02.11.2009

Размышления автора станции метро «Краснопресненская» по поводу реставрации наземного вестибюля станции метро «Курская»

Публикуем комментарий ФЕЛИКСА НОВИКОВА к ситуации, сложившейся вокруг восстановления «Курской».

информация:

Центральный зал станции метро «Краснопресненская». Арх. В. Егерев, М. Константинов, Ф. Новиков, И. Покровский. 1952 – 54 гг. Изображение предоставлено Феликсом Новиковым
Центральный зал станции метро «Краснопресненская». Арх. В. Егерев, М. Константинов, Ф. Новиков, И. Покровский. 1952 – 54 гг. Изображение предоставлено Феликсом Новиковымоткрыть большое изображение

1-го января 1950 года впервые  открылась станция метро «Курская»-кольцевая. Я – тогда студент дипломного курса – отлично помню этот день и восторженный прием работы Захарова и Чернышевой, получившей вскоре Сталинскую премию 1-й степени. Вторичное ее открытие спустя почти 60 лет вызвало острую дискуссию, в которую вступили представители разных слоев общества, включая сановных персон православной церкви. А когда на эту тему высказался главный архитектор Москвы, у меня возникло желание написать ему открытое письмо и я это сделал. Но поскольку в том тексте упоминался Виктор Егерев и наша общая работа – станция «Краснопресненская», я счел необходимым  обсудить с коллегой вышеупомянутый текст. Виктор Сергеевич, служивший охлаждающим  фактором во всех острых обстоятельствах нашего соавторства, и в данном  случае умерил мой пыл. Однако проблема никуда не делась и, и мало того, касалась нас обоих самым  непосредственным образом. Ведь и на нашей станции, в нише ее центрального зала стояли фигуры Ленина и Сталина, одна из которых была удалена после ХХ съезда  партии, а вторая при строительстве перехода на радиальную линию. И невольно подумалось – а как бы мы отнеслись сегодня к воссозданию сей композиции?

Через пару дней я получил от своего друга изображение того зала, с завершающей его скульптурной группой (почтовая открытка) и следующий прилагаемый текст: – «Фель! Я бы много дал, чтобы вернуть нашей станции  прежний вид. Этот засранец Стрелков (автор станции «Баррикадная» – Ф.Н.) сделал из нее переход с ужасными магазинными светильниками». Разделяя оценку поступка названного выше «собрата» по профессии, я задумался над тем, что мне самому дорого в той фотографии.

Должен сказать, что устройство ниши и установка фигур исполнены по нашему авторскому предложению. Понятно, что отвергнуть его никто не решился, хотя ни Ленин, ни, тем более, Сталин к событиям, случившимся  в 1905 году на Пресне, никакого отношения не имели. А нам они были нужны с единственной целью – завершить ритм рельефов объемным изваянием.

Интересно, что еще до кончины вождя нас пригласили в Краснопресненский райком партии, где проект станции и ее скульптурное оформление обсуждали живые тогда участники пресненских боев. Один из них решительно заявил: – «Эта помещения нам мала. И вообще я не вижу здесь отражения подвига Коли, Колокольчикова!» Однако о том, что совершил Коля он не сказал. Как бы то ни было, ниша была уже занята. Вторично позвонив Егереву, я убедился в том, что он – как и я – в случае реставрации нашей станции и повторного устройства ниши, охотно бы согласился заменить пару вождей вышеупомянутым героем. Не сомневаюсь, что, разделявшие с нами  авторство станции, но уже ушедшие в иной мир,  Михаил Константинов и Игорь Покровский, охотно приняли бы такой вариант.

Конечно, Александр Викторович Кузьмин прав в том, что «Если ты берешься за реставрацию, то делай, как было, иначе какая это реставрация ... Как было у                                                                 авторов, так и должно быть сделано». И я верю его  утверждению: - «Никакой я не сталинист!» Однако исполненное воспроизводство  текста сталинского гимна и предлагаемая вторичная установка  фигуры Сталина станут не столько архитектурной реставрацией, сколько послужат реставрации идеологии сталинизма и культа этой личности.

Правомерность такой  точки зрения подтвердило заявление Президента Российской Федерации, сделанное на его блоге в интернете в день памяти жертв политических репрессий.

А вообще-то не надо ставить памятники при жизни.  В России с делом увековечения кого бы то ни было никак не следует торопиться. К примеру, Опекушин поставил памятник Пушкину в Москве через 43 года после кончины Александра Сергеевича.  А  в Ленинграде  Аникушин воздвиг памятник поэту  и того позже – спустя 120 лет. И никаких проблем! 

Сталину достаточно было повременить три года. Кто бы стал ваять его после речи Хрущева на ХХ съезде КПСС?


Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Лукаш Качмарчик
  • Илья Машков
  • Олег Мединский
  • Никита Явейн
  • Станислав Белых
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Труханов
  • Валерия Преображенская
  • Карен Сапричян
  • Анатолий Столярчук
  • Наталья Сидорова
  • Магда Чихонь
  • Александр Асадов
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Ликин
  • Иван Кожин
  • Никита Бирюков
  • Тотан Кузембаев
  • Игорь Шварцман
  • Шимон Матковски
  • Антон Надточий
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Всеволод Медведев
  • Михаил Канунников
  • Юлий Борисов
  • Сергей Переслегин
  • Наталия Шилова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Шапиро
  • Илья Уткин
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Вера Бутко
  • Павел Андреев
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Токарев
  • Александр Попов
  • Андрей Гнездилов
  • Левон Айрапетов
  • Зураб Басария
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Биндеман
  • Сергей  Орешкин
  • Петр Фонфара
  • Андрей Романов
  • Екатерина Грень
  • Арсений Леонович
  • Роман Леонидов
  • Константин Ходнев
  • Александра Кузьмина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Николай Переслегин
  • Георгий Трофимов
  • Антон Лукомский
  • Олег Карлсон
  • Магда Кмита
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Иванов
  • Александр Скокан
  • Сергей Чобан
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Бровкин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи