Московская реставрация – 2013

В Москве 7 декабря подвели итоги конкурса на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия.

mainImg
На конкурс «Московская реставрация», организованный Департаментом культурного наследия города Москвы, в этом году было подано более 70 заявок. За звание лучших в сфере сохранения памятников архитектуры боролись реставрационно-проектные мастерские, инженерные и производственные организации, собственники и арендаторы объектов культурного наследия города Москвы, которые завершили реставрационные работы на объектах в период с 2012 по 2013 годы. Все работы распределились по следующим категориям: городские усадьбы; объекты гражданской архитектуры; объекты культового зодчества; объекты монументального искусства; объекты археологического наследия и сохранение исторической среды объектов культурного наследия.

Соревнование включало в себя шесть основных номинаций: за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию; за высокое качество ремонтно-реставрационных работ; за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ; за научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руководство; за организацию и проведение археологических исследований; за научно-методическое руководство археологическими исследованиям.

По результатам оценки работ конкурсная комиссия определила 34 лауреата конкурса по 18 объектам культурного наследия (некоторые объекты победили сразу в нескольких номинациях). Среди лауреатов и обладатели четырех специальных премий за проекты, посвященные популяризации памятников истории и культуры столицы.

Представляем всех лауреатов конкурса «Московская реставрация – 2013».


Раздел «Городские усадьбы»

За лучший проект реставрации/приспособления

1. Объект культурного наследия «Особняк Дерожинской в Штатном пер. с флигелем и оградой»
1901 г., арх. Шехтель Ф.О.
Адрес: Кропоткинский пер., д. 13, стр. 1, 2, 3;
Главный архитектор проекта реставрации и приспособления – Кокорев Евгений Георгиевич
Кропоткинский пер., д. 13, стр. 1, 2, 3. Особняк А.Дерожинской. Фото предоставлено организаторами.

2. Объект культурного наследия «Городская усадьба В.А.Морозовой»
Адрес: Воздвиженка ул., д. 14, стр. 1;
Автор проекта реставрации – Коршунов Виктор Федорович, соавтор проекта реставрации – Федосов Сергей Николаевич
Воздвиженка ул., д. 14, стр. 1. Городская усадьба В.А.Морозовой. Фото предоставлено организаторами.

3. Объект культурного наследия «Городская усадьба Всеволожских, кон. XVIII – XIX вв., нач. XX в»
Адрес: Тимура Фрунзе ул., д. 11, стр. 56.
Группа управления проектированием Компании «KR Properties" под руководством Завражина Кирилла Александровича
Тимура Фрунзе ул., д. 11, стр. 56. Городская усадьба Всеволожских. Фото предоставлено организаторами.

Здесь в 1806-1840-х гг. жил писатель и историк Н.С.Всеволожский, в нач. XIX в. – историк М.Т.Спиридов. Фабрика Жиро. В октябре 1917 г. здесь размещался штаб революционного комитета Хамовнического района. Главный дом (деревянный), к. XVIIIв.


За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ

1. Объект культурного наследия «Дом дяди А.С. Пушкина»
Адрес: Старая Басманная ул., д.36;
Государственный музей А.С.Пушкина
Старая Басманная ул., д.36. Дом, в котором в 20-х гг. XIX в. у своего дяди, поэта Пушкина Василия Львовича, часто бывал Пушкин Александр Сергеевич. Фото предоставлено организаторами.

В этом доме в 20-х гг. XIX в. у своего дяди, поэта Пушкина Василия Львовича, часто бывал Пушкин Александр Сергеевич.

2. Объект культурного наследия «Жилой дом, 2-я половина XIX в.»
Адрес: Печатников пер., д. 7;
Шорина Жанна Николаевна
Печатников пер., д. 7. Жилой дом, 2-я пол. XIX в. Фото предоставлено организаторами.

3. Объект культурного наследия «Дом Муравьева-Апостола, начало XIX в.»
Главный дом усадьбы Муравьева-Апостола"

Адрес: Старая Басманная ул., д. 23/9, стр. 1;
Дом-музей Муравьева-Апостола

4. Объект культурного наследия «Особняк Дерожинской в Штатном пер. с флигелем и оградой»
1901 г., арх. Шехтель Ф.О.
Адрес: Кропоткинский пер., д. 13, стр. 1, 2, 3.
Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России

5. Объект культурного наследия «Городская усадьба, XIX-XX в.в.»
архитекторы С.А.Елагин, В.А.Мазырин, А.Н.Зелигсон – Главный дом, 1815 г., 1887 г., 1891г., 1909 г.,
архитекторы С.А.Елагин, В.А.Мазырин, А.Н.Зелигсон.
Адрес: Хлебный пер., д. 28, стр. 1;
Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России

Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н.Верстовский.

