English version

Объявлена концепция российского павильона венецианской биеннале

На состоявшейся сегодня пресс-конференции была озвучена концепция экспозиции российского павильона на XI венецианской биеннале. Автор идеи – Григорий Ревзин – впервые решил показать на биеннале современную архитектуру России, реальные постройки и проекты, ожидающие реализации

mainImg

В российском павильоне на XI биеннале в Венеции будет показана современная архитектура – постройки и проекты российских и иностранных архитекторов. Казалось бы, что может быть проще – показать в национальном павильоне то, что на данный момент строится в стране. Однако на протяжении 28-летней истории венецианской биеннале Россия этого никогда не делала. Как правило, стремясь соответствовать престижной международной выставке, в российском павильоне устраивались концептуальные экспозиции – больше всего показывали «наше все» – бумажную архитектуру, самое, вероятно тонкое и любимое критиками явление. На предшествующей биеннале Россию представляла инсталляция Александра Бродского, в 2004 году – студенческая мастерская Workshop Russia.

В этом году кураторы решили впервые нарушить устоявшуюся традицию и показать не прошлое и не будущее, не мечты, не надежды и не воспоминания, а, насколько это возможно – реальность. О чем и рассказал на сегодняшней пресс-конференции автор этой идеи, один из двух кураторов российского павильона XI архитектурной биеннале в Венеции, известный российский архитектурный критик Григорий Ревзин.

В основной экспозиции павильона участвуют 15 российских и 10 иностранных архитекторов, строящих в России. Григорий Ревзин выбрал участников по принципу «цитируемости» – пригласил тех архитекторов, о которых больше всего пишут в прессе. Каждый из них будет представлен макетом одной постройки или проекта. Принципиально, что экспозиция показывает вместе россиян и иностранцев, причем из последних как звезд, так и не-звезд, фигурально выражаясь, ставя их на одной доску. Одна из задач Григория Ревзина – зримо сопоставить творчество «варягов» и «местных» архитекторов – что, по словам куратора, он уже не раз проделывал мысленно. Григорий Резвин убежден, что при таком сравнении российские архитекторы не проиграют, а может быть даже выиграют.

Одну из особенностей российской ситуации куратор озвучил на пресс-конференции. У российских архитекторов больше реализованных построек. Однако в процессе осуществления они претерпевают множество трансформаций – проект будут согласовывать, улучшать и портить, всячески изменять. Чтобы что-то осталось, автору надо бороться за свой проект. Российские архитекторы воспринимают эту борьбу как естественную составную часть своей профессии. А иностранцы бороться не очень хотят, они приносят концепцию и как только встречаются с типичными российскими трудностями, отказываются строить. Поэтому иностранные проекты чаще остаются на уровне концепции, на котором образ смотрится эффектнее.

Григорий Ревзин привел очень показательный пример: два архитектора, Сергей Скуратов и Эрик ван Эгераат, спроектировали два разных жилых небоскреба, построенных на одной сходной идее – спиралевидной закрученности объема здания. Такие дома дорого строить, и у обоих возникли проблемы с девелопером. Однако Сергей Скуратов изменил проект, достигнув эффекта поворота торса здания путем более простого приема, а Эрик ван Эгераат стал судиться. Один заканчивает строительство своего здания, а другой выиграл суд. Таким образом, заключил куратор, роли поменялись – раньше российские бумажные архитекторы рисовали красивые фантазии, а западные боролись с практикой, а теперь иностранцы в России оказались в роли бумажных архитекторов, которые рисуют красивые картинки, а россияне (в том числе многие из них – «бывшие бумажники») реализуют свои мечты так, как это позволяет действительность.

Итак, основная экспозиция – срез архитектурного процесса, своего рода фотофиниш на состояние 2008 года глазами известного российского критика. Помимо макетов, творчество каждого участника экспозиции будет более подробно освещено на мониторах и в электронном каталоге.

Эта концепция, впервые в истории российских архитектурных выставок в Венеции ориентированная на показ реалий, однако, совершенно не созвучна девизу XI биеннале, заявленному ее куратором, известным американским архитектурным критиком Аароном Бецки. Девиз трудно переводим и звучит так: «Out there. Architecture beyond the building» – то есть «архитектура помимо зданий». А в российском павильоне решили показать именно здания, и даже много зданий. То есть сочинение рискует не раскрыть тему.

Правда надо признать, что девизы биеннале как правило не очень-то подходят для демонстрации собственно построек, уводя размышления куда-нибудь вовне. Тема Бецки кажется квинтэссенцией этой тенденции, но раньше были «города» Бердетта, «метаморфозы» Форстера, «этика» Фуксаса. Словом, основную идею павильона решили не менять.

Надо сказать, что Григорий Ревзин становится куратором российского павильона биеннале во второй раз. Первый раз был в 2000 году и тогда он тоже работал не в тему, а против нее. Массимилиано Фуксас просил подумать над «этикой вместо эстетики», а в российском павильоне была эстетская лестница в небо Михаила Филиппова и эстетские же фотографии Ильи Уткина. За эти фотографии, как известно, Уткин получил специальный приз – и это был единственный случай, когда российский павильон наградили на архитектурной биеннале в Венеции. То есть, возвращаясь назад, можно сказать, что это не первый раз, когда Григорий Ревзин не раскрывает тему биеннале.

Сам он, правда, не делает из этого принципа. На конференции прозвучало, что идея показать «реальную архитектуру» появилась значительно раньше, чем Бецки озвучил свой девиз. Национальные павильоны других стран отозвались на девиз по-разному. В стремлении выйти куда-нибудь за пределы здания Германия объявила конкурс на самый экологичный проект, а американский павильон, вероятно, будет показывать что-то студенческое. Экспозиция российского павильона решила не изгибаться под стать основной теме целиком, а выстроить взаимодействие с девизом биеннале несколько иначе. Григорий Ревзин пригласил к участию  в экспозиции известного ландшафтного архитектора-художника, затворника калужской деревни Никола-Ленивец, автора войска снеговиков, зиккурата из сена, имперской границы из деревянных столбов и т.д. и т.п. – Николая Полисского.

И виртуозно мотивировал этот свой кураторский ход – можно даже сказать пояснил как критик критику. У автора девиза, Аарона Бецки, оказывается, есть книга с таким же названием – «Architecture beyond the building». И в этой книге написано, что каждая территория – это пространство, которое хочет быть застроенным. Так вот, рассуждает дальше Ревзин, Россия – это огромное и преимущественно пустое пространство, которое хочет быть застроенным. Николай Полисский в своих гигантских ландшафтных фантазиях проявляет это желание российских просторов – его объекты это еще не архитектура, а ее образы и зародыши, похожие на башни, стены, дома. Но все это – вне здания, никто не может обвинить Полисского в том, что он строит здания. Полисский в этой ситуации выступает как художник-медиум, сидящий в глубинке и улавливающий желание пустой территории быть застроенной. В России особенно много пустой территории, и получается, что российская пустота – как самая большая в мире – это ответ на рассуждения Бецки об архитектуре вне зданий.

Эта часть выставки – с одной стороны идейная, а с другой художественная, разместится в нижнем этаже и будет служить творческим и теоретическим базисом экспозиции. Вверху же, на втором этаже, будет «надстройка» – результат желания пустоты заполниться. Пустота стремится к заполнению – получается строительный бум. От строительного бума получается архитектура. Которую и показываем.

Концепция стройная, она начинается от теорий самого Бецки, проецирует их на Россию, отыскивает в России подходящего медиума, и выводит все это к реалиям, которые хочется показать. Она все логически обосновывает, если вчитаться и вдуматься. Остался один незакрытый вопрос – будут ли вдумываться. Впрочем, это напрямую связано с артистизмом подачи выставки. А дизайн экспозиции пока секрет – так сказал второй куратор павильона Павел Хорошилов.

ниже приводим список участников экспозиции российского павильона:

Александр Асадов
Архитектурная мастерская А.Асадова
Многофункциональный комплекс на месте Черемушкинского рынка
А.Р. Асадов, К. Сапричян, Е. Вдовин (ГАП), А.А. Асадов, О. Григорьева, А. Дмитриев, А. Полищук, А. Асташов, А. Штанюк (Мастерская А. Асадова). Ю. Равкин (Творческий центр Ю. Равкина) Инженеры: Т. Новоселова (ГИП) (АО "Промстройпроект"), П. Рафельсон , Г. Каркло (Мастерская А. Асадова)

Алексей Бавыкин
Мастерская архитектора Бавыкина
Офисный комплекс на Можайском шоссе
А. Бавыкин, М. Марек, Д. Чистов, Д. Гуменюк, при участии Н. Бавыкиной; главный конструктор - К. Кабанов; главный инженер проекта - Л. Слуцковская; противопожарная безопасность - С. Томин

Михаил Белов
Жилой дом в Филипповском переулке в Москве
Рабочее проектирование: ОАО «Стройпроект»
Фасадные работы: компания «BGS»
Выполнение и монтаж элементов декора: компания «Город богов»

Андрей Боков
Моспроект-4
Ледовый Дворец в Москве
А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, В. Валуйских, Л. Романова, З. Бурчуладзе, О. Гак, А. Золотова, А. Тимохов
Конструкторы: М. Лившин, П. Еремеев, М. Кельман, Е. Бекмухамедов, О. Стариков
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш

Юрий Григорян
проект Меганом
Многофункциональный центр на Цветном Бульваре
Ю. Григорян, А. Павлова, Т. Шабаев, Ю. Кузнецов

