Зал-кит

В конкурсе на концертный зал в центре Екатеринбурга победил проект бюро Захи Хадид, оставив второе место итальянской команде и третье – венгерской. Показываем все три проекта.

Полина Садова

Автор текста:
Полина Садова

mainImg
Проект:
Свердловская филармония
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II

2018 — 9.2018
0 Итоги работы жюри открытого конкурса были оглашены 25 сентября, проекты восьми участников первого этапа конкурса, включая работы победителя и двух призеров, опубликованы на сайте министерства культуры Свердловской области. Конкурс был открытым, международным, в нем участвовало 47 консорциумов. Тройку лидеров в итоге составили британское бюро Zaha Hadid Architects, итальянцы Alvisi Kirimoto Partners S.R.L. и венгерская студия Robert Gutowsky Architects. На строительство, которое планируется завершить в течение 5 лет, обещано выделить 300 млн рублей из регионального бюджета.

Сейчас концертный зал Свердловской филармонии занимает здание 1910 года с большими окнами и колоннами на улице Карла Либкнехта в центре исторического города. За ним расположен миниатюрный парк под названием сад Вайнера, почти не благоустроенный. В том же квартале общей площадью 4,5 га расположен также учебный театр ЕГТУ и Аграрная академия. Новое здание должно включить в себя старое, разместившись к северу, в том числе на месте 5-этажного жилого дома и части сада Вайнера. Разумеется, благоустройства потребует весь участок – здесь должны будут появиться подземные переходы и парковки с эксплуатируемыми кровлями, также планируется реконструировать дороги и воссоздать фасады двух старинных особняков.

Стоит отметить, что окончательный выбор проекта для реализации, несмотря на то, что победитель назван, еще предстоит сделать – специальная конкурсная комиссия берет месяц на тщательный анализ проектов-призеров на предмет реализуемости и пригодности к эксплуатации в уральском климате. А мы пока показываем все три варианта.
 
Первое место
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects

Филармония консорциума Захи Хадид похожа на синего кита, чья гигантская «морда» обращена к улице Либкнехта. Здание занимает значительную часть территории сада Вайнера, «обнимает» собой исторические корпуса филармонии и ЕГТУ. Ровная горизонтальная кровля вспухает в двух местах: над главным залом и над вторым, поменьше. Второй зал интересен тем, что авторы предусмотрели стеклянную стену за его сценой, обращенную в сторону сада Вайнера.

Конечно, главная ассоциация с этим проектом – волна, звуковая. И конкурсное жюри высоко оценило метафоричность. Цель визуально слиться с существующим окружением архитекторами не преследовалась. Напротив, они стремились создать здание, которое перетягивает все внимание на себя. Однако новая филармония не живет сама по себе – она активно взаимодействует с городом и, что свойственно проектам ZHA, математически точно вписана в контекст.
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
Свердловская филармония
© Консорциум Zaha Hadid Architects
 
Второе место
Alvisi Kirimoto Partners S.R.L., TA.R.I-Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.

Пафос проекта – в урбанистической интеграции нового здания, «превращении не-места в место». Авторы, по их словам, предлагают возможность городу «войти в проект», причем вовлекая историческое здание филармонии. Сделать парк общественным и доступным для пешеходов, «вернуть природную сущность участка» и «подарить Екатеринбургу новый городской ориентир» – такие задачи ставили перед собой итальянские архитекторы.

Здание собственно концертного зала отнесено далеко в глубину участка, перед ним со стороны улицы задумана крытая общественная площадь – она занимает примерно то же пятно, что и театр.

Самое пристальное внимание архитекторы уделили акустике. Работа с формами подчинялась цели достичь эффекта полного погружения слушателей в звук.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
zooming
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
zooming
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Alvisi Kirimoto Partners S.R.L.

 
Третье место
Robert Gutowski Architects, Gade&Mortensen Acoustics, Arato Acoustics
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects

Проект построен на принципе «красота в простоте» – не только потому, что простые и четкие формы это элегантно и всегда актуально, но еще и потому, что бюджет реализации проекта не предполагает вычурности. Однако скучным здание назвать нельзя. В него можно заглянуть, не заходя внутрь – сквозь прозрачную золотую ткань фасада.

Выбранная архитекторами форма обувной коробки – традиционная для концертных залов и обеспечивающая хорошую акустику и к тому же экономичная, по сравнению, например, с залами-аренами. Коробка обычно имеет и недостатки, вроде плохого обзора с боковых балконов или слабой слышимости на задних рядах, – здесь, по заверению авторов, эти проблемы учтены и решены (не зря в составе консорциума две акустических компании).
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Филармония в Екатеринбурге, конкурсный проект, 2018 © Консорциум Robert Gutowski Architects
Проект:
Свердловская филармония
Россия, Екатеринбург

Авторский коллектив:
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II

2018 — 9.2018

03 Октября 2018

Полина Садова

Автор текста:

Полина Садова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Поговорим о дереве: грани реставрации и современности
Гран-при, второй раз за историю премии АрхиWOOD, дали за реставрацию. Среди общественных пространств победили два фанерных скейт-парка – с их гибкой формой сложно спорить другим сооружениям; победитель номинации интерьеры – музей расстрельного полигона в Коммунарке. Вашему вниманию рассказ о проектах-победителях и репортаж с церемонии награждения.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Пять Углов – пять вариантов
Конкурс на концепцию благоустройства площади Пять Углов в Мурманске завершился победой консорциума АБ Хвоя, Dreamers united и бюро светодизайна THE VIEW. Публикуем проект-победитель и предложения четырех финалистов.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Победа пополам
Конкурс на концепцию развития центральной части Саратова завершился победой сразу двух участников. Показываем проекты победителей и рассказываем, чем конкретно займется каждый из них.
Пора вставать
Рассказываем об итогах конкурса «Ресурс периферии», который петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре организовал для улучшения среды спальных районов. Работы победивших команд будут взяты за основу при разработке и реализации программы.
Технологии и материалы
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Сейчас на главной
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
На крутом берегу
После вручения премии АрхиWOOD 2021 начинаем вспоминать о победителях прошлого года и проектах шорт-листа этого года. Жизнь показывает, что один из основных трендов – черный или серый цвет фасадов.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
От контраста к контексту
Herzog & de Meuron расширили музей Кюпперсмюле в Дуйсбурге – комплекс индустриальной мельницы, который они сами приспособили для устройства экспозиций еще в 1999.