6. Объект культурного наследия «Городская усадьба И.Г. Наумова – А.С.Олениной-В.В.Думнова, XVIII-XIX вв.»
Адрес: Малый Кисловский пер., д. 5А/8, стр. 1, 2, 3, 4.
Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России
Малый Кисловский пер., д. 5А/8, стр. 1, 2, 3, 4. Городская усадьба И.Г.Наумова. Фото предоставлено организаторами.


За научно-методическое руководство

1. Объект культурного наследия «Дом Муравьева-Апостола, начало XIX в.
Главный дом усадьбы Муравьева-Апостола
»
Адрес: Старая Басманная ул., д. 23/9, стр. 1.
Авторский коллектив под руководством Лазаревой Ларисы Валерьяновны
Старая Басманная ул., д. 23/9, стр. 1. Дом Муравьева-Апостола. Фото предоставлено организаторами.


За высокое качество ремонтно-реставрационных работ

1. Объект культурного наследия «Жилой дом, 2-я пол. XIX в.
»
Адрес: Печатников пер., д. 7;
Межобластное специальное научно-реставрационное учреждение № 2

2. Объект культурного наследия «Городская усадьба, XIX в.-XX в.»
Архитекторы: С.А.Елагин, В.А.Мазырин, А.Н.Зелигсон – Главный дом, 1815 г., 1887 г., 1891г., 1909 г., архитекторы С.А.Елагин, В.А.Мазырин, А.Н.Зелигсон.
Адрес: Хлебный пер., д. 28, стр. 1
ООО «ТН-Групп»
Хлебный пер., д. 28, стр. 1. Городская усадьба XIX в. – XX в. и театральный деятель А.Н.Верстовский. Фото предоставлено организаторами.


3. Объект культурного наследия «Ансамбль усадьбы Кусково (Шереметьевых), XVIII в. Эрмитаж»
Адрес: Юности ул., д. 2.
Межобластное научно-реставрационное художественное управление
Юности ул., д. 2, Ансамбль усадьбы Кусково. Фото предоставлено организаторами.

Раздел «Объекты гражданской архитектуры»

За лучший проект реставрации/приспособления

1. Объект культурного наследия «Дом-коммуна, 1929 г., арх. Николаев И.С.»
Адрес: 2-й Донской пер., д. 9 (ул. Орджоникидзе, д. 8/9)
Главный архитектор проекта реставрации и приспособления – Кулиш Всеволод Олегович
2-й Донской пер., д. 9 (ул. Орджоникидзе, д. 8/9). Дом-коммуна, 1929 г., арх. Николаев И.С. Фото предоставлено организаторами.

За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ

1. Объект «Доходный дом П.В.Лоськова»
1906 г., архитектор А.У. Зеленко
Адрес: Мансуровский пер., д. 4, стр. 1;
Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России
zooming
Мансуровский пер., д. 4, стр. 1. Доходный дом П.В.Лоськова, 1906 г., архитектор А.У.Зеленко. Фото предоставлено организаторами.

2. Объект культурного наследия «Здание приюта им. Н.С.Мазурина»
1895 г., архитектор И.А.Иванов-Шиц
Адрес: Большая Пироговская ул., д. 13
Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России
Большая Пироговская ул., д. 13. Здание приюта им. Н.С.Мазурина, 1895 г., арх. И.А.Иванов-Шиц. Фото предоставлено организаторами.

3. Объект культурного наследия «Дом-коммуна»
1929 г., архитектор И.С. Николаев
Адрес: 2-й Донской пер., д. 9 (ул. Орджоникидзе, д. 8/9)
Московский институт стали и сплавов («МИСиС»)

4. Объект культурного наследия «Здание Московской консерватории»
1895 – 1901 гг., Архитектор В.П.Загорский
Адрес: Большая Никитская ул., д. 13, стр. 1.
Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского
Большая Никитская ул., д. 13, стр. 1. Здание Московской консерватории, 1895 – 1901 гг., арх. В.П.Загорский". Фото предоставлено организаторами.


