23.01.2013

Первые плоды осеннего семестра

Подошел к концу первый семестр обучения в школе МАРШ, в течение которого студенты модуля «Архитектурное проектирование» работали над темой «Городские диалоги». На этой неделе в школе состоялась защита итоговых проектов.

информация:

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровойоткрыть большое изображение

В студии под руководством Антона Мосина и Ксении Аджубей студенты работали над темой «Архитектура и политика». По замыслу преподавателей, смена политических режимов всегда провоцирует возникновение новых стилей и подходов в архитектуре, и студенты должны были это продемонстрировать, спроектировав здание или ансамбль, отражающие современную политическую ситуацию в стране. Своего рода подготовкой к этой работе стал тщательный анализ архитектуры предшествующих эпох – учащиеся изучили олицетворяющие власть здания, находящиеся как в Москве, так и в других российских городах. Вывод, к которому пришли студенты, можно сформулировать так: развитой атрибутикой власти обладают лишь здания тоталитарного периода, тогда как архитектура других эпох свою «властность» не слишком стремилась подчеркивать. На основе выявленных признаков и элементов был составлен словарь тоталитарной архитектуры Москвы. А уже затем началась работа над проектами самих зданий, причем студенты попытались выйти за довольно ограниченные рамки традиционной типологии и предложить городу самые разнообразные постройки.

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровойоткрыть большое изображение

Так, например, с легкой руки учащихся МАРШ на карте Лефортово появилась новая тюрьма. Она спроектирована в виде башни, которая органично вписана в панораму района. По замыслу студентов, для местных жителей новая высотная доминанта станет своего рода назиданием, а заключенные, гуляя по площадке, расположенной на кровле, смогут наблюдать за жизнью на воле. От города пенитенциарное учреждение отделяет хорошо просматриваемая озелененная лужайка.

Еще один проект, обыгрывающий оторванность Москвы от остальной страны, предлагает расположить все министерства на Садовом кольце, создав барьер, который окончательно отделит Россию от ее исторического и политического центра.

А проект полицейского участка с комьюнити-центром явно родился под влиянием грузинских «прозрачных» станций полиции, но адаптирован под наши политические реалии. Он подыгрывает и власти, и обществу, иллюстрируя принципы демократии и помогая наладить эффективное взаимодействие между горожанами и полицейскими.

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровойоткрыть большое изображение

Студия под руководством Евгения Асса, Рубенса Кортеса и Кирилла Асса работала над темой «Трансформации ценности», пытаясь по-новому взглянуть на пространства, ставшие привычными до незаметности и фактически слившиеся с городом настолько, что их проблемы уже перестали привлекать внимание. Студенты должны были заново выявить достоинства территорий, погребенные под недостатками и ошибками проектирования, исправить их и вдохнуть новые смыслы. В качестве модельных были предложены три участка: спальный район Ново-Переделкино, исторические переулки у Патриарших прудов и территория рядом с Курским вокзалом.

Для Ново-Переделкино студенты предложили проекты, способные так или иначе оживить район и создать условия для коммуникации его жителей. Например, построить внутри дворов павильоны, в которых будут располагаться кружки для детей и взрослых, бани, даже небольшие фермерские хозяйства. Основной упор здесь был сделан на сам павильон – красивый и легко возводимый объект, который можно полностью изготовить и построить силами местных производств. 

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровойоткрыть большое изображение

Для площади Курского вокзала главными проблемами остаются большое количество бездомных, стихийные пешеходные тропы вместо обустроенных дорожек и сама привокзальная площадь с зашкаливающе высоким трафиком. Понятно, что студентам МАРШ, в силу самого расположения школы, эта площадка с ее необустроенностью оказалась близка как никакая другая, поэтому в проекты по реорганизации данной территории было вложено очень много сил. В одном из вариантов студенты предложили создать стационарные пункты помощи бездомным и нищим, позволяющие не только облегчить их жизнь, но и сделать пространство вокзала привлекательным и комфортным для пассажиров. Еще один проект предусматривает создание культурного центра Венедикта Ерофеева – довольно протяженного объема, который станет своего рода переходом от вокзала к Артплею, вместив в себя и бар, и книжный магазин.

