Первые плоды осеннего семестра

Подошел к концу первый семестр обучения в школе МАРШ, в течение которого студенты модуля «Архитектурное проектирование» работали над темой «Городские диалоги». На этой неделе в школе состоялась защита итоговых проектов.

23 Января 2013
mainImg

В студии под руководством Антона Мосина и Ксении Аджубей студенты работали над темой «Архитектура и политика». По замыслу преподавателей, смена политических режимов всегда провоцирует возникновение новых стилей и подходов в архитектуре, и студенты должны были это продемонстрировать, спроектировав здание или ансамбль, отражающие современную политическую ситуацию в стране. Своего рода подготовкой к этой работе стал тщательный анализ архитектуры предшествующих эпох – учащиеся изучили олицетворяющие власть здания, находящиеся как в Москве, так и в других российских городах. Вывод, к которому пришли студенты, можно сформулировать так: развитой атрибутикой власти обладают лишь здания тоталитарного периода, тогда как архитектура других эпох свою «властность» не слишком стремилась подчеркивать. На основе выявленных признаков и элементов был составлен словарь тоталитарной архитектуры Москвы. А уже затем началась работа над проектами самих зданий, причем студенты попытались выйти за довольно ограниченные рамки традиционной типологии и предложить городу самые разнообразные постройки.

zooming
фото Юлии Захаровой
zooming
фото Юлии Захаровой

Так, например, с легкой руки учащихся МАРШ на карте Лефортово появилась новая тюрьма. Она спроектирована в виде башни, которая органично вписана в панораму района. По замыслу студентов, для местных жителей новая высотная доминанта станет своего рода назиданием, а заключенные, гуляя по площадке, расположенной на кровле, смогут наблюдать за жизнью на воле. От города пенитенциарное учреждение отделяет хорошо просматриваемая озелененная лужайка.

Еще один проект, обыгрывающий оторванность Москвы от остальной страны, предлагает расположить все министерства на Садовом кольце, создав барьер, который окончательно отделит Россию от ее исторического и политического центра.

А проект полицейского участка с комьюнити-центром явно родился под влиянием грузинских «прозрачных» станций полиции, но адаптирован под наши политические реалии. Он подыгрывает и власти, и обществу, иллюстрируя принципы демократии и помогая наладить эффективное взаимодействие между горожанами и полицейскими.

zooming
фото Юлии Захаровой

Студия под руководством Евгения Асса, Рубенса Кортеса и Кирилла Асса работала над темой «Трансформации ценности», пытаясь по-новому взглянуть на пространства, ставшие привычными до незаметности и фактически слившиеся с городом настолько, что их проблемы уже перестали привлекать внимание. Студенты должны были заново выявить достоинства территорий, погребенные под недостатками и ошибками проектирования, исправить их и вдохнуть новые смыслы. В качестве модельных были предложены три участка: спальный район Ново-Переделкино, исторические переулки у Патриарших прудов и территория рядом с Курским вокзалом.

Для Ново-Переделкино студенты предложили проекты, способные так или иначе оживить район и создать условия для коммуникации его жителей. Например, построить внутри дворов павильоны, в которых будут располагаться кружки для детей и взрослых, бани, даже небольшие фермерские хозяйства. Основной упор здесь был сделан на сам павильон – красивый и легко возводимый объект, который можно полностью изготовить и построить силами местных производств. 

zooming
фото Юлии Захаровой

Для площади Курского вокзала главными проблемами остаются большое количество бездомных, стихийные пешеходные тропы вместо обустроенных дорожек и сама привокзальная площадь с зашкаливающе высоким трафиком. Понятно, что студентам МАРШ, в силу самого расположения школы, эта площадка с ее необустроенностью оказалась близка как никакая другая, поэтому в проекты по реорганизации данной территории было вложено очень много сил. В одном из вариантов студенты предложили создать стационарные пункты помощи бездомным и нищим, позволяющие не только облегчить их жизнь, но и сделать пространство вокзала привлекательным и комфортным для пассажиров. Еще один проект предусматривает создание культурного центра Венедикта Ерофеева – довольно протяженного объема, который станет своего рода переходом от вокзала к Артплею, вместив в себя и бар, и книжный магазин.

