«Нас часто обвиняют в том, что мы ставим слишком мягкие условия. Говорят, что нужно брать на конкурс только те проекты, которые прошли сертификацию по международному экологическому стандарту. Но по-настоящему «зеленых» объектов у нас на всю страну несколько десятков. Если ставить такие условия, то и конкурс можно не проводить», – рассказывает Светлана Дувинг, руководитель фестиваля «Эко_тектоника» и генеральный директор НАУР.
По словам Светланы Дувинг, на сегодняшний день цель премии – вовлечь в «зеленое» строительство как можно больше людей. Миссия конкурса скорее образовательная: проекты должны теоретически соответствовать стандарту BREAM, который для этого нужно, по меньшей мере, изучить. Жюри рассматривает не только реализации, но и концепции.
Сам фестиваль «Эко-тектоника», проводимый на территории эко-отеля в Тарусе, с одной стороны, имеет развлекательный формат с квестом-игрой для детей, лотками с народными промыслами и гамаками между деревьями. С другой же, по замыслу организаторов, должен служить площадкой для получения профессиональной информации. В этом году его темой стали эко-города.
«Необходимо, чтобы среда предоставляла людям возможность жить на очень высоком уровне. Это очень важно», – гость «Эко-тектоники», британец Пуаран Дизае развеял представления об эко-поселениях как о колониях хиппи.
Дизае основал консалтинговую компанию BioRegional, которая занимается градостроительными проектами экоустойчивых территорий по всему миру. Свой пилотный проект BedZED он реализовал в Лондоне в 2000 году. Несколько сотен жителей этого поселка давно отказались от парковок в пользу каршеринга, ездят на электромобилях, используют возобновляемые ресурсы и обходятся в британском климате без отопления благодаря теплоизоляции. Так они расходуют на 50% меньше энергии и воды, и на 80% меньше тепла. Спрос на подобную недвижимость в Европе и США растет: в эксплуатации она дешевле, а квадратный метр в таких домах стоит столько же, сколько и в обычных.
Насколько далека в этом отношении Москва от Лондона – стало понятно из выступления Ильи Мочалова, вице-президента Ассоциации ландшафтных архитекторов России. По данным исследования, на которое он ссылался, в британской столице за последние 12 лет были озеленены около 1 000 000 м2 крыш. Таким образом власти намерены использовать еще 32% лондонских зданий. Архитектор подсчитал, что если высадить растения всего лишь на 5% московских кровель, то площадь таких рекреационных зон составит 70 га – это почти как пять парков «Зарядье».
«Существующая нормативно-правовая база не дает возможность развивать эту тему в Москве, – спустил на землю слушателей Илья Мочалов. – Московские правила проектирования и благоустройства являются, на мой взгляд, в этом отношении совершенно деструктивными». Впрочем, он заверил, что Ассоциация ландшафтных архитекторов работает над тем, чтобы их изменить, составляется новый ГОСТ, который, возможно, будет принят в будущем году, а недавний документ Минстроя уже позволяет девелоперам включать площади озелененной крыши в баланс территории зеленых насаждений.
Своего рода альтернативу озелененным крышам предлагал стенд компании NeoSun Energy – их солнечные батареи можно не устанавливать поверх кровли, а использовать как кровельный материал, они выдерживают нагрузку до 500 кг/м2.
«Мы делаем стеклоблоки с интегрированной солнечной панелью и монтируем их на наружное стекло», – рассказывает директор компании «Теплориум» Анатолий Федоров. Резидент «Сколкова», «Теплориум» производит в Чебоксарах светопрозрачные конструкции, которые по своей энергоэффективности на 60% превосходят требования остекления пассивных зданий. По сопротивлению теплопередаче их оконные и витражные конструкции близки к глухой непрозрачной стене (Rw = 2,39 (м2K)/Вт).
***
В этом году претенденты на премию «Эко-тектоника» должны были использовать в своих проектах наноматериалы. Или, по меньшей мере, описать, какие из них могли бы быть применены. Такое предложение внес генеральный партнер конкурса, корпорация «Роснано». Возможно, поэтому присланных работ стало чуть меньше – около сотни заявок из почти сорока городов России и зарубежья. Их оценивали в пяти номинациях: жилье, коммерческие и общественные здания, открытые общественные пространства и места общего пользования, интерьер, студенческий проект. Из победителей выбирали обладателей главных премий, их было трое.
первое место
Получившая первое место концепция отеля на территории итальянского замка Роккамандольфи не будет реализована. «Проект готовился для другого конкурса, европейского, который проводили девелоперские компании, – рассказывает его автор нижегородский архитектор Евгений Монахов. – Основная задача состояла в том, чтобы создать туристический кластер для повышения туристической привлекательности древнего фортификационного сооружения на вершине горы. Но при этом нельзя было нарушать ее экосистему».
Евгений Монахов и его коллеги спроектировали легкую конструкцию из металлических профилей, которую поставили на склон без бетона, с помощью механически регулируемых опор. Вписали ее так, что если смотреть на гору с боковых ракурсов, отель незаметен, а видны только эксплуатируемые террасы с зеленью. Архитектор использовал в проекте традиционные тепловые насосы, низкоэмиссионное стекло и резервуары для сбора дождевой воды.
***
второе место
Никита Капитуров из петербургского бюро Snegiri Architects только приступает к реализации своего проекта эко-дома «ГоркаДом».***
третье место
Третье место присудили Илье Мейтысу за экоотель Welna в Тарусе, в котором проходил фестиваль.***
Еще один проект, который готовился для европейского конкурса, победил в номинации «Студенческие работы». Екатеринбуржец Константин Ткачук разработал концепцию реновации жилых домов и придомовой территории в Мадриде. «Вот пример настоящей реновации», – пошутили члены жюри.
Студенты прислали на конкурс почти половину всех заявок. По словам организаторов, качество их проектов достаточно высокое и есть надежда, что лет через пять по-настоящему «зеленых» зданий в России станет гораздо больше.
«Стала меняться идеология проектирования и внутренняя система ценностей архитекторов. Профессионалы, наконец, начали прямо писать в своих заявках, что все эти солнечные панели, тепловые насосы и прочие инновационные технологии не самоцель, а применяются, чтобы полноценно обеспечить гармоничное сосуществование человека и природы», – прокомментировала итоги конкурса Светлана Дувинг.