Курс на сохранение культурного наследия народов России: итоги симпозиума НК Икомос, Россия

21 декабря на площадке ГБУ «Мосстройинформ» состоялся Международный Симпозиум НК Икомос, Россия «Итоги Года культурного наследия народов России. Актуальные задачи. Теория и практика», в рамках которого ключевые эксперты подвели итоги Года культурного наследия народов России, провели всестороннее обсуждение вопросов сохранения культурного наследия, восстановления памятников архитектуры и их интеграции в современную жизнь городов, постановки новых задач по сохранению культурных традиций, памятников истории и культуры, подготовки молодых специалистов к реставрационной деятельности, а также многого другого.
Фотография предоставлена НК ИКОМОС, Россия

В Международном симпозиуме приняли участие представители органов власти, девелоперы, производители современных материалов и технологий в области реставрации, строительства, музейного и археологического проектирования из разных регионов Российской Федерации.

На торжественной церемонии открытия с приветственным словом выступили Мария Синичич, директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Леонид Кондрашев, президент НК ИКОМОС, Россия, первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главный археолог города Москвы, Вячеслав Фатин, президент Союза реставраторов России, руководитель ГлавУпДК при МИД России, Артур Берлов, заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, Артем Демидов, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и Элизабетта Фаббри, международный эксперт по архитектуре (Италия).

В ходе Открывающей сессии «Подготовка молодых специалистов в реставрационной отрасли: проблемы и пути решения» эксперты обсудили, какие специальности востребованы сегодня в реставрационной отрасли, какие существуют подходы в изучении новых технологических процессов в реставрации и их применении в работе начинающих специалистов, какие появились новые возможности раннего погружения в профессию реставратора и как создать условия для практического применения знаний в ходе обучения, а также какие современные подходы к оценке уровня знаний, навыков и умений студентов активно применяются на сегодняшний день. Модератором сессии стала Юлия Логинова, первый вице-президент – генеральный секретарь НК ИКОМОС, Россия, заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы. В состав спикеров деловой программы вошли Вячеслав Фатин, президент Союза реставраторов России, руководитель ГлавУпДК при МИД России, Артур Берлов, заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, Артем Демидов, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), Евгения Миронова, руководитель Центра сохранения объектов культурного наследия ФАУ «Роскапстрой», Светлана Забелина, первый проректор и учредитель АНО ВО «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ – МАСИ), Дмитрий Тузов, руководитель Отделения «Реставрация и деревообработка» ГБПОУ г. Москвы «Колледж 26 КАДР» и Леонид Кондрашев, президент НК ИКОМОС, Россия, первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главный археолог города Москвы.

Главными темами Пленарной сессии «Объекты всемирного наследия. Источник устойчивого развития» стали пятидесятилетний юбилей Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, буферные зоны объектов всемирного наследия, перспективы интеграции объектов культурного наследия в зоны комплексного развития территорий, законодательное регулирование вопросов управления объектами ЮНЕСКО, механизмы привлечения инвесторов к реализации проектов по сохранению исторических объектов, взаимодействие реставрационной и строительной отраслей на разных стадиях проекта по восстановлению ОКН, возрождение и адаптация к современной жизни объектов индустриального наследия, Китай-город как новая жизнь исторического центра, Дом культуры ГЭС-2 и здание Центрального Телеграфа как возрождение наследия и адаптации к современной жизни, пилотный проект Торжка 2006-2009 гг. В качестве модератора сессии выступила Любовь Цветкова, председатель Правления «Ассоциации инвесторов Москвы». Среди спикеров присутствовали Вячеслав Мануйлов, заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы, Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, Елена Драпеко, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета ГД по культуре, Петр Кудрявцев, член Архитектурного совета города Москвы, основатель бюро Citymakers, Надежда Филатова, вице-президент НК ИКОМОС, Россия, заместитель директора – руководитель отдела всемирного наследия и международного сотрудничества Российского НИИ Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, Артем Охмат, директор перспективных проектов Level Group, Анастасия Надеева, заместитель генерального директора по иностранным объектам и объектам наследия, Проектное бюро APEX, Александр Кудрявцев, почетный Президент НК ИКОМОС, Россия, академик Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Екатерина Конева, член Московского отделения ИКОМОС, архитектор-реставратор 1-й категории, доцент кафедры Архитектура ФГБОУВО «Государственный университет по землеустройству».

Международный симпозиум завершился защитой студенческих проектных работ по разработке концепции реновации Исторического центра «Алеппо» и вручением дипломов и грамот участникам конкурса. Первое место занял Московский архитектурный институт (государственная академия), кафедра «Реконструкция и реставрация в архитектуре». Второе место отдали Новосибирскому государственному университету архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова. На третьем месте оказался Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н. С. Алферова. Модератором выступил Евгений Полянцев, архитектор, профессор, кандидат архитектуры, заведующий кафедрой «Реконструкция и реставрация в архитектуре» МАРХИ, член-корр. РААСН, почетный член РАХ, академик МААМ (МО). Награды вручали Юрий Виссарионов, руководитель ПТАМ «Виссарионова», председатель жюри конкурса, Элизабетта Фаббри, международный эксперт по архитектуре (Италия) и Дмитрий Швидковский, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).

Кроме того, почетными знаками НК ИКОМОС, Россия были награждены:
Берлов Артур, заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы,
Виссарионов Юрий, руководитель ПТАМ «Виссарионова», председатель жюри конкурса,
Демидов Артем, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК),
Драпеко Елена, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета ГД по культуре,
Забелина Светлана, первый проректор и учредитель АНО ВО «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ – МАСИ),
Кондрашев Леонид, первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главного археолога города Москвы,
Конева Екатерина, член Московского отделения ИКОМОС, архитектор-реставратор 1-й категории, доцент кафедры Архитектура ФГБОУВО «Государственный университет по землеустройству»,
Кудрявцев Александр, почетный Президент НК ИКОМОС, Россия, академик Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН),
Кудрявцев Петр, член Архитектурного совета города Москвы, основатель бюро Citymakers,
Кузнецов Сергей, главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы,
Логинова Юлия, первый вице-президент – генеральный секретарь НК ИКОМОС, Россия, заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы,
Мануйлов Вячеслав, заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы,
Миронова Евгения, руководитель Центра сохранения объектов культурного наследия ФАУ «Роскапстрой»,
Надеева Анастасия, заместитель генерального директора по иностранным объектам и объектам наследия, Проектное бюро APEX,
Полянцев Евгений, архитектор, профессор, кандидат архитектуры, заведующий кафедрой «Реконструкция и реставрация в архитектуре» МАРХИ, член-корр. РААСН, почетный член РАХ, академик МААМ (МО),
Синичич Мария, директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
Тузов Дмитрий, руководитель Отделения «Реставрация и деревообработка» ГБПОУ г. Москвы «Колледж 26 КАДР»,
Фаббри Элизабетта, международный эксперт по архитектуре (Италия),
Фатин Вячеслав, президент Союза реставраторов России, руководитель ГлавУпДК при МИД России,
Филатова Надежда, вице-президент НК ИКОМОС, Россия, заместитель директора – руководитель отдела всемирного наследия и международного сотрудничества Российского НИИ Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева,
Цветкова Любовь, председатель Правления «Ассоциации инвесторов Москвы»,
Швидковский Дмитрий, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).

Также почетными знаками НК Икомос, Россия были награждены компании MR Group, Capital Group, Level Group, SMINEX – ИНТЕКО, ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» и проектное бюро APEX.
 
Организатор – НК ИКОМОС, Россия. Оператор – E.Events. Мероприятие проводилось при поддержке UNESCO, Правительства Москвы, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Союза реставраторов России.

Генеральные партнеры: MR Group (успешно работает на российском рынке с 2003 года и является одной из крупнейших компаний по объему продаж и строительству жилой и коммерческой недвижимости в России), Capital Group (одна из крупнейших российских девелоперских компаний, 29 лет специализируется на строительстве самых сложных и знаковых объектов Москвы – многофункциональных комплексов, жилой и коммерческой недвижимости), Level Group (входит в топ-3 рынка московского девелопмента по объему реализованных квадратных метров на рынке новостроек в старых границах Москвы в 2022 году), SMINEX – ИНТЕКО (создает самую комфортную и престижную среду для жизни и работы).

Стратегические партнеры: ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (нацелено на сохранение, эффективное использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в оперативном управлении Агентства), проектное бюро APEX (московское бюро, основанное в 2014 году единомышленниками с целью создать компанию, которая предоставляет полный спектр услуг с междисциплинарным взаимодействием в единой BIM-среде).
 

27 Декабря 2022

Похожие статьи
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.