За научно-методическое руководство

1.Объект культурного наследия «Дом-коммуна»

1929 г., архитектор И.С. Николаев
Адрес: 2-й Донской пер., д. 9 (ул. Орджоникидзе, д. 8/9
Московский архитектурный институт (МАрхИ)


За высокое качество ремонтно-реставрационных работ

1. Объект культурного наследия «Здание приюта им. Н.С.Мазурина»
1895 г., архитектор И.А.Иванов-Шиц
Адрес: Большая Пироговская ул., д. 13
ОАО «Стройсервис № 5»

2. Объект культурного наследия «Дом-коммуна»
1929 г., архитектор И.С. Николаев
Адрес: 2-й Донской пер., д. 9 (ул. Орджоникидзе, д. 8/9
Строительно-монтажное предприятие («СМП-1»)


Раздел «Объекты культового зодчества»

За лучший проект реставрации/приспособления

1. Объект культурного наследия «Церковь Климента 1770 г. Колокольня и трапезная, 1762-1774 гг.»
Адрес: Пятницкая ул., д. 26, стр. 1;
Реставрационно-строительная компания «Архитектурное наследие» (проект реставрации и  приспособления)
Пятницкая ул., д. 26, стр. 1, Церковь Климента 1770 г. Колокольня и трапезная, 1762-1774 гг. Фото предоставлено организаторами.

2. Объект культурного наследия «Колокольня Собора Рождества Богородицы в Бутырской слободе»
кон. XVII в.
Адрес: ул. Бутырская, д. 56.
Главный архитектор проекта реставрации и приспособления с воссозданием – Даниленко Надежда Ивановна


За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ

1. Объект культурного наследия «Колокольня Собора Рождества Богородицы в Бутырской слободе»
кон. XVII в.
Адрес: ул. Бутырская, д. 56.
Настоятель храма – Протоиерей Алексий Талызов
Бутырская ул., д. 56, Колокольня Собора Рождества Богородицы в Бутырской слободе, кон. XVII в. Фото предоставлено организаторами.


За высокое качество ремонтно-реставрационных работ

1. Объект культурного наследия «Церковь Климента 1770 г. Колокольня и трапезная, 1762-1774 гг.»
Адрес: Пятницкая ул., д. 26, стр. 1;
Межобластное научно-реставрационное художественное управление (живопись)

2. Объект культурного наследия «Колокольня, XIX в.»
Архитектор Н.И.Козловский
Адрес: Софийская наб., д. 32, стр. 13
Реставрационно-строительная компания «Возрождение»
Софийская наб., д. 32, стр. 13, Колокольня, XIX в., арх. К.М.Быковский. Фото предоставлено организаторами.

3. Объект культурного наследия «Колокольня Собора Рождества Богородицы в Бутырской слободе»
кон. XVII в.
Адрес: ул. Бутырская, д. 56.
Общество с ограниченной ответственностью «КАМЕНАРЬ»


Раздел «Объекты монументального искусства»

За высокое качество ремонтно-реставрационных работ

1. «Фреска Народное гуляние в Киеве» Станция Московского метрополитена Арбатско-Покровской линии «Киевская»
1953 г., Архитекторы: Л.В.Лилье, В.А.Литвинов, М.Ф.Марковский, В.М.Доброковский,
Архитекторы вестибюля: И.Г.Таранов, Г.С.Тосунов,
Инженер-конструктор: А.Н.Пирожкова
пл. Киевского вокзала.
Творческие мастерские «Китеж»
Фреска Народное гуляние в Киеве» Станция Московского метрополитена Арбатско-Покровской линии «Киевская». Фото предоставлено организаторами.


Раздел «Объекты археологического наследия»

За организацию и проведение археологических исследований

1. Комплексные археологические исследования по выявлению основания храма Усекновения главы Иоанна Предтечи XVI в. у Новодевичьего монастыря
Адрес: Новодевичий пр., д. 1, стр. 6.
Общество с ограниченной ответственностью «АМ-Строй»
Надгробие вид с юго-запада. Археологические исследования по выявлению основания храма Усекновения главы Иоанна Предтечи XVI в. у Новодевичьего монастыря. Фото предоставлено организаторами.


Раздел «Сохранение исторической среды объектов культурного наследия»

За научно-исследовательскую работу

1. Проект зон охраны объектов культурного наследия МОЖД,
проект режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон
(Московская окружная железная дорога)

Моспроект-2 имени  Михаила Васильевича Посохина, Мастерская № 20, при участии Мастерской № 4


Раздел «Специальные премии»

1. За содействие в реализации и развитие социально значимого
культурно-просветительского проекта Правительства Москвы

«Выход в город»
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

2. За создание уникальной серии книг «Архитектурное наследие России»
Издательский Дом Руденцовых

3. За объективное освещение деятельности Правительства Москвы
в области государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия

Информационное агентство «РИА-Новости»

4. За авторскую позицию и активное профессиональное участие в информировании общества о культурном наследии столицы
Антон Мастренков (корреспондент информационного агентства «Интерфакс»)

Подготовила Настя Маврина

07 Декабря 2013

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.