Храмы в селах Ленское и Дольское: два памятника провинциальной церковной архитектуры 1720-х – начала 1730-х годов Калужской губернии

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

В Калужской губернии в 1690-х – начале 1730-х годов. по нашим данным было построено около 60 каменных сельских храмов. Более половины из них утрачены, а остальные, частично сохранившиеся, – мало известны. На основании собранных в последние годы материалов полевых и архивных исследований среди этих построек можно выделить несколько линий – «столичную» и местную провинциальную, с вариациями. К первой относятся памятники, строившиеся приглашенными из Москвы мастерами, с изысканным белокаменным декором  (например, храмы 1710-х – начала 1720-х годов Успенского Шаровкина монастыря под Перемышлем, Казанская церковь Тарусского уезда [1]). Церкви Богоявления 1725 года села Ленское (Богоявленское) под Мосальском и Успения 1729-33 годов села Дольское под Малоярославцем относятся к поздним примерам местной линии храмов «нарышкинского» круга. Их объединяет относительная близость датировок, однако по объемным композициям эти бесстолпные храмы принадлежат к разным типам: церковь в Ленском – к постройкам типа «восьмерик на четверике», а храм в Дольском – к типу многосветных пятиглавых четвериков. Но есть у этих сооружений и общие черты: монументальность и вертикализм основных объемов и незаурядность рисунка декоративного убранства. Это выделяет их из числа других поздних храмов данного круга. Сегодня оба памятника заброшены, поэтому обращение к их архитектуре представляется своевременным [2].

Церковь Богоявления в Ленском имеет высокий основной объем, состоящий из мощного четверика и помещенного на нем менее массивного восьмерика с граненым куполом, увенчанного вытянутым глухим восьмеричком. К четверику примыкают пониженные крупный трехчастный алтарь и асимметричная трапезная (с выступающим теплым северным приделом Ильи Пророка). Храм вместе с трапезной и колокольней (примыкавшей к западной стене трапезной и ныне утраченной) выстроен из кирпича в 1725 году в вотчине князя Ивана Михайловича Кольцова-Мосальского [3]. По преданию, на этом месте располагалась средневековая крепость Ленск, что косвенно подтверждают данные археологов [4] и особенности рельефа местности, занимает холм, хотя и не очень высокий, но господствующий над округой. Живописна панорама села с силуэтом церкви от моста через протекающую рядом реку Ресса (приток Угры). От всего облика храма Богоявления высотой более 25 м [5] веет первобытной мощью. Выполненные из фигурного кирпича пластические декоративные элементы, достаточно крупные и простые, усиливают монументальность архитектуры. Ребра объемов подчеркнуты полуколонками: пучки длинных колонок (с редкими тонкими перехватами в форме валиков), чередующиеся с треугольными выпусками, закрепляют по всей высоте углы четверика. Отметим, что на разных углах или на флангах одного и того же фасада их разное число: на южном фасаде на западном фланге – пучок из трех колонок, с выпуском угла объема, тогда как на восточном фланге – пучок из двух колонок, а третья сдвинута собственно на угол. На северо-западном углу четверика – наименьший пучок из трех колонок, из которых средняя – угловая. Восьмерик на каждом ребре имеет по одиночной трехчетвертной колонке на высоком постаменте (окна в гранях восьмерика заложены); такие же колонки помещены в углах в месте соединения дугообразных стен трехлопастной в плане восточной части алтаря. Капители колонок грибовидной формы, распространенной в калужских храмах. Южные и северные фасады двусветного четверика внизу в середине имеют входной проем с митровой аркой [6], по сторонам – по окну (расширены в начале XIX века, наличники сбиты); в уровне второго света – по крупному итальянскому окну начала XIX века, под которым видно основание первоначального восьмигранного окна. Восьмерик главного объема перекрыт сомкнутым сводом. Трапезная разделена внутренней стеной (возможно поздней) на узкий северный придел и равноширокий четверику зал трапезной, соединенный с основным пространством храма широким арочным проходом и по бокам от него – двумя необычными крупными восьмигранными сквозными окнами. Все перечисленные элементы (порталы с митровыми арками, восьмигранные окна) нечасто встречаются в храмах Калужской губернии и свидетельствуют о высоком стандарте архитектуры храма Богоявления. Облик здания сегодня несколько стерт из-за утраты в начале XIX в. оконных наличников и украшения порталов, которые, судя по многочисленным остаткам сбитых частей, имели боковые колонки (у окон – с кронштейнами) и высокие очелья в форме фронтонов с вогнутыми боковыми скатами. В алтарной части сохранился сложнопрофилированный цоколь с остатками керамического пояса (?). Согласно метрике в 1887 году в интерьере находился главный иконостас XIX века в 3 яруса, с резьбой на алом фоне, завершавшийся резным Распятием с предстоящими; имелась печь «старинных изразцов». К 2012 году в интерьере четверика на трех стенах частично сохранилась необычная архитектурная роспись конца XVIII – начала XIX века (?) [7] в стилистике классицизма с крупными изображениями портиков, над которыми на боковых стенах расположены настоящие итальянские окна второго света (устроенные в начале XIX века), а на западной стене изображена приоткытая дверь.

Церковь Успения в Дольском, вотчине рода Белкиных, построена из кирпича в 1729-33 годах Гавриилом Ивановичем Белкиным [8]. Памятник по объемной структуре относится к архаичному типу бесстолпного пятиглавого четверика [9] и сравнительно редок для строительства этого времени в Калужской губернии. Храм отличается стройностью пропорций (соотношение высоты и ширины четверика 3 : 2) [10], но особенно интересен чрезвычайно живописной композицией боковых фасадов из расположенных в четыре яруса окон разной формы и своеобразного декора. Окна трех верхних уровней образуют фигуру, напоминающую крест, что придает интерьеру храма (особенно когда он темен внутри и освещается только через окна) особую эффектность. Каждый фасад завершен карнизом из двух рядов фигурных кронштейнов, и помещенным выше поясом из четырех ложных закомар, над которым возвышаются пары крупных настоящих закомар [11]. Монументальны высокие четвериковые постаменты с ложными окнами, переходящие в круглые шеи под венчающими главками храма. Выразительны наличники нижних окон (лучше сохранившие подлинные части на стене алтаря) с боковыми колонками и очельями в форме разорванных профилированных фронтонов с вогнутыми скатами и висячими гирьками в вершине. Более редок рисунок наличников окон третьего уровня на четверике с необычно высокими ярусными трехлопастными очельями (над двумя сомкнутыми нижними дугами помещена верхняя дуга почти в ¾ круга). В 1887 году сохранявшийся старинный главный иконостас в три яруса имел резьбу на белом поле; в храме имелось резная скульптура с изображением «Спасителя, сидящего в темнице» [12]. Говоря о храме в Дольском, нельзя кратко не упомянуть о других незаурядных сооружениях, уцелевших в полуразрушенном состоянии в комплексе усадьбы. Тем более что храм воспринимается не отвлеченно, а во взаимосвязи с этими постройками. К западу от храма стоит грандиозная по масштабу четырехъярусная, с ордерным декором и венчающим шпилем, колокольня, завершенная в 1824 году. В ее нижнем крещатом ярусе была устроена церковь во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радости. На поперечной оси храмового комплекса за территорией бывшего парадного двора поместья – руины очень большого двухэтажного дома XVIII века со сводчатыми перекрытиями.

В заключении хочется отметить, что при всем различии двух рассмотренных храмов в селах Ленское и Дольское их архитектура демонстрирует одно явление – отсутствие «усталости стиля», самобытность, пусть несколько наивного по формам, но яркого и возвышенного по тону провинциального зодчества 1720-х – начала 1730-х годов.


[1] - См. о них: Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда и другие малоизвестные памятники каменного зодчества конца XVII – первой трети XVIII веков в Калужской губернии. // X Филевские чтения. М., 2010. С. 87–90; Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда Калужской губернии и ее архитектурные прототипы конца XVII – начала XVIII столетий // Исследования по истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Вып. 3. М., 2012. С. 167-183.
[2] - Обследование этих объектов было проведено в 2010 и 2012 годах. в рамках экспедиций «Свода памятников архитектуры» при поддержке грантов РФФИ № 09-06-00124-а и 12-06-00277-а.
[3] - ГАКО (Гос. Архив Калуж. обл.). Ф. 33. Оп. 2. Д. 2207. Л. 63. Церковь Богоявления в Ленском имеет статус «выявленного объекта культурного наследия» (Реш. малого Совета Калуж. обл. совета народных депутатов № 76 от 22.05.1992 г.).
[4] - Археологическая карта России. Калужская область. М., 1992. С. 86.
[5] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008.
[6] - Разбитый южный портал сохранил часть митровой перемычки; северный портал в интерьере сохранился целиком
[7] - По данным метрики храм расписали до 1820 г. ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008.
[8] - ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2201. Л. 80. В трапезной был придел Введения. Храм закрыли в 1935 году. Село Дольское часто фигурирует в литературе в связи вопросом о месте рождения русского зодчего В.И. Баженова. Хотя к настоящему времени мнения разных специалистов по этому поводу расходятся, несомненно одно – в храме села Дольское служил дьячком отец В.И. Баженова, поэтому справедливо предположение о связи архитектора с этим местом , возможности его пребывания в селе и знакомством с храмом Успения. По данным ГАКО в храме Дольского В.И. Баженов был крещен. Церковь Успения в Дольском – памятник Федерального значения (Постановление Совмина РСФСР №1327 от 30.08.1960 г.).
[9] - К четверику примыкают пониженные крупные алтарь и широкая трапезная, перестроенная в XIX веке. О первоначальной колокольне сведений нет.
[10] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 1900. По данным метрики высота храма 6 саженей, ширина – 4.
[11] - В ходе неоконченной реставрации недавнего времени большие закомары частично переложили и начали восстановление позакомарного покрытия храма.
[12] - ИИМК РАН. Ф. Р- III. Д. 1900.


18 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.