Праздник в озёрном городе

Благоустройство с рыбалкой, поющий министр, театр теней и свечи: в Выксе завершился пятый фестиваль «Арт-Овраг», читайте репортаж с места действия.

mainImg
Юбилейный фестиваль «Арт-Овраг» прошел с особым размахом и торжественностью. Мало того, что в событийной программе приняло участие рекордное количество жителей и гостей города, самих мероприятий было проведено более пятидесяти. ​На три дня город Выкса в Нижегородской области в пятый раз превратился в главную площадку современного искусства и городской активности.

Выкса – город с долгой историей, сохранившимися памятниками архитектуры и культурного наследия – известен, прежде всего, как крупный промышленный центр: четвёртую часть всей его территории занимает один из старейших в Европе металлургических заводов. Основанный еще в 1757 году братьями Баташёвыми, он и сегодня работает в полном объеме, сохраняя на своей территории такие уникальные объекты, как водонапорная башня, спроектированная Владимиром Шуховым и ставшая прообразом знаменитой московской радиобашни, и его же авторства цех с первыми в мире парусообразными сетчатыми перекрытиями. Впрочем обычному горожанину или заезжему туристу попасть на закрытую территорию завода невозможно, и главная достопримечательность города долгие годы остается за высокими заборами. И если башня стоит крепко, то шуховские цеха, по словам Александра Кастравца, директора по связям с общественностью «ОМК», находятся в критическом состоянии. Но ремонтом их никто не занимается.
Детская площадка «Выкса». Автор проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Шуховская водонапорная башня на территории выксунского металлургического завода © Дмитрий Павликов
Шуховская водонапорная башня © Дмитрий Павликов

При этом в самом центре города можно увидеть красивый ансамбль классических зданий второй половины XVIII века. Это дом-дворец основателей завода, в котором сейчас расположен музей, рассказывающий о семье Баташёвых и истории металлургического завода. Именно он служит визитной карточкой Выксы. Как не без гордости поясняют жители города, Выкса хранит едва ли не большую часть всех культурных объектов Нижегородской области. Но в городе они, к сожалению, теряются среди типовой советской и постсоветской застройки. Не меньше чем историческим наследием выксунцы гордятся своей природой: город стоит на трех озерах, недалеко от городских границ протекает Ока.

Фестиваль «Арт-Овраг», посвященный одновременно искусству и спорту, в Выксе пятый год подряд проводят при поддержке ОМК («Объединенной Металлургической Компании»). В этом году его тема – «Берега искусств», с намёком на озера и Оку.
Выксунские озера © Дмитрий Павликов

Фестиваль стартовал ранним пятничным утром 19 июня несмотря на то, что официальное открытие было запланировано на пять часов вечера. Практически с первыми лучами солнца центральный городской парк наполнился людьми, волонтерами в ярко-красных майках с надписью «Есть вопрос? Спроси меня!», участниками и кураторами. Главная фестивальная площадка – «Летняя сцена» – превратилась в танцевальную школу, где известные танцоры обучали всех желающих основам сальсы. Мастер-классы для детей и взрослых в белых шатрах посреди парка проводили московский музей современного искусства и приволжский филиал ГЦСИ, чье здание недавно официально открыли в Нижнем Новгороде. Дети и родители приобщились к самым необычным приемам аппликаций, химиографии и рисования – например, с помощью воздушных шаров или вилок; мастерили калейдоскопы и осваивали азы поп-арта.
Пресс-конференция в гостинице «Баташёв» © Дмитрий Павликов
Детские мастер-классы © Дмитрий Павликов
Мастер-класс на «Летней сцене» – сальса. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Спортивные соревнования в рамках фестиваля. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

