English version

Объявлена концепция российского павильона венецианской биеннале

На состоявшейся сегодня пресс-конференции была озвучена концепция экспозиции российского павильона на XI венецианской биеннале. Автор идеи – Григорий Ревзин – впервые решил показать на биеннале современную архитектуру России, реальные постройки и проекты, ожидающие реализации

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

13 Мая 2008
mainImg

В российском павильоне на XI биеннале в Венеции будет показана современная архитектура – постройки и проекты российских и иностранных архитекторов. Казалось бы, что может быть проще – показать в национальном павильоне то, что на данный момент строится в стране. Однако на протяжении 28-летней истории венецианской биеннале Россия этого никогда не делала. Как правило, стремясь соответствовать престижной международной выставке, в российском павильоне устраивались концептуальные экспозиции – больше всего показывали «наше все» – бумажную архитектуру, самое, вероятно тонкое и любимое критиками явление. На предшествующей биеннале Россию представляла инсталляция Александра Бродского, в 2004 году – студенческая мастерская Workshop Russia.

В этом году кураторы решили впервые нарушить устоявшуюся традицию и показать не прошлое и не будущее, не мечты, не надежды и не воспоминания, а, насколько это возможно – реальность. О чем и рассказал на сегодняшней пресс-конференции автор этой идеи, один из двух кураторов российского павильона XI архитектурной биеннале в Венеции, известный российский архитектурный критик Григорий Ревзин.

В основной экспозиции павильона участвуют 15 российских и 10 иностранных архитекторов, строящих в России. Григорий Ревзин выбрал участников по принципу «цитируемости» – пригласил тех архитекторов, о которых больше всего пишут в прессе. Каждый из них будет представлен макетом одной постройки или проекта. Принципиально, что экспозиция показывает вместе россиян и иностранцев, причем из последних как звезд, так и не-звезд, фигурально выражаясь, ставя их на одной доску. Одна из задач Григория Ревзина – зримо сопоставить творчество «варягов» и «местных» архитекторов – что, по словам куратора, он уже не раз проделывал мысленно. Григорий Резвин убежден, что при таком сравнении российские архитекторы не проиграют, а может быть даже выиграют.

Одну из особенностей российской ситуации куратор озвучил на пресс-конференции. У российских архитекторов больше реализованных построек. Однако в процессе осуществления они претерпевают множество трансформаций – проект будут согласовывать, улучшать и портить, всячески изменять. Чтобы что-то осталось, автору надо бороться за свой проект. Российские архитекторы воспринимают эту борьбу как естественную составную часть своей профессии. А иностранцы бороться не очень хотят, они приносят концепцию и как только встречаются с типичными российскими трудностями, отказываются строить. Поэтому иностранные проекты чаще остаются на уровне концепции, на котором образ смотрится эффектнее.

Григорий Ревзин привел очень показательный пример: два архитектора, Сергей Скуратов и Эрик ван Эгераат, спроектировали два разных жилых небоскреба, построенных на одной сходной идее – спиралевидной закрученности объема здания. Такие дома дорого строить, и у обоих возникли проблемы с девелопером. Однако Сергей Скуратов изменил проект, достигнув эффекта поворота торса здания путем более простого приема, а Эрик ван Эгераат стал судиться. Один заканчивает строительство своего здания, а другой выиграл суд. Таким образом, заключил куратор, роли поменялись – раньше российские бумажные архитекторы рисовали красивые фантазии, а западные боролись с практикой, а теперь иностранцы в России оказались в роли бумажных архитекторов, которые рисуют красивые картинки, а россияне (в том числе многие из них – «бывшие бумажники») реализуют свои мечты так, как это позволяет действительность.

Итак, основная экспозиция – срез архитектурного процесса, своего рода фотофиниш на состояние 2008 года глазами известного российского критика. Помимо макетов, творчество каждого участника экспозиции будет более подробно освещено на мониторах и в электронном каталоге.

Эта концепция, впервые в истории российских архитектурных выставок в Венеции ориентированная на показ реалий, однако, совершенно не созвучна девизу XI биеннале, заявленному ее куратором, известным американским архитектурным критиком Аароном Бецки. Девиз трудно переводим и звучит так: «Out there. Architecture beyond the building» – то есть «архитектура помимо зданий». А в российском павильоне решили показать именно здания, и даже много зданий. То есть сочинение рискует не раскрыть тему.

Правда надо признать, что девизы биеннале как правило не очень-то подходят для демонстрации собственно построек, уводя размышления куда-нибудь вовне. Тема Бецки кажется квинтэссенцией этой тенденции, но раньше были «города» Бердетта, «метаморфозы» Форстера, «этика» Фуксаса. Словом, основную идею павильона решили не менять.

