Праздник в озёрном городе

Благоустройство с рыбалкой, поющий министр, театр теней и свечи: в Выксе завершился пятый фестиваль «Арт-Овраг», читайте репортаж с места действия.

mainImg
Юбилейный фестиваль «Арт-Овраг» прошел с особым размахом и торжественностью. Мало того, что в событийной программе приняло участие рекордное количество жителей и гостей города, самих мероприятий было проведено более пятидесяти. ​На три дня город Выкса в Нижегородской области в пятый раз превратился в главную площадку современного искусства и городской активности.

Выкса – город с долгой историей, сохранившимися памятниками архитектуры и культурного наследия – известен, прежде всего, как крупный промышленный центр: четвёртую часть всей его территории занимает один из старейших в Европе металлургических заводов. Основанный еще в 1757 году братьями Баташёвыми, он и сегодня работает в полном объеме, сохраняя на своей территории такие уникальные объекты, как водонапорная башня, спроектированная Владимиром Шуховым и ставшая прообразом знаменитой московской радиобашни, и его же авторства цех с первыми в мире парусообразными сетчатыми перекрытиями. Впрочем обычному горожанину или заезжему туристу попасть на закрытую территорию завода невозможно, и главная достопримечательность города долгие годы остается за высокими заборами. И если башня стоит крепко, то шуховские цеха, по словам Александра Кастравца, директора по связям с общественностью «ОМК», находятся в критическом состоянии. Но ремонтом их никто не занимается.
Детская площадка «Выкса». Автор проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Шуховская водонапорная башня на территории выксунского металлургического завода © Дмитрий Павликов
Шуховская водонапорная башня © Дмитрий Павликов

При этом в самом центре города можно увидеть красивый ансамбль классических зданий второй половины XVIII века. Это дом-дворец основателей завода, в котором сейчас расположен музей, рассказывающий о семье Баташёвых и истории металлургического завода. Именно он служит визитной карточкой Выксы. Как не без гордости поясняют жители города, Выкса хранит едва ли не большую часть всех культурных объектов Нижегородской области. Но в городе они, к сожалению, теряются среди типовой советской и постсоветской застройки. Не меньше чем историческим наследием выксунцы гордятся своей природой: город стоит на трех озерах, недалеко от городских границ протекает Ока.

Фестиваль «Арт-Овраг», посвященный одновременно искусству и спорту, в Выксе пятый год подряд проводят при поддержке ОМК («Объединенной Металлургической Компании»). В этом году его тема – «Берега искусств», с намёком на озера и Оку.
Выксунские озера © Дмитрий Павликов

Фестиваль стартовал ранним пятничным утром 19 июня несмотря на то, что официальное открытие было запланировано на пять часов вечера. Практически с первыми лучами солнца центральный городской парк наполнился людьми, волонтерами в ярко-красных майках с надписью «Есть вопрос? Спроси меня!», участниками и кураторами. Главная фестивальная площадка – «Летняя сцена» – превратилась в танцевальную школу, где известные танцоры обучали всех желающих основам сальсы. Мастер-классы для детей и взрослых в белых шатрах посреди парка проводили московский музей современного искусства и приволжский филиал ГЦСИ, чье здание недавно официально открыли в Нижнем Новгороде. Дети и родители приобщились к самым необычным приемам аппликаций, химиографии и рисования – например, с помощью воздушных шаров или вилок; мастерили калейдоскопы и осваивали азы поп-арта.
Пресс-конференция в гостинице «Баташёв» © Дмитрий Павликов
Детские мастер-классы © Дмитрий Павликов
Мастер-класс на «Летней сцене» – сальса. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Спортивные соревнования в рамках фестиваля. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

В павильоне «Арт-Еда» горожане учились готовить на открытом огне. Как пояснила куратор этого раздела Галина Беляева, единственная коренная жительница Выксы среди всех кураторов, шашлыком перечень блюд не ограничивается, есть ещё, к примеру, фахитос и кеббаберия.
Павильон «Арт-Еда». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Ранним утром в музее истории металлургического завода открылась и заработала выставка уроженца Выксы, автомобильного дизайнера Никиты Медельца. Помимо собственных работ, он представил лучшие рисунки автомобилей по результатам проведенного им детского конкурса. Надо заметить, что в прошлом году Никита стал победителем конкурса стрит-арта и имел возможность реализовать свой творческий замысел на улицах родного города, который с каждым годом все больше напоминает одну большую галерею современного искусства под открытым небом. В этом году дизайнер уже не рисовал, но зато участвовал в выборе лучших художников. К дню открытия их работы были реализованы. Первое место занял Александр “Blot” Сальников и его граффити под названием «Ключ к счастью». Необычная картина появилась на торце одной из пятиэтажек по улице Лизы Чайкиной, рядом с известной работой художника Паши183 «Сказка о потерянном времени», которую к нынешнему фестивалю полностью отреставрировали. Победитель этого года родом из Пензы; он признался, что эскиз делал впопыхах, в последнюю ночь перед завершением приема заявок и почти ни на что не рассчитывал, не имея опыта реализации таких масштабных проектов. Однако все получилось. Идея «подружить» стрит-арт с мотивами народных промыслов понравилась судьям и была воплощена.
Победитель конкурса стрит-арта – «Ключ к счастью». Автор Александр “Blot” Сальников © Дмитрий Павликов
Граффити на торце жилого дома по улице Лизы Чайкиной «Сказка о потерянном времени». Автор Паша183 © Дмитрий Павликов