Что же касается района Патриарших прудов, то его главной бедой, по мнению студентов, оказалось то, что никто не воспринимает это место как жилое. Его используют для того, чтобы срезать путь, посидеть с пивом на лавочке, дойти до кафе. Это касается всех переулков в округе, которые, как следствие, некомфортны и даже опасны для местных жителей. Например, на пересечении Малого Козихинского и Спиридоньевского переулков есть давнишний неуютный пустырь – один из проектов предусматривает строительство здесь  след давно снесенных домов, и в одном из проектов предлагается построить на этом месте коворкинг-центра, который поможет привлечь сюда представителей самых разных профессий, и уже они, в свою очередь, поучаствуют в облагораживании данного квартала, воссоздании утраченной атмосферы легендарных Патриарших.

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровойоткрыть большое изображение

Студия под руководством Сергея Скуратова и Владимира Юзбашева разрабатывала проекты на тему «Новое культурное пространство». Правда, студентам предстояло решить гораздо более сложную задачу, чем просто спроектировать здания с соответствующей функцией, – скорее, они должны были создать среду, в которой культура могла бы чувствовать себя уместно, иметь возможность развиваться и привлекать к себе зрителей, участников, обывателей. При этом и преподаватели, и студенты исходили из того, что культура – понятие более чем общее, – и каждый выбирал то, что ближе ему самому. Кто-то разрабатывал тему субкультуры, кто-то заострял внимание на спорте и здоровом образе жизни, кто-то говорил про выставки и лекции, кто-то создавал связи между уже существующими культурными точками притяжения, а кто-то опирался на взаимосвязь реального и виртуального пространств. Студенты в своих проектах решали такие проблемы, как реабилитация забытых современным мегаполисом культурных адресов прошлого, создание новых связей между культурными территориями Москвы, разработка новых пешеходных маршрутов. 

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровойоткрыть большое изображение

Так, проект культурного центра «Платформа» возвращает на карту города территорию, о существовании которой практически забыли. Речь идет о бывшем Трехгорном пивоваренном заводе на Киевской, практически целиком отданном под элитную застройку. Предложенные проектом корректировки пешеходных путей и создание здесь нового места притяжения – культурного центра, – позволят вновь здесь это пространство неотъемлемой частью столичной жизни.

Еще один проект направлен на то, чтобы преодолеть разобщенность различных культурных площадок, разбросанных по Москве. Связать воедино творческие кластеры, возрождающиеся парки, музеи и студии студенты предлагают с помощью системы Башен –  сооружений, являющихся одновременно и станциями-опорами канатной дороги, и зданиями, которые сами по себе будут насыщены различными функциями, соответствующими потребностям конкретного места. Плюс, как рассчитывают авторы проекта, канатная дорога позволит избежать пробок и тем самым сделает очаги культуры гораздо более доступными.

Проект для улицы Плющихи предполагает очень нежные, почти незаметные изменения, которые тем не менее преобразят это достаточно безликое на сегодняшний день место. Создание пешеходной зоны там, где сейчас одни только машины, зауживание проезжей части и насыщение общественными функциями первых этажей зданий сделают улицу привлекательной и дружелюбной для горожан.

И, наконец, еще один проект предложил замкнуть Бульварное кольцо в районе Чистых прудов и возвести на пустыре на углу бульваров и Мясницкой улицы новый многофункциональный объем. Когда-то раньше на этом месте существовали торговые ряды, а рядом располагалась церковь: в XXI столетии архитекторы предлагают объединить торговлю и культуру, вернув тем самым традиционные для этого места функции и смыслы.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Николай Переслегин
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Бровкин
  • Андрей Романов
  • Павел Андреев
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Скуратов
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Юлий Борисов
  • Наталия Шилова
  • Валерий Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Даниил Лоренц
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Шварцман
  • Екатерина Грень
  • Шимон Матковски
  • Антон Лукомский
  • Александр Скокан
  • Сергей Переслегин
  • Лукаш Качмарчик
  • Илья Машков
  • Никита Явейн
  • Михаил Канунников
  • Роман Леонидов
  • Наталья Сидорова
  • Александр Асадов
  • Георгий Трофимов
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Биндеман
  • Никита Токарев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Николай Миловидов
  • Сергей Чобан
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Иванов
  • Илья Уткин
  • Петр Фонфара
  • Вера Бутко
  • Магда Чихонь
  • Андрей Асадов
  • Олег Шапиро
  • Олег Мединский
  • Александр Попов
  • Тотан Кузембаев
  • Зураб Басария
  • Антон Надточий
  • Анатолий Столярчук
  • Александра Кузьмина
  • Всеволод Медведев
  • Никита Бирюков
  • Константин Ходнев
  • Арсений Леонович
  • Магда Кмита
  • Олег Карлсон

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи