Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.01.2013

Первые плоды осеннего семестра

Наталия Волкова, Алиса Прихудайлова

Подошел к концу первый семестр обучения в школе МАРШ, в течение которого студенты модуля «Архитектурное проектирование» работали над темой «Городские диалоги». На этой неделе в школе состоялась защита итоговых проектов.

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровой

В студии под руководством Антона Мосина и Ксении Аджубей студенты работали над темой «Архитектура и политика». По замыслу преподавателей, смена политических режимов всегда провоцирует возникновение новых стилей и подходов в архитектуре, и студенты должны были это продемонстрировать, спроектировав здание или ансамбль, отражающие современную политическую ситуацию в стране. Своего рода подготовкой к этой работе стал тщательный анализ архитектуры предшествующих эпох – учащиеся изучили олицетворяющие власть здания, находящиеся как в Москве, так и в других российских городах. Вывод, к которому пришли студенты, можно сформулировать так: развитой атрибутикой власти обладают лишь здания тоталитарного периода, тогда как архитектура других эпох свою «властность» не слишком стремилась подчеркивать. На основе выявленных признаков и элементов был составлен словарь тоталитарной архитектуры Москвы. А уже затем началась работа над проектами самих зданий, причем студенты попытались выйти за довольно ограниченные рамки традиционной типологии и предложить городу самые разнообразные постройки.

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровой

Так, например, с легкой руки учащихся МАРШ на карте Лефортово появилась новая тюрьма. Она спроектирована в виде башни, которая органично вписана в панораму района. По замыслу студентов, для местных жителей новая высотная доминанта станет своего рода назиданием, а заключенные, гуляя по площадке, расположенной на кровле, смогут наблюдать за жизнью на воле. От города пенитенциарное учреждение отделяет хорошо просматриваемая озелененная лужайка.

Еще один проект, обыгрывающий оторванность Москвы от остальной страны, предлагает расположить все министерства на Садовом кольце, создав барьер, который окончательно отделит Россию от ее исторического и политического центра.

А проект полицейского участка с комьюнити-центром явно родился под влиянием грузинских «прозрачных» станций полиции, но адаптирован под наши политические реалии. Он подыгрывает и власти, и обществу, иллюстрируя принципы демократии и помогая наладить эффективное взаимодействие между горожанами и полицейскими.

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровой

Студия под руководством Евгения Асса, Рубенса Кортеса и Кирилла Асса работала над темой «Трансформации ценности», пытаясь по-новому взглянуть на пространства, ставшие привычными до незаметности и фактически слившиеся с городом настолько, что их проблемы уже перестали привлекать внимание. Студенты должны были заново выявить достоинства территорий, погребенные под недостатками и ошибками проектирования, исправить их и вдохнуть новые смыслы. В качестве модельных были предложены три участка: спальный район Ново-Переделкино, исторические переулки у Патриарших прудов и территория рядом с Курским вокзалом.

Для Ново-Переделкино студенты предложили проекты, способные так или иначе оживить район и создать условия для коммуникации его жителей. Например, построить внутри дворов павильоны, в которых будут располагаться кружки для детей и взрослых, бани, даже небольшие фермерские хозяйства. Основной упор здесь был сделан на сам павильон – красивый и легко возводимый объект, который можно полностью изготовить и построить силами местных производств. 

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровой

Для площади Курского вокзала главными проблемами остаются большое количество бездомных, стихийные пешеходные тропы вместо обустроенных дорожек и сама привокзальная площадь с зашкаливающе высоким трафиком. Понятно, что студентам МАРШ, в силу самого расположения школы, эта площадка с ее необустроенностью оказалась близка как никакая другая, поэтому в проекты по реорганизации данной территории было вложено очень много сил. В одном из вариантов студенты предложили создать стационарные пункты помощи бездомным и нищим, позволяющие не только облегчить их жизнь, но и сделать пространство вокзала привлекательным и комфортным для пассажиров. Еще один проект предусматривает создание культурного центра Венедикта Ерофеева – довольно протяженного объема, который станет своего рода переходом от вокзала к Артплею, вместив в себя и бар, и книжный магазин.

Что же касается района Патриарших прудов, то его главной бедой, по мнению студентов, оказалось то, что никто не воспринимает это место как жилое. Его используют для того, чтобы срезать путь, посидеть с пивом на лавочке, дойти до кафе. Это касается всех переулков в округе, которые, как следствие, некомфортны и даже опасны для местных жителей. Например, на пересечении Малого Козихинского и Спиридоньевского переулков есть давнишний неуютный пустырь – один из проектов предусматривает строительство здесь  след давно снесенных домов, и в одном из проектов предлагается построить на этом месте коворкинг-центра, который поможет привлечь сюда представителей самых разных профессий, и уже они, в свою очередь, поучаствуют в облагораживании данного квартала, воссоздании утраченной атмосферы легендарных Патриарших.

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровой

Студия под руководством Сергея Скуратова и Владимира Юзбашева разрабатывала проекты на тему «Новое культурное пространство». Правда, студентам предстояло решить гораздо более сложную задачу, чем просто спроектировать здания с соответствующей функцией, – скорее, они должны были создать среду, в которой культура могла бы чувствовать себя уместно, иметь возможность развиваться и привлекать к себе зрителей, участников, обывателей. При этом и преподаватели, и студенты исходили из того, что культура – понятие более чем общее, – и каждый выбирал то, что ближе ему самому. Кто-то разрабатывал тему субкультуры, кто-то заострял внимание на спорте и здоровом образе жизни, кто-то говорил про выставки и лекции, кто-то создавал связи между уже существующими культурными точками притяжения, а кто-то опирался на взаимосвязь реального и виртуального пространств. Студенты в своих проектах решали такие проблемы, как реабилитация забытых современным мегаполисом культурных адресов прошлого, создание новых связей между культурными территориями Москвы, разработка новых пешеходных маршрутов. 

фото Юлии Захаровой
фото Юлии Захаровой

Так, проект культурного центра «Платформа» возвращает на карту города территорию, о существовании которой практически забыли. Речь идет о бывшем Трехгорном пивоваренном заводе на Киевской, практически целиком отданном под элитную застройку. Предложенные проектом корректировки пешеходных путей и создание здесь нового места притяжения – культурного центра, – позволят вновь здесь это пространство неотъемлемой частью столичной жизни.

Еще один проект направлен на то, чтобы преодолеть разобщенность различных культурных площадок, разбросанных по Москве. Связать воедино творческие кластеры, возрождающиеся парки, музеи и студии студенты предлагают с помощью системы Башен –  сооружений, являющихся одновременно и станциями-опорами канатной дороги, и зданиями, которые сами по себе будут насыщены различными функциями, соответствующими потребностям конкретного места. Плюс, как рассчитывают авторы проекта, канатная дорога позволит избежать пробок и тем самым сделает очаги культуры гораздо более доступными.

Проект для улицы Плющихи предполагает очень нежные, почти незаметные изменения, которые тем не менее преобразят это достаточно безликое на сегодняшний день место. Создание пешеходной зоны там, где сейчас одни только машины, зауживание проезжей части и насыщение общественными функциями первых этажей зданий сделают улицу привлекательной и дружелюбной для горожан.

И, наконец, еще один проект предложил замкнуть Бульварное кольцо в районе Чистых прудов и возвести на пустыре на углу бульваров и Мясницкой улицы новый многофункциональный объем. Когда-то раньше на этом месте существовали торговые ряды, а рядом располагалась церковь: в XXI столетии архитекторы предлагают объединить торговлю и культуру, вернув тем самым традиционные для этого места функции и смыслы.