Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II
В конкурсе на концертный зал в центре Екатеринбурга победил проект бюро Захи Хадид, оставив второе место итальянской команде и третье – венгерской. Показываем все три проекта.
Итоги работы жюри открытого конкурса были оглашены 25 сентября, проекты восьми участников первого этапа конкурса, включая работы победителя и двух призеров, опубликованы на сайте министерства культуры Свердловской области. Конкурс был открытым, международным, в нем участвовало 47 консорциумов. Тройку лидеров в итоге составили британское бюро Zaha Hadid Architects, итальянцы Alvisi Kirimoto Partners S.R.L. и венгерская студия Robert Gutowsky Architects.На строительство, которое планируется завершить в течение 5 лет, обещано выделить 300 млн рублей из регионального бюджета.
Сейчас концертный зал Свердловской филармонии занимает здание 1910 года с большими окнами и колоннами на улице Карла Либкнехта в центре исторического города. За ним расположен миниатюрный парк под названием сад Вайнера, почти не благоустроенный. В том же квартале общей площадью 4,5 га расположен также учебный театр ЕГТУ и Аграрная академия. Новое здание должно включить в себя старое, разместившись к северу, в том числе на месте 5-этажного жилого дома и части сада Вайнера. Разумеется, благоустройства потребует весь участок – здесь должны будут появиться подземные переходы и парковки с эксплуатируемыми кровлями, также планируется реконструировать дороги и воссоздать фасады двух старинных особняков.
Стоит отметить, что окончательный выбор проекта для реализации, несмотря на то, что победитель назван, еще предстоит сделать – специальная конкурсная комиссия берет месяц на тщательный анализ проектов-призеров на предмет реализуемости и пригодности к эксплуатации в уральском климате. А мы пока показываем все три варианта.
Первое место
Zaha Hadid Architects, SPEECH, theatre projects, OVI, Optimise, Marshall Day Acoustics, atelier ten, Arteza, akt II
Филармония консорциума Захи Хадид похожа на синего кита, чья гигантская «морда» обращена к улице Либкнехта. Здание занимает значительную часть территории сада Вайнера, «обнимает» собой исторические корпуса филармонии и ЕГТУ. Ровная горизонтальная кровля вспухает в двух местах: над главным залом и над вторым, поменьше. Второй зал интересен тем, что авторы предусмотрели стеклянную стену за его сценой, обращенную в сторону сада Вайнера.
Конечно, главная ассоциация с этим проектом – волна, звуковая. И конкурсное жюри высоко оценило метафоричность. Цель визуально слиться с существующим окружением архитекторами не преследовалась. Напротив, они стремились создать здание, которое перетягивает все внимание на себя. Однако новая филармония не живет сама по себе – она активно взаимодействует с городом и, что свойственно проектам ZHA, математически точно вписана в контекст.
Пафос проекта – в урбанистической интеграции нового здания, «превращении не-места в место». Авторы, по их словам, предлагают возможность городу «войти в проект», причем вовлекая историческое здание филармонии. Сделать парк общественным и доступным для пешеходов, «вернуть природную сущность участка» и «подарить Екатеринбургу новый городской ориентир» – такие задачи ставили перед собой итальянские архитекторы.
Здание собственно концертного зала отнесено далеко в глубину участка, перед ним со стороны улицы задумана крытая общественная площадь – она занимает примерно то же пятно, что и театр.
Самое пристальное внимание архитекторы уделили акустике. Работа с формами подчинялась цели достичь эффекта полного погружения слушателей в звук.
Проект построен на принципе «красота в простоте» – не только потому, что простые и четкие формы это элегантно и всегда актуально, но еще и потому, что бюджет реализации проекта не предполагает вычурности. Однако скучным здание назвать нельзя. В него можно заглянуть, не заходя внутрь – сквозь прозрачную золотую ткань фасада.
Выбранная архитекторами форма обувной коробки – традиционная для концертных залов и обеспечивающая хорошую акустику и к тому же экономичная, по сравнению, например, с залами-аренами. Коробка обычно имеет и недостатки, вроде плохого обзора с боковых балконов или слабой слышимости на задних рядах, – здесь, по заверению авторов, эти проблемы учтены и решены (не зря в составе консорциума две акустических компании).