English version

Объявлена концепция российского павильона венецианской биеннале

На состоявшейся сегодня пресс-конференции была озвучена концепция экспозиции российского павильона на XI венецианской биеннале. Автор идеи – Григорий Ревзин – впервые решил показать на биеннале современную архитектуру России, реальные постройки и проекты, ожидающие реализации

mainImg

В российском павильоне на XI биеннале в Венеции будет показана современная архитектура – постройки и проекты российских и иностранных архитекторов. Казалось бы, что может быть проще – показать в национальном павильоне то, что на данный момент строится в стране. Однако на протяжении 28-летней истории венецианской биеннале Россия этого никогда не делала. Как правило, стремясь соответствовать престижной международной выставке, в российском павильоне устраивались концептуальные экспозиции – больше всего показывали «наше все» – бумажную архитектуру, самое, вероятно тонкое и любимое критиками явление. На предшествующей биеннале Россию представляла инсталляция Александра Бродского, в 2004 году – студенческая мастерская Workshop Russia.

В этом году кураторы решили впервые нарушить устоявшуюся традицию и показать не прошлое и не будущее, не мечты, не надежды и не воспоминания, а, насколько это возможно – реальность. О чем и рассказал на сегодняшней пресс-конференции автор этой идеи, один из двух кураторов российского павильона XI архитектурной биеннале в Венеции, известный российский архитектурный критик Григорий Ревзин.

В основной экспозиции павильона участвуют 15 российских и 10 иностранных архитекторов, строящих в России. Григорий Ревзин выбрал участников по принципу «цитируемости» – пригласил тех архитекторов, о которых больше всего пишут в прессе. Каждый из них будет представлен макетом одной постройки или проекта. Принципиально, что экспозиция показывает вместе россиян и иностранцев, причем из последних как звезд, так и не-звезд, фигурально выражаясь, ставя их на одной доску. Одна из задач Григория Ревзина – зримо сопоставить творчество «варягов» и «местных» архитекторов – что, по словам куратора, он уже не раз проделывал мысленно. Григорий Резвин убежден, что при таком сравнении российские архитекторы не проиграют, а может быть даже выиграют.

Одну из особенностей российской ситуации куратор озвучил на пресс-конференции. У российских архитекторов больше реализованных построек. Однако в процессе осуществления они претерпевают множество трансформаций – проект будут согласовывать, улучшать и портить, всячески изменять. Чтобы что-то осталось, автору надо бороться за свой проект. Российские архитекторы воспринимают эту борьбу как естественную составную часть своей профессии. А иностранцы бороться не очень хотят, они приносят концепцию и как только встречаются с типичными российскими трудностями, отказываются строить. Поэтому иностранные проекты чаще остаются на уровне концепции, на котором образ смотрится эффектнее.

Григорий Ревзин привел очень показательный пример: два архитектора, Сергей Скуратов и Эрик ван Эгераат, спроектировали два разных жилых небоскреба, построенных на одной сходной идее – спиралевидной закрученности объема здания. Такие дома дорого строить, и у обоих возникли проблемы с девелопером. Однако Сергей Скуратов изменил проект, достигнув эффекта поворота торса здания путем более простого приема, а Эрик ван Эгераат стал судиться. Один заканчивает строительство своего здания, а другой выиграл суд. Таким образом, заключил куратор, роли поменялись – раньше российские бумажные архитекторы рисовали красивые фантазии, а западные боролись с практикой, а теперь иностранцы в России оказались в роли бумажных архитекторов, которые рисуют красивые картинки, а россияне (в том числе многие из них – «бывшие бумажники») реализуют свои мечты так, как это позволяет действительность.

Итак, основная экспозиция – срез архитектурного процесса, своего рода фотофиниш на состояние 2008 года глазами известного российского критика. Помимо макетов, творчество каждого участника экспозиции будет более подробно освещено на мониторах и в электронном каталоге.

Эта концепция, впервые в истории российских архитектурных выставок в Венеции ориентированная на показ реалий, однако, совершенно не созвучна девизу XI биеннале, заявленному ее куратором, известным американским архитектурным критиком Аароном Бецки. Девиз трудно переводим и звучит так: «Out there. Architecture beyond the building» – то есть «архитектура помимо зданий». А в российском павильоне решили показать именно здания, и даже много зданий. То есть сочинение рискует не раскрыть тему.

Правда надо признать, что девизы биеннале как правило не очень-то подходят для демонстрации собственно построек, уводя размышления куда-нибудь вовне. Тема Бецки кажется квинтэссенцией этой тенденции, но раньше были «города» Бердетта, «метаморфозы» Форстера, «этика» Фуксаса. Словом, основную идею павильона решили не менять.

