина Садова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Технологии и материалы
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.