Надо сказать, что Григорий Ревзин становится куратором российского павильона биеннале во второй раз. Первый раз был в 2000 году и тогда он тоже работал не в тему, а против нее. Массимилиано Фуксас просил подумать над «этикой вместо эстетики», а в российском павильоне была эстетская лестница в небо Михаила Филиппова и эстетские же фотографии Ильи Уткина. За эти фотографии, как известно, Уткин получил специальный приз – и это был единственный случай, когда российский павильон наградили на архитектурной биеннале в Венеции. То есть, возвращаясь назад, можно сказать, что это не первый раз, когда Григорий Ревзин не раскрывает тему биеннале.

Сам он, правда, не делает из этого принципа. На конференции прозвучало, что идея показать «реальную архитектуру» появилась значительно раньше, чем Бецки озвучил свой девиз. Национальные павильоны других стран отозвались на девиз по-разному. В стремлении выйти куда-нибудь за пределы здания Германия объявила конкурс на самый экологичный проект, а американский павильон, вероятно, будет показывать что-то студенческое. Экспозиция российского павильона решила не изгибаться под стать основной теме целиком, а выстроить взаимодействие с девизом биеннале несколько иначе. Григорий Ревзин пригласил к участию  в экспозиции известного ландшафтного архитектора-художника, затворника калужской деревни Никола-Ленивец, автора войска снеговиков, зиккурата из сена, имперской границы из деревянных столбов и т.д. и т.п. – Николая Полисского.

И виртуозно мотивировал этот свой кураторский ход – можно даже сказать пояснил как критик критику. У автора девиза, Аарона Бецки, оказывается, есть книга с таким же названием – «Architecture beyond the building». И в этой книге написано, что каждая территория – это пространство, которое хочет быть застроенным. Так вот, рассуждает дальше Ревзин, Россия – это огромное и преимущественно пустое пространство, которое хочет быть застроенным. Николай Полисский в своих гигантских ландшафтных фантазиях проявляет это желание российских просторов – его объекты это еще не архитектура, а ее образы и зародыши, похожие на башни, стены, дома. Но все это – вне здания, никто не может обвинить Полисского в том, что он строит здания. Полисский в этой ситуации выступает как художник-медиум, сидящий в глубинке и улавливающий желание пустой территории быть застроенной. В России особенно много пустой территории, и получается, что российская пустота – как самая большая в мире – это ответ на рассуждения Бецки об архитектуре вне зданий.

Эта часть выставки – с одной стороны идейная, а с другой художественная, разместится в нижнем этаже и будет служить творческим и теоретическим базисом экспозиции. Вверху же, на втором этаже, будет «надстройка» – результат желания пустоты заполниться. Пустота стремится к заполнению – получается строительный бум. От строительного бума получается архитектура. Которую и показываем.

Концепция стройная, она начинается от теорий самого Бецки, проецирует их на Россию, отыскивает в России подходящего медиума, и выводит все это к реалиям, которые хочется показать. Она все логически обосновывает, если вчитаться и вдуматься. Остался один незакрытый вопрос – будут ли вдумываться. Впрочем, это напрямую связано с артистизмом подачи выставки. А дизайн экспозиции пока секрет – так сказал второй куратор павильона Павел Хорошилов.

ниже приводим список участников экспозиции российского павильона:

Александр Асадов
Архитектурная мастерская А.Асадова
Многофункциональный комплекс на месте Черемушкинского рынка
А.Р. Асадов, К. Сапричян, Е. Вдовин (ГАП), А.А. Асадов, О. Григорьева, А. Дмитриев, А. Полищук, А. Асташов, А. Штанюк (Мастерская А. Асадова). Ю. Равкин (Творческий центр Ю. Равкина) Инженеры: Т. Новоселова (ГИП) (АО "Промстройпроект"), П. Рафельсон , Г. Каркло (Мастерская А. Асадова)

Алексей Бавыкин
Мастерская архитектора Бавыкина
Офисный комплекс на Можайском шоссе
А. Бавыкин, М. Марек, Д. Чистов, Д. Гуменюк, при участии Н. Бавыкиной; главный конструктор - К. Кабанов; главный инженер проекта - Л. Слуцковская; противопожарная безопасность - С. Томин

Михаил Белов
Жилой дом в Филипповском переулке в Москве
Рабочее проектирование: ОАО «Стройпроект»
Фасадные работы: компания «BGS»
Выполнение и монтаж элементов декора: компания «Город богов»

Андрей Боков
Моспроект-4
Ледовый Дворец в Москве
А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, В. Валуйских, Л. Романова, З. Бурчуладзе, О. Гак, А. Золотова, А. Тимохов
Конструкторы: М. Лившин, П. Еремеев, М. Кельман, Е. Бекмухамедов, О. Стариков
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш

Юрий Григорян
проект Меганом
Многофункциональный центр на Цветном Бульваре
Ю. Григорян, А. Павлова, Т. Шабаев, Ю. Кузнецов

