Храмы в селах Ленское и Дольское: два памятника провинциальной церковной архитектуры 1720-х – начала 1730-х годов Калужской губернии

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

В Калужской губернии в 1690-х – начале 1730-х годов. по нашим данным было построено около 60 каменных сельских храмов. Более половины из них утрачены, а остальные, частично сохранившиеся, – мало известны. На основании собранных в последние годы материалов полевых и архивных исследований среди этих построек можно выделить несколько линий – «столичную» и местную провинциальную, с вариациями. К первой относятся памятники, строившиеся приглашенными из Москвы мастерами, с изысканным белокаменным декором  (например, храмы 1710-х – начала 1720-х годов Успенского Шаровкина монастыря под Перемышлем, Казанская церковь Тарусского уезда [1]). Церкви Богоявления 1725 года села Ленское (Богоявленское) под Мосальском и Успения 1729-33 годов села Дольское под Малоярославцем относятся к поздним примерам местной линии храмов «нарышкинского» круга. Их объединяет относительная близость датировок, однако по объемным композициям эти бесстолпные храмы принадлежат к разным типам: церковь в Ленском – к постройкам типа «восьмерик на четверике», а храм в Дольском – к типу многосветных пятиглавых четвериков. Но есть у этих сооружений и общие черты: монументальность и вертикализм основных объемов и незаурядность рисунка декоративного убранства. Это выделяет их из числа других поздних храмов данного круга. Сегодня оба памятника заброшены, поэтому обращение к их архитектуре представляется своевременным [2].

Церковь Богоявления в Ленском имеет высокий основной объем, состоящий из мощного четверика и помещенного на нем менее массивного восьмерика с граненым куполом, увенчанного вытянутым глухим восьмеричком. К четверику примыкают пониженные крупный трехчастный алтарь и асимметричная трапезная (с выступающим теплым северным приделом Ильи Пророка). Храм вместе с трапезной и колокольней (примыкавшей к западной стене трапезной и ныне утраченной) выстроен из кирпича в 1725 году в вотчине князя Ивана Михайловича Кольцова-Мосальского [3]. По преданию, на этом месте располагалась средневековая крепость Ленск, что косвенно подтверждают данные археологов [4] и особенности рельефа местности, занимает холм, хотя и не очень высокий, но господствующий над округой. Живописна панорама села с силуэтом церкви от моста через протекающую рядом реку Ресса (приток Угры). От всего облика храма Богоявления высотой более 25 м [5] веет первобытной мощью. Выполненные из фигурного кирпича пластические декоративные элементы, достаточно крупные и простые, усиливают монументальность архитектуры. Ребра объемов подчеркнуты полуколонками: пучки длинных колонок (с редкими тонкими перехватами в форме валиков), чередующиеся с треугольными выпусками, закрепляют по всей высоте углы четверика. Отметим, что на разных углах или на флангах одного и того же фасада их разное число: на южном фасаде на западном фланге – пучок из трех колонок, с выпуском угла объема, тогда как на восточном фланге – пучок из двух колонок, а третья сдвинута собственно на угол. На северо-западном углу четверика – наименьший пучок из трех колонок, из которых средняя – угловая. Восьмерик на каждом ребре имеет по одиночной трехчетвертной колонке на высоком постаменте (окна в гранях восьмерика заложены); такие же колонки помещены в углах в месте соединения дугообразных стен трехлопастной в плане восточной части алтаря. Капители колонок грибовидной формы, распространенной в калужских храмах. Южные и северные фасады двусветного четверика внизу в середине имеют входной проем с митровой аркой [6], по сторонам – по окну (расширены в начале XIX века, наличники сбиты); в уровне второго света – по крупному итальянскому окну начала XIX века, под которым видно основание первоначального восьмигранного окна. Восьмерик главного объема перекрыт сомкнутым сводом. Трапезная разделена внутренней стеной (возможно поздней) на узкий северный придел и равноширокий четверику зал трапезной, соединенный с основным пространством храма широким арочным проходом и по бокам от него – двумя необычными крупными восьмигранными сквозными окнами. Все перечисленные элементы (порталы с митровыми арками, восьмигранные окна) нечасто встречаются в храмах Калужской губернии и свидетельствуют о высоком стандарте архитектуры храма Богоявления. Облик здания сегодня несколько стерт из-за утраты в начале XIX в. оконных наличников и украшения порталов, которые, судя по многочисленным остаткам сбитых частей, имели боковые колонки (у окон – с кронштейнами) и высокие очелья в форме фронтонов с вогнутыми боковыми скатами. В алтарной части сохранился сложнопрофилированный цоколь с остатками керамического пояса (?). Согласно метрике в 1887 году в интерьере находился главный иконостас XIX века в 3 яруса, с резьбой на алом фоне, завершавшийся резным Распятием с предстоящими; имелась печь «старинных изразцов». К 2012 году в интерьере четверика на трех стенах частично сохранилась необычная архитектурная роспись конца XVIII – начала XIX века (?) [7] в стилистике классицизма с крупными изображениями портиков, над которыми на боковых стенах расположены настоящие итальянские окна второго света (устроенные в начале XIX века), а на западной стене изображена приоткытая дверь.