В павильоне «Арт-Еда» горожане учились готовить на открытом огне. Как пояснила куратор этого раздела Галина Беляева, единственная коренная жительница Выксы среди всех кураторов, шашлыком перечень блюд не ограничивается, есть ещё, к примеру, фахитос и кеббаберия.
Павильон «Арт-Еда». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Ранним утром в музее истории металлургического завода открылась и заработала выставка уроженца Выксы, автомобильного дизайнера Никиты Медельца. Помимо собственных работ, он представил лучшие рисунки автомобилей по результатам проведенного им детского конкурса. Надо заметить, что в прошлом году Никита стал победителем конкурса стрит-арта и имел возможность реализовать свой творческий замысел на улицах родного города, который с каждым годом все больше напоминает одну большую галерею современного искусства под открытым небом. В этом году дизайнер уже не рисовал, но зато участвовал в выборе лучших художников. К дню открытия их работы были реализованы. Первое место занял Александр “Blot” Сальников и его граффити под названием «Ключ к счастью». Необычная картина появилась на торце одной из пятиэтажек по улице Лизы Чайкиной, рядом с известной работой художника Паши183 «Сказка о потерянном времени», которую к нынешнему фестивалю полностью отреставрировали. Победитель этого года родом из Пензы; он признался, что эскиз делал впопыхах, в последнюю ночь перед завершением приема заявок и почти ни на что не рассчитывал, не имея опыта реализации таких масштабных проектов. Однако все получилось. Идея «подружить» стрит-арт с мотивами народных промыслов понравилась судьям и была воплощена.
Победитель конкурса стрит-арта – «Ключ к счастью». Автор Александр “Blot” Сальников © Дмитрий Павликов
Граффити на торце жилого дома по улице Лизы Чайкиной «Сказка о потерянном времени». Автор Паша183 © Дмитрий Павликов

В тот же день куратор фестиваля, партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро, которого поздравляли не только с успешным началом «Арт-Оврага», но и с днем рождения, вместе с автором проекта Артемом Черниковым представил новое ценное приобретение парка – благоустройство набережной небольшого озера Лебединка. Водоем располагается в одной из отдаленных, но посещаемых частей парка. Здесь вдоль его береговой линии на небольших помостах появились деревянные столы, скамейки, шезлонги и даже организованное место для рыбалки. Прямоугольные мостики одной своей гранью оперлись на пологий берег Лебединки, другой – на надежные опоры, подходящие близко к воде. Воду в озере очистили, что также вошло в программу мероприятий по благоустройству.
Озеро Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Озеро Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Интересно, что ещё задолго до официального открытия, а именно в момент ввинчивания последнего болтика горожане мгновенно принялись осваивать предложенное им пространство – так, словно бы оно существовало здесь всегда. На лежаках расположились юные школьницы и студентки, принимая солнечные ванны и слушая щебет птиц, за столами устроились шумные компании с гаджетами. А население постарше вместе со своими детьми делало отчаянные попытки среди всего этого шума и веселья изловить хоть какую-нибудь рыбу. К слову, в специально предусмотренном для этих целей жестяном ведре за весь день ни одной рыбешки так и не появилось, и бродившие вдоль берега кошки остались без обещанного лакомства. Удочки же к концу дня бесследно исчезли.
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов

Помимо развлекательной части, в рамках открытия нового городского пространства, были показаны три дипломные работы выпускников МАРХИ, посвященные развитию Выксы. Студенты Оскара Мамлеева задумались над созданием новых пешеходных маршрутов, позволяющих без труда, на интуитивном уровне находить озеро и другие знаковые места города. Еще одно предложение касалось приспособления существующих на набережной башен под крупный общественный центр.
Экспозиция дипломных проектов выпускников МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева © Дмитрий Павликов

Второй новый и сразу полюбившийся горожанам арт-объект и одновременно детская площадка «Выкса» был возведен недалеко от Лебединки, сразу за гигантской фигурой деревянного единорога, созданного в 2013 году по проекту венгерского художника Габор Миклош Соке. Надо сказать, что единорог по итогам зрительского голосования, проходившего в течение всех трёх дней, стал победителем среди лучших объектов, реализованных за последние четыре года «Арт-Оврага». Но возвратимся к «Выксе». Арт-объект представляет собой конструкцию из пяти трёхметровых деревянных букв на металлическом каркасе. Из букв выложено название города, и каждая буква выступает неким игровым элементом. Скажем «А» – это качели, а «К» – вершина, на которую можно взобраться по лестнице.
Детская площадка «Выкса». Автор проекта Артём Черников © Дмитрий Павликов

Не забыли организаторы и про год литературы в стране. В рамках фестиваля этой теме было посвящено мероприятие «История волшебного леса». Среди деревьев появились красочные фигурки животных из картона, каждая из которых символизировала тот или иной литературный жанр. За столами дети рисовали волшебные сказки, склеивали и вырезали из цветной бумаги самодельные книжки. Другие, уединившись в установленных здесь же палатках, просто читали.
Социальная акция «История волшебного леса» © Дмитрий Павликов
Социальная акция «История волшебного леса» © Дмитрий Павликов

Вечером уставшие от насыщенного дня горожане собрались у «Летней сцены» для открытия фестиваля. Несмотря на прохладную погоду и свирепствующих комаров, людей, желающих посмотреть на главных героев фестиваля, было очень много. И церемония оказалась бы совершенно обычной, если бы не неожиданный экспромт от министра культуры Нижегородской области Сергея Горина, исполнившего акапелло песню о любви к России.