Сергей Киселев
Многофункциональный комплекс Миракс-плаза в Москве
С. Киселев, А. Никифоров, А. Бреславцев, А. Бусалов, Г. Холопов, Е. Клюева
инженеры: И. Шварцман, К. Спиридонов

Борис Левянт
ABD architects
Многофункциональное высотное здание в Новосибирске
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, Л.Микишев, А.Феоктистова, О.Рутковский, Д.Спивак, И.Левянт, А.Горовой, М.Гулиева, М.Степура, А.Волынцев (3D)

Николай Лызлов
Архитектурная мастерская Лызлова
Жилой дом «Город Яхт» в Москве
Н. Лызлов, М. Капленкова, Е. Капрова, Н. Липилина, А. Подъемщиков, при участии А. Крохина, О. Аврамец, А. Янковой

Владимир Плоткин
ТПО «Резерв»
Торговый комплекс «Четыре сезона»
В. Плоткин, И. Деева, Бородушкин, Казаков, Романова, Логвинова

Александр Скокан
АБ «Остоженка»
«Посольский дом» в Борисоглебском переулке в Москве
Архитекторы: А. Скокан, А. Гнездилов, Е. Копытова, М. Елизарова, М. Матвеенко, О. Соболева, конструктор: М. Митюков

Сергей Скуратов
Сергей Скуратов architects
Небоскребы на Мосфильмовской улице в Москве
С. Скуратов, С. Некрасов - ГАП, И.Ильин, П. Карповский

Сергей Ткаченко
ООО «Арка»
Жилой дом на улице Машкова в Москве
Архитекторы: С. Ткаченко, О. Дубровский, С. Ануфриев, В. Бельский, С. Белянина, И. Вознесенский, Е. Капалина, А. Кононенко, М. Лейкин, Г. Николашина, В. Чулкова
Главный инженер: Э. Спивак
Конструкторы: В. Гнедин, Е. Скачкова, А. Литвинова, Н. Косьмина

Михаил Филиппов
Мастерская Михаила Филиппова
Жилой дом в Казачьем переулке в Москве
М. Филиппов, М. Леонов, Т. Филиппова, А. Филлипов, О. Мранова, Е. Михайлова

Михаил Хазанов
Курортпроект
Многофункциональный центр Правительства Московской области
Архитекторы: М.Хазанов, Д.Размахнин, Т. Серебренникова, Э.Миль, В. Михайлов, Н.Щедрова, Л. Борисова, А.Зинчук, А. Крохин, Е. Петушкова, Д. Елфимов, Д.Насырова, А. Кошелева, В.Веденяпин, К. Кузьменко, Д. Дегтярёв, Е. Акулова, М. Калашникова,  Р. Григоревский, О.Гульнева, А.Филимонов, В. Классен, А.Одуд, Р.Белов, Д. Спивак, В. Классен, М.Чистяков

Никита Явейн
Студия 44
Концепция застройки у Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге
Н. Явейн, Н. Архипова, Ю. Ашметьева, В. Зенкевич (ГАП)

***

Норман Фостер, Великобритания
Foster and Partners
Башня «Россия» в Сити

Доменик Перро, Франция
DPA
Dominique Perrault Architecture
Проект нового здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге

Петер Швегер, Сергей Чобан, Германия
SCHWEGER ASSOZIIERTE Gesamtplanung GmbH
NPS Tchoban Voss
Башня «Федерация» в Сити в Москве

Эрик Ван Эгерат, Голландия
Erick van Egeraat associated architects
Национальная библиотека в Казани

Заха Хадид, Великобритания
Zaha Hadid Architects
Частный жилой дом под Москвой

Томас Лизер, США
Leeser Architecture
Музей мамонта в Якутске

Дэвид Аджайе, Лондон
Adjaye/Associates
Бизнес-школа в Сколково

Риккардо Боффил, Испания
Taller de Arquitectura
75 квартал. Велтон Парк

Жан Нувель, Франция
Jean Nouvel

СОМ, США
SOM

Григорий Ревзин, куратор, автор концепции российского павильона XI венецианской биенналеФотографии Ю. Тарабариной
Григорий Ревзин, Павел Хорошилов, Василий Церетели, Михаил Швыдкой, Яков Боровой
Кураторы российского павильона XI биеннале Григорий Ревзин и Павел Хорошилов, комиссар павильона Василий Церетели
Куратор российского павильона XI биеннале Павел Хорошилов
Придя на пресс-конференцию, Михаил Швыдкой сообщил, что это его последнее выступление по делам прежней должности. Приблизительно за сутки до пресс-конференции агенство Росохранкультура было расформировано и назначен новый министр культуры Михаил Швыдкой выразил согласие с концепцией кураторов российского павильона и сказал, что полностью доверяет Григоию Ревзину как специалисту и куратору


13 Мая 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.