Церковь Успения в Дольском, вотчине рода Белкиных, построена из кирпича в 1729-33 годах Гавриилом Ивановичем Белкиным [8]. Памятник по объемной структуре относится к архаичному типу бесстолпного пятиглавого четверика [9] и сравнительно редок для строительства этого времени в Калужской губернии. Храм отличается стройностью пропорций (соотношение высоты и ширины четверика 3 : 2) [10], но особенно интересен чрезвычайно живописной композицией боковых фасадов из расположенных в четыре яруса окон разной формы и своеобразного декора. Окна трех верхних уровней образуют фигуру, напоминающую крест, что придает интерьеру храма (особенно когда он темен внутри и освещается только через окна) особую эффектность. Каждый фасад завершен карнизом из двух рядов фигурных кронштейнов, и помещенным выше поясом из четырех ложных закомар, над которым возвышаются пары крупных настоящих закомар [11]. Монументальны высокие четвериковые постаменты с ложными окнами, переходящие в круглые шеи под венчающими главками храма. Выразительны наличники нижних окон (лучше сохранившие подлинные части на стене алтаря) с боковыми колонками и очельями в форме разорванных профилированных фронтонов с вогнутыми скатами и висячими гирьками в вершине. Более редок рисунок наличников окон третьего уровня на четверике с необычно высокими ярусными трехлопастными очельями (над двумя сомкнутыми нижними дугами помещена верхняя дуга почти в ¾ круга). В 1887 году сохранявшийся старинный главный иконостас в три яруса имел резьбу на белом поле; в храме имелось резная скульптура с изображением «Спасителя, сидящего в темнице» [12]. Говоря о храме в Дольском, нельзя кратко не упомянуть о других незаурядных сооружениях, уцелевших в полуразрушенном состоянии в комплексе усадьбы. Тем более что храм воспринимается не отвлеченно, а во взаимосвязи с этими постройками. К западу от храма стоит грандиозная по масштабу четырехъярусная, с ордерным декором и венчающим шпилем, колокольня, завершенная в 1824 году. В ее нижнем крещатом ярусе была устроена церковь во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радости. На поперечной оси храмового комплекса за территорией бывшего парадного двора поместья – руины очень большого двухэтажного дома XVIII века со сводчатыми перекрытиями.

В заключении хочется отметить, что при всем различии двух рассмотренных храмов в селах Ленское и Дольское их архитектура демонстрирует одно явление – отсутствие «усталости стиля», самобытность, пусть несколько наивного по формам, но яркого и возвышенного по тону провинциального зодчества 1720-х – начала 1730-х годов.


[1] - См. о них: Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда и другие малоизвестные памятники каменного зодчества конца XVII – первой трети XVIII веков в Калужской губернии. // X Филевские чтения. М., 2010. С. 87–90; Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда Калужской губернии и ее архитектурные прототипы конца XVII – начала XVIII столетий // Исследования по истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Вып. 3. М., 2012. С. 167-183.
[2] - Обследование этих объектов было проведено в 2010 и 2012 годах. в рамках экспедиций «Свода памятников архитектуры» при поддержке грантов РФФИ № 09-06-00124-а и 12-06-00277-а.
[3] - ГАКО (Гос. Архив Калуж. обл.). Ф. 33. Оп. 2. Д. 2207. Л. 63. Церковь Богоявления в Ленском имеет статус «выявленного объекта культурного наследия» (Реш. малого Совета Калуж. обл. совета народных депутатов № 76 от 22.05.1992 г.).
[4] - Археологическая карта России. Калужская область. М., 1992. С. 86.
[5] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008.
[6] - Разбитый южный портал сохранил часть митровой перемычки; северный портал в интерьере сохранился целиком
[7] - По данным метрики храм расписали до 1820 г. ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008.
[8] - ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2201. Л. 80. В трапезной был придел Введения. Храм закрыли в 1935 году. Село Дольское часто фигурирует в литературе в связи вопросом о месте рождения русского зодчего В.И. Баженова. Хотя к настоящему времени мнения разных специалистов по этому поводу расходятся, несомненно одно – в храме села Дольское служил дьячком отец В.И. Баженова, поэтому справедливо предположение о связи архитектора с этим местом , возможности его пребывания в селе и знакомством с храмом Успения. По данным ГАКО в храме Дольского В.И. Баженов был крещен. Церковь Успения в Дольском – памятник Федерального значения (Постановление Совмина РСФСР №1327 от 30.08.1960 г.).
[9] - К четверику примыкают пониженные крупные алтарь и широкая трапезная, перестроенная в XIX веке. О первоначальной колокольне сведений нет.
[10] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 1900. По данным метрики высота храма 6 саженей, ширина – 4.
[11] - В ходе