«Некачественной архитектуры не бывает»

Вчера, 29 марта состоялась презентация 4-го ежегодного каталога «Качественная архитектура», на которой архитекторам вручили почетные дипломы и «золотые мастерки». Корреспондент Агентства архитектурных новостей побывал на церемонии награждения

Автор текста:
Ирина Фильченкова

30 Марта 2007
mainImg

 Каталог «Качественная архитектура» выпускается журналом «Технологии строительства» и в этом году выходит четвертый раз. Его название содержит в себе остроумную, сознательно заложенную издателями двойственность: слово «качество» здесь вмещает сразу две темы, с одной стороны, привычное для критика понятие, означающее уровень художественного решения, а с другой – ясное всем остальным, коих большинство, качество реализации, включающее весь спектр проблем от инженерных решений до хороших материалов. В наш век хай-тека, когда одежку для архитектуры все чаще выбирают как бумагу для визиток – по каталогу, из набора стандартных панелей разных производителей, такой подход более чем актуален.

Итак, подобно тому, как прошедшая осенью премия журнала ARX объединяет архитекторов и заказчиков-девелоперов, каталог «Технологий строительства» собирает вместе архитекторов и производителей материалов для строительства. Соответственно, тексты в каталоге развернуто и очень обстоятельно описывают, из чего и как построен каждый дом, чем, безусловно, они очень интересны, так как и правда позволяют составить представление об архитектурном качестве со всех сторон – от замысла до кирпича. Разговоры на награждении неизбежно крутились вокруг извечной темы: «хорошее блюдо можно приготовить только из хороших продуктов», что само по себе, конечно, правда, хотя скептика точит мысль о том, можно ли и каким образом качественный провиант испортить… Но прочь сомнения – наградили, и правда, очень даже неплохую архитектуру. Кроме того, расширяется география каталога: в прошлом году добавились питерские архитекторы, в этом – в нем с полным правом появились нижегородцы. Участие в каталоге это уже своего рода признание от составителей, однако вчера вручали дополнительную часть награды – «золотые мастерки» и дипломы, которые получила примерно половина построек, удостоенных публикации в томе 2007 года.

По словам организаторов, суть концепции, неизменной за все четыре года существования каталога, состоит в том, что решение не столько выносится жюри, сколько становится результатом опроса широкого круга архитекторов - таким образом, предполагается, что результат отражает мнение профессионального сообщества в целом. Поэтому вручаемая награда – это не премия в ее привычном понимании, а «благодарность российского сообщества людям, которые создают постройки, украшающие наши города». Определять народных избранников помогала комиссия из трех авторитетных архитекторов – А.В. Бокова, гендиректора «Моспроект-4», В.Н. Логвинова, президента Союза Московских архитекторов и С.А. Скуратова,  руководителя собственной мастерской.

Андрей Боков в своем выступлении сказал, что в теме каталога найдена правильная, незатейливая, «по-настоящему Ренессансная» (польза, прочность…) формула архитектуры – дом, который построен правильно, умно, из качественных материалов, не может быть плохим. Архитектор пожелал проекту успехов, оговорившись, что обычно трудно делиться словом «проект» с кем-то еще, кто не связан напрямую с зодчеством, но тут он делится с радостью. Виктор Логвинов отметил, что некачественной архитектуры не бывает, в противном случае это уже просто постройка.

Перед объявлением результатов организаторы сознались, что немного лукавят, приглашая сообщество «на дружескую встречу», а на самом деле желая проверить результат своей работы – важна ли тема качественной архитектуры вообще. Как выяснилось немного позднее, в этом году на награждение, которое проходило в зале  гостиницы «Ренессанс», собралось рекордно большое количество авторов выдвинутых проектов.

Первый диплом и «золотой мастерок» получил Дмитрий Александров за жилой дом «Перфоратор» на Большой Дмитровке в Москве. По его словам, «…здесь есть высокая планка качества, но отсутствует конкуренция, как в спорте и никто не спрашивает кто лучше. Потому что качество архитектуры определяет известная триада, составляющая инженерию, конструкцию, архитектуру, урбанистику».

Вторым на сцену вышел Александр Асадов, который получил два диплома – за реконструкцию здания Союза Архитекторов в Москве и за дом в Милорадове. Помимо диплома архитектор получил от компании «Винербергер» подарок и «самое ценное, что у них есть» - керамический кирпичик, на что ответил, что кирпич это самый древний строительный материал и «…представьте себе, как сложно постоянно изобретать из него что-то новое».

Также два диплома получил Тимур Башкаев – за офисное здание на ул. С. Макеева в Москве и за реконструкцию залов ожидания Ярославского вокзала. Евгений Герасимов – за жилой дом в Москве и Санкт-Петербурге.

Михаила Белова наградили сразу за Помпейский дом и за Клубный жилой дом на Воробьевых горах – при этом он сознался в собственной уверенности, что уже «своих премий отполучался», а увидев диплом, добавил – «а вот дипломов давно не получал».

СПИСОК НАГРАЖЕННЫХ

В области «Жилые и общественные здания» награды также получили:
Сергей Киселев – за многоэтажный жилой дом «Авангард»,
Мария Бэлица – за многофункциональное здание «Школа телевизионного мастерства под руководством В.В. Познера»,
Наталья Добровольская – за комплекс зданий Пенсионного Фонда РФ, Юрий Ильин-Адаев – за экспериментальную школу на 1000 человек,
Владимир Дунаев – за перинатальный медицинский центр,
Михаил Хазанов – за административно-общественный центр в Московской области,
Евгений Пестов – за жилой дом «Жираф» и жилой дом на ул. Володарского в Нижнем Новгороде,
Никита Явейн – за Вокзальный комплекс «Ладожский» и многофункциональный центр в Петербурге,
Михаил Крышталь – за лечебно-клинический центр на территории ГКБ им. С.П. Боткина,
Вадим Ленок – за реконструкцию хирургического комплекса ГКБ им. Н.И. Пирогова,
Виктор Логвинов – за жилой комплекс в Карамашевском проезде,
Александр Скреденас – за торговый центр «Глобал Сити»
Сергей и Наталья Трофимовы – за жилой дом в Москве,
Дмитрий Февралев и Александр Дехтяр – за административное здание в Н. Новгороде,
Василий Бандаков и Владимир Коваленко – за административно-общественный центр в Н. Новгороде,
Сергей Шестопалов – за многофункциональный центр «Новосущевский».

Спортивные сооружения
Дмитрий Буш – за Ледовый дворец на Ходынском поле,
Алескандр Годер – за конькобежный центра в «Коломне»,
Юрий Грошев – за «Величь Country Club»,
Полина Нодравчева – за конноспортивный клуб «Русский стиль»

Интерьеры
Виктор Глотов – за интерьер квартиры в новом доме по Молочному переулку

Загородные дома
Дмитрий Гейченко – за индивидуальный жилой дом в Жуковке и загородное архитектурное бюро,
Роман Леонидов – за «Особняк №29» в Подмосковье,
Вера и Александр Лобановы – за реконструкцию индивидуального жилого дома,
Александр Петунин – за дом из клееного бруса в поселке «Лесное озеро» Анна Щетинина – за «Дом-печь» в Баку.

Вручение диплома Д. Александрову
Золотые мастерки. Фотографии Ирины Фильченковой
Вручение диплома Н. Явейну
Вручение диплома Анне Щетининой


30 Марта 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.