Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.07.2011

Урбанистический альянc

Алтынай Раскалиева

В прошедшую субботу на «Красном Октябре» открылась выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса». На выставке можно увидеть работы бюро ASSE, в основном – нацеленные на позитивные урбанистические трансформации итальянских городов: строительство мостов с красивой бетонной пластикой, транспортных развязок, освобождающих города от пробок, – но главным кураторы считают вошедший в учебники проект строительства северного пригорода Рима.

Лекция Франческо Орофино (слева) 9 июля на Красном Октябре. Фотография Татьяны Войтовой
Лекция Франческо Орофино (слева) 9 июля на Красном Октябре. Фотография Татьяны Войтовой
Выставка организована в рамках «Недели Италии на Красном Октябре» Национальным институтом архитектуры Италии In/Arch при финансовой поддержке компании «Итальянский квартал». Кураторы выставки – секретари института In/Arch Франческо Орофино и Массимо Лоччи, а впервые она была показана на XII Биеннале архитектуры в Венеции в рамках ее специальной программы; таким образом в Москве сейчас можно увидеть маленький кусочек прошлогодней биеннале. Попивая лате макиато в просторном (и прохладном) зале Красного Октября, можно даже ненадолго почувствовать себя в Италии.

«Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» – гласит надпись на решетке из простой заборной сетки рабицы, покрашенной в белый цвет и натянутой в два слоя на несложный деревянный каркас; что-то подобное можно увидеть на очень цивилизованной стройке. Решетка выгораживает в обширном пространстве «Шоколадного цеха» Красного Октября небольшой квадрат – на образовавшихся стенах в хронологическом порядке расположено 29 крупных фотографий: начиная с черно-белых, 1950 года, и заканчивая нашим временем. В центре – большой деревянный макет северо-восточного пригорода Рима.

«Миссия института In/Arch – объединить архитекторов, проектировщиков, заказчиков, медиа и других специалистов. Поэтому становление In/Arch непосредственно связано с развитием архитектурной истории Италии», – уверены кураторы. Показанный на выставке проект – хрестоматийный, он входит в учебную программу: это проект переустройства Рима, разработанный в 1960-е годы архитекторами бюро ASSE (он представлен большим архитектурным макетом из дерева). Целью этого масштабного проекта было перенести часть административных и промышленных объектов из исторического центра в северо-восточный пригород Рима, где в момент проектирования находилось полторы тысячи гектаров полей и пастбищ. Таким образом планировалось освободить исторический центр Рима от ряда городских функций за счет  урбанизации пригорода. Соответственно, для эффективного транспортного соединения этого пригорода с центром в центре Рима появились железнодорожные станции.

Строительство некоторых зданий, спроектированных архитекторами бюро ASSE в рамках этого проекта, продолжается до сегодняшнего дня. И, хотя проект так и не был реализован до конца, он стал хрестоматийным – потому что кардинально изменил подход к городу в целом. Об этом куратор выставки Франческо Орофино рассказал на своей лекции, состоявшейся на «Красном октябре» в минувшую субботу. По убеждению Орофино, работы Бруно Дзеви, Лучо Писсарели и других архитекторов бюро ASSE в рамках проекта переустройства северного пригорода Рима, установили неразрывную связь между дизайном и бизнесом: первый обеспечивает творческую составляющую, второй – практическую. Вместе они формируют новый урбанистический подход в архитектуре, который остается единственно верным сегодня. Как рассказал Орофино, в оригинальной версии XII биеннале название выставки для большей ясности было даже дополнено подзаголовком «Стратегический альянс во имя качества» – его придумал сам Бруно Дзеви.

Уникальность римского проекта бюро ASSE состоит также и в том, что он начал осуществляться в 60-е годы по инициативе молодых архитекторов без какой-либо поддержки государства. «Вначале к реализации подключились застройщики, затем бизнес-структуры, и наконец. в последнюю очередь администрация города», – подчеркивает Франческо.

В качестве другой характерной особенности куратор называет disegno unitario – единообразие архитектурного подхода. Архитекторы подошли к урбанистической трансформации Рима комплексно:  строительство жилого района планировалось вместе с инфраструктурой, торговыми центрами и административными зданиями. Для того, чтобы избежать в новом северном пригороде Рима создания традиционных точечных центров, архитекторы предложи сконцентрировать основные объекты вдоль оси, направленной к востоку от города. Как считает Орофино, осевая застройка (создание хорды) эффективна для реконструкции городов с радиально-кольцевой системой, таких как Москва и Рим.

Впоследствии архитектурным бюро ASSE были разработаны урбанистические проекты для других итальянских городов. Одни из них уже завершены: это Галларатезе в Милане или мост через реку Базенто в Потенце. Другие еще продолжаются – например, вантовый мост через реку По в Пьяченце и проект расширения университета Боккони в Милане. Среди работ ASSE много объектов транспортной инфраструктуры: в частности, развязка в Неаполе и путепровод Каттинара в Триесте.

«Мы привезли эту экспозицию не как руководство к действию, а для того, чтобы вместе решить, насколько удались проекты», – признается Массимо Лоччи. На одной из фотографий Неаполя 1982 года запечатлен деловой квартал, снятый из поля. Куратор уверяет, проект еще не завершен и бизнес-район до сих пор соседствует с незастроенным участком. Массимо противопоставляет этот случай другим, более удачным примерам трансформации.

Во время своей лекции Франческо Орофино обратил внимание на значение союза архитектуры и бизнеса. Из-за его недооценки в Италии, как и в России, изменения городской среды долгое время были хаотичными. Куратор подчеркнул, что эстетику на современном архитектурном языке формируют творческая составляющая вместе с социальной ответственностью и финансовой опорой. Тем не менее, когда взгляд скользит по стеклянной поверхности аудиториума «Парк Музыки» и по внутренней структуре моста через Базенто, мысли теряют рациональность. А в голове посетителя, покидающего зал, наполненный терпким запахом, скорее не прагматичные расчеты, а вольная цитата Ле Корбюьзе, приведенная Франческо: «Архитектура и счастье недалеки друг от друга. Архитектуру создают только счастливые люди».
Выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» на Красном Октябре. Фотография Ю. Тарабариной
Выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» на Красном Октябре. Фотография Ю. Тарабариной
Выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» на Красном Октябре. Фотография Ю. Тарабариной
Выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» на Красном Октябре. Фотография Ю. Тарабариной
Выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» на Красном Октябре. Фотография Ю. Тарабариной
Выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» на Красном Октябре. Фотография Ю. Тарабариной
Видео-ролик, посвященный институту In/Arch и макет строительства северо-востояного пригорода Рима. Фотография Ю. Тарабариной
Видео-ролик, посвященный институту In/Arch и макет строительства северо-востояного пригорода Рима. Фотография Ю. Тарабариной
Видео-ролик, посвященный институту In/Arch и макет строительства северо-востояного пригорода Рима. Фотография Ю. Тарабариной
Видео-ролик, посвященный институту In/Arch и макет строительства северо-востояного пригорода Рима. Фотография Ю. Тарабариной
Видео-ролик, посвященный институту In/Arch и макет строительства северо-востояного пригорода Рима. Фотография Ю. Тарабариной
Видео-ролик, посвященный институту In/Arch и макет строительства северо-востояного пригорода Рима. Фотография Ю. Тарабариной
План строительства северо-востояного пригорода Рима, архитектурное бюро ASSE. Макет. Фотография Ю. Тарабариной
План строительства северо-востояного пригорода Рима, архитектурное бюро ASSE. Макет. Фотография Ю. Тарабариной