Праздник в озёрном городе

Благоустройство с рыбалкой, поющий министр, театр теней и свечи: в Выксе завершился пятый фестиваль «Арт-Овраг», читайте репортаж с места действия.

mainImg
Юбилейный фестиваль «Арт-Овраг» прошел с особым размахом и торжественностью. Мало того, что в событийной программе приняло участие рекордное количество жителей и гостей города, самих мероприятий было проведено более пятидесяти. ​На три дня город Выкса в Нижегородской области в пятый раз превратился в главную площадку современного искусства и городской активности.

Выкса – город с долгой историей, сохранившимися памятниками архитектуры и культурного наследия – известен, прежде всего, как крупный промышленный центр: четвёртую часть всей его территории занимает один из старейших в Европе металлургических заводов. Основанный еще в 1757 году братьями Баташёвыми, он и сегодня работает в полном объеме, сохраняя на своей территории такие уникальные объекты, как водонапорная башня, спроектированная Владимиром Шуховым и ставшая прообразом знаменитой московской радиобашни, и его же авторства цех с первыми в мире парусообразными сетчатыми перекрытиями. Впрочем обычному горожанину или заезжему туристу попасть на закрытую территорию завода невозможно, и главная достопримечательность города долгие годы остается за высокими заборами. И если башня стоит крепко, то шуховские цеха, по словам Александра Кастравца, директора по связям с общественностью «ОМК», находятся в критическом состоянии. Но ремонтом их никто не занимается.
Детская площадка «Выкса». Автор проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Шуховская водонапорная башня на территории выксунского металлургического завода © Дмитрий Павликов
Шуховская водонапорная башня © Дмитрий Павликов

При этом в самом центре города можно увидеть красивый ансамбль классических зданий второй половины XVIII века. Это дом-дворец основателей завода, в котором сейчас расположен музей, рассказывающий о семье Баташёвых и истории металлургического завода. Именно он служит визитной карточкой Выксы. Как не без гордости поясняют жители города, Выкса хранит едва ли не большую часть всех культурных объектов Нижегородской области. Но в городе они, к сожалению, теряются среди типовой советской и постсоветской застройки. Не меньше чем историческим наследием выксунцы гордятся своей природой: город стоит на трех озерах, недалеко от городских границ протекает Ока.

Фестиваль «Арт-Овраг», посвященный одновременно искусству и спорту, в Выксе пятый год подряд проводят при поддержке ОМК («Объединенной Металлургической Компании»). В этом году его тема – «Берега искусств», с намёком на озера и Оку.
Выксунские озера © Дмитрий Павликов

Фестиваль стартовал ранним пятничным утром 19 июня несмотря на то, что официальное открытие было запланировано на пять часов вечера. Практически с первыми лучами солнца центральный городской парк наполнился людьми, волонтерами в ярко-красных майках с надписью «Есть вопрос? Спроси меня!», участниками и кураторами. Главная фестивальная площадка – «Летняя сцена» – превратилась в танцевальную школу, где известные танцоры обучали всех желающих основам сальсы. Мастер-классы для детей и взрослых в белых шатрах посреди парка проводили московский музей современного искусства и приволжский филиал ГЦСИ, чье здание недавно официально открыли в Нижнем Новгороде. Дети и родители приобщились к самым необычным приемам аппликаций, химиографии и рисования – например, с помощью воздушных шаров или вилок; мастерили калейдоскопы и осваивали азы поп-арта.
Пресс-конференция в гостинице «Баташёв» © Дмитрий Павликов
Детские мастер-классы © Дмитрий Павликов
Мастер-класс на «Летней сцене» – сальса. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Спортивные соревнования в рамках фестиваля. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

В павильоне «Арт-Еда» горожане учились готовить на открытом огне. Как пояснила куратор этого раздела Галина Беляева, единственная коренная жительница Выксы среди всех кураторов, шашлыком перечень блюд не ограничивается, есть ещё, к примеру, фахитос и кеббаберия.
Павильон «Арт-Еда». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Ранним утром в музее истории металлургического завода открылась и заработала выставка уроженца Выксы, автомобильного дизайнера Никиты Медельца. Помимо собственных работ, он представил лучшие рисунки автомобилей по результатам проведенного им детского конкурса. Надо заметить, что в прошлом году Никита стал победителем конкурса стрит-арта и имел возможность реализовать свой творческий замысел на улицах родного города, который с каждым годом все больше напоминает одну большую галерею современного искусства под открытым небом. В этом году дизайнер уже не рисовал, но зато участвовал в выборе лучших художников. К дню открытия их работы были реализованы. Первое место занял Александр “Blot” Сальников и его граффити под названием «Ключ к счастью». Необычная картина появилась на торце одной из пятиэтажек по улице Лизы Чайкиной, рядом с известной работой художника Паши183 «Сказка о потерянном времени», которую к нынешнему фестивалю полностью отреставрировали. Победитель этого года родом из Пензы; он признался, что эскиз делал впопыхах, в последнюю ночь перед завершением приема заявок и почти ни на что не рассчитывал, не имея опыта реализации таких масштабных проектов. Однако все получилось. Идея «подружить» стрит-арт с мотивами народных промыслов понравилась судьям и была воплощена.
Победитель конкурса стрит-арта – «Ключ к счастью». Автор Александр “Blot” Сальников © Дмитрий Павликов
Граффити на торце жилого дома по улице Лизы Чайкиной «Сказка о потерянном времени». Автор Паша183 © Дмитрий Павликов

В тот же день куратор фестиваля, партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро, которого поздравляли не только с успешным началом «Арт-Оврага», но и с днем рождения, вместе с автором проекта Артемом Черниковым представил новое ценное приобретение парка – благоустройство набережной небольшого озера Лебединка. Водоем располагается в одной из отдаленных, но посещаемых частей парка. Здесь вдоль его береговой линии на небольших помостах появились деревянные столы, скамейки, шезлонги и даже организованное место для рыбалки. Прямоугольные мостики одной своей гранью оперлись на пологий берег Лебединки, другой – на надежные опоры, подходящие близко к воде. Воду в озере очистили, что также вошло в программу мероприятий по благоустройству.
Озеро Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Озеро Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Интересно, что ещё задолго до официального открытия, а именно в момент ввинчивания последнего болтика горожане мгновенно принялись осваивать предложенное им пространство – так, словно бы оно существовало здесь всегда. На лежаках расположились юные школьницы и студентки, принимая солнечные ванны и слушая щебет птиц, за столами устроились шумные компании с гаджетами. А население постарше вместе со своими детьми делало отчаянные попытки среди всего этого шума и веселья изловить хоть какую-нибудь рыбу. К слову, в специально предусмотренном для этих целей жестяном ведре за весь день ни одной рыбешки так и не появилось, и бродившие вдоль берега кошки остались без обещанного лакомства. Удочки же к концу дня бесследно исчезли.
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов

Помимо развлекательной части, в рамках открытия нового городского пространства, были показаны три дипломные работы выпускников МАРХИ, посвященные развитию Выксы. Студенты Оскара Мамлеева задумались над созданием новых пешеходных маршрутов, позволяющих без труда, на интуитивном уровне находить озеро и другие знаковые места города. Еще одно предложение касалось приспособления существующих на набережной башен под крупный общественный центр.
Экспозиция дипломных проектов выпускников МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева © Дмитрий Павликов

Второй новый и сразу полюбившийся горожанам арт-объект и одновременно детская площадка «Выкса» был возведен недалеко от Лебединки, сразу за гигантской фигурой деревянного единорога, созданного в 2013 году по проекту венгерского художника Габор Миклош Соке. Надо сказать, что единорог по итогам зрительского голосования, проходившего в течение всех трёх дней, стал победителем среди лучших объектов, реализованных за последние четыре года «Арт-Оврага». Но возвратимся к «Выксе». Арт-объект представляет собой конструкцию из пяти трёхметровых деревянных букв на металлическом каркасе. Из букв выложено название города, и каждая буква выступает неким игровым элементом. Скажем «А» – это качели, а «К» – вершина, на которую можно взобраться по лестнице.
Детская площадка «Выкса». Автор проекта Артём Черников © Дмитрий Павликов

Не забыли организаторы и про год литературы в стране. В рамках фестиваля этой теме было посвящено мероприятие «История волшебного леса». Среди деревьев появились красочные фигурки животных из картона, каждая из которых символизировала тот или иной литературный жанр. За столами дети рисовали волшебные сказки, склеивали и вырезали из цветной бумаги самодельные книжки. Другие, уединившись в установленных здесь же палатках, просто читали.
Социальная акция «История волшебного леса» © Дмитрий Павликов
Социальная акция «История волшебного леса» © Дмитрий Павликов

Вечером уставшие от насыщенного дня горожане собрались у «Летней сцены» для открытия фестиваля. Несмотря на прохладную погоду и свирепствующих комаров, людей, желающих посмотреть на главных героев фестиваля, было очень много. И церемония оказалась бы совершенно обычной, если бы не неожиданный экспромт от министра культуры Нижегородской области Сергея Горина, исполнившего акапелло песню о любви к России.

Зрители охотно поддержали чиновника, а после чего устремились к последнему представлению, танцевальному перформансу «В поисках воды», в одном из глубоких оврагов парка. Там люди в белом в облаках дыма с помощью одной только пластики тела пытались раскрыть суть заявленной темы фестиваля – «Берега искусств». Среди танцоров были и волонтёры – жители Выксы, а закончилось дело обниманием актёров со зрителями.
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов

Следующие два выходных дня прошли в заданном безудержном темпе. Мастер-классы с утра до вечера, спортивные соревнования и воркшопы, паркур, скейтборд, BMX и воркаут, танцевальные и музыкальные выступления, реп-батлы, хип-хоп битвы и брейк-данс. Также был проведен общегородской квест «Арт-Поиски», где участники решали загадки и ребусы, отыскивая выксунские арт-объекты. Зрители только и успевали, что перебегать от одной сцены к другой; многие мероприятия проходили одновременно, не останавливаясь ни на минуту. В середине второго дня был открыт «Арт-двор» по улице Гоголя: на фестивале в Выксе принято превращать один обычный городской двор в арт-пространство. В этом году концепцию его благоустройства предложила маленькая двенадцатилетняя жительница этого двора Лиза Царева. Дело в том, что кураторы «Арт-двора» Артем Укропов и Людмила Малкис поставили перед жителями задачу непосредственно поучаствовать в преображении собственного двора, высказать свои пожелания, найти оригинальные решения. Концепция Лизы оказалась самой яркой: округлые желтые элементы из дерева разделяют пространство двора на игровые и спортивные площадки, места для отдыха и общения. Баскетбольная площадка в день открытия стала импровизированной сценой, где жители устроили настоящее шоу со стихами, песнями и танцами.
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов

Важным событием стал круглый стол, где эксперты пытались ответить на вопрос «Могут ли фестивали новой культуры стать средством для развития городов и самореализации людей?». Он проходил в конференц-зале гостиницы «Баташёв». Модератор – телеведущая Фекла Толстая, старательно обостряла диалог. Большинство участников дискуссии, включая местных жителей, сошлось во мнении, что «Арт-Овраг», как и другие подобные мероприятия, серьёзно влияют на город и его население. По словам Олега Шапиро, фестиваль способствует формированию нового городского сообщества. Главным фокусом влияния являются дети, впитывающие всю предлагаемую им информацию. Это работа на долгосрочную перспективу, но в будущем она обязательно принесет свои плоды, в том числе – для развития городской среды. Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка», с этим мнением не согласился: «Фестиваль меняет общество, выявляет и накапливает человеческий потенциал, вовлекает в процесс местное население. Но импульс от фестиваля очень редко способствует развитию самого города».
Спектакль «Сказка роботов о настоящем человеке» в ДК «Металлургов». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Спектакль «Повседневный апокалипсис» в ДК «Металлургов». Актеры кельнского ансамбля Светланы Фурер из Германии © Дмитрий Павликов

В историческом здании ДК «Металлург» развернулась театральная программа фестиваля. Московский театр «Трикстер» провел с детьми мастер-класс по созданию театра теней, и показал две волшебные сказки. Одну из них – «Сказку роботов о настоящем человеке» – малыши смотрели, сидя прямо на сцене, рядом с актерами и главными героями пьесы – куклами-роботами. Взрослые тоже имели возможность удивиться, познакомившись с российской премьерой спектакля «Повседневный Апокалипсис». Роли исполняли актеры кельнского ансамбля Светланы Фурер из Германии. Спектакль шёл на немецком языке с синхронным русским переводом. Игра актеров завораживала, как и фантастический визуальный ряд света и тени, выстраиваемый перед глазами зрителя.
Акция «Вальс на память». Вид сверху – карта города 1941 года из тысяч свечей. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Акция «Вальс на память» © Дмитрий Павликов
Акция «Вальс на память». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Завершился «Арт-Овраг» воскресным вечером – трогательно и грустно. В преддверии дня начала Великой отечественной войны на площади Металлургов прошла акция «Вальс на память», призванная вспомнить всех погибших в годы войны жителей Выксы. Из десяти тысяч солдат, ушедших на фронт, вернулось не больше трети. Шесть с половиной тысяч свечей было зажжено в память о погибших на площади после заката солнца. Свечи разместились по контурам карты города 1941 года, которую весь день художники рисовали мелом на асфальте. Допоздна на площади играл вальс, горожане танцевали и смотрели на мерцающие огни.

25 Июня 2015

Похожие статьи
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.