В память об Арцвине Григоряне

В Ереване, на доме 18 по проспекту Саят-Нова установлена мемориальная доска в память об архитекторе Арцвине Григоряне (автор – архитектор Иза Чолахян).

Автор текста:
Карен Бальян

17 Октября 2017
mainImg
Проспект Саят-Нова, названный в честь армянского поэта-лирика XVIII столетия, – одна из главных магистралей Еревана, открытая в начале 1960-х годов в период «оттепельной» реконструкции города. В эти годы в Ереване появилась яркая модернистская архитектура, сохранившиеся примеры которой сегодня вызывают такой большой интерес в мире (последним таким свидетельством является прошедшая в начале октября международная конференция, посвящённая архитектуре армянского модернизма RE-READING SOVIET MODERNIZM).

Ереван 1960-70-х годов со своими открытыми средовыми пространствами стал городом молодых интеллектуалов (в те годы активно развивались наука высоких технологий и искусства). В отнюдь не свободные времена они наполняли эти пространства свободой собственного творческого духа, образуя дух места – genius loci города. Архитекторы среди них являлись persona grata. Одной из самых заметных был Арцвин Григорян (1935-2012).
Ленинакан (Гюмри), декабрь 1988 года.
Арцвин Григорян несколько десятилетий проработал в ставшем центром формирования модернистской архитектуры города – институте «Ереванпроект», начав свою деятельность, когда туда вернулись из Норильского лагеря знаменитые мастера авангарда Микаел Мазманян и Геворг Кочар (о Кочаре, с которым было особенно много общения, Арцвин Григорян собирался снять фильм).

Арцвин Григорян занимался ландшафтом, по нынешнему – был урбанистом. За проект зоны рекреации Разданского ущелья получил государственную премию, издал книгу «Ландшафт современного города», стал доктором архитектуры, членом обеих российских академий (МААМ И РААСН).

В середине 1970-х, преодолевая наступившие «заморозки», отразившиеся в целом ряде неосталинистских построек, в Армении начался новый подъем архитектуры. Арцвин Григорян – человек «оттепели», сменив человека сталинского поколения, возглавил Союз архитекторов Армении. Шестнадцать лет Арцвин Григорян руководил Союзом архитекторов, перестроив его из идеологической организации в профессиональную, с демократическим равным отношением ко всем его членам.

Тактично пристроивший к своему дворовому фасаду четырехэтажный корпус, расширившись территориально, особняк ереванского Дома архитектора стал и местом серьезных дискуссий, и открытым клубом. В те годы в Армении с населением в 3 миллиона жителей и площадью в неполные 30 000 кв км работала целая армия архитекторов.

Именно в этот период были построены крупнейшие сооружения Еревана: дом молодёжи, каскад «Армения», спортивно-концертный комплекс, метрополитен, определившие своей архитектурой завершающую волну армянского модернизма и прерванную разрушительным Спитакским землетрясением 7 декабря 1988 года.
Ленинакан (Гюмри), декабрь 1988 года.
Исключительно проявились организационные и человеческие качества Арцвина Григоряна в дни и месяцы после землетрясения. Для него это было и личной трагедией – Ленинакан был его родным городом.

Союз архитекторов Армении превратился в штаб по сбору множества, огромного множества проектов, буквально хлынувших из многих, многих стран. Я работал в этих комиссиях, наблюдал весь масштаб происходящего.

Острому уму, яркому саркастическому юмору Арцвина Григоряна была органична его импозантная внешность человека, «заполняющего пространство».
В Венеции. Арцвин Григорян, художник Роберт Элибекян, кинорежиссер Фрунзе Довлатян.
Persona grata Арцвин Григорян был и в Союзе архитекторов СССР, делегировавшем его на перестроечный первый съезд Народных депутатов.

Два последних десятилетия жизни Арцвин Григорян посвятил научной и преподавательской деятельности, возглавив кафедру градостроительства (сейчас носит его имя). Пожалуй, это стало самым сложным периодом: Ереван, с которым были связаны все годы творчества, под натиском образовавшегося тандема из агрессивных застройщиков и их неумелых архитектурных клевретов стал изменяться до неузнаваемости. Арцвин Григорян, привыкший выстаивать в профессиональных сражениях, и теперь весь свой опыт направил на удержание городских пространств от развала. Но в этот раз победа оказалась не на его стороне.
На гранитной доске на армянском выточена надпись: «В этом доме в 1982-2012 годах жил архитектор академик Арцвин Григорян». Внизу впервые в подобной практике размещен QR-code с информацией о деятельности Арцвина Григоряна
Genius loci Еревана исчез с пространств улиц и площадей вместе с поколением шестидесятников, пронёсших его через непростые времена от «оттепели» до перестройки. Сохранением памяти о тех славных людях и их деяниях становятся появляющиеся на стенах города изящные каменные знаки-арабески – мемориальные доски.

17 Октября 2017

Автор текста:

Карен Бальян
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.