Зрители охотно поддержали чиновника, а после чего устремились к последнему представлению, танцевальному перформансу «В поисках воды», в одном из глубоких оврагов парка. Там люди в белом в облаках дыма с помощью одной только пластики тела пытались раскрыть суть заявленной темы фестиваля – «Берега искусств». Среди танцоров были и волонтёры – жители Выксы, а закончилось дело обниманием актёров со зрителями.
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов

Следующие два выходных дня прошли в заданном безудержном темпе. Мастер-классы с утра до вечера, спортивные соревнования и воркшопы, паркур, скейтборд, BMX и воркаут, танцевальные и музыкальные выступления, реп-батлы, хип-хоп битвы и брейк-данс. Также был проведен общегородской квест «Арт-Поиски», где участники решали загадки и ребусы, отыскивая выксунские арт-объекты. Зрители только и успевали, что перебегать от одной сцены к другой; многие мероприятия проходили одновременно, не останавливаясь ни на минуту. В середине второго дня был открыт «Арт-двор» по улице Гоголя: на фестивале в Выксе принято превращать один обычный городской двор в арт-пространство. В этом году концепцию его благоустройства предложила маленькая двенадцатилетняя жительница этого двора Лиза Царева. Дело в том, что кураторы «Арт-двора» Артем Укропов и Людмила Малкис поставили перед жителями задачу непосредственно поучаствовать в преображении собственного двора, высказать свои пожелания, найти оригинальные решения. Концепция Лизы оказалась самой яркой: округлые желтые элементы из дерева разделяют пространство двора на игровые и спортивные площадки, места для отдыха и общения. Баскетбольная площадка в день открытия стала импровизированной сценой, где жители устроили настоящее шоу со стихами, песнями и танцами.
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов

Важным событием стал круглый стол, где эксперты пытались ответить на вопрос «Могут ли фестивали новой культуры стать средством для развития городов и самореализации людей?». Он проходил в конференц-зале гостиницы «Баташёв». Модератор – телеведущая Фекла Толстая, старательно обостряла диалог. Большинство участников дискуссии, включая местных жителей, сошлось во мнении, что «Арт-Овраг», как и другие подобные мероприятия, серьёзно влияют на город и его население. По словам Олега Шапиро, фестиваль способствует формированию нового городского сообщества. Главным фокусом влияния являются дети, впитывающие всю предлагаемую им информацию. Это работа на долгосрочную перспективу, но в будущем она обязательно принесет свои плоды, в том числе – для развития городской среды. Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка», с этим мнением не согласился: «Фестиваль меняет общество, выявляет и накапливает человеческий потенциал, вовлекает в процесс местное население. Но импульс от фестиваля очень редко способствует развитию самого города».
Спектакль «Сказка роботов о настоящем человеке» в ДК «Металлургов». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Спектакль «Повседневный апокалипсис» в ДК «Металлургов». Актеры кельнского ансамбля Светланы Фурер из Германии © Дмитрий Павликов

В историческом здании ДК «Металлург» развернулась театральная программа фестиваля. Московский театр «Трикстер» провел с детьми мастер-класс по созданию театра теней, и показал две волшебные сказки. Одну из них – «Сказку роботов о настоящем человеке» – малыши смотрели, сидя прямо на сцене, рядом с актерами и главными героями пьесы – куклами-роботами. Взрослые тоже имели возможность удивиться, познакомившись с российской премьерой спектакля «Повседневный Апокалипсис». Роли исполняли актеры кельнского ансамбля Светланы Фурер из Германии. Спектакль шёл на немецком языке с синхронным русским переводом. Игра актеров завораживала, как и фантастический визуальный ряд света и тени, выстраиваемый перед глазами зрителя.
Акция «Вальс на память». Вид сверху – карта города 1941 года из тысяч свечей. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Акция «Вальс на память» © Дмитрий Павликов
Акция «Вальс на память». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Завершился «Арт-Овраг» воскресным вечером – трогательно и грустно. В преддверии дня начала Великой отечественной войны на площади Металлургов прошла акция «Вальс на память», призванная вспомнить всех погибших в годы войны жителей Выксы. Из десяти тысяч солдат, ушедших на фронт, вернулось не больше трети. Шесть с половиной тысяч свечей было зажжено в память о погибших на площади после заката солнца. Свечи разместились по контурам карты города 1941 года, которую весь день художники рисовали мелом на асфальте. Допоздна на площади играл вальс, горожане танцевали и смотрели на мерцающие огни.

25 Июня 2015

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.