«Некачественной архитектуры не бывает»

Вчера, 29 марта состоялась презентация 4-го ежегодного каталога «Качественная архитектура», на которой архитекторам вручили почетные дипломы и «золотые мастерки». Корреспондент Агентства архитектурных новостей побывал на церемонии награждения

Автор текста:
Ирина Фильченкова

30 Марта 2007
mainImg

 Каталог «Качественная архитектура» выпускается журналом «Технологии строительства» и в этом году выходит четвертый раз. Его название содержит в себе остроумную, сознательно заложенную издателями двойственность: слово «качество» здесь вмещает сразу две темы, с одной стороны, привычное для критика понятие, означающее уровень художественного решения, а с другой – ясное всем остальным, коих большинство, качество реализации, включающее весь спектр проблем от инженерных решений до хороших материалов. В наш век хай-тека, когда одежку для архитектуры все чаще выбирают как бумагу для визиток – по каталогу, из набора стандартных панелей разных производителей, такой подход более чем актуален.

Итак, подобно тому, как прошедшая осенью премия журнала ARX объединяет архитекторов и заказчиков-девелоперов, каталог «Технологий строительства» собирает вместе архитекторов и производителей материалов для строительства. Соответственно, тексты в каталоге развернуто и очень обстоятельно описывают, из чего и как построен каждый дом, чем, безусловно, они очень интересны, так как и правда позволяют составить представление об архитектурном качестве со всех сторон – от замысла до кирпича. Разговоры на награждении неизбежно крутились вокруг извечной темы: «хорошее блюдо можно приготовить только из хороших продуктов», что само по себе, конечно, правда, хотя скептика точит мысль о том, можно ли и каким образом качественный провиант испортить… Но прочь сомнения – наградили, и правда, очень даже неплохую архитектуру. Кроме того, расширяется география каталога: в прошлом году добавились питерские архитекторы, в этом – в нем с полным правом появились нижегородцы. Участие в каталоге это уже своего рода признание от составителей, однако вчера вручали дополнительную часть награды – «золотые мастерки» и дипломы, которые получила примерно половина построек, удостоенных публикации в томе 2007 года.

По словам организаторов, суть концепции, неизменной за все четыре года существования каталога, состоит в том, что решение не столько выносится жюри, сколько становится результатом опроса широкого круга архитекторов - таким образом, предполагается, что результат отражает мнение профессионального сообщества в целом. Поэтому вручаемая награда – это не премия в ее привычном понимании, а «благодарность российского сообщества людям, которые создают постройки, украшающие наши города». Определять народных избранников помогала комиссия из трех авторитетных архитекторов – А.В. Бокова, гендиректора «Моспроект-4», В.Н. Логвинова, президента Союза Московских архитекторов и С.А. Скуратова,  руководителя собственной мастерской.

Андрей Боков в своем выступлении сказал, что в теме каталога найдена правильная, незатейливая, «по-настоящему Ренессансная» (польза, прочность…) формула архитектуры – дом, который построен правильно, умно, из качественных материалов, не может быть плохим. Архитектор пожелал проекту успехов, оговорившись, что обычно трудно делиться словом «проект» с кем-то еще, кто не связан напрямую с зодчеством, но тут он делится с радостью. Виктор Логвинов отметил, что некачественной архитектуры не бывает, в противном случае это уже просто постройка.

Перед объявлением результатов организаторы сознались, что немного лукавят, приглашая сообщество «на дружескую встречу», а на самом деле желая проверить результат своей работы – важна ли тема качественной архитектуры вообще. Как выяснилось немного позднее, в этом году на награждение, которое проходило в зале  гостиницы «Ренессанс», собралось рекордно большое количество авторов выдвинутых проектов.

Первый диплом и «золотой мастерок» получил Дмитрий Александров за жилой дом «Перфоратор» на Большой Дмитровке в Москве. По его словам, «…здесь есть высокая планка качества, но отсутствует конкуренция, как в спорте и никто не спрашивает кто лучше. Потому что качество архитектуры определяет известная триада, составляющая инженерию, конструкцию, архитектуру, урбанистику».

Вторым на сцену вышел Александр Асадов, который получил два диплома – за реконструкцию здания Союза Архитекторов в Москве и за дом в Милорадове. Помимо диплома архитектор получил от компании «Винербергер» подарок и «самое ценное, что у них есть» - керамический кирпичик, на что ответил, что кирпич это самый древний строительный материал и «…представьте себе, как сложно постоянно изобретать из него что-то новое».

Также два диплома получил Тимур Башкаев – за офисное здание на ул. С. Макеева в Москве и за реконструкцию залов ожидания Ярославского вокзала. Евгений Герасимов – за жилой дом в Москве и Санкт-Петербурге.

Михаила Белова наградили сразу за Помпейский дом и за Клубный жилой дом на Воробьевых горах – при этом он сознался в собственной уверенности, что уже «своих премий отполучался», а увидев диплом, добавил – «а вот дипломов давно не получал».

СПИСОК НАГРАЖЕННЫХ

В области «Жилые и общественные здания» награды также получили:
Сергей Киселев – за многоэтажный жилой дом «Авангард»,
Мария Бэлица – за многофункциональное здание «Школа телевизионного мастерства под руководством В.В. Познера»,
Наталья Добровольская – за комплекс зданий Пенсионного Фонда РФ, Юрий Ильин-Адаев – за экспериментальную школу на 1000 человек,
Владимир Дунаев – за перинатальный медицинский центр,
Михаил Хазанов – за административно-общественный центр в Московской области,
Евгений Пестов – за жилой дом «Жираф» и жилой дом на ул. Володарского в Нижнем Новгороде,
Никита Явейн – за Вокзальный комплекс «Ладожский» и многофункциональный центр в Петербурге,
Михаил Крышталь – за лечебно-клинический центр на территории ГКБ им. С.П. Боткина,
Вадим Ленок – за реконструкцию хирургического комплекса ГКБ им. Н.И. Пирогова,
Виктор Логвинов – за жилой комплекс в Карамашевском проезде,
Александр Скреденас – за торговый центр «Глобал Сити»
Сергей и Наталья Трофимовы – за жилой дом в Москве,
Дмитрий Февралев и Александр Дехтяр – за административное здание в Н. Новгороде,
Василий Бандаков и Владимир Коваленко – за административно-общественный центр в Н. Новгороде,
Сергей Шестопалов – за многофункциональный центр «Новосущевский».

Спортивные сооружения
Дмитрий Буш – за Ледовый дворец на Ходынском поле,
Алескандр Годер – за конькобежный центра в «Коломне»,
Юрий Грошев – за «Величь Country Club»,
Полина Нодравчева – за конноспортивный клуб «Русский стиль»

Интерьеры
Виктор Глотов – за интерьер квартиры в новом доме по Молочному переулку

Загородные дома
Дмитрий Гейченко – за индивидуальный жилой дом в Жуковке и загородное архитектурное бюро,
Роман Леонидов – за «Особняк №29» в Подмосковье,
Вера и Александр Лобановы – за реконструкцию индивидуального жилого дома,
Александр Петунин – за дом из клееного бруса в поселке «Лесное озеро» Анна Щетинина – за «Дом-печь» в Баку.

Вручение диплома Д. Александрову
Золотые мастерки. Фотографии Ирины Фильченковой
Вручение диплома Н. Явейну
Вручение диплома Анне Щетининой

30 Марта 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.