Победа рынка, или воспоминание об Экспо

Кого наградили за архитектуру в Милане, какие сооружения останутся в Pho, и полный список награжденных тоже.

mainImg
Павильоны Экспо уже вовсю разбирают, выставка закончила свою работу 31 октября, а 30-го объявили победителей, которым раздали медали Всемирной выставки. Награды присуждает Бюро международных выставок (BIE). Миланские павильоны, которых по первоначальному замыслу Боэри–Херцога вообще могло бы не быть, в архитектурном отношении оказались вовсе не такими роскошными, как в Шанхае (см. рассказ Анны Броновицкой о планах и о том, что получилось). И все же прощальные награды – неплохой повод вспомнить то, что было сделано, взглянув на выставку на этот раз глазами её жюри.

Наград присудили довольно много, так как номинаций три: архитектура, экспозиция и раскрытие темы, к а павильоны к тому же разделили на три типа – больше 2000 м2, меньше 2000 м2 и кластеры. Кластеры – изобретение миланской всемирной выставки, это тематические группы, позволившие объединить и привлечь к участию много маленьких и бедных стран. В архитектурном соревновании кластеры не участвовали, а в двух других – да. Наград получилось шестнадцать. Напомним, что выставка, которую планировали как огород, и которая получилась по многом очень украшенным огородом, была посвящена еде, а тема звучала так: «Накормить планету. Энергия для жизни».

Архитектура: павильоны > 2000 м2 

Золото: Франция
Международной выставке «Милан ЭКСПО». Общий вид. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина

Анук Лежандр, X-TU architects;
Никола Мартиноли и Лука Варези, ALN Atelien Architecture; Adeline Rispal
Тема: «Различные пути производства и хранения продуктов питания»

Французы превратили свой павильон в подобие рынка: с потолка в ячейках гибкой, и довольно красивой конструкции деревянных ячеек плотно свисали пучки трав, бутылки, сковородки и прочие вещи, которые и впрямь могут быть подвешены к рыночному потолку. В центре павильона был организован небольшой рынок-прототип, что неудивительно, почти все павильоны Экспо торговали чем-то съестным, угощала, кажется, только Россия да ещё Швейцария. Так что и комментарий к золотой медали звучал так: «за инновационную концепцию павильона как продуктового рынка». Всё это, и идея рынка, и золотая медаль выставки, неудивительны, на свете мало продуктов лучше французских, и мало вещей на свете обаятельнее французского рынка, разве что рынок итальянский. К тому же большой продуктовый рынок – по-французски les halles (иначе marche), и это название напоминает о самом главном парижском рынке Les Halles, перестроенном в начале семидесятых по инициативе Жака Ширака в большой торговый центр с бассейном и подземным ТПУ. В то время не все были согласны с реконструкцией, да и то, что получилось, не очень красиво, а теперь павильон косвенным напоминанием об утраченном Ле Аль.

На кровле и потолках было выращено много растений. Открытая архитектура павильона с вырезанными углами, приглашающими войти со всех сторон была, однако, уничтожена его администраторами: формально в павильон можно было попасть только пройдя лабиринт из кряжистых виноградников, долженствующих напомнить не только о французском вине, но и о туристической достопримечательности, виноградниках Монмартра. Посетители норовили перелезть через ограждения, но их отгоняли, как могли.
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Бахрейн
Павильона Королевства Бахрейн. Авторы: Анне Хольтроп, Анук Фогель. Фотография © Юлия Тарабарина

Анне Хольтроп, Анук Фогель
Тема: «Археология зеленого»

Белый, скромный и на первый взгляд не очень заметный павильон из заводских панелей содержал внутри ботанический сад из взрослых деревьев, которые приносили разные плоды в каждый из шести месяцев работы выставки, демонстрируя богатство природы страны, где в оазисах среди засушливых земель растет пышная и разнообразная зелень. Для разнообразия выставку дополнили археологическими экспонатами. Павильон будет перенесен в Бахрейн и будет служить там ботаническим садом.
Павильона Королевства Бахрейн. Авторы: Анне Хольтроп, Анук Фогель. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильона Королевства Бахрейн. Авторы: Анне Хольтроп, Анук Фогель. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Бронза: Китай 
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина

Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине
Тема: «Земля Надежды, Еда для Жизни»

Гнутые балки павильона, архитектура которого должна была напоминать традиционную китайскую, оказались созвучны конструкции французского павильона, отмеченного золотой медалью, здесь как будто бы даже прослеживается тенденция. Внутрь попадали тоже по лабиринту, но не из винограда, а а остро пахнущих бархоток. Стены как таковые у китайского павильона тоже были не везде, и наблюдать за светомузыкой на поле светящихся фонариков можно было, вдыхая свежий ветер – тоже почти также, как в павильоне Франции. Экспозиция, впрочем, оказалась довольно развернутой и сложной, в ней нашлось место и первобытным графитти и глиняным крестьянам, похожим на армию Цинь Ши Хуаня.
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Архитектура: павильоны < 2000 м2 

