Урбанистический альянc

В прошедшую субботу на «Красном Октябре» открылась выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса». На выставке можно увидеть работы бюро ASSE, в основном – нацеленные на позитивные урбанистические трансформации итальянских городов: строительство мостов с красивой бетонной пластикой, транспортных развязок, освобождающих города от пробок, – но главным кураторы считают вошедший в учебники проект строительства северного пригорода Рима.

Автор текста:
Алтынай Раскалиева

13 Июля 2011
mainImg
Выставка организована в рамках «Недели Италии на Красном Октябре» Национальным институтом архитектуры Италии In/Arch при финансовой поддержке компании «Итальянский квартал». Кураторы выставки – секретари института In/Arch Франческо Орофино и Массимо Лоччи, а впервые она была показана на XII Биеннале архитектуры в Венеции в рамках ее специальной программы; таким образом в Москве сейчас можно увидеть маленький кусочек прошлогодней биеннале. Попивая лате макиато в просторном (и прохладном) зале Красного Октября, можно даже ненадолго почувствовать себя в Италии.

«Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» – гласит надпись на решетке из простой заборной сетки рабицы, покрашенной в белый цвет и натянутой в два слоя на несложный деревянный каркас; что-то подобное можно увидеть на очень цивилизованной стройке. Решетка выгораживает в обширном пространстве «Шоколадного цеха» Красного Октября небольшой квадрат – на образовавшихся стенах в хронологическом порядке расположено 29 крупных фотографий: начиная с черно-белых, 1950 года, и заканчивая нашим временем. В центре – большой деревянный макет северо-восточного пригорода Рима.

«Миссия института In/Arch – объединить архитекторов, проектировщиков, заказчиков, медиа и других специалистов. Поэтому становление In/Arch непосредственно связано с развитием архитектурной истории Италии», – уверены кураторы. Показанный на выставке проект – хрестоматийный, он входит в учебную программу: это проект переустройства Рима, разработанный в 1960-е годы архитекторами бюро ASSE (он представлен большим архитектурным макетом из дерева). Целью этого масштабного проекта было перенести часть административных и промышленных объектов из исторического центра в северо-восточный пригород Рима, где в момент проектирования находилось полторы тысячи гектаров полей и пастбищ. Таким образом планировалось освободить исторический центр Рима от ряда городских функций за счет  урбанизации пригорода. Соответственно, для эффективного транспортного соединения этого пригорода с центром в центре Рима появились железнодорожные станции.

Строительство некоторых зданий, спроектированных архитекторами бюро ASSE в рамках этого проекта, продолжается до сегодняшнего дня. И, хотя проект так и не был реализован до конца, он стал хрестоматийным – потому что кардинально изменил подход к городу в целом. Об этом куратор выставки Франческо Орофино рассказал на своей лекции, состоявшейся на «Красном октябре» в минувшую субботу. По убеждению Орофино, работы Бруно Дзеви, Лучо Писсарели и других архитекторов бюро ASSE в рамках проекта переустройства северного пригорода Рима, установили неразрывную связь между дизайном и бизнесом: первый обеспечивает творческую составляющую, второй – практическую. Вместе они формируют новый урбанистический подход в архитектуре, который остается единственно верным сегодня. Как рассказал Орофино, в оригинальной версии XII биеннале название выставки для большей ясности было даже дополнено подзаголовком «Стратегический альянс во имя качества» – его придумал сам Бруно Дзеви.

Уникальность римского проекта бюро ASSE состоит также и в том, что он начал осуществляться в 60-е годы по инициативе молодых архитекторов без какой-либо поддержки государства. «Вначале к реализации подключились застройщики, затем бизнес-структуры, и наконец. в последнюю очередь администрация города», – подчеркивает Франческо.

В качестве другой характерной особенности куратор называет disegno unitario – единообразие архитектурного подхода. Архитекторы подошли к урбанистической трансформации Рима комплексно:  строительство жилого района планировалось вместе с инфраструктурой, торговыми центрами и административными зданиями. Для того, чтобы избежать в новом северном пригороде Рима создания традиционных точечных центров, архитекторы предложи сконцентрировать основные объекты вдоль оси, направленной к востоку от города. Как считает Орофино, осевая застройка (создание хорды) эффективна для реконструкции городов с радиально-кольцевой системой, таких как Москва и Рим.

Впоследствии архитектурным бюро ASSE были разработаны урбанистические проекты для других итальянских городов. Одни из них уже завершены: это Галларатезе в Милане или мост через реку Базенто в Потенце. Другие еще продолжаются – например, вантовый мост через реку По в Пьяченце и проект расширения университета Боккони в Милане. Среди работ ASSE много объектов транспортной инфраструктуры: в частности, развязка в Неаполе и путепровод Каттинара в Триесте.

«Мы привезли эту экспозицию не как руководство к действию, а для того, чтобы вместе решить, насколько удались проекты», – признается Массимо Лоччи. На одной из фотографий Неаполя 1982 года запечатлен деловой квартал, снятый из поля. Куратор уверяет, проект еще не завершен и бизнес-район до сих пор соседствует с незастроенным участком. Массимо противопоставляет этот случай другим, более удачным примерам трансформации.

Во время своей лекции Франческо Орофино обратил внимание на значение союза архитектуры и бизнеса. Из-за его недооценки в Италии, как и в России, изменения городской среды долгое время были хаотичными. Куратор подчеркнул, что эстетику на современном архитектурном языке формируют творческая составляющая вместе с социальной ответственностью и финансовой опорой. Тем не менее, когда взгляд скользит по стеклянной поверхности аудиториума «Парк Музыки» и по внутренней структуре моста через Базенто, мысли теряют рациональность. А в голове посетителя, покидающего зал, наполненный терпким запахом, скорее не прагматичные расчеты, а вольная цитата Ле Корбюьзе, приведенная Франческо: «Архитектура и счастье недалеки друг от друга. Архитектуру создают только счастливые люди».
zooming
Лекция Франческо Орофино (слева) 9 июля на Красном Октябре. Фотография Татьяны Войтовой
Выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» на Красном Октябре. Фотография Ю. Тарабариной
Выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» на Красном Октябре. Фотография Ю. Тарабариной
Выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» на Красном Октябре. Фотография Ю. Тарабариной
Видео-ролик, посвященный институту In/Arch и макет строительства северо-востояного пригорода Рима. Фотография Ю. Тарабариной
Видео-ролик, посвященный институту In/Arch и макет строительства северо-востояного пригорода Рима. Фотография Ю. Тарабариной
Видео-ролик, посвященный институту In/Arch и макет строительства северо-востояного пригорода Рима. Фотография Ю. Тарабариной
План строительства северо-востояного пригорода Рима, архитектурное бюро ASSE. Макет. Фотография Ю. Тарабариной

13 Июля 2011

Автор текста:

Алтынай Раскалиева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.