30.11.2006

Первое заседание городского клуба «СитиСфера»

Вчера, 29 ноября, в ресторане гостиницы «Савой» состоялось первое заседание городского клуба «СитиСфера», организованного агентством «Росбалт» для новых решений городских проблем и налаживания контактов с властью и бизнесом для их осуществления

информация:

Фотографии Ирины Фильченковой
Фотографии Ирины Фильченковой
В первом заседании приняли участие член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Давид Саркисян, главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов, вице-президент Союза архитекторов Москвы Николай Павлов, председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталева, вице-президент Союза архитекторов России Юрий Сдобнов и эксперты клуба – Натали Голицына, Инна Соловьева, Лариса Голубкина, Даниил Дондурей. По словам организаторов, это пробное заседание, на которое они пригласили достаточно близких людей, для того, чтобы наметить координаты эффективной деятельности клуба. По итогам заседаний планируется создавать открытое письмо, которое должны увидеть москвичи и представители власти.

Заседание началось с небольшого введения в градостроительную специфику Москвы – некогда характерная для столицы малоэтажная застройка с ее особым ландшафтом и кривыми переулками в результате возвращения столичных функций в XX веке пропиталась имперским духом. «Эту опасную тенденцию, по словам Алексея Клименко,  мы и сейчас продолжаем наблюдать. Особенно это заметно на Старом Арбате, где гигантское новое здание банка ломает сложившийся ансамбль улицы». Среди противоположных примеров Клименко назвал здание Плоткина в форме дома-катамарана, которое он всегда с гордостью показывает приезжающим иностранцам.

Алексей Муратов назвал главной проблемой не отсутствие качественной современной архитектуры, а отношение к ней и вообще к наследию. Он рассказал, как пришел со съемочной группой из 5-го канала на Остоженку, одно из лучших собраний современной архитектуры в Москве, и как только они начали снимать здания Скуратова и Григоряна к ним подошел охранник и сказал, что этот дом снимать нельзя так как здесь живут депутаты, и поэтому снимайте следующий. Когда же они стали снимать другое здание к ним снова подошли и сказали что и его снимать нельзя, «снимайте следующий» и так далее. «Это наглядный пример того, говорит Муратов, как город превращается в подобие частной гостиницы, когда с ним можно делать все что угодно. В этом случае архитектурные памятники это всего лишь лакмусовая бумажка, потому что если раньше они принадлежали всем, то сейчас с ними делают все что угодно. Так же и с городом – дело не в современной архитектуре, а в том, что пока город «мой» я буду делать в нем все что захочу». 

Павлов начал разговор в градостроительном русле. «Необходимо изолировать все магистрали от городской жизни. Нужна система самоуправления, которая будет отвечать за поддержку каждой конкретной территории. Потому что если жители почувствуют свою территориальную целостность, как это было раньше – улица гончаров, кожевников и т.д., то никому ничего снести не удастся. Всему этому мешает неразвитость самоуправления». Соответственно возник вопрос – как собрать всех вместе? И может ли помочь в этом городской клуб?
Второе, что отметил Павлов – «нужно развивать систему городов-спутников, но не барачных городов, без какой-либо системы, которые образуются вокруг Москвы и в которых живут олигархи, а продуманные городские элементы». И третье – «все говорят, что Санкт-Петербург это город ансамблей, Москва тоже состоит аз ансамблей, только они на порядок сложней, потому что складывались веками. Но многие из руководителей не обращают на это внимания и пространственной системой города никто не занимается. Поэтому другая проблема это отсутствие профессиональных кадров в сфере градостроительства».

Понимая и принимая все замечания, участники клуба задумались о том, какой результат этого разговора может быть, иначе говоря, что делать. На высказывание Ю. Сдобнова о том, что «мы постоянно встречаемся с полным безразличием властей» Натали Голицына поделилась своим успешным опытом писания писем, где главное – писать сразу в первоисточники, одновременно писать в СМИ и правоохранительные органы и в конце ставить пометку – «сообщите, пожалуйста, через сколько вы ответите». Такая настойчивость и методичность, по ее словам, всегда получала положительный результат. Участники заседания сразу сошлись на том, что письма от клуба будет писать Голицына, а относить их вызвалась заслуженная артистка России Лариса Голубкина.

Пример своего опыта привела искусствовед Инна Соловьева, которая вместе с остальными жильцами своего дома отстояла его снос. По ее словам, в решении этой проблемы «необходимо расставить болевые точки», наметить те действия, которые мы реально можем сделать. Одной из болевых точек, по словам Голубкиной – «являются деньги, и она пока непобедима, потому что находится внутри человека».

Марина Хрусталева в своем выступлении посоветовала общественности не опускать руки и понимать силу своих возможностей, даже во время самых болезненных ситуаций. Среди которых она напомнила историю художника Филатова в Молочном переулке, Знаменку, 9, которая боролась с Шиловым, но проиграла, историю Б. Никитская, 12, «где перед усадьбой Меньшикова строят не весть что под видом основного исторического флигеля. И мы знаем, что там были люди, сил которых не хватило, чтобы бороться. Но в то же время мы знаем людей, сил которых хватило и они спасли здания. Например, две женщины, владелицы ресторана Станиславского на Никитской, до сих пор держат дом и всю территорию бывшей усадьбы, которую уже давно подписали под снос». Напомнила она и историю с Патриаршими прудами, где не был построен примус исключительно из-за вышедших на улицу людей и историю с мельниковским домом, который взяла под свое крыло немолодая и совсем нездоровая женщина, внучка Константина Степановича и сегодняшнее движение за пушкинскую площадь. «И мы на самом деле боремся здесь с таким грозными силами и такими большими деньгами, которых мы и представить себе не можем».

Наступающий предвыборный год участники клуба назвали очень удачным временем для внесения корректив. По словам Марины Хрусталевой, роль общественности в вопросах архитектуры этим летом начала кардинально меняться. «Если раньше мы были группкой маргиналов, молодежи, то сейчас нас начинают приглашать на различные заседания и начинают прямо говорить, что на следующий, популистский год к нам потянется очередь за тем, чтобы подписаться под нашими обращениями… Я не хочу таких денег и политических историй – добавляет Хрусталева, но это тот шанс, который мы должны осознавать и использовать, чтобы реально что-то изменить».

Логичным заключением первого заседания клуба стало решение приглашать на встречи представителей власти, с которыми бы участники обсуждали возможность решения городских проблем.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Попов
  • Олег Карлсон
  • Даниил Лоренц
  • Станислав Белых
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Орешкин
  • Арсений Леонович
  • Сергей Кузнецов
  • Владимир Ковалёв
  • Зураб Басария
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Шапиро
  • Михаил Канунников
  • Юрий Сафронов
  • Константин Ходнев
  • Наталия Шилова
  • Антон Надточий
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Чобан
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Романов
  • Павел Андреев
  • Никита Токарев
  • Сергей Сенкевич
  • Марк Сафронов
  • Сергей Труханов
  • Илья Уткин
  • Антон Лукомский
  • Василий Крапивин
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Бирюков
  • Александра Кузьмина
  • Рустам Керимов
  • Антон Бондаренко
  • Вера Бутко
  • Роман Леонидов
  • Сергей Скуратов
  • Наталья Сидорова
  • Валерия Преображенская
  • Левон Айрапетов
  • Всеволод Медведев
  • Полина Воеводина
  • Андрей Асадов
  • Карен Сапричян
  • Николай Миловидов
  • Валерий Лукомский
  • Наталия Зайченко
  • Иван Кожин
  • Илья Машков
  • Екатерина Грень
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Александр Скокан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Вилла-BG_019
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи
  • Жилой комплекс «Стрижи»

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи