06.04.2015

Памяти Владимира Сарабьянова

Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Фотография: pravmir.ru
Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Фотография: pravmir.ru

3 апреля 2015 года, накануне Лазаревой субботы, в Москве безвременно скончался Владимир Дмитриевич Сарабьянов – разносторонний учёный, один из самых авторитетных исследователей древнерусской и византийской живописи, замечательный реставратор, друг, коллега и учитель множества людей, связавших свою жизнь с отечественными и византийскими древностями.

Масштабы и разнообразие деятельности Владимира Сарабьянова всегда впечатляли даже тех, кто давно и хорошо был с ним знаком. О его энергии и активности многое говорит хотя бы сухой перечень учреждений, в которых он служил и с которыми сотрудничал. В 1978 году Владимир Дмитриевич пришел в Межобластное научно-художественное управление при Министерстве культуры, где трудился до конца жизни, в 1994 году став художником-реставратором высшей квалификации, а в 2013 году – заместителем генерального директора МНРХУ. В 1986 году Владимир Сарабьянов окончил отделение истории и теории искусства истфака Московского университета, с 1997 года занимал должность старшего научного сотрудника сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания, одновременно преподавая на факультете церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 2004 году он защитил кандидатскую диссертацию, до и после этого события опубликовав несколько монографий и множество статей о памятниках древнерусской живописи. Известный историк искусства и опытный реставратор, Владимир Дмитриевич состоял в ученых советах нескольких крупных музеев, был постоянным членом Федерального научно-методического совета по сохранению историко-культурного наследия Министерства культуры, членом Совета по культуре при Патриархе Московском и всея Руси и Президиума Совета по культуре при Президенте Российской Федерации. Деятельность Владимира Сарабьянова была отмечена несколькими высокими наградами, в том числе Всероссийской премией «Хранители наследия» (2010 год).

За этими званиями и датами скрывается огромный опыт и множество важных дел общенационального и мирового значения – реставрация ранних и поздних икон из разных музейных собраний, спасение уже раскрытых фресок и расчистка неизвестных ансамблей, обсуждение насущных проблем отечественной реставрации и методик сохранения средневекового наследия, чья судьба, трудная и в советские времена, стала ещё более сложной в последние десятилетия. Имя Владимира Сарабьянова навсегда соединилось с историей реставрации и изучения ключевых памятников художественной культуры Руси – домонгольских росписей Новгорода, Старой Ладоги и Мирожского монастыря, фресок собора Снетогорского монастыря и Успенского собора в Звенигороде, позднесредневековой живописи храмов Московского Кремля, а также малоизвестных фресок XI–XIII веков в церквах Египта и Ливана. Владимиру Дмитриевичу выпало счастье стать фактическим первооткрывателем одного из крупнейших и наиболее впечатляющих комплексов живописи XII столетия – росписей собора Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке, ранее известных лишь по отдельным фрагментам, а теперь расчищенных почти полностью. Это едва ли не самое значительное открытие последних лет, но далеко не единственное важное открытие Владимира Сарабьянова, чьи находки сильно изменили наши представления о русской средневековой культуре, познакомив ученых и публику с целым рядом новых произведений.

Владимир Дмитриевич был не только реставратором, но и исследователем очень высокого класса, глубокого аналитического ума и разнообразных интересов. Это редкое сочетание качеств, давшее множество замечательных результатов и обещавшее не меньше плодов в будущем. Обширные знания в области истории средневекового искусства восточнохристианского мира помогали ему вырабатывать правильную стратегию и тактику реставрации памятников, делали этот процесс подлинно научным и, накладываясь на благородный исследовательский азарт, подталкивали к новым открытиям. В свою очередь, опыт реставратора сделал Сарабьянова непревзойденным специалистом по средневековой живописи, исследователем, способным реконструировать общую концепцию и мельчайшие детали замысла многих ансамблей, знатоком приемов и технологий, которыми пользовались средневековые мастера. Этим объясняется поразительное многообразие тем, интересовавших Владимира Дмитриевича. Среди его текстов есть книги и статьи, посвященные памятникам XI, XII, XIV и XVI веков, искусству византийского времени и позднего Средневековья, иконам и фрескам, вопросам иконографии, стиля и приемов живописи, истории памятников, реконструируемых по письменным источникам, смежным с историей архитектуры проблемам функции разных пространств средневековых храмов и «археологии» алтарных преград и иконостасов. Ему удавались не только тексты, посвященные частным вопросам, или монографические публикации памятников, но и проблемные работы и обобщающие труды. Не случайно Владимир Сарабьянов стал одним из главных авторов древнерусских томов многотомной «Истории русского искусства», подготовив для нее разделы, фактически ставшие полноценными монографиями о фресках Софии Киевской, Спасского собора в Полоцке, Снетогорского монастыря и других памятниках. Написанный им совместно с Э.С. Смирновой учебник «История древнерусской живописи» (2007) – очень удачный и востребованный студенчеством пример популяризации средневекового искусства и одновременно – авторитетный труд, к которому постоянно обращаются специалисты.

Горько сознавать, что путь Владимира Дмитриевича оказался так рано прерван, и мы уже не сможем увидеть его новые открытия и тексты, пообщаться с ним на лесах мирожского собора или в мастерской на Кадашевской набережной, посоветовать кому-нибудь «спросить у Сарабьянова». Столь же горько и трудно представить само отсутствие в нашей жизни этого яркого, свободного, совершенно не «академического» человека, искреннего в своих увлечениях и привязанностях. Можно утешаться лишь тем, что знавшие и любившие Владимира Дмитриевича сохранят о нем благодарную память, а не знавшие – по заслугам оценят его труды и дни.

Вечная ему память.

Отпевание состоится 7 апреля в 12:00 в церкви Покрова Богородицы в Красном селе. Нижняя Красносельская, 12. 

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александра Кузьмина
  • Валерий Лукомский
  • Никита Токарев
  • Иван Кожин
  • Вера Бутко
  • Наталия Шилова
  • Евгений Герасимов
  • Владимир Биндеман
  • Юлия Тряскина
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Бровкин
  • Алексей Курков
  • Олег Шапиро
  • Сергей Скуратов
  • Василий Крапивин
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Бондаренко
  • Александр Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Александр Скокан
  • Антон Барклянский
  • Станислав Белых
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Карлсон
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Селивохин
  • Олег Мединский
  • Екатерина Грень
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Романов
  • Сергей Кузнецов
  • Илья Машков
  • Арсений Леонович
  • Владимир Плоткин
  • Александр Попов
  • Антон Надточий
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Гнездилов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Константин Ходнев
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Чобан
  • Сергей  Орешкин
  • Николай Миловидов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Сергей Труханов
  • Валерия Преображенская
  • Роман Леонидов
  • Антон Ладыгин
  • Андрей Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Михаил Канунников
  • Анатолий Столярчук
  • Павел Андреев
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Бирюков
  • Илья Уткин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи