В Ереване, на доме 18 по проспекту Саят-Нова установлена мемориальная доска в память об архитекторе Арцвине Григоряне (автор – архитектор Иза Чолахян).
Проспект Саят-Нова, названный в честь армянского поэта-лирика XVIII столетия, – одна из главных магистралей Еревана, открытая в начале 1960-х годов в период «оттепельной» реконструкции города. В эти годы в Ереване появилась яркая модернистская архитектура, сохранившиеся примеры которой сегодня вызывают такой большой интерес в мире (последним таким свидетельством является прошедшая в начале октября международная конференция, посвящённая архитектуре армянского модернизма RE-READING SOVIET MODERNIZM).
Ереван 1960-70-х годов со своими открытыми средовыми пространствами стал городом молодых интеллектуалов (в те годы активно развивались наука высоких технологий и искусства). В отнюдь не свободные времена они наполняли эти пространства свободой собственного творческого духа, образуя дух места – genius loci города. Архитекторы среди них являлись persona grata. Одной из самых заметных был Арцвин Григорян (1935-2012).
Ленинакан (Гюмри), декабрь 1988 года.
Арцвин Григорян несколько десятилетий проработал в ставшем центром формирования модернистской архитектуры города – институте «Ереванпроект», начав свою деятельность, когда туда вернулись из Норильского лагеря знаменитые мастера авангарда Микаел Мазманян и Геворг Кочар (о Кочаре, с которым было особенно много общения, Арцвин Григорян собирался снять фильм).
Арцвин Григорян занимался ландшафтом, по нынешнему – был урбанистом. За проект зоны рекреации Разданского ущелья получил государственную премию, издал книгу «Ландшафт современного города», стал доктором архитектуры, членом обеих российских академий (МААМ И РААСН).
В середине 1970-х, преодолевая наступившие «заморозки», отразившиеся в целом ряде неосталинистских построек, в Армении начался новый подъем архитектуры. Арцвин Григорян – человек «оттепели», сменив человека сталинского поколения, возглавил Союз архитекторов Армении. Шестнадцать лет Арцвин Григорян руководил Союзом архитекторов, перестроив его из идеологической организации в профессиональную, с демократическим равным отношением ко всем его членам.
Тактично пристроивший к своему дворовому фасаду четырехэтажный корпус, расширившись территориально, особняк ереванского Дома архитектора стал и местом серьезных дискуссий, и открытым клубом. В те годы в Армении с населением в 3 миллиона жителей и площадью в неполные 30 000 кв км работала целая армия архитекторов.
Именно в этот период были построены крупнейшие сооружения Еревана: дом молодёжи, каскад «Армения», спортивно-концертный комплекс, метрополитен, определившие своей архитектурой завершающую волну армянского модернизма и прерванную разрушительным Спитакским землетрясением 7 декабря 1988 года.
Ленинакан (Гюмри), декабрь 1988 года.
Исключительно проявились организационные и человеческие качества Арцвина Григоряна в дни и месяцы после землетрясения. Для него это было и личной трагедией – Ленинакан был его родным городом.
Союз архитекторов Армении превратился в штаб по сбору множества, огромного множества проектов, буквально хлынувших из многих, многих стран. Я работал в этих комиссиях, наблюдал весь масштаб происходящего.
Острому уму, яркому саркастическому юмору Арцвина Григоряна была органична его импозантная внешность человека, «заполняющего пространство».
В Венеции. Арцвин Григорян, художник Роберт Элибекян, кинорежиссер Фрунзе Довлатян.
Persona grata Арцвин Григорян был и в Союзе архитекторов СССР, делегировавшем его на перестроечный первый съезд Народных депутатов.
Два последних десятилетия жизни Арцвин Григорян посвятил научной и преподавательской деятельности, возглавив кафедру градостроительства (сейчас носит его имя). Пожалуй, это стало самым сложным периодом: Ереван, с которым были связаны все годы творчества, под натиском образовавшегося тандема из агрессивных застройщиков и их неумелых архитектурных клевретов стал изменяться до неузнаваемости. Арцвин Григорян, привыкший выстаивать в профессиональных сражениях, и теперь весь свой опыт направил на удержание городских пространств от развала. Но в этот раз победа оказалась не на его стороне.
На гранитной доске на армянском выточена надпись: «В этом доме в 1982-2012 годах жил архитектор академик Арцвин Григорян». Внизу впервые в подобной практике размещен QR-code с информацией о деятельности Арцвина Григоряна
Genius loci Еревана исчез с пространств улиц и площадей вместе с поколением шестидесятников, пронёсших его через непростые времена от «оттепели» до перестройки. Сохранением памяти о тех славных людях и их деяниях становятся появляющиеся на стенах города изящные каменные знаки-арабески – мемориальные доски.
|