Первое заседание городского клуба «СитиСфера»

Вчера, 29 ноября, в ресторане гостиницы «Савой» состоялось первое заседание городского клуба «СитиСфера», организованного агентством «Росбалт» для новых решений городских проблем и налаживания контактов с властью и бизнесом для их осуществления

30 Ноября 2006
mainImg
В первом заседании приняли участие член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Давид Саркисян, главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов, вице-президент Союза архитекторов Москвы Николай Павлов, председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия Марина Хрусталева, вице-президент Союза архитекторов России Юрий Сдобнов и эксперты клуба – Натали Голицына, Инна Соловьева, Лариса Голубкина, Даниил Дондурей. По словам организаторов, это пробное заседание, на которое они пригласили достаточно близких людей, для того, чтобы наметить координаты эффективной деятельности клуба. По итогам заседаний планируется создавать открытое письмо, которое должны увидеть москвичи и представители власти.

Заседание началось с небольшого введения в градостроительную специфику Москвы – некогда характерная для столицы малоэтажная застройка с ее особым ландшафтом и кривыми переулками в результате возвращения столичных функций в XX веке пропиталась имперским духом. «Эту опасную тенденцию, по словам Алексея Клименко,  мы и сейчас продолжаем наблюдать. Особенно это заметно на Старом Арбате, где гигантское новое здание банка ломает сложившийся ансамбль улицы». Среди противоположных примеров Клименко назвал здание Плоткина в форме дома-катамарана, которое он всегда с гордостью показывает приезжающим иностранцам.

Алексей Муратов назвал главной проблемой не отсутствие качественной современной архитектуры, а отношение к ней и вообще к наследию. Он рассказал, как пришел со съемочной группой из 5-го канала на Остоженку, одно из лучших собраний современной архитектуры в Москве, и как только они начали снимать здания Скуратова и Григоряна к ним подошел охранник и сказал, что этот дом снимать нельзя так как здесь живут депутаты, и поэтому снимайте следующий. Когда же они стали снимать другое здание к ним снова подошли и сказали что и его снимать нельзя, «снимайте следующий» и так далее. «Это наглядный пример того, говорит Муратов, как город превращается в подобие частной гостиницы, когда с ним можно делать все что угодно. В этом случае архитектурные памятники это всего лишь лакмусовая бумажка, потому что если раньше они принадлежали всем, то сейчас с ними делают все что угодно. Так же и с городом – дело не в современной архитектуре, а в том, что пока город «мой» я буду делать в нем все что захочу». 

Павлов начал разговор в градостроительном русле. «Необходимо изолировать все магистрали от городской жизни. Нужна система самоуправления, которая будет отвечать за поддержку каждой конкретной территории. Потому что если жители почувствуют свою территориальную целостность, как это было раньше – улица гончаров, кожевников и т.д., то никому ничего снести не удастся. Всему этому мешает неразвитость самоуправления». Соответственно возник вопрос – как собрать всех вместе? И может ли помочь в этом городской клуб?
Второе, что отметил Павлов – «нужно развивать систему городов-спутников, но не барачных городов, без какой-либо системы, которые образуются вокруг Москвы и в которых живут олигархи, а продуманные городские элементы». И третье – «все говорят, что Санкт-Петербург это город ансамблей, Москва тоже состоит аз ансамблей, только они на порядок сложней, потому что складывались веками. Но многие из руководителей не обращают на это внимания и пространственной системой города никто не занимается. Поэтому другая проблема это отсутствие профессиональных кадров в сфере градостроительства».

Понимая и принимая все замечания, участники клуба задумались о том, какой результат этого разговора может быть, иначе говоря, что делать. На высказывание Ю. Сдобнова о том, что «мы постоянно встречаемся с полным безразличием властей» Натали Голицына поделилась своим успешным опытом писания писем, где главное – писать сразу в первоисточники, одновременно писать в СМИ и правоохранительные органы и в конце ставить пометку – «сообщите, пожалуйста, через сколько вы ответите». Такая настойчивость и методичность, по ее словам, всегда получала положительный результат. Участники заседания сразу сошлись на том, что письма от клуба будет писать Голицына, а относить их вызвалась заслуженная артистка России Лариса Голубкина.

Пример своего опыта привела искусствовед Инна Соловьева, которая вместе с остальными жильцами своего дома отстояла его снос. По ее словам, в решении этой проблемы «необходимо расставить болевые точки», наметить те действия, которые мы реально можем сделать. Одной из болевых точек, по словам Голубкиной – «являются деньги, и она пока непобедима, потому что находится внутри человека».

Марина Хрусталева в своем выступлении посоветовала общественности не опускать руки и понимать силу своих возможностей, даже во время самых болезненных ситуаций. Среди которых она напомнила историю художника Филатова в Молочном переулке, Знаменку, 9, которая боролась с Шиловым, но проиграла, историю Б. Никитская, 12, «где перед усадьбой Меньшикова строят не весть что под видом основного исторического флигеля. И мы знаем, что там были люди, сил которых не хватило, чтобы бороться. Но в то же время мы знаем людей, сил которых хватило и они спасли здания. Например, две женщины, владелицы ресторана Станиславского на Никитской, до сих пор держат дом и всю территорию бывшей усадьбы, которую уже давно подписали под снос». Напомнила она и историю с Патриаршими прудами, где не был построен примус исключительно из-за вышедших на улицу людей и историю с мельниковским домом, который взяла под свое крыло немолодая и совсем нездоровая женщина, внучка Константина Степановича и сегодняшнее движение за пушкинскую площадь. «И мы на самом деле боремся здесь с таким грозными силами и такими большими деньгами, которых мы и представить себе не можем».

Наступающий предвыборный год участники клуба назвали очень удачным временем для внесения корректив. По словам Марины Хрусталевой, роль общественности в вопросах архитектуры этим летом начала кардинально меняться. «Если раньше мы были группкой маргиналов, молодежи, то сейчас нас начинают приглашать на различные заседания и начинают прямо говорить, что на следующий, популистский год к нам потянется очередь за тем, чтобы подписаться под нашими обращениями… Я не хочу таких денег и политических историй – добавляет Хрусталева, но это тот шанс, который мы должны осознавать и использовать, чтобы реально что-то изменить».

Логичным заключением первого заседания клуба стало решение приглашать на встречи представителей власти, с которыми бы участники обсуждали возможность решения городских проблем.
Фотографии Ирины Фильченковой


30 Ноября 2006

comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.