Сергей Киселев
Многофункциональный комплекс Миракс-плаза в Москве
С. Киселев, А. Никифоров, А. Бреславцев, А. Бусалов, Г. Холопов, Е. Клюева
инженеры: И. Шварцман, К. Спиридонов

Борис Левянт
ABD architects
Многофункциональное высотное здание в Новосибирске
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, Л.Микишев, А.Феоктистова, О.Рутковский, Д.Спивак, И.Левянт, А.Горовой, М.Гулиева, М.Степура, А.Волынцев (3D)

Николай Лызлов
Архитектурная мастерская Лызлова
Жилой дом «Город Яхт» в Москве
Н. Лызлов, М. Капленкова, Е. Капрова, Н. Липилина, А. Подъемщиков, при участии А. Крохина, О. Аврамец, А. Янковой

Владимир Плоткин
ТПО «Резерв»
Торговый комплекс «Четыре сезона»
В. Плоткин, И. Деева, Бородушкин, Казаков, Романова, Логвинова

Александр Скокан
АБ «Остоженка»
«Посольский дом» в Борисоглебском переулке в Москве
Архитекторы: А. Скокан, А. Гнездилов, Е. Копытова, М. Елизарова, М. Матвеенко, О. Соболева, конструктор: М. Митюков

Сергей Скуратов
Сергей Скуратов architects
Небоскребы на Мосфильмовской улице в Москве
С. Скуратов, С. Некрасов - ГАП, И.Ильин, П. Карповский

Сергей Ткаченко
ООО «Арка»
Жилой дом на улице Машкова в Москве
Архитекторы: С. Ткаченко, О. Дубровский, С. Ануфриев, В. Бельский, С. Белянина, И. Вознесенский, Е. Капалина, А. Кононенко, М. Лейкин, Г. Николашина, В. Чулкова
Главный инженер: Э. Спивак
Конструкторы: В. Гнедин, Е. Скачкова, А. Литвинова, Н. Косьмина

Михаил Филиппов
Мастерская Михаила Филиппова
Жилой дом в Казачьем переулке в Москве
М. Филиппов, М. Леонов, Т. Филиппова, А. Филлипов, О. Мранова, Е. Михайлова

Михаил Хазанов
Курортпроект
Многофункциональный центр Правительства Московской области
Архитекторы: М.Хазанов, Д.Размахнин, Т. Серебренникова, Э.Миль, В. Михайлов, Н.Щедрова, Л. Борисова, А.Зинчук, А. Крохин, Е. Петушкова, Д. Елфимов, Д.Насырова, А. Кошелева, В.Веденяпин, К. Кузьменко, Д. Дегтярёв, Е. Акулова, М. Калашникова,  Р. Григоревский, О.Гульнева, А.Филимонов, В. Классен, А.Одуд, Р.Белов, Д. Спивак, В. Классен, М.Чистяков

Никита Явейн
Студия 44
Концепция застройки у Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге
Н. Явейн, Н. Архипова, Ю. Ашметьева, В. Зенкевич (ГАП)

***

Норман Фостер, Великобритания
Foster and Partners
Башня «Россия» в Сити

Доменик Перро, Франция
DPA
Dominique Perrault Architecture
Проект нового здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге

Петер Швегер, Сергей Чобан, Германия
SCHWEGER ASSOZIIERTE Gesamtplanung GmbH
NPS Tchoban Voss
Башня «Федерация» в Сити в Москве

Эрик Ван Эгерат, Голландия
Erick van Egeraat associated architects
Национальная библиотека в Казани

Заха Хадид, Великобритания
Zaha Hadid Architects
Частный жилой дом под Москвой

Томас Лизер, США
Leeser Architecture
Музей мамонта в Якутске

Дэвид Аджайе, Лондон
Adjaye/Associates
Бизнес-школа в Сколково

Риккардо Боффил, Испания
Taller de Arquitectura
75 квартал. Велтон Парк

Жан Нувель, Франция
Jean Nouvel

СОМ, США
SOM

Григорий Ревзин, куратор, автор концепции российского павильона XI венецианской биеннале
Фотографии Ю. Тарабариной
Григорий Ревзин, Павел Хорошилов, Василий Церетели, Михаил Швыдкой, Яков Боровой
Кураторы российского павильона XI биеннале Григорий Ревзин и Павел Хорошилов, комиссар павильона Василий Церетели
Куратор российского павильона XI биеннале Павел Хорошилов
Придя на пресс-конференцию, Михаил Швыдкой сообщил, что это его последнее выступление по делам прежней должности. Приблизительно за сутки до пресс-конференции агенство Росохранкультура было расформировано и назначен новый министр культуры
Михаил Швыдкой выразил согласие с концепцией кураторов российского павильона и сказал, что полностью доверяет Григоию Ревзину как специалисту и куратору

13 Мая 2008

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.