Золото: Великобритания 
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина

Вольфганг Баттресс
Тема: «Выращенное в Британии и Северной Ирландии»

Полный метафор павильон должен был напоминать пчелиный улей, трудящийся над инновационными идеями по пропитанию планеты. Символический улей – сферу диаметром 17 м, сложили из более чем 180 000 алюминиевых элементов. Жужжал он вполне по-пчелиному, а подходы – тоже лабиринт, засадили разнотравьем на уровне глаз, чтобы разглядеть каждую ромашку.
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Чили
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина

Кристиан Ундуррага
Тема: «Любовь к Чили»

Похожая на ферму решетка окружала павильон, придавая ему снаружи вид «чистой» инженерной конструкции и формируя «буферное» пространство для пандусов по бокам. Вся конструкция была поставлена на четыре бетонные опоры, поддержанные по периметру пучками металлических двутавров.
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Бронза: Чехия
Павильон Чехии. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина

архитектурное бюро «Chybik+Kristof»
Тема: «Лаборатория жизни»

Чешский павильон – очень спокойной архитектуры, был украшен ровными рядами белы ламелей. Скульптура в пруду перед павильоном: наполовину птица, наполовину автомобиль – символизировала сосуществование природы и техники в современном мире. Внутри камера транслировала на экран микрожизнь кусочка среднеевропейского леса с папротниками, рядом презентовали карту достопримечательностей Чехии, а у бассейна продавали разливное пиво. Все материалы здания будут вторично использованы, впрочем, сейчас это подразумевают правила выставки.
Павильон Чехии. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чехии. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чехии. Камера. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина
***

А кого не наградили. Нормана Фостера, чей павильон, похожий на дюну из красной глины, перевезут в город Масдар, первый в мире город с нулевым балансом.
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
***
На площадке выставки останутся Нулевой павильон, спроектированный Микелем де Лукки, который решил его в виде нескольких гигантских конусов вполне африканского вида, вдохновившись однако Евганейскими холмами из окрестностей Падуи. Куратором экспозиции был Давид Рампелло, посвятивший ее неисчерпаемой теме: истории борьбы человека с голодом. Входящих встречает многоэтажный макет каталога в духе зрелого, а может быть позднего Ренессанса, состоящего из уймы деревянных ящичков, окруженных арками, колоннами и скульптурами. Внутренний двор – наоборот, скорее африканский, с большим искусственным баобабом, предсказуемо изображающий мировое древо.
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина


Также остаются другое мировое древо – колонна, и павильон-«палаццо» Италии.
Палаццо Италия (павильон Италии). Фотография © Юлия Тарабарина
Палаццо Италия (павильон Италии). Фотография © Юлия Тарабарина
Палаццо Италия (павильон Италии). Фотография © Юлия Тарабарина


Демонтаж выставки начался уже 2 ноября, но 54 павильона будут собраны вновь на родине и в других местах. Например, павильон Швейцарии разберут на отдельные части, каждая из которых станет городской оранжереей в различных кантонах. В родные страны вернутся в первозданном виде павильоны Бахрейна, Азербайджана и ОАЭ.
Павильон Швейцарии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Швейцарии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина

Некоторые объекты станут представительствами социальных организаций в разных странах. Так, например, в павильоне Королевства Монако будет находиться штаб Красного Креста в Буркина-Фасо. В страны Африки также отправят некоторые объекты проектов «Kinder+Sport» и «Slow Food».
По правилам выставки страны, не собирающиеся восстанавливать свои павильоны, обязаны вновь использовать их металлические и деревянные конструкции. Так Италия купила редкие породы дерева, используемые при строительства павильона, у Малайзии.
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина

Большинство стран применило решение оставить в Италии отдельные символы своих павильонов: в лесах недалеко от города Больцано теперь растут деревья австрийского павильона, а необычные колонны объекта, представляющего Вьетнам, подарены правительству Алассио. Павильоны Китая, Германии, Тайланда, Испании, Катара и Уругвая полностью демонтируют.
Павильон Малайзии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Малайзии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Вьетнама. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Вьетнама. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Вьетнама. Фрагмент колонны Фотография © Юлия Тарабарина
***

Экспозиция: павильоны > 2000 м2

Золото: Япония 
Павильон Японии. Авторы: Ацуси Китагавара, cтудия «Nendo», студия «Team Lab». Фотография © Юлия Тарабарина

Ацуси Китагавара, cтудия «Nendo», студия «Team Lab»
Тема: «Гармоничное многообразие»

Основная идея павильона – типичная японская диета, основанная на рисе, помогающая поддерживать здоровье человека. Сам павильон построен как традиционный дом Киото – широкий вход, горизонтальная ориентация. Бамбук и дерево, используемые при строительстве павильоны, сочетались с технологичными современными площадками для инсталляций.
Павильон Японии. Авторы: Ацуси Китагавара, cтудия «Nendo», студия «Team Lab». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Южная Корея
cтудия «BCHO Acrhitects»
Тема: «Ты то, что ты ешь»

Прообразом этого павильона стал традиционный корейский белоснежный сосуд, названный «Лунный кувшин». Его эволюция от простых глиняных горшков до фарфоровых изделий тонкой работы является и в архитектуре аллегорией преемственности внутри одной культуры
***

Бронза: Россия 
архитектурное бюро SPEECH, первоначальная концепция экспозиции: Юрий Аввакумов, дизайн экспозиции: Simpateka RUS и SPEECH
Тема: «Растим во имя мира. Возделываем во имя будущего»
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Экспозиция: Павильоны < 2000 м2

Золото: Австрия 
Павильон Австрии. Автор: Клаус Лоэнхарт. Фотография © Юлия Тарабарина
Клаус Лоэнхарт
Тема: «Дыши. Австрия»

Из всех европейских стран Австрия считается наиболее комфортной для жизни, в том числе по уровню качества продуктов и экологии. Австрийский павильон был заполнен деревьями, его архитектура была подчеркнуто незаметной, а чистый воздух и живая природа были лучшими на выставке. Проведя исследования, австрийцы создали в своем павильоне небольшой фрагмент леса с идеальным климатом и количеством вырабатываемого кислорода, достаточного для 1 800 человек. Теперь деревья австрийского павильона поселятся в Италии. 
***

Серебро: Иран
Павильон Ирана. Авторы: Камран Сафанеш, бюро «Rah Shahr Architectural Consulting Engineers», бюро «RPA S.r.l.». Фотография © Юлия Тарабарина

Камран Сафанеш, бюро «Rah Shahr Architectural Consulting Engineers», бюро «RPA S.r.l.»
Тема: «Глобальное Софре. Иранская культура»

Акцент в оформлении иранского павильона сделан на религиозных традициях, в частности, на мусульманском софре – фрагменте ткани, который традиционно используют для украшения стола. Павильон создан в виде натянутого тента, рисунки внутри схематично повторяют вышивку на софре.
***

Бронза: Эстония 
Павильон Эстонии. Авторы: бюро «Kadarik Tüür Arhitektid». Фотография © Юлия Тарабарина

Kadarik Tüür Arhitektid
Тема: «Галерея Эстонии»

Качели на первом этаже были не развлечением, а приспособлением для превращения кинетической энергии в электрическую Так просто и динамично можно совершать привычные действия в современном мире: например, заряжать телефон, не оставляя негативный след на окружающей среде – утверждают авторы. А забавный деревянный козырёк заметно пародировал серьезный зеркальный «нос» соседнего российского павильона.
Павильон Эстонии. Авторы: бюро «Kadarik Tüür Arhitektid». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Экспозиция: Кластер
Золото: Монтенегро 
Марко Браховиц
Тема: «Здоровья с каждым укусом!»

Серебро: Венесуэла
Теме: «Венесуэла кормит своих людей осознано!»

Бронза: Габон 
Herzog & de Meuron
Тема: «Еда, которая помогает всей жизни»
***
 

Раскрытие темы: павильоны > 2000 м2

Золото: Германия 
Леннарт Вихель (бюро Schmidhuber), бюро Milla & Partner
Тема: «Поля идей»
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
***
 
Серебро: Ангола 
Федерико Акуто, Стефано Гаудимундо (бюро Masterplan studio)
Тема: «Еда и культура: образование и новшества»
***

Бронза: Казахстан 
LAND Milano srl
Тема: «Земля возможностей»
Павильон Казахстана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Казахстана. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Раскрытие темы: павильоны < 2000 м2

Золото: Ватикан 
Тема: «Не хлебом единым. За Божьим столом со всем человечеством»
Павильон Ватикана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Ватикана. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Королевство Монако 
Энрико Полини
Тема: «Превосходство и солидарность – новый взгляд на способы накормить планету»
Павильон Королевства Монако. Автор: Энрико Полини. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Королевства Монако. Автор: Энрико Полини. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Бронза: Ирландия 
Тема: «Зеленое Начало Ирландии: работа с природой»
***

Раскрытие темы: Кластер

Золото: Алжир 
бюро «Studio De Ferrari Architects», бюро «Buonomo Veglia»
Тема: «Земледельческое наследие и технологическое развитие для пищевого самообеспечения»

Серебро: Камбоджа
Политехническая студия дизайна Милана, Ремо Доригати 
Тема: «Урожай риса выращенный на плодородной камбоджийской земле в культурном наследии»

Бронза: Мавритания 
Тема: «Культура орошения под пальмовыми деревьями в засушливых регионах и пустынях и молочные продукты»
***

Отдельно Медали BIE получили правительство Италии, организация Società Expo, регион Ломбардия, власти Милана, павильон Италии, Исполнительный комитет Коллегии генеральных комиссаров и проект “WE-Women for Expo”.

05 Ноября 2015

Похожие статьи
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.