Конкурс организовала компания ICube, активно занимающаяся помимо архитектурного и дизайн проектирования еще и визуализацией архитектуры. Устроители объясняют свою инициативу так: в России нет ни одного ВУЗа, где бы специально учили архитектурному рендерингу и поэтому они решили заполнить пробел, организовав конкурс, в котором принимают участие визуализаторы не только из России, но и из стран ближнего зарубежья. В этом году в конкурсе приняли участие более двух тысяч авторов.
Этот конкурс безусловно молодежный, прагматичный и IT-шный. Профессиональными визуализациями занимаются, как правило, молодые архитекторы; во многих студиях есть даже специальная вакансия – визуализатор. Заметим однако, что для внутреннего пользования архитекторы делают одни рендеры – кто-то считает их подсобными, кто-то особенно стильными, а для клиентов предназначаются другие картинки – более яркие, тонко детализированные и натуралистичные. Эти последние нередко заказывают специальным компаниям, состоящим их архитекторов-визуализаторов; это тоже своего рода рынок, смежный с архитектурной практикой, у него свои лидеры, свои правила и вот – своя премия-award, существующая уже несколько лет. Присутствие и популярность этой премии (все-таки 2000 заявок!) говорит о том, что перед нами – сформировавшийся вид профессиональной деятельности, в наше время совершенно необходимый для успешной презентации архитектуры, а значит, и для ее существования на рынке.
Конкурс имеет свою достаточно необычную систему оценки. Для начала все работы высылаются на сайт организаторов, а затем в течение года, ежемесячно с сентября по сентябрь, жюри выбирает по пять лучших работ в двух номинациях «Лучший интерьер месяца» и «Лучший экстерьер месяца», из которых выбирает одного победителя. В конце же года среди всех работ-финалистов, а их – (12х5х2) 120 жюри выбирает уже непосредственно победителей года по трем номинация – те же «Интерьер», «Экстерьер» и «Лучшая архитектурная анимация». В следующем году организаторы обещали добавить еще номинации, но какие, пока не сказали.
Итак, 24 ноября после длительного награждения известных заранее победителей месяца была наконец раскрыта главная интрига вечера – тройки лауреатов по трем номинациям. Первое место за визуализацию фасадов получил многократный ежемесячный победитель Сергей Ладейщиков из Алма-Аты за работу «Почти Колумбия!». Второе и третье место в этой номинации заняли соответственно – Александр Кадрилев и Виталий Морванюк. Как можно было догадаться по показанным во время награждения работам, главное, что здесь поощрялось – это максимальная реалистичность изображения и четкость архитектурных деталей, а еще лучше чтобы здание было помещено в сложные погодные условия – например в полумрак, или в солнечную погоду, но закрыто тенью от деревьев.
В номинации «Лучший интерьер» победил Дмитрий Голиков из Москвы, нарисовавший «Пивной ресторан». А второе и третье место заняли – Омар Диасамидзе и опять же Игорь Ладейщиков. В этой номинации, по сути, действовали те же критерии, к которым можно добавить особую любовь зрителей к тонко прорисованным деталям антикварной деревянной мебели.
Первое и третье место за «Лучшую архитектурную анимацию» получил один и к тому же уже известный автор – Виталий Морванюк. Второе место досталось «Корпорации Инком-Недвижимость».
Получается, что, даже имея столько финалистов в течение года, ежегодные призовые места гласом от народа были розданы одним и те же авторам. Хотя здесь, как это часто бывает при on-line голосовании, можно допустить некоторую степень влияния «голосов друзей». Однако же надо отметить, что почти все призовые места были отмечены и профессиональным жюри, которые выделяли их в ежемесячном отборе.
Но вот что интересно – перед нами конкурс, безусловно, прикладной. В нем награждают за фактуру, детали, ну или в крайнем случае за понимание воздушной перспективы. Однако молодые визуализаторы – они же архитекторы. Чтобы нарисовать что-нибудь красивое, надо сначала придумать что-нибудь красивое, если конечно ты не работаешь по заказу старшего коллеги. Жизнь показывает, что нередко молодые визуализаторы рисуют собственную архитектуру, архитектура прорастает сквозь прикладную специальность, обогатившись всеми положенными компьютерными знаниями. Поэтому Russian Architectural Rendering Award может, помимо своих основных функций стать поводом для размышлений о том, что же нужно от архитектуры поколению мастеров рендеринга. Какие примеры они выбирают для того, чтобы продемонстрировать свое мастерство. Впрочем, здесь для выводов пока что рановато – многие из показанных работ больше тянут на очень симпатичную рождественскую картинку с черепицей, яблоками и прочим, чем на творческие предпочтения архитекторов.