Первое заседание городского клуба «СитиСфера»

Вчера, 29 ноября, в ресторане гостиницы «Савой» состоялось первое заседание городского клуба «СитиСфера», организованного агентством «Росбалт» для новых решений городских проблем и налаживания контактов с властью и бизнесом для их осуществления

30 Ноября 2006
mainImg
В первом заседании приняли участие член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Давид Саркисян, главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов, вице-президент Союза архитекторов Москвы Николай Павлов, председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталева, вице-президент Союза архитекторов России Юрий Сдобнов и эксперты клуба – Натали Голицына, Инна Соловьева, Лариса Голубкина, Даниил Дондурей. По словам организаторов, это пробное заседание, на которое они пригласили достаточно близких людей, для того, чтобы наметить координаты эффективной деятельности клуба. По итогам заседаний планируется создавать открытое письмо, которое должны увидеть москвичи и представители власти.

Заседание началось с небольшого введения в градостроительную специфику Москвы – некогда характерная для столицы малоэтажная застройка с ее особым ландшафтом и кривыми переулками в результате возвращения столичных функций в XX веке пропиталась имперским духом. «Эту опасную тенденцию, по словам Алексея Клименко,  мы и сейчас продолжаем наблюдать. Особенно это заметно на Старом Арбате, где гигантское новое здание банка ломает сложившийся ансамбль улицы». Среди противоположных примеров Клименко назвал здание Плоткина в форме дома-катамарана, которое он всегда с гордостью показывает приезжающим иностранцам.

Алексей Муратов назвал главной проблемой не отсутствие качественной современной архитектуры, а отношение к ней и вообще к наследию. Он рассказал, как пришел со съемочной группой из 5-го канала на Остоженку, одно из лучших собраний современной архитектуры в Москве, и как только они начали снимать здания Скуратова и Григоряна к ним подошел охранник и сказал, что этот дом снимать нельзя так как здесь живут депутаты, и поэтому снимайте следующий. Когда же они стали снимать другое здание к ним снова подошли и сказали что и его снимать нельзя, «снимайте следующий» и так далее. «Это наглядный пример того, говорит Муратов, как город превращается в подобие частной гостиницы, когда с ним можно делать все что угодно. В этом случае архитектурные памятники это всего лишь лакмусовая бумажка, потому что если раньше они принадлежали всем, то сейчас с ними делают все что угодно. Так же и с городом – дело не в современной архитектуре, а в том, что пока город «мой» я буду делать в нем все что захочу». 

Павлов начал разговор в градостроительном русле. «Необходимо изолировать все магистрали от городской жизни. Нужна система самоуправления, которая будет отвечать за поддержку каждой конкретной территории. Потому что если жители почувствуют свою территориальную целостность, как это было раньше – улица гончаров, кожевников и т.д., то никому ничего снести не удастся. Всему этому мешает неразвитость самоуправления». Соответственно возник вопрос – как собрать всех вместе? И может ли помочь в этом городской клуб?
Второе, что отметил Павлов – «нужно развивать систему городов-спутников, но не барачных городов, без какой-либо системы, которые образуются вокруг Москвы и в которых живут олигархи, а продуманные городские элементы». И третье – «все говорят, что Санкт-Петербург это город ансамблей, Москва тоже состоит аз ансамблей, только они на порядок сложней, потому что складывались веками. Но многие из руководителей не обращают на это внимания и пространственной системой города никто не занимается. Поэтому другая проблема это отсутствие профессиональных кадров в сфере градостроительства».

Понимая и принимая все замечания, участники клуба задумались о том, какой результат этого разговора может быть, иначе говоря, что делать. На высказывание Ю. Сдобнова о том, что «мы постоянно встречаемся с полным безразличием властей» Натали Голицына поделилась своим успешным опытом писания писем, где главное – писать сразу в первоисточники, одновременно писать в СМИ и правоохранительные органы и в конце ставить пометку – «сообщите, пожалуйста, через сколько вы ответите». Такая настойчивость и методичность, по ее словам, всегда получала положительный результат. Участники заседания сразу сошлись на том, что письма от клуба будет писать Голицына, а относить их вызвалась заслуженная артистка России Лариса Голубкина.

Пример своего опыта привела искусствовед Инна Соловьева, которая вместе с остальными жильцами своего дома отстояла его снос. По ее словам, в решении этой проблемы «необходимо расставить болевые точки», наметить те действия, которые мы реально можем сделать. Одной из болевых точек, по словам Голубкиной – «являются деньги, и она пока непобедима, потому что находится внутри человека».

Марина Хрусталева в своем выступлении посоветовала общественности не опускать руки и понимать силу своих возможностей, даже во время самых болезненных ситуаций. Среди которых она напомнила историю художника Филатова в Молочном переулке, Знаменку, 9, которая боролась с Шиловым, но проиграла, историю Б. Никитская, 12, «где перед усадьбой Меньшикова строят не весть что под видом основного исторического флигеля. И мы знаем, что там были люди, сил которых не хватило, чтобы бороться. Но в то же время мы знаем людей, сил которых хватило и они спасли здания. Например, две женщины, владелицы ресторана Станиславского на Никитской, до сих пор держат дом и всю территорию бывшей усадьбы, которую уже давно подписали под снос». Напомнила она и историю с Патриаршими прудами, где не был построен примус исключительно из-за вышедших на улицу людей и историю с мельниковским домом, который взяла под свое крыло немолодая и совсем нездоровая женщина, внучка Константина Степановича и сегодняшнее движение за пушкинскую площадь. «И мы на самом деле боремся здесь с таким грозными силами и такими большими деньгами, которых мы и представить себе не можем».

Наступающий предвыборный год участники клуба назвали очень удачным временем для внесения корректив. По словам Марины Хрусталевой, роль общественности в вопросах архитектуры этим летом начала кардинально меняться. «Если раньше мы были группкой маргиналов, молодежи, то сейчас нас начинают приглашать на различные заседания и начинают прямо говорить, что на следующий, популистский год к нам потянется очередь за тем, чтобы подписаться под нашими обращениями… Я не хочу таких денег и политических историй – добавляет Хрусталева, но это тот шанс, который мы должны осознавать и использовать, чтобы реально что-то изменить».

Логичным заключением первого заседания клуба стало решение приглашать на встречи представителей власти, с которыми бы участники обсуждали возможность решения городских проблем.
Фотографии Ирины Фильченковой


30 Ноября 2006

comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии Сохранения Тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства.
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.