Надо сказать, что Григорий Ревзин становится куратором российского павильона биеннале во второй раз. Первый раз был в 2000 году и тогда он тоже работал не в тему, а против нее. Массимилиано Фуксас просил подумать над «этикой вместо эстетики», а в российском павильоне была эстетская лестница в небо Михаила Филиппова и эстетские же фотографии Ильи Уткина. За эти фотографии, как известно, Уткин получил специальный приз – и это был единственный случай, когда российский павильон наградили на архитектурной биеннале в Венеции. То есть, возвращаясь назад, можно сказать, что это не первый раз, когда Григорий Ревзин не раскрывает тему биеннале.

Сам он, правда, не делает из этого принципа. На конференции прозвучало, что идея показать «реальную архитектуру» появилась значительно раньше, чем Бецки озвучил свой девиз. Национальные павильоны других стран отозвались на девиз по-разному. В стремлении выйти куда-нибудь за пределы здания Германия объявила конкурс на самый экологичный проект, а американский павильон, вероятно, будет показывать что-то студенческое. Экспозиция российского павильона решила не изгибаться под стать основной теме целиком, а выстроить взаимодействие с девизом биеннале несколько иначе. Григорий Ревзин пригласил к участию  в экспозиции известного ландшафтного архитектора-художника, затворника калужской деревни Никола-Ленивец, автора войска снеговиков, зиккурата из сена, имперской границы из деревянных столбов и т.д. и т.п. – Николая Полисского.

И виртуозно мотивировал этот свой кураторский ход – можно даже сказать пояснил как критик критику. У автора девиза, Аарона Бецки, оказывается, есть книга с таким же названием – «Architecture beyond the building». И в этой книге написано, что каждая территория – это пространство, которое хочет быть застроенным. Так вот, рассуждает дальше Ревзин, Россия – это огромное и преимущественно пустое пространство, которое хочет быть застроенным. Николай Полисский в своих гигантских ландшафтных фантазиях проявляет это желание российских просторов – его объекты это еще не архитектура, а ее образы и зародыши, похожие на башни, стены, дома. Но все это – вне здания, никто не может обвинить Полисского в том, что он строит здания. Полисский в этой ситуации выступает как художник-медиум, сидящий в глубинке и улавливающий желание пустой территории быть застроенной. В России особенно много пустой территории, и получается, что российская пустота – как самая большая в мире – это ответ на рассуждения Бецки об архитектуре вне зданий.

Эта часть выставки – с одной стороны идейная, а с другой художественная, разместится в нижнем этаже и будет служить творческим и теоретическим базисом экспозиции. Вверху же, на втором этаже, будет «надстройка» – результат желания пустоты заполниться. Пустота стремится к заполнению – получается строительный бум. От строительного бума получается архитектура. Которую и показываем.

Концепция стройная, она начинается от теорий самого Бецки, проецирует их на Россию, отыскивает в России подходящего медиума, и выводит все это к реалиям, которые хочется показать. Она все логически обосновывает, если вчитаться и вдуматься. Остался один незакрытый вопрос – будут ли вдумываться. Впрочем, это напрямую связано с артистизмом подачи выставки. А дизайн экспозиции пока секрет – так сказал второй куратор павильона Павел Хорошилов.

ниже приводим список участников экспозиции российского павильона:

Александр Асадов
Архитектурная мастерская А.Асадова
Многофункциональный комплекс на месте Черемушкинского рынка
А.Р. Асадов, К. Сапричян, Е. Вдовин (ГАП), А.А. Асадов, О. Григорьева, А. Дмитриев, А. Полищук, А. Асташов, А. Штанюк (Мастерская А. Асадова). Ю. Равкин (Творческий центр Ю. Равкина) Инженеры: Т. Новоселова (ГИП) (АО "Промстройпроект"), П. Рафельсон , Г. Каркло (Мастерская А. Асадова)

Алексей Бавыкин
Мастерская архитектора Бавыкина
Офисный комплекс на Можайском шоссе
А. Бавыкин, М. Марек, Д. Чистов, Д. Гуменюк, при участии Н. Бавыкиной; главный конструктор - К. Кабанов; главный инженер проекта - Л. Слуцковская; противопожарная безопасность - С. Томин

Михаил Белов
Жилой дом в Филипповском переулке в Москве
Рабочее проектирование: ОАО «Стройпроект»
Фасадные работы: компания «BGS»
Выполнение и монтаж элементов декора: компания «Город богов»

Андрей Боков
Моспроект-4
Ледовый Дворец в Москве
А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, В. Валуйских, Л. Романова, З. Бурчуладзе, О. Гак, А. Золотова, А. Тимохов
Конструкторы: М. Лившин, П. Еремеев, М. Кельман, Е. Бекмухамедов, О. Стариков
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш

Юрий Григорян
проект Меганом
Многофункциональный центр на Цветном Бульваре
Ю. Григорян, А. Павлова, Т. Шабаев, Ю. Кузнецов

Сергей Киселев
Многофункциональный комплекс Миракс-плаза в Москве
С. Киселев, А. Никифоров, А. Бреславцев, А. Бусалов, Г. Холопов, Е. Клюева
инженеры: И. Шварцман, К. Спиридонов

Борис Левянт
ABD architects
Многофункциональное высотное здание в Новосибирске
Б.Левянт, Б.Стучебрюков, Л.Микишев, А.Феоктистова, О.Рутковский, Д.Спивак, И.Левянт, А.Горовой, М.Гулиева, М.Степура, А.Волынцев (3D)

Николай Лызлов
Архитектурная мастерская Лызлова
Жилой дом «Город Яхт» в Москве
Н. Лызлов, М. Капленкова, Е. Капрова, Н. Липилина, А. Подъемщиков, при участии А. Крохина, О. Аврамец, А. Янковой

Владимир Плоткин
ТПО «Резерв»
Торговый комплекс «Четыре сезона»
В. Плоткин, И. Деева, Бородушкин, Казаков, Романова, Логвинова

Александр Скокан
АБ «Остоженка»
«Посольский дом» в Борисоглебском переулке в Москве
Архитекторы: А. Скокан, А. Гнездилов, Е. Копытова, М. Елизарова, М. Матвеенко, О. Соболева, конструктор: М. Митюков

Сергей Скуратов
Сергей Скуратов architects
Небоскребы на Мосфильмовской улице в Москве
С. Скуратов, С. Некрасов - ГАП, И.Ильин, П. Карповский

Сергей Ткаченко
ООО «Арка»
Жилой дом на улице Машкова в Москве
Архитекторы: С. Ткаченко, О. Дубровский, С. Ануфриев, В. Бельский, С. Белянина, И. Вознесенский, Е. Капалина, А. Кононенко, М. Лейкин, Г. Николашина, В. Чулкова
Главный инженер: Э. Спивак
Конструкторы: В. Гнедин, Е. Скачкова, А. Литвинова, Н. Косьмина

Михаил Филиппов
Мастерская Михаила Филиппова
Жилой дом в Казачьем переулке в Москве
М. Филиппов, М. Леонов, Т. Филиппова, А. Филлипов, О. Мранова, Е. Михайлова

Михаил Хазанов
Курортпроект
Многофункциональный центр Правительства Московской области
Архитекторы: М.Хазанов, Д.Размахнин, Т. Серебренникова, Э.Миль, В. Михайлов, Н.Щедрова, Л. Борисова, А.Зинчук, А. Крохин, Е. Петушкова, Д. Елфимов, Д.Насырова, А. Кошелева, В.Веденяпин, К. Кузьменко, Д. Дегтярёв, Е. Акулова, М. Калашникова,  Р. Григоревский, О.Гульнева, А.Филимонов, В. Классен, А.Одуд, Р.Белов, Д. Спивак, В. Классен, М.Чистяков

Никита Явейн
Студия 44
Концепция застройки у Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге
Н. Явейн, Н. Архипова, Ю. Ашметьева, В. Зенкевич (ГАП)

***

Норман Фостер, Великобритания
Foster and Partners
Башня «Россия» в Сити

Доменик Перро, Франция
DPA
Dominique Perrault Architecture
Проект нового здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге

Петер Швегер, Сергей Чобан, Германия
SCHWEGER ASSOZIIERTE Gesamtplanung GmbH
NPS Tchoban Voss
Башня «Федерация» в Сити в Москве

Эрик Ван Эгерат, Голландия
Erick van Egeraat associated architects
Национальная библиотека в Казани

Заха Хадид, Великобритания
Zaha Hadid Architects
Частный жилой дом под Москвой

Томас Лизер, США
Leeser Architecture
Музей мамонта в Якутске

Дэвид Аджайе, Лондон
Adjaye/Associates
Бизнес-школа в Сколково

Риккардо Боффил, Испания
Taller de Arquitectura
75 квартал. Велтон Парк

Жан Нувель, Франция
Jean Nouvel

СОМ, США
SOM

Григорий Ревзин, куратор, автор концепции российского павильона XI венецианской биеннале
Фотографии Ю. Тарабариной
Григорий Ревзин, Павел Хорошилов, Василий Церетели, Михаил Швыдкой, Яков Боровой
Кураторы российского павильона XI биеннале Григорий Ревзин и Павел Хорошилов, комиссар павильона Василий Церетели
Куратор российского павильона XI биеннале Павел Хорошилов
Придя на пресс-конференцию, Михаил Швыдкой сообщил, что это его последнее выступление по делам прежней должности. Приблизительно за сутки до пресс-конференции агенство Росохранкультура было расформировано и назначен новый министр культуры
Михаил Швыдкой выразил согласие с концепцией кураторов российского павильона и сказал, что полностью доверяет Григоию Ревзину как специалисту и куратору

13 Мая 2008

Похожие статьи
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.