Первое заседание городского клуба «СитиСфера»

Вчера, 29 ноября, в ресторане гостиницы «Савой» состоялось первое заседание городского клуба «СитиСфера», организованного агентством «Росбалт» для новых решений городских проблем и налаживания контактов с властью и бизнесом для их осуществления

30 Ноября 2006
mainImg
В первом заседании приняли участие член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Давид Саркисян, главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов, вице-президент Союза архитекторов Москвы Николай Павлов, председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталева, вице-президент Союза архитекторов России Юрий Сдобнов и эксперты клуба – Натали Голицына, Инна Соловьева, Лариса Голубкина, Даниил Дондурей. По словам организаторов, это пробное заседание, на которое они пригласили достаточно близких людей, для того, чтобы наметить координаты эффективной деятельности клуба. По итогам заседаний планируется создавать открытое письмо, которое должны увидеть москвичи и представители власти.

Заседание началось с небольшого введения в градостроительную специфику Москвы – некогда характерная для столицы малоэтажная застройка с ее особым ландшафтом и кривыми переулками в результате возвращения столичных функций в XX веке пропиталась имперским духом. «Эту опасную тенденцию, по словам Алексея Клименко,  мы и сейчас продолжаем наблюдать. Особенно это заметно на Старом Арбате, где гигантское новое здание банка ломает сложившийся ансамбль улицы». Среди противоположных примеров Клименко назвал здание Плоткина в форме дома-катамарана, которое он всегда с гордостью показывает приезжающим иностранцам.

Алексей Муратов назвал главной проблемой не отсутствие качественной современной архитектуры, а отношение к ней и вообще к наследию. Он рассказал, как пришел со съемочной группой из 5-го канала на Остоженку, одно из лучших собраний современной архитектуры в Москве, и как только они начали снимать здания Скуратова и Григоряна к ним подошел охранник и сказал, что этот дом снимать нельзя так как здесь живут депутаты, и поэтому снимайте следующий. Когда же они стали снимать другое здание к ним снова подошли и сказали что и его снимать нельзя, «снимайте следующий» и так далее. «Это наглядный пример того, говорит Муратов, как город превращается в подобие частной гостиницы, когда с ним можно делать все что угодно. В этом случае архитектурные памятники это всего лишь лакмусовая бумажка, потому что если раньше они принадлежали всем, то сейчас с ними делают все что угодно. Так же и с городом – дело не в современной архитектуре, а в том, что пока город «мой» я буду делать в нем все что захочу». 

Павлов начал разговор в градостроительном русле. «Необходимо изолировать все магистрали от городской жизни. Нужна система самоуправления, которая будет отвечать за поддержку каждой конкретной территории. Потому что если жители почувствуют свою территориальную целостность, как это было раньше – улица гончаров, кожевников и т.д., то никому ничего снести не удастся. Всему этому мешает неразвитость самоуправления». Соответственно возник вопрос – как собрать всех вместе? И может ли помочь в этом городской клуб?
Второе, что отметил Павлов – «нужно развивать систему городов-спутников, но не барачных городов, без какой-либо системы, которые образуются вокруг Москвы и в которых живут олигархи, а продуманные городские элементы». И третье – «все говорят, что Санкт-Петербург это город ансамблей, Москва тоже состоит аз ансамблей, только они на порядок сложней, потому что складывались веками. Но многие из руководителей не обращают на это внимания и пространственной системой города никто не занимается. Поэтому другая проблема это отсутствие профессиональных кадров в сфере градостроительства».

Понимая и принимая все замечания, участники клуба задумались о том, какой результат этого разговора может быть, иначе говоря, что делать. На высказывание Ю. Сдобнова о том, что «мы постоянно встречаемся с полным безразличием властей» Натали Голицына поделилась своим успешным опытом писания писем, где главное – писать сразу в первоисточники, одновременно писать в СМИ и правоохранительные органы и в конце ставить пометку – «сообщите, пожалуйста, через сколько вы ответите». Такая настойчивость и методичность, по ее словам, всегда получала положительный результат. Участники заседания сразу сошлись на том, что письма от клуба будет писать Голицына, а относить их вызвалась заслуженная артистка России Лариса Голубкина.

Пример своего опыта привела искусствовед Инна Соловьева, которая вместе с остальными жильцами своего дома отстояла его снос. По ее словам, в решении этой проблемы «необходимо расставить болевые точки», наметить те действия, которые мы реально можем сделать. Одной из болевых точек, по словам Голубкиной – «являются деньги, и она пока непобедима, потому что находится внутри человека».

Марина Хрусталева в своем выступлении посоветовала общественности не опускать руки и понимать силу своих возможностей, даже во время самых болезненных ситуаций. Среди которых она напомнила историю художника Филатова в Молочном переулке, Знаменку, 9, которая боролась с Шиловым, но проиграла, историю Б. Никитская, 12, «где перед усадьбой Меньшикова строят не весть что под видом основного исторического флигеля. И мы знаем, что там были люди, сил которых не хватило, чтобы бороться. Но в то же время мы знаем людей, сил которых хватило и они спасли здания. Например, две женщины, владелицы ресторана Станиславского на Никитской, до сих пор держат дом и всю территорию бывшей усадьбы, которую уже давно подписали под снос». Напомнила она и историю с Патриаршими прудами, где не был построен примус исключительно из-за вышедших на улицу людей и историю с мельниковским домом, который взяла под свое крыло немолодая и совсем нездоровая женщина, внучка Константина Степановича и сегодняшнее движение за пушкинскую площадь. «И мы на самом деле боремся здесь с таким грозными силами и такими большими деньгами, которых мы и представить себе не можем».

Наступающий предвыборный год участники клуба назвали очень удачным временем для внесения корректив. По словам Марины Хрусталевой, роль общественности в вопросах архитектуры этим летом начала кардинально меняться. «Если раньше мы были группкой маргиналов, молодежи, то сейчас нас начинают приглашать на различные заседания и начинают прямо говорить, что на следующий, популистский год к нам потянется очередь за тем, чтобы подписаться под нашими обращениями… Я не хочу таких денег и политических историй – добавляет Хрусталева, но это тот шанс, который мы должны осознавать и использовать, чтобы реально что-то изменить».

Логичным заключением первого заседания клуба стало решение приглашать на встречи представителей власти, с которыми бы участники обсуждали возможность решения городских проблем.
Фотографии Ирины Фильченковой


30 Ноября 2006

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.