17.10.2017

В память об Арцвине Григоряне

В Ереване, на доме 18 по проспекту Саят-Нова установлена мемориальная доска в память об архитекторе Арцвине Григоряне (автор – архитектор Иза Чолахян).

Проспект Саят-Нова, названный в честь армянского поэта-лирика XVIII столетия, – одна из главных магистралей Еревана, открытая в начале 1960-х годов в период «оттепельной» реконструкции города. В эти годы в Ереване появилась яркая модернистская архитектура, сохранившиеся примеры которой сегодня вызывают такой большой интерес в мире (последним таким свидетельством является прошедшая в начале октября международная конференция, посвящённая архитектуре армянского модернизма RE-READING SOVIET MODERNIZM).

Ереван 1960-70-х годов со своими открытыми средовыми пространствами стал городом молодых интеллектуалов (в те годы активно развивались наука высоких технологий и искусства). В отнюдь не свободные времена они наполняли эти пространства свободой собственного творческого духа, образуя дух места – genius loci города. Архитекторы среди них являлись persona grata. Одной из самых заметных был Арцвин Григорян (1935-2012).

Ленинакан (Гюмри), декабрь 1988 года.
Ленинакан (Гюмри), декабрь 1988 года.

Арцвин Григорян несколько десятилетий проработал в ставшем центром формирования модернистской архитектуры города – институте «Ереванпроект», начав свою деятельность, когда туда вернулись из Норильского лагеря знаменитые мастера авангарда Микаел Мазманян и Геворг Кочар (о Кочаре, с которым было особенно много общения, Арцвин Григорян собирался снять фильм).

Арцвин Григорян занимался ландшафтом, по нынешнему – был урбанистом. За проект зоны рекреации Разданского ущелья получил государственную премию, издал книгу «Ландшафт современного города», стал доктором архитектуры, членом обеих российских академий (МААМ И РААСН).

В середине 1970-х, преодолевая наступившие «заморозки», отразившиеся в целом ряде неосталинистских построек, в Армении начался новый подъем архитектуры. Арцвин Григорян – человек «оттепели», сменив человека сталинского поколения, возглавил Союз архитекторов Армении. Шестнадцать лет Арцвин Григорян руководил Союзом архитекторов, перестроив его из идеологической организации в профессиональную, с демократическим равным отношением ко всем его членам.

Тактично пристроивший к своему дворовому фасаду четырехэтажный корпус, расширившись территориально, особняк ереванского Дома архитектора стал и местом серьезных дискуссий, и открытым клубом. В те годы в Армении с населением в 3 миллиона жителей и площадью в неполные 30 000 кв км работала целая армия архитекторов.

Именно в этот период были построены крупнейшие сооружения Еревана: дом молодёжи, каскад «Армения», спортивно-концертный комплекс, метрополитен, определившие своей архитектурой завершающую волну армянского модернизма и прерванную разрушительным Спитакским землетрясением 7 декабря 1988 года.
Ленинакан (Гюмри), декабрь 1988 года.
Ленинакан (Гюмри), декабрь 1988 года.

Исключительно проявились организационные и человеческие качества Арцвина Григоряна в дни и месяцы после землетрясения. Для него это было и личной трагедией – Ленинакан был его родным городом.

Союз архитекторов Армении превратился в штаб по сбору множества, огромного множества проектов, буквально хлынувших из многих, многих стран. Я работал в этих комиссиях, наблюдал весь масштаб происходящего.

Острому уму, яркому саркастическому юмору Арцвина Григоряна была органична его импозантная внешность человека, «заполняющего пространство».
В Венеции. Арцвин Григорян, художник Роберт Элибекян, кинорежиссер Фрунзе Довлатян.
В Венеции. Арцвин Григорян, художник Роберт Элибекян, кинорежиссер Фрунзе Довлатян.

Persona grata Арцвин Григорян был и в Союзе архитекторов СССР, делегировавшем его на перестроечный первый съезд Народных депутатов.

