«Некачественной архитектуры не бывает»

Вчера, 29 марта состоялась презентация 4-го ежегодного каталога «Качественная архитектура», на которой архитекторам вручили почетные дипломы и «золотые мастерки». Корреспондент Агентства архитектурных новостей побывал на церемонии награждения

Автор текста:
Ирина Фильченкова

30 Марта 2007
mainImg

 Каталог «Качественная архитектура» выпускается журналом «Технологии строительства» и в этом году выходит четвертый раз. Его название содержит в себе остроумную, сознательно заложенную издателями двойственность: слово «качество» здесь вмещает сразу две темы, с одной стороны, привычное для критика понятие, означающее уровень художественного решения, а с другой – ясное всем остальным, коих большинство, качество реализации, включающее весь спектр проблем от инженерных решений до хороших материалов. В наш век хай-тека, когда одежку для архитектуры все чаще выбирают как бумагу для визиток – по каталогу, из набора стандартных панелей разных производителей, такой подход более чем актуален.

Итак, подобно тому, как прошедшая осенью премия журнала ARX объединяет архитекторов и заказчиков-девелоперов, каталог «Технологий строительства» собирает вместе архитекторов и производителей материалов для строительства. Соответственно, тексты в каталоге развернуто и очень обстоятельно описывают, из чего и как построен каждый дом, чем, безусловно, они очень интересны, так как и правда позволяют составить представление об архитектурном качестве со всех сторон – от замысла до кирпича. Разговоры на награждении неизбежно крутились вокруг извечной темы: «хорошее блюдо можно приготовить только из хороших продуктов», что само по себе, конечно, правда, хотя скептика точит мысль о том, можно ли и каким образом качественный провиант испортить… Но прочь сомнения – наградили, и правда, очень даже неплохую архитектуру. Кроме того, расширяется география каталога: в прошлом году добавились питерские архитекторы, в этом – в нем с полным правом появились нижегородцы. Участие в каталоге это уже своего рода признание от составителей, однако вчера вручали дополнительную часть награды – «золотые мастерки» и дипломы, которые получила примерно половина построек, удостоенных публикации в томе 2007 года.

По словам организаторов, суть концепции, неизменной за все четыре года существования каталога, состоит в том, что решение не столько выносится жюри, сколько становится результатом опроса широкого круга архитекторов - таким образом, предполагается, что результат отражает мнение профессионального сообщества в целом. Поэтому вручаемая награда – это не премия в ее привычном понимании, а «благодарность российского сообщества людям, которые создают постройки, украшающие наши города». Определять народных избранников помогала комиссия из трех авторитетных архитекторов – А.В. Бокова, гендиректора «Моспроект-4», В.Н. Логвинова, президента Союза Московских архитекторов и С.А. Скуратова,  руководителя собственной мастерской.

Андрей Боков в своем выступлении сказал, что в теме каталога найдена правильная, незатейливая, «по-настоящему Ренессансная» (польза, прочность…) формула архитектуры – дом, который построен правильно, умно, из качественных материалов, не может быть плохим. Архитектор пожелал проекту успехов, оговорившись, что обычно трудно делиться словом «проект» с кем-то еще, кто не связан напрямую с зодчеством, но тут он делится с радостью. Виктор Логвинов отметил, что некачественной архитектуры не бывает, в противном случае это уже просто постройка.

Перед объявлением результатов организаторы сознались, что немного лукавят, приглашая сообщество «на дружескую встречу», а на самом деле желая проверить результат своей работы – важна ли тема качественной архитектуры вообще. Как выяснилось немного позднее, в этом году на награждение, которое проходило в зале  гостиницы «Ренессанс», собралось рекордно большое количество авторов выдвинутых проектов.

Первый диплом и «золотой мастерок» получил Дмитрий Александров за жилой дом «Перфоратор» на Большой Дмитровке в Москве. По его словам, «…здесь есть высокая планка качества, но отсутствует конкуренция, как в спорте и никто не спрашивает кто лучше. Потому что качество архитектуры определяет известная триада, составляющая инженерию, конструкцию, архитектуру, урбанистику».

Вторым на сцену вышел Александр Асадов, который получил два диплома – за реконструкцию здания Союза Архитекторов в Москве и за дом в Милорадове. Помимо диплома архитектор получил от компании «Винербергер» подарок и «самое ценное, что у них есть» - керамический кирпичик, на что ответил, что кирпич это самый древний строительный материал и «…представьте себе, как сложно постоянно изобретать из него что-то новое».

Также два диплома получил Тимур Башкаев – за офисное здание на ул. С. Макеева в Москве и за реконструкцию залов ожидания Ярославского вокзала. Евгений Герасимов – за жилой дом в Москве и Санкт-Петербурге.

Михаила Белова наградили сразу за Помпейский дом и за Клубный жилой дом на Воробьевых горах – при этом он сознался в собственной уверенности, что уже «своих премий отполучался», а увидев диплом, добавил – «а вот дипломов давно не получал».

СПИСОК НАГРАЖЕННЫХ

В области «Жилые и общественные здания» награды также получили:
Сергей Киселев – за многоэтажный жилой дом «Авангард»,
Мария Бэлица – за многофункциональное здание «Школа телевизионного мастерства под руководством В.В. Познера»,
Наталья Добровольская – за комплекс зданий Пенсионного Фонда РФ, Юрий Ильин-Адаев – за экспериментальную школу на 1000 человек,
Владимир Дунаев – за перинатальный медицинский центр,
Михаил Хазанов – за административно-общественный центр в Московской области,
Евгений Пестов – за жилой дом «Жираф» и жилой дом на ул. Володарского в Нижнем Новгороде,
Никита Явейн – за Вокзальный комплекс «Ладожский» и многофункциональный центр в Петербурге,
Михаил Крышталь – за лечебно-клинический центр на территории ГКБ им. С.П. Боткина,
Вадим Ленок – за реконструкцию хирургического комплекса ГКБ им. Н.И. Пирогова,
Виктор Логвинов – за жилой комплекс в Карамашевском проезде,
Александр Скреденас – за торговый центр «Глобал Сити»
Сергей и Наталья Трофимовы – за жилой дом в Москве,
Дмитрий Февралев и Александр Дехтяр – за административное здание в Н. Новгороде,
Василий Бандаков и Владимир Коваленко – за административно-общественный центр в Н. Новгороде,
Сергей Шестопалов – за многофункциональный центр «Новосущевский».

Спортивные сооружения
Дмитрий Буш – за Ледовый дворец на Ходынском поле,
Алескандр Годер – за конькобежный центра в «Коломне»,
Юрий Грошев – за «Величь Country Club»,
Полина Нодравчева – за конноспортивный клуб «Русский стиль»

Интерьеры
Виктор Глотов – за интерьер квартиры в новом доме по Молочному переулку

Загородные дома
Дмитрий Гейченко – за индивидуальный жилой дом в Жуковке и загородное архитектурное бюро,
Роман Леонидов – за «Особняк №29» в Подмосковье,
Вера и Александр Лобановы – за реконструкцию индивидуального жилого дома,
Александр Петунин – за дом из клееного бруса в поселке «Лесное озеро» Анна Щетинина – за «Дом-печь» в Баку.

Вручение диплома Д. Александрову
Золотые мастерки. Фотографии Ирины Фильченковой
Вручение диплома Н. Явейну
Вручение диплома Анне Щетининой


30 Марта 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.