В тот же день куратор фестиваля, партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро, которого поздравляли не только с успешным началом «Арт-Оврага», но и с днем рождения, вместе с автором проекта Артемом Черниковым представил новое ценное приобретение парка – благоустройство набережной небольшого озера Лебединка. Водоем располагается в одной из отдаленных, но посещаемых частей парка. Здесь вдоль его береговой линии на небольших помостах появились деревянные столы, скамейки, шезлонги и даже организованное место для рыбалки. Прямоугольные мостики одной своей гранью оперлись на пологий берег Лебединки, другой – на надежные опоры, подходящие близко к воде. Воду в озере очистили, что также вошло в программу мероприятий по благоустройству.
Озеро Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Озеро Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Интересно, что ещё задолго до официального открытия, а именно в момент ввинчивания последнего болтика горожане мгновенно принялись осваивать предложенное им пространство – так, словно бы оно существовало здесь всегда. На лежаках расположились юные школьницы и студентки, принимая солнечные ванны и слушая щебет птиц, за столами устроились шумные компании с гаджетами. А население постарше вместе со своими детьми делало отчаянные попытки среди всего этого шума и веселья изловить хоть какую-нибудь рыбу. К слову, в специально предусмотренном для этих целей жестяном ведре за весь день ни одной рыбешки так и не появилось, и бродившие вдоль берега кошки остались без обещанного лакомства. Удочки же к концу дня бесследно исчезли.
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов

Помимо развлекательной части, в рамках открытия нового городского пространства, были показаны три дипломные работы выпускников МАРХИ, посвященные развитию Выксы. Студенты Оскара Мамлеева задумались над созданием новых пешеходных маршрутов, позволяющих без труда, на интуитивном уровне находить озеро и другие знаковые места города. Еще одно предложение касалось приспособления существующих на набережной башен под крупный общественный центр.
Экспозиция дипломных проектов выпускников МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева © Дмитрий Павликов

Второй новый и сразу полюбившийся горожанам арт-объект и одновременно детская площадка «Выкса» был возведен недалеко от Лебединки, сразу за гигантской фигурой деревянного единорога, созданного в 2013 году по проекту венгерского художника Габор Миклош Соке. Надо сказать, что единорог по итогам зрительского голосования, проходившего в течение всех трёх дней, стал победителем среди лучших объектов, реализованных за последние четыре года «Арт-Оврага». Но возвратимся к «Выксе». Арт-объект представляет собой конструкцию из пяти трёхметровых деревянных букв на металлическом каркасе. Из букв выложено название города, и каждая буква выступает неким игровым элементом. Скажем «А» – это качели, а «К» – вершина, на которую можно взобраться по лестнице.
Детская площадка «Выкса». Автор проекта Артём Черников © Дмитрий Павликов

Не забыли организаторы и про год литературы в стране. В рамках фестиваля этой теме было посвящено мероприятие «История волшебного леса». Среди деревьев появились красочные фигурки животных из картона, каждая из которых символизировала тот или иной литературный жанр. За столами дети рисовали волшебные сказки, склеивали и вырезали из цветной бумаги самодельные книжки. Другие, уединившись в установленных здесь же палатках, просто читали.
Социальная акция «История волшебного леса» © Дмитрий Павликов
Социальная акция «История волшебного леса» © Дмитрий Павликов

Вечером уставшие от насыщенного дня горожане собрались у «Летней сцены» для открытия фестиваля. Несмотря на прохладную погоду и свирепствующих комаров, людей, желающих посмотреть на главных героев фестиваля, было очень много. И церемония оказалась бы совершенно обычной, если бы не неожиданный экспромт от министра культуры Нижегородской области Сергея Горина, исполнившего акапелло песню о любви к России.

Зрители охотно поддержали чиновника, а после чего устремились к последнему представлению, танцевальному перформансу «В поисках воды», в одном из глубоких оврагов парка. Там люди в белом в облаках дыма с помощью одной только пластики тела пытались раскрыть суть заявленной темы фестиваля – «Берега искусств». Среди танцоров были и волонтёры – жители Выксы, а закончилось дело обниманием актёров со зрителями.
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов

Следующие два выходных дня прошли в заданном безудержном темпе. Мастер-классы с утра до вечера, спортивные соревнования и воркшопы, паркур, скейтборд, BMX и воркаут, танцевальные и музыкальные выступления, реп-батлы, хип-хоп битвы и брейк-данс. Также был проведен общегородской квест «Арт-Поиски», где участники решали загадки и ребусы, отыскивая выксунские арт-объекты. Зрители только и успевали, что перебегать от одной сцены к другой; многие мероприятия проходили одновременно, не останавливаясь ни на минуту. В середине второго дня был открыт «Арт-двор» по улице Гоголя: на фестивале в Выксе принято превращать один обычный городской двор в арт-пространство. В этом году концепцию его благоустройства предложила маленькая двенадцатилетняя жительница этого двора Лиза Царева. Дело в том, что кураторы «Арт-двора» Артем Укропов и Людмила Малкис поставили перед жителями задачу непосредственно поучаствовать в преображении собственного двора, высказать свои пожелания, найти оригинальные решения. Концепция Лизы оказалась самой яркой: округлые желтые элементы из дерева разделяют пространство двора на игровые и спортивные площадки, места для отдыха и общения. Баскетбольная площадка в день открытия стала импровизированной сценой, где жители устроили настоящее шоу со стихами, песнями и танцами.
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов

Важным событием стал круглый стол, где эксперты пытались ответить на вопрос «Могут ли фестивали новой культуры стать средством для развития городов и самореализации людей?». Он проходил в конференц-зале гостиницы «Баташёв». Модератор – телеведущая Фекла Толстая, старательно обостряла диалог. Большинство участников дискуссии, включая местных жителей, сошлось во мнении, что «Арт-Овраг», как и другие подобные мероприятия, серьёзно влияют на город и его население. По словам Олега Шапиро, фестиваль способствует формированию нового городского сообщества. Главным фокусом влияния являются дети, впитывающие всю предлагаемую им информацию. Это работа на долгосрочную перспективу, но в будущем она обязательно принесет свои плоды, в том числе – для развития городской среды. Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка», с этим мнением не согласился: «Фестиваль меняет общество, выявляет и накапливает человеческий потенциал, вовлекает в процесс местное население. Но импульс от фестиваля очень редко способствует развитию самого города».
Спектакль «Сказка роботов о настоящем человеке» в ДК «Металлургов». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Спектакль «Повседневный апокалипсис» в ДК «Металлургов». Актеры кельнского ансамбля Светланы Фурер из Германии © Дмитрий Павликов

В историческом здании ДК «Металлург» развернулась театральная программа фестиваля. Московский театр «Трикстер» провел с детьми мастер-класс по созданию театра теней, и показал две волшебные сказки. Одну из них – «Сказку роботов о настоящем человеке» – малыши смотрели, сидя прямо на сцене, рядом с актерами и главными героями пьесы – куклами-роботами. Взрослые тоже имели возможность удивиться, познакомившись с российской премьерой спектакля «Повседневный Апокалипсис». Роли исполняли актеры кельнского ансамбля Светланы Фурер из Германии. Спектакль шёл на немецком языке с синхронным русским переводом. Игра актеров завораживала, как и фантастический визуальный ряд света и тени, выстраиваемый перед глазами зрителя.
Акция «Вальс на память». Вид сверху – карта города 1941 года из тысяч свечей. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Акция «Вальс на память» © Дмитрий Павликов
Акция «Вальс на память». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Завершился «Арт-Овраг» воскресным вечером – трогательно и грустно. В преддверии дня начала Великой отечественной войны на площади Металлургов прошла акция «Вальс на память», призванная вспомнить всех погибших в годы войны жителей Выксы. Из десяти тысяч солдат, ушедших на фронт, вернулось не больше трети. Шесть с половиной тысяч свечей было зажжено в память о погибших на площади после заката солнца. Свечи разместились по контурам карты города 1941 года, которую весь день художники рисовали мелом на асфальте. Допоздна на площади играл вальс, горожане танцевали и смотрели на мерцающие огни.

25 Июня 2015

Похожие статьи
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.