Два последних десятилетия жизни Арцвин Григорян посвятил научной и преподавательской деятельности, возглавив кафедру градостроительства (сейчас носит его имя). Пожалуй, это стало самым сложным периодом: Ереван, с которым были связаны все годы творчества, под натиском образовавшегося тандема из агрессивных застройщиков и их неумелых архитектурных клевретов стал изменяться до неузнаваемости. Арцвин Григорян, привыкший выстаивать в профессиональных сражениях, и теперь весь свой опыт направил на удержание городских пространств от развала. Но в этот раз победа оказалась не на его стороне.
На гранитной доске на армянском выточена надпись: «В этом доме в 1982-2012 годах жил архитектор академик Арцвин Григорян». Внизу впервые в подобной практике размещен QR-code с информацией о деятельности Арцвина Григоряна
На гранитной доске на армянском выточена надпись: «В этом доме в 1982-2012 годах жил архитектор академик Арцвин Григорян». Внизу впервые в подобной практике размещен QR-code с информацией о деятельности Арцвина Григоряна

Genius loci Еревана исчез с пространств улиц и площадей вместе с поколением шестидесятников, пронёсших его через непростые времена от «оттепели» до перестройки. Сохранением памяти о тех славных людях и их деяниях становятся появляющиеся на стенах города изящные каменные знаки-арабески – мемориальные доски.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Токарев
  • Николай Миловидов
  • Полина Воеводина
  • Владимир Плоткин
  • Анатолий Столярчук
  • Вероника Дубовик
  • Илья Машков
  • Наталия Порошкина
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Гинзбург
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Сенкевич
  • Илья Уткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Труханов
  • Марк Сафронов
  • Кристина Павлова
  • Юрий Сафронов
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Орешкин
  • Всеволод Медведев
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Левон Айрапетов
  • Иван Кожин
  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Евгений Герасимов
  • Василий Крапивин
  • Наталия Зайченко
  • Александр Попов
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Реутт
  • Станислав Белых
  • Никита Бирюков
  • Арсений Леонович
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Асадов
  • Михаил Канунников
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Асадов
  • Олег Карлсон
  • Рустам Керимов
  • Валерий Лукомский
  • Катерина Грень
  • Александр Порошкин
  • Олег Мединский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Вера Бутко
  • Никита Явейн
  • Зураб Басария
  • Наталия Шилова
  • Андрей Ромашов
  • Олег Шапиро
  • Наталья Сидорова
  • Антон Бондаренко
  • Карен Сапричян
  • Антон Надточий
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Даниил Лоренц
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Скуратов
  • Константин Ходнев
  • Павел Андреев
  • Антон Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Кузнецов

Постройки и проекты (новые записи):

  • ГРАД Парк
  • Вискикурня
  • Жилой комплекс «Дом на Львовской»
  • Административный корпус парка Горького
  • Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой
  • Парк «Ходынское поле»
  • Парк Ходынка
  • Концепция общественного центра в г.Воткинск
  • Реконструкция спортивного комплекса имени Стрельцова

Технологии:

16.05.2019

Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность

Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения, о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.
15.05.2019

Итоги конкурса Insulating Design

Проекты участников продемонстрировали функциональные и декоративные решения с применением стеновых и кровельных панелей Isopan и архитектурной фасадной системы ARK WALL.
ISOPAN
14.05.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
14.05.2019

Xpress. Архитектурные системы комфорт-класса

Realit Xpress – это новая алюминиевая архитектурная серия комфорт-класса от признанного лидера отрасли. Высокое качество, лучшая цена на рынке и постоянное наличие на складе – вот основные характеристики системы Xpress.
Архитектурные системы «Реалит»
08.05.2019

Клинкерное семейство

Каждый корпус социального жилого комплекса Space-S в голландском Эйндховене получил фасад из своей сортировки клинкера Hagemeister – чтобы одновременно подчеркнуть различия и родство этих зданий. Выбирали клинкер сами жильцы.
АО «Фирма «КИРИЛЛ», Inbo
другие статьи