Первое заседание городского клуба «СитиСфера»

Вчера, 29 ноября, в ресторане гостиницы «Савой» состоялось первое заседание городского клуба «СитиСфера», организованного агентством «Росбалт» для новых решений городских проблем и налаживания контактов с властью и бизнесом для их осуществления

30 Ноября 2006
mainImg
В первом заседании приняли участие член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Давид Саркисян, главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов, вице-президент Союза архитекторов Москвы Николай Павлов, председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталева, вице-президент Союза архитекторов России Юрий Сдобнов и эксперты клуба – Натали Голицына, Инна Соловьева, Лариса Голубкина, Даниил Дондурей. По словам организаторов, это пробное заседание, на которое они пригласили достаточно близких людей, для того, чтобы наметить координаты эффективной деятельности клуба. По итогам заседаний планируется создавать открытое письмо, которое должны увидеть москвичи и представители власти.

Заседание началось с небольшого введения в градостроительную специфику Москвы – некогда характерная для столицы малоэтажная застройка с ее особым ландшафтом и кривыми переулками в результате возвращения столичных функций в XX веке пропиталась имперским духом. «Эту опасную тенденцию, по словам Алексея Клименко,  мы и сейчас продолжаем наблюдать. Особенно это заметно на Старом Арбате, где гигантское новое здание банка ломает сложившийся ансамбль улицы». Среди противоположных примеров Клименко назвал здание Плоткина в форме дома-катамарана, которое он всегда с гордостью показывает приезжающим иностранцам.

Алексей Муратов назвал главной проблемой не отсутствие качественной современной архитектуры, а отношение к ней и вообще к наследию. Он рассказал, как пришел со съемочной группой из 5-го канала на Остоженку, одно из лучших собраний современной архитектуры в Москве, и как только они начали снимать здания Скуратова и Григоряна к ним подошел охранник и сказал, что этот дом снимать нельзя так как здесь живут депутаты, и поэтому снимайте следующий. Когда же они стали снимать другое здание к ним снова подошли и сказали что и его снимать нельзя, «снимайте следующий» и так далее. «Это наглядный пример того, говорит Муратов, как город превращается в подобие частной гостиницы, когда с ним можно делать все что угодно. В этом случае архитектурные памятники это всего лишь лакмусовая бумажка, потому что если раньше они принадлежали всем, то сейчас с ними делают все что угодно. Так же и с городом – дело не в современной архитектуре, а в том, что пока город «мой» я буду делать в нем все что захочу». 

Павлов начал разговор в градостроительном русле. «Необходимо изолировать все магистрали от городской жизни. Нужна система самоуправления, которая будет отвечать за поддержку каждой конкретной территории. Потому что если жители почувствуют свою территориальную целостность, как это было раньше – улица гончаров, кожевников и т.д., то никому ничего снести не удастся. Всему этому мешает неразвитость самоуправления». Соответственно возник вопрос – как собрать всех вместе? И может ли помочь в этом городской клуб?
Второе, что отметил Павлов – «нужно развивать систему городов-спутников, но не барачных городов, без какой-либо системы, которые образуются вокруг Москвы и в которых живут олигархи, а продуманные городские элементы». И третье – «все говорят, что Санкт-Петербург это город ансамблей, Москва тоже состоит аз ансамблей, только они на порядок сложней, потому что складывались веками. Но многие из руководителей не обращают на это внимания и пространственной системой города никто не занимается. Поэтому другая проблема это отсутствие профессиональных кадров в сфере градостроительства».

Понимая и принимая все замечания, участники клуба задумались о том, какой результат этого разговора может быть, иначе говоря, что делать. На высказывание Ю. Сдобнова о том, что «мы постоянно встречаемся с полным безразличием властей» Натали Голицына поделилась своим успешным опытом писания писем, где главное – писать сразу в первоисточники, одновременно писать в СМИ и правоохранительные органы и в конце ставить пометку – «сообщите, пожалуйста, через сколько вы ответите». Такая настойчивость и методичность, по ее словам, всегда получала положительный результат. Участники заседания сразу сошлись на том, что письма от клуба будет писать Голицына, а относить их вызвалась заслуженная артистка России Лариса Голубкина.

Пример своего опыта привела искусствовед Инна Соловьева, которая вместе с остальными жильцами своего дома отстояла его снос. По ее словам, в решении этой проблемы «необходимо расставить болевые точки», наметить те действия, которые мы реально можем сделать. Одной из болевых точек, по словам Голубкиной – «являются деньги, и она пока непобедима, потому что находится внутри человека».

Марина Хрусталева в своем выступлении посоветовала общественности не опускать руки и понимать силу своих возможностей, даже во время самых болезненных ситуаций. Среди которых она напомнила историю художника Филатова в Молочном переулке, Знаменку, 9, которая боролась с Шиловым, но проиграла, историю Б. Никитская, 12, «где перед усадьбой Меньшикова строят не весть что под видом основного исторического флигеля. И мы знаем, что там были люди, сил которых не хватило, чтобы бороться. Но в то же время мы знаем людей, сил которых хватило и они спасли здания. Например, две женщины, владелицы ресторана Станиславского на Никитской, до сих пор держат дом и всю территорию бывшей усадьбы, которую уже давно подписали под снос». Напомнила она и историю с Патриаршими прудами, где не был построен примус исключительно из-за вышедших на улицу людей и историю с мельниковским домом, который взяла под свое крыло немолодая и совсем нездоровая женщина, внучка Константина Степановича и сегодняшнее движение за пушкинскую площадь. «И мы на самом деле боремся здесь с таким грозными силами и такими большими деньгами, которых мы и представить себе не можем».

Наступающий предвыборный год участники клуба назвали очень удачным временем для внесения корректив. По словам Марины Хрусталевой, роль общественности в вопросах архитектуры этим летом начала кардинально меняться. «Если раньше мы были группкой маргиналов, молодежи, то сейчас нас начинают приглашать на различные заседания и начинают прямо говорить, что на следующий, популистский год к нам потянется очередь за тем, чтобы подписаться под нашими обращениями… Я не хочу таких денег и политических историй – добавляет Хрусталева, но это тот шанс, который мы должны осознавать и использовать, чтобы реально что-то изменить».

Логичным заключением первого заседания клуба стало решение приглашать на встречи представителей власти, с которыми бы участники обсуждали возможность решения городских проблем.
Фотографии Ирины Фильченковой


30 Ноября 2006

comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.

Сейчас на главной

Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.