Что же касается района Патриарших прудов, то его главной бедой, по мнению студентов, оказалось то, что никто не воспринимает это место как жилое. Его используют для того, чтобы срезать путь, посидеть с пивом на лавочке, дойти до кафе. Это касается всех переулков в округе, которые, как следствие, некомфортны и даже опасны для местных жителей. Например, на пересечении Малого Козихинского и Спиридоньевского переулков есть давнишний неуютный пустырь – один из проектов предусматривает строительство здесь  след давно снесенных домов, и в одном из проектов предлагается построить на этом месте коворкинг-центра, который поможет привлечь сюда представителей самых разных профессий, и уже они, в свою очередь, поучаствуют в облагораживании данного квартала, воссоздании утраченной атмосферы легендарных Патриарших.

zooming
фото Юлии Захаровой

Студия под руководством Сергея Скуратова и Владимира Юзбашева разрабатывала проекты на тему «Новое культурное пространство». Правда, студентам предстояло решить гораздо более сложную задачу, чем просто спроектировать здания с соответствующей функцией, – скорее, они должны были создать среду, в которой культура могла бы чувствовать себя уместно, иметь возможность развиваться и привлекать к себе зрителей, участников, обывателей. При этом и преподаватели, и студенты исходили из того, что культура – понятие более чем общее, – и каждый выбирал то, что ближе ему самому. Кто-то разрабатывал тему субкультуры, кто-то заострял внимание на спорте и здоровом образе жизни, кто-то говорил про выставки и лекции, кто-то создавал связи между уже существующими культурными точками притяжения, а кто-то опирался на взаимосвязь реального и виртуального пространств. Студенты в своих проектах решали такие проблемы, как реабилитация забытых современным мегаполисом культурных адресов прошлого, создание новых связей между культурными территориями Москвы, разработка новых пешеходных маршрутов. 

zooming
фото Юлии Захаровой

Так, проект культурного центра «Платформа» возвращает на карту города территорию, о существовании которой практически забыли. Речь идет о бывшем Трехгорном пивоваренном заводе на Киевской, практически целиком отданном под элитную застройку. Предложенные проектом корректировки пешеходных путей и создание здесь нового места притяжения – культурного центра, – позволят вновь здесь это пространство неотъемлемой частью столичной жизни.

Еще один проект направлен на то, чтобы преодолеть разобщенность различных культурных площадок, разбросанных по Москве. Связать воедино творческие кластеры, возрождающиеся парки, музеи и студии студенты предлагают с помощью системы Башен –  сооружений, являющихся одновременно и станциями-опорами канатной дороги, и зданиями, которые сами по себе будут насыщены различными функциями, соответствующими потребностям конкретного места. Плюс, как рассчитывают авторы проекта, канатная дорога позволит избежать пробок и тем самым сделает очаги культуры гораздо более доступными.

Проект для улицы Плющихи предполагает очень нежные, почти незаметные изменения, которые тем не менее преобразят это достаточно безликое на сегодняшний день место. Создание пешеходной зоны там, где сейчас одни только машины, зауживание проезжей части и насыщение общественными функциями первых этажей зданий сделают улицу привлекательной и дружелюбной для горожан.

И, наконец, еще один проект предложил замкнуть Бульварное кольцо в районе Чистых прудов и возвести на пустыре на углу бульваров и Мясницкой улицы новый многофункциональный объем. Когда-то раньше на этом месте существовали торговые ряды, а рядом располагалась церковь: в XXI столетии архитекторы предлагают объединить торговлю и культуру, вернув тем самым традиционные для этого места функции и смыслы.

23 Января 2013

Авторы текста:

Наталия Волкова, Алиса Прихудайлова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО