Реконструкция Большого – будет ли подземка?

На прошедшем 6 сентября Общественном градостроительном совете при Мэре Москвы главным вопросом была вторая очередь реконструкции Большого театра – а именно, освоение подземного пространства под Большим театром и Театральной площадью для паркинга, служебных помещений и подземного концертно-репетиционного зала. Затем обсуждали восстановление монумента «Рабочий и колхозница» и перспективу строительства вокруг него нового торгового центра

Автор текста:
Ирина Фильченкова

07 Сентября 2006
mainImg
Для того, чтобы облегчить сильно перегруженный объем театра и увести под землю всю инженерию, расширив тем самым возможности сцены, архитекторы обратились к единственно возможному пути развития театрального комплекса – освоению подземного пространства. Однако этот путь требует детального анализа подземных грунтов, который бы давал стопроцентную уверенность, что подземная архитектура не станет «бомбой замедленного действия».
Проект реконструкции, представленный главным архитектором ЗАО «Курортпроект» Н.Г. Шангиным, предполагает создание подземных пространств под Театральной площадью, Щепкинским проездом, Копьевским пер. и под тротуаром ул. Петровки. Их инженерная конструкция держится на вдавливаемых сваях, уходящих вглубь земли на 18-20 метров.
Помимо паркинга, под землей планируется создать зал, куда переместятся функции камерного Бетховенского зала, где, наконец-то в полном составе, сможет репетировать оркестр и будут устраиваться дополнительные представления.
Однако, несмотря на кажущуюся продуманность проекта, многие присутствующие высказали недоверие вызванное, с одной стороны, значительными материальными затратами, и вообще вопросом необходимости в дополнительных театральных площадях - ведь у театра уже имеется вторая сцена, но главным поводом стала неуверенность в надежности подземной конструкции. Первым кто выразил недоверие, был Ю.М. Лужков, спросивший уверены ли проектировщики в надежности грунтов. Известно, что грунтовые воды здесь проходят достаточно высоко, из-за них пришлось сократить этажность при строительстве Охотного ряда, а работы по заключению в 1970-е гг. реки Неглинки в коллектор чуть не привело к гибели гостиницы «Метрополь» и Малого театра. Чем же в таком случае отличается Большой театр, учитывая, что и гостиница и театр тоже находятся на сваях?
Вердиктом Общественного совета стало временное отклонение проекта до окончательного заключения о состоянии грунтов и подземных вод на этой территории.

Вторым вопросом на повестке дня была установка знаменитого монумента В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница» – тема, которая обсуждается с 2003 года. Скульпутре планируется вернуть геометрию первоначального постамента, то есть скопировать павильон спроектированный для Парижской выставки 1937 года Б. Иофаном. Надо сказать, что идея восстановления иофановского павильона воникла в конце 2002 года как часть неудавшейся попытки предложить ВВЦ и вообще Россию для проведения международной выставки ЭКСПО-10. Скульптуру же демонтировали для реставрации в ноябре 2003 года. Как тогда, так и сейчас, проектированием павильона и окружения занимается Андрей Боков (Моспроект-4).
Монумент поставят приблизительно там же, где он стоял раньше – на пересечении проспекта Мира и улицы С. Эйзенштейна. Вокруг планируется построить общественно-торговый центр (в доминирующей общественной функцией – кинотеатром и проч.), который, согласно представленным проектам, окружит скульптуру наподобие амфитеатра.
На рассмотрение совета было предложено три варианта решения «монумент + общественный центр»; все три отклонены мэром, как затесняюще собой мухинский шедевр. Однако косвенно предпочтение отдали самому приземистому варианту, не выше 20 метров, который менее всего загораживает скульптуру (высота постамента-павильона – около 35 метров, высота скульптуры – 24 метра). Все присутствующие оказались едины во мнении, что монумент – один из ярких символов советского времени, в создаваемом ансамбле должен доминировать. Прозвучали различные же точки зрения относительно того, как бы расположить монумент так, чтобы он был лучше виден. Резюме вынес Ю.М. Лужков, по его словам, скульптура должна стать одной из доминант города и поэтому требует «более логичного решения».
Большой театр в процессе реконструкции. Лето 2006
Монумент В.И Мухиной «Рабочий и колхозница». Макет. Фото Владимира Ламзина
Один из проектов общественно-тогового комплекса и размещения монумента
Генплан
(Все фото Владимира Ламзина)
zooming
Проект павильона для Парижской выставки 1937 г. Б. Иофан. ГНИМА им. А.В. Щусева


07 Сентября 2006

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Живой дизайн для фасадов
Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.

Сейчас на главной

Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Дорога к парку
«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.
Дом для друзей
Юбилейная, десяти лет от роду, премия АРХИWOOD присудила гран-при Николаю Белоусову за достижения, предложила одну нестандартную номинацию, а главная премия досталась Сергею Мишину за его собственный дом. Рассказываем о победителях и о церемонии.
На реке
Любопытный пример освоения «хипстерской» стилистки в ресторане-дебаркадере, расположенном в центре Ростова-на-Дону: сравнительно лаконичный фасад и крайне насыщенный интерьер.