Праздник в озёрном городе

Благоустройство с рыбалкой, поющий министр, театр теней и свечи: в Выксе завершился пятый фестиваль «Арт-Овраг», читайте репортаж с места действия.

mainImg
Юбилейный фестиваль «Арт-Овраг» прошел с особым размахом и торжественностью. Мало того, что в событийной программе приняло участие рекордное количество жителей и гостей города, самих мероприятий было проведено более пятидесяти. ​На три дня город Выкса в Нижегородской области в пятый раз превратился в главную площадку современного искусства и городской активности.

Выкса – город с долгой историей, сохранившимися памятниками архитектуры и культурного наследия – известен, прежде всего, как крупный промышленный центр: четвёртую часть всей его территории занимает один из старейших в Европе металлургических заводов. Основанный еще в 1757 году братьями Баташёвыми, он и сегодня работает в полном объеме, сохраняя на своей территории такие уникальные объекты, как водонапорная башня, спроектированная Владимиром Шуховым и ставшая прообразом знаменитой московской радиобашни, и его же авторства цех с первыми в мире парусообразными сетчатыми перекрытиями. Впрочем обычному горожанину или заезжему туристу попасть на закрытую территорию завода невозможно, и главная достопримечательность города долгие годы остается за высокими заборами. И если башня стоит крепко, то шуховские цеха, по словам Александра Кастравца, директора по связям с общественностью «ОМК», находятся в критическом состоянии. Но ремонтом их никто не занимается.
Детская площадка «Выкса». Автор проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Шуховская водонапорная башня на территории выксунского металлургического завода © Дмитрий Павликов
Шуховская водонапорная башня © Дмитрий Павликов

При этом в самом центре города можно увидеть красивый ансамбль классических зданий второй половины XVIII века. Это дом-дворец основателей завода, в котором сейчас расположен музей, рассказывающий о семье Баташёвых и истории металлургического завода. Именно он служит визитной карточкой Выксы. Как не без гордости поясняют жители города, Выкса хранит едва ли не большую часть всех культурных объектов Нижегородской области. Но в городе они, к сожалению, теряются среди типовой советской и постсоветской застройки. Не меньше чем историческим наследием выксунцы гордятся своей природой: город стоит на трех озерах, недалеко от городских границ протекает Ока.

Фестиваль «Арт-Овраг», посвященный одновременно искусству и спорту, в Выксе пятый год подряд проводят при поддержке ОМК («Объединенной Металлургической Компании»). В этом году его тема – «Берега искусств», с намёком на озера и Оку.
Выксунские озера © Дмитрий Павликов

Фестиваль стартовал ранним пятничным утром 19 июня несмотря на то, что официальное открытие было запланировано на пять часов вечера. Практически с первыми лучами солнца центральный городской парк наполнился людьми, волонтерами в ярко-красных майках с надписью «Есть вопрос? Спроси меня!», участниками и кураторами. Главная фестивальная площадка – «Летняя сцена» – превратилась в танцевальную школу, где известные танцоры обучали всех желающих основам сальсы. Мастер-классы для детей и взрослых в белых шатрах посреди парка проводили московский музей современного искусства и приволжский филиал ГЦСИ, чье здание недавно официально открыли в Нижнем Новгороде. Дети и родители приобщились к самым необычным приемам аппликаций, химиографии и рисования – например, с помощью воздушных шаров или вилок; мастерили калейдоскопы и осваивали азы поп-арта.
Пресс-конференция в гостинице «Баташёв» © Дмитрий Павликов
Детские мастер-классы © Дмитрий Павликов
Мастер-класс на «Летней сцене» – сальса. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Спортивные соревнования в рамках фестиваля. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

В павильоне «Арт-Еда» горожане учились готовить на открытом огне. Как пояснила куратор этого раздела Галина Беляева, единственная коренная жительница Выксы среди всех кураторов, шашлыком перечень блюд не ограничивается, есть ещё, к примеру, фахитос и кеббаберия.
Павильон «Арт-Еда». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Ранним утром в музее истории металлургического завода открылась и заработала выставка уроженца Выксы, автомобильного дизайнера Никиты Медельца. Помимо собственных работ, он представил лучшие рисунки автомобилей по результатам проведенного им детского конкурса. Надо заметить, что в прошлом году Никита стал победителем конкурса стрит-арта и имел возможность реализовать свой творческий замысел на улицах родного города, который с каждым годом все больше напоминает одну большую галерею современного искусства под открытым небом. В этом году дизайнер уже не рисовал, но зато участвовал в выборе лучших художников. К дню открытия их работы были реализованы. Первое место занял Александр “Blot” Сальников и его граффити под названием «Ключ к счастью». Необычная картина появилась на торце одной из пятиэтажек по улице Лизы Чайкиной, рядом с известной работой художника Паши183 «Сказка о потерянном времени», которую к нынешнему фестивалю полностью отреставрировали. Победитель этого года родом из Пензы; он признался, что эскиз делал впопыхах, в последнюю ночь перед завершением приема заявок и почти ни на что не рассчитывал, не имея опыта реализации таких масштабных проектов. Однако все получилось. Идея «подружить» стрит-арт с мотивами народных промыслов понравилась судьям и была воплощена.
Победитель конкурса стрит-арта – «Ключ к счастью». Автор Александр “Blot” Сальников © Дмитрий Павликов
Граффити на торце жилого дома по улице Лизы Чайкиной «Сказка о потерянном времени». Автор Паша183 © Дмитрий Павликов

В тот же день куратор фестиваля, партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро, которого поздравляли не только с успешным началом «Арт-Оврага», но и с днем рождения, вместе с автором проекта Артемом Черниковым представил новое ценное приобретение парка – благоустройство набережной небольшого озера Лебединка. Водоем располагается в одной из отдаленных, но посещаемых частей парка. Здесь вдоль его береговой линии на небольших помостах появились деревянные столы, скамейки, шезлонги и даже организованное место для рыбалки. Прямоугольные мостики одной своей гранью оперлись на пологий берег Лебединки, другой – на надежные опоры, подходящие близко к воде. Воду в озере очистили, что также вошло в программу мероприятий по благоустройству.
Озеро Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Озеро Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Интересно, что ещё задолго до официального открытия, а именно в момент ввинчивания последнего болтика горожане мгновенно принялись осваивать предложенное им пространство – так, словно бы оно существовало здесь всегда. На лежаках расположились юные школьницы и студентки, принимая солнечные ванны и слушая щебет птиц, за столами устроились шумные компании с гаджетами. А население постарше вместе со своими детьми делало отчаянные попытки среди всего этого шума и веселья изловить хоть какую-нибудь рыбу. К слову, в специально предусмотренном для этих целей жестяном ведре за весь день ни одной рыбешки так и не появилось, и бродившие вдоль берега кошки остались без обещанного лакомства. Удочки же к концу дня бесследно исчезли.
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов
Благоустройство береговой линии озера Лебединка. Руководитель проекта Артем Черников © Дмитрий Павликов

Помимо развлекательной части, в рамках открытия нового городского пространства, были показаны три дипломные работы выпускников МАРХИ, посвященные развитию Выксы. Студенты Оскара Мамлеева задумались над созданием новых пешеходных маршрутов, позволяющих без труда, на интуитивном уровне находить озеро и другие знаковые места города. Еще одно предложение касалось приспособления существующих на набережной башен под крупный общественный центр.
Экспозиция дипломных проектов выпускников МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева © Дмитрий Павликов

Второй новый и сразу полюбившийся горожанам арт-объект и одновременно детская площадка «Выкса» был возведен недалеко от Лебединки, сразу за гигантской фигурой деревянного единорога, созданного в 2013 году по проекту венгерского художника Габор Миклош Соке. Надо сказать, что единорог по итогам зрительского голосования, проходившего в течение всех трёх дней, стал победителем среди лучших объектов, реализованных за последние четыре года «Арт-Оврага». Но возвратимся к «Выксе». Арт-объект представляет собой конструкцию из пяти трёхметровых деревянных букв на металлическом каркасе. Из букв выложено название города, и каждая буква выступает неким игровым элементом. Скажем «А» – это качели, а «К» – вершина, на которую можно взобраться по лестнице.
Детская площадка «Выкса». Автор проекта Артём Черников © Дмитрий Павликов

Не забыли организаторы и про год литературы в стране. В рамках фестиваля этой теме было посвящено мероприятие «История волшебного леса». Среди деревьев появились красочные фигурки животных из картона, каждая из которых символизировала тот или иной литературный жанр. За столами дети рисовали волшебные сказки, склеивали и вырезали из цветной бумаги самодельные книжки. Другие, уединившись в установленных здесь же палатках, просто читали.
Социальная акция «История волшебного леса» © Дмитрий Павликов
Социальная акция «История волшебного леса» © Дмитрий Павликов

Вечером уставшие от насыщенного дня горожане собрались у «Летней сцены» для открытия фестиваля. Несмотря на прохладную погоду и свирепствующих комаров, людей, желающих посмотреть на главных героев фестиваля, было очень много. И церемония оказалась бы совершенно обычной, если бы не неожиданный экспромт от министра культуры Нижегородской области Сергея Горина, исполнившего акапелло песню о любви к России.

Зрители охотно поддержали чиновника, а после чего устремились к последнему представлению, танцевальному перформансу «В поисках воды», в одном из глубоких оврагов парка. Там люди в белом в облаках дыма с помощью одной только пластики тела пытались раскрыть суть заявленной темы фестиваля – «Берега искусств». Среди танцоров были и волонтёры – жители Выксы, а закончилось дело обниманием актёров со зрителями.
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов
Хореографический перформанс «В поисках воды» © Дмитрий Павликов

Следующие два выходных дня прошли в заданном безудержном темпе. Мастер-классы с утра до вечера, спортивные соревнования и воркшопы, паркур, скейтборд, BMX и воркаут, танцевальные и музыкальные выступления, реп-батлы, хип-хоп битвы и брейк-данс. Также был проведен общегородской квест «Арт-Поиски», где участники решали загадки и ребусы, отыскивая выксунские арт-объекты. Зрители только и успевали, что перебегать от одной сцены к другой; многие мероприятия проходили одновременно, не останавливаясь ни на минуту. В середине второго дня был открыт «Арт-двор» по улице Гоголя: на фестивале в Выксе принято превращать один обычный городской двор в арт-пространство. В этом году концепцию его благоустройства предложила маленькая двенадцатилетняя жительница этого двора Лиза Царева. Дело в том, что кураторы «Арт-двора» Артем Укропов и Людмила Малкис поставили перед жителями задачу непосредственно поучаствовать в преображении собственного двора, высказать свои пожелания, найти оригинальные решения. Концепция Лизы оказалась самой яркой: округлые желтые элементы из дерева разделяют пространство двора на игровые и спортивные площадки, места для отдыха и общения. Баскетбольная площадка в день открытия стала импровизированной сценой, где жители устроили настоящее шоу со стихами, песнями и танцами.
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов
«Арт-двор» на улице Гоголя © Дмитрий Павликов

Важным событием стал круглый стол, где эксперты пытались ответить на вопрос «Могут ли фестивали новой культуры стать средством для развития городов и самореализации людей?». Он проходил в конференц-зале гостиницы «Баташёв». Модератор – телеведущая Фекла Толстая, старательно обостряла диалог. Большинство участников дискуссии, включая местных жителей, сошлось во мнении, что «Арт-Овраг», как и другие подобные мероприятия, серьёзно влияют на город и его население. По словам Олега Шапиро, фестиваль способствует формированию нового городского сообщества. Главным фокусом влияния являются дети, впитывающие всю предлагаемую им информацию. Это работа на долгосрочную перспективу, но в будущем она обязательно принесет свои плоды, в том числе – для развития городской среды. Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка», с этим мнением не согласился: «Фестиваль меняет общество, выявляет и накапливает человеческий потенциал, вовлекает в процесс местное население. Но импульс от фестиваля очень редко способствует развитию самого города».
Спектакль «Сказка роботов о настоящем человеке» в ДК «Металлургов». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Спектакль «Повседневный апокалипсис» в ДК «Металлургов». Актеры кельнского ансамбля Светланы Фурер из Германии © Дмитрий Павликов

В историческом здании ДК «Металлург» развернулась театральная программа фестиваля. Московский театр «Трикстер» провел с детьми мастер-класс по созданию театра теней, и показал две волшебные сказки. Одну из них – «Сказку роботов о настоящем человеке» – малыши смотрели, сидя прямо на сцене, рядом с актерами и главными героями пьесы – куклами-роботами. Взрослые тоже имели возможность удивиться, познакомившись с российской премьерой спектакля «Повседневный Апокалипсис». Роли исполняли актеры кельнского ансамбля Светланы Фурер из Германии. Спектакль шёл на немецком языке с синхронным русским переводом. Игра актеров завораживала, как и фантастический визуальный ряд света и тени, выстраиваемый перед глазами зрителя.
Акция «Вальс на память». Вид сверху – карта города 1941 года из тысяч свечей. Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»
Акция «Вальс на память» © Дмитрий Павликов
Акция «Вальс на память». Фотография предоставлена организаторами «Арт-Оврага»

Завершился «Арт-Овраг» воскресным вечером – трогательно и грустно. В преддверии дня начала Великой отечественной войны на площади Металлургов прошла акция «Вальс на память», призванная вспомнить всех погибших в годы войны жителей Выксы. Из десяти тысяч солдат, ушедших на фронт, вернулось не больше трети. Шесть с половиной тысяч свечей было зажжено в память о погибших на площади после заката солнца. Свечи разместились по контурам карты города 1941 года, которую весь день художники рисовали мелом на асфальте. Допоздна на площади играл вальс, горожане танцевали и смотрели на мерцающие огни.

25 Июня 2015

Похожие статьи
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.