English version

Объявлена концепция российского павильона венецианской биеннале

На состоявшейся сегодня пресс-конференции была озвучена концепция экспозиции российского павильона на XI венецианской биеннале. Автор идеи – Григорий Ревзин – впервые решил показать на биеннале современную архитектуру России, реальные постройки и проекты, ожидающие реализации

mainImg

В российском павильоне на XI биеннале в Венеции будет показана современная архитектура – постройки и проекты российских и иностранных архитекторов. Казалось бы, что может быть проще – показать в национальном павильоне то, что на данный момент строится в стране. Однако на протяжении 28-летней истории венецианской биеннале Россия этого никогда не делала. Как правило, стремясь соответствовать престижной международной выставке, в российском павильоне устраивались концептуальные экспозиции – больше всего показывали «наше все» – бумажную архитектуру, самое, вероятно тонкое и любимое критиками явление. На предшествующей биеннале Россию представляла инсталляция Александра Бродского, в 2004 году – студенческая мастерская Workshop Russia.

В этом году кураторы решили впервые нарушить устоявшуюся традицию и показать не прошлое и не будущее, не мечты, не надежды и не воспоминания, а, насколько это возможно – реальность. О чем и рассказал на сегодняшней пресс-конференции автор этой идеи, один из двух кураторов российского павильона XI архитектурной биеннале в Венеции, известный российский архитектурный критик Григорий Ревзин.

В основной экспозиции павильона участвуют 15 российских и 10 иностранных архитекторов, строящих в России. Григорий Ревзин выбрал участников по принципу «цитируемости» – пригласил тех архитекторов, о которых больше всего пишут в прессе. Каждый из них будет представлен макетом одной постройки или проекта. Принципиально, что экспозиция показывает вместе россиян и иностранцев, причем из последних как звезд, так и не-звезд, фигурально выражаясь, ставя их на одной доску. Одна из задач Григория Ревзина – зримо сопоставить творчество «варягов» и «местных» архитекторов – что, по словам куратора, он уже не раз проделывал мысленно. Григорий Резвин убежден, что при таком сравнении российские архитекторы не проиграют, а может быть даже выиграют.

Одну из особенностей российской ситуации куратор озвучил на пресс-конференции. У российских архитекторов больше реализованных построек. Однако в процессе осуществления они претерпевают множество трансформаций – проект будут согласовывать, улучшать и портить, всячески изменять. Чтобы что-то осталось, автору надо бороться за свой проект. Российские архитекторы воспринимают эту борьбу как естественную составную часть своей профессии. А иностранцы бороться не очень хотят, они приносят концепцию и как только встречаются с типичными российскими трудностями, отказываются строить. Поэтому иностранные проекты чаще остаются на уровне концепции, на котором образ смотрится эффектнее.

Григорий Ревзин привел очень показательный пример: два архитектора, Сергей Скуратов и Эрик ван Эгераат, спроектировали два разных жилых небоскреба, построенных на одной сходной идее – спиралевидной закрученности объема здания. Такие дома дорого строить, и у обоих возникли проблемы с девелопером. Однако Сергей Скуратов изменил проект, достигнув эффекта поворота торса здания путем более простого приема, а Эрик ван Эгераат стал судиться. Один заканчивает строительство своего здания, а другой выиграл суд. Таким образом, заключил куратор, роли поменялись – раньше российские бумажные архитекторы рисовали красивые фантазии, а западные боролись с практикой, а теперь иностранцы в России оказались в роли бумажных архитекторов, которые рисуют красивые картинки, а россияне (в том числе многие из них – «бывшие бумажники») реализуют свои мечты так, как это позволяет действительность.

Итак, основная экспозиция – срез архитектурного процесса, своего рода фотофиниш на состояние 2008 года глазами известного российского критика. Помимо макетов, творчество каждого участника экспозиции будет более подробно освещено на мониторах и в электронном каталоге.

Эта концепция, впервые в истории российских архитектурных выставок в Венеции ориентированная на показ реалий, однако, совершенно не созвучна девизу XI биеннале, заявленному ее куратором, известным американским архитектурным критиком Аароном Бецки. Девиз трудно переводим и звучит так: «Out there. Architecture beyond the building» – то есть «архитектура помимо зданий». А в российском павильоне решили показать именно здания, и даже много зданий. То есть сочинение рискует не раскрыть тему.

Правда надо признать, что девизы биеннале как правило не очень-то подходят для демонстрации собственно построек, уводя размышления куда-нибудь вовне. Тема Бецки кажется квинтэссенцией этой тенденции, но раньше были «города» Бердетта, «метаморфозы» Форстера, «этика» Фуксаса. Словом, основную идею павильона решили не менять.

Надо сказать, что Григорий Ревзин становится куратором российского павильона биеннале во второй раз. Первый раз был в 2000 году и тогда он тоже работал не в тему, а против нее. Массимилиано Фуксас просил подумать над «этикой вместо эстетики», а в российском павильоне была эстетская лестница в небо Михаила Филиппова и эстетские же фотографии Ильи Уткина. За эти фотографии, как известно, Уткин получил специальный приз – и это был единственный случай, когда российский павильон наградили на архитектурной биеннале в Венеции. То есть, возвращаясь назад, можно сказать, что это не первый раз, когда Григорий Ревзин не раскрывает тему биеннале.

Сам он, правда, не делает из этого принципа. На конференции прозвучало, что идея показать «реальную архитектуру» появилась значительно раньше, чем Бецки озвучил свой девиз. Национальные павильоны других стран отозвались на девиз по-разному. В стремлении выйти куда-нибудь за пределы здания Германия объявила конкурс на самый экологичный проект, а американский павильон, вероятно, будет показывать что-то студенческое. Экспозиция российского павильона решила не изгибаться под стать основной теме целиком, а выстроить взаимодействие с девизом биеннале несколько иначе. Григорий Ревзин пригласил к участию  в экспозиции известного ландшафтного архитектора-художника, затворника калужской деревни Никола-Ленивец, автора войска снеговиков, зиккурата из сена, имперской границы из деревянных столбов и т.д. и т.п. – Николая Полисского.

И виртуозно мотивировал этот свой кураторский ход – можно даже сказать пояснил как критик критику. У автора девиза, Аарона Бецки, оказывается, есть книга с таким же названием – «Architecture beyond the building». И в этой книге написано, что каждая территория – это пространство, которое хочет быть застроенным. Так вот, рассуждает дальше Ревзин, Россия – это огромное и преимущественно пустое пространство, которое хочет быть застроенным. Николай Полисский в своих гигантских ландшафтных фантазиях проявляет это желание российских просторов – его объекты это еще не архитектура, а ее образы и зародыши, похожие на башни, стены, дома. Но все это – вне здания, никто не может обвинить Полисского в том, что он строит здания. Полисский в этой ситуации выступает как художник-медиум, сидящий в глубинке и улавливающий желание пустой территории быть застроенной. В России особенно много пустой территории, и получается, что российская пустота – как самая большая в мире – это ответ на рассуждения Бецки об архитектуре вне зданий.

Эта часть выставки – с одной стороны идейная, а с другой художественная, разместится в нижнем этаже и будет служить творческим и теоретическим базисом экспозиции. Вверху же, на втором этаже, будет «надстройка» – результат желания пустоты заполниться. Пустота стремится к заполнению – получается строительный бум. От строительного бума получается архитектура. Которую и показываем.

Концепция стройная, она начинается от теорий самого Бецки, проецирует их на Россию, отыскивает в России подходящего медиума, и выводит все это к реалиям, которые хочется показать. Она все логически обосновывает, если вчитаться и вдуматься. Остался один незакрытый вопрос – будут ли вдумываться. Впрочем, это напрямую связано с артистизмом подачи выставки. А дизайн экспозиции пока секрет – так сказал второй куратор павильона Павел Хорошилов.

ниже приводим список участников экспозиции российского павильона:

Александр Асадов
Архитектурная мастерская А.Асадова
Многофункциональный комплекс на месте Черемушкинского рынка
А.Р. Асадов, К. Сапричян, Е. Вдовин (ГАП), А.А. Асадов, О. Григорьева, А. Дмитриев, А. Полищук, А. Асташов, А. Штанюк (Мастерская А. Асадова). Ю. Равкин (Творческий центр Ю. Равкина) Инженеры: Т. Новоселова (ГИП) (АО "Промстройпроект"), П. Рафельсон , Г. Каркло (Мастерская А. Асадова)

Алексей Бавыкин
Мастерская архитектора Бавыкина
Офисный комплекс на Можайском шоссе
А. Бавыкин, М. Марек, Д. Чистов, Д. Гуменюк, при участии Н. Бавыкиной; главный конструктор - К. Кабанов; главный инженер проекта - Л. Слуцковская; противопожарная безопасность - С. Томин

Михаил Белов
Жилой дом в Филипповском переулке в Москве
Рабочее проектирование: ОАО «Стройпроект»
Фасадные работы: компания «BGS»
Выполнение и монтаж элементов декора: компания «Город богов»

Андрей Боков
Моспроект-4
Ледовый Дворец в Москве
А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, В. Валуйских, Л. Романова, З. Бурчуладзе, О. Гак, А. Золотова, А. Тимохов
Конструкторы: М. Лившин, П. Еремеев, М. Кельман, Е. Бекмухамедов, О. Стариков
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш

Юрий Григорян
проект Меганом
Многофункциональный центр на Цветном Бульваре
Ю. Григорян, А. Павлова, Т. Шабаев, Ю. Кузнецов

Сергей Киселев
Многофункциональный комплекс Миракс-плаза в Москве
С. Киселев, А. Никифоров, А. Бреславцев, А. Бусалов, Г. Холопов, Е. Клюева
инженеры: И. Шварцман, К. Спиридонов

Борис Левянт
ABD architects
Многофункциональное высотное здание в Новосибирске
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, Л.Микишев, А.Феоктистова, О.Рутковский, Д.Спивак, И.Левянт, А.Горовой, М.Гулиева, М.Степура, А.Волынцев (3D)

Николай Лызлов
Архитектурная мастерская Лызлова
Жилой дом «Город Яхт» в Москве
Н. Лызлов, М. Капленкова, Е. Капрова, Н. Липилина, А. Подъемщиков, при участии А. Крохина, О. Аврамец, А. Янковой

Владимир Плоткин
ТПО «Резерв»
Торговый комплекс «Четыре сезона»
В. Плоткин, И. Деева, Бородушкин, Казаков, Романова, Логвинова

Александр Скокан
АБ «Остоженка»
«Посольский дом» в Борисоглебском переулке в Москве
Архитекторы: А. Скокан, А. Гнездилов, Е. Копытова, М. Елизарова, М. Матвеенко, О. Соболева, конструктор: М. Митюков

Сергей Скуратов
Сергей Скуратов architects
Небоскребы на Мосфильмовской улице в Москве
С. Скуратов, С. Некрасов - ГАП, И.Ильин, П. Карповский

Сергей Ткаченко
ООО «Арка»
Жилой дом на улице Машкова в Москве
Архитекторы: С. Ткаченко, О. Дубровский, С. Ануфриев, В. Бельский, С. Белянина, И. Вознесенский, Е. Капалина, А. Кононенко, М. Лейкин, Г. Николашина, В. Чулкова
Главный инженер: Э. Спивак
Конструкторы: В. Гнедин, Е. Скачкова, А. Литвинова, Н. Косьмина

Михаил Филиппов
Мастерская Михаила Филиппова
Жилой дом в Казачьем переулке в Москве
М. Филиппов, М. Леонов, Т. Филиппова, А. Филлипов, О. Мранова, Е. Михайлова

Михаил Хазанов
Курортпроект
Многофункциональный центр Правительства Московской области
Архитекторы: М.Хазанов, Д.Размахнин, Т. Серебренникова, Э.Миль, В. Михайлов, Н.Щедрова, Л. Борисова, А.Зинчук, А. Крохин, Е. Петушкова, Д. Елфимов, Д.Насырова, А. Кошелева, В.Веденяпин, К. Кузьменко, Д. Дегтярёв, Е. Акулова, М. Калашникова,  Р. Григоревский, О.Гульнева, А.Филимонов, В. Классен, А.Одуд, Р.Белов, Д. Спивак, В. Классен, М.Чистяков

Никита Явейн
Студия 44
Концепция застройки у Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге
Н. Явейн, Н. Архипова, Ю. Ашметьева, В. Зенкевич (ГАП)

***

Норман Фостер, Великобритания
Foster and Partners
Башня «Россия» в Сити

Доменик Перро, Франция
DPA
Dominique Perrault Architecture
Проект нового здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге

Петер Швегер, Сергей Чобан, Германия
SCHWEGER ASSOZIIERTE Gesamtplanung GmbH
NPS Tchoban Voss
Башня «Федерация» в Сити в Москве

Эрик Ван Эгерат, Голландия
Erick van Egeraat associated architects
Национальная библиотека в Казани

Заха Хадид, Великобритания
Zaha Hadid Architects
Частный жилой дом под Москвой

Томас Лизер, США
Leeser Architecture
Музей мамонта в Якутске

Дэвид Аджайе, Лондон
Adjaye/Associates
Бизнес-школа в Сколково

Риккардо Боффил, Испания
Taller de Arquitectura
75 квартал. Велтон Парк

Жан Нувель, Франция
Jean Nouvel

СОМ, США
SOM

Григорий Ревзин, куратор, автор концепции российского павильона XI венецианской биеннале
Фотографии Ю. Тарабариной
Григорий Ревзин, Павел Хорошилов, Василий Церетели, Михаил Швыдкой, Яков Боровой
Кураторы российского павильона XI биеннале Григорий Ревзин и Павел Хорошилов, комиссар павильона Василий Церетели
Куратор российского павильона XI биеннале Павел Хорошилов
Придя на пресс-конференцию, Михаил Швыдкой сообщил, что это его последнее выступление по делам прежней должности. Приблизительно за сутки до пресс-конференции агенство Росохранкультура было расформировано и назначен новый министр культуры
Михаил Швыдкой выразил согласие с концепцией кураторов российского павильона и сказал, что полностью доверяет Григоию Ревзину как специалисту и куратору

13 Мая 2008

Похожие статьи
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.