Памяти Владимира Сарабьянова

06 Апреля 2015
mainImg
3 апреля 2015 года, накануне Лазаревой субботы, в Москве безвременно скончался Владимир Дмитриевич Сарабьянов – разносторонний учёный, один из самых авторитетных исследователей древнерусской и византийской живописи, замечательный реставратор, друг, коллега и учитель множества людей, связавших свою жизнь с отечественными и византийскими древностями.

Масштабы и разнообразие деятельности Владимира Сарабьянова всегда впечатляли даже тех, кто давно и хорошо был с ним знаком. О его энергии и активности многое говорит хотя бы сухой перечень учреждений, в которых он служил и с которыми сотрудничал. В 1978 году Владимир Дмитриевич пришел в Межобластное научно-художественное управление при Министерстве культуры, где трудился до конца жизни, в 1994 году став художником-реставратором высшей квалификации, а в 2013 году – заместителем генерального директора МНРХУ. В 1986 году Владимир Сарабьянов окончил отделение истории и теории искусства истфака Московского университета, с 1997 года занимал должность старшего научного сотрудника сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания, одновременно преподавая на факультете церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 2004 году он защитил кандидатскую диссертацию, до и после этого события опубликовав несколько монографий и множество статей о памятниках древнерусской живописи. Известный историк искусства и опытный реставратор, Владимир Дмитриевич состоял в ученых советах нескольких крупных музеев, был постоянным членом Федерального научно-методического совета по сохранению историко-культурного наследия Министерства культуры, членом Совета по культуре при Патриархе Московском и всея Руси и Президиума Совета по культуре при Президенте Российской Федерации. Деятельность Владимира Сарабьянова была отмечена несколькими высокими наградами, в том числе Всероссийской премией «Хранители наследия» (2010 год).

За этими званиями и датами скрывается огромный опыт и множество важных дел общенационального и мирового значения – реставрация ранних и поздних икон из разных музейных собраний, спасение уже раскрытых фресок и расчистка неизвестных ансамблей, обсуждение насущных проблем отечественной реставрации и методик сохранения средневекового наследия, чья судьба, трудная и в советские времена, стала ещё более сложной в последние десятилетия. Имя Владимира Сарабьянова навсегда соединилось с историей реставрации и изучения ключевых памятников художественной культуры Руси – домонгольских росписей Новгорода, Старой Ладоги и Мирожского монастыря, фресок собора Снетогорского монастыря и Успенского собора в Звенигороде, позднесредневековой живописи храмов Московского Кремля, а также малоизвестных фресок XI–XIII веков в церквах Египта и Ливана. Владимиру Дмитриевичу выпало счастье стать фактическим первооткрывателем одного из крупнейших и наиболее впечатляющих комплексов живописи XII столетия – росписей собора Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке, ранее известных лишь по отдельным фрагментам, а теперь расчищенных почти полностью. Это едва ли не самое значительное открытие последних лет, но далеко не единственное важное открытие Владимира Сарабьянова, чьи находки сильно изменили наши представления о русской средневековой культуре, познакомив ученых и публику с целым рядом новых произведений.

Владимир Дмитриевич был не только реставратором, но и исследователем очень высокого класса, глубокого аналитического ума и разнообразных интересов. Это редкое сочетание качеств, давшее множество замечательных результатов и обещавшее не меньше плодов в будущем. Обширные знания в области истории средневекового искусства восточнохристианского мира помогали ему вырабатывать правильную стратегию и тактику реставрации памятников, делали этот процесс подлинно научным и, накладываясь на благородный исследовательский азарт, подталкивали к новым открытиям. В свою очередь, опыт реставратора сделал Сарабьянова непревзойденным специалистом по средневековой живописи, исследователем, способным реконструировать общую концепцию и мельчайшие детали замысла многих ансамблей, знатоком приемов и технологий, которыми пользовались средневековые мастера. Этим объясняется поразительное многообразие тем, интересовавших Владимира Дмитриевича. Среди его текстов есть книги и статьи, посвященные памятникам XI, XII, XIV и XVI веков, искусству византийского времени и позднего Средневековья, иконам и фрескам, вопросам иконографии, стиля и приемов живописи, истории памятников, реконструируемых по письменным источникам, смежным с историей архитектуры проблемам функции разных пространств средневековых храмов и «археологии» алтарных преград и иконостасов. Ему удавались не только тексты, посвященные частным вопросам, или монографические публикации памятников, но и проблемные работы и обобщающие труды. Не случайно Владимир Сарабьянов стал одним из главных авторов древнерусских томов многотомной «Истории русского искусства», подготовив для нее разделы, фактически ставшие полноценными монографиями о фресках Софии Киевской, Спасского собора в Полоцке, Снетогорского монастыря и других памятниках. Написанный им совместно с Э.С. Смирновой учебник «История древнерусской живописи» (2007) – очень удачный и востребованный студенчеством пример популяризации средневекового искусства и одновременно – авторитетный труд, к которому постоянно обращаются специалисты.

Горько сознавать, что путь Владимира Дмитриевича оказался так рано прерван, и мы уже не сможем увидеть его новые открытия и тексты, пообщаться с ним на лесах мирожского собора или в мастерской на Кадашевской набережной, посоветовать кому-нибудь «спросить у Сарабьянова». Столь же горько и трудно представить само отсутствие в нашей жизни этого яркого, свободного, совершенно не «академического» человека, искреннего в своих увлечениях и привязанностях. Можно утешаться лишь тем, что знавшие и любившие Владимира Дмитриевича сохранят о нем благодарную память, а не знавшие – по заслугам оценят его труды и дни.

Вечная ему память.

Отпевание состоится 7 апреля в 12:00 в церкви Покрова Богородицы в Красном селе. Нижняя Красносельская, 12. 
zooming
Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Фотография: pravmir.ru


06 Апреля 2015

Автор текста:

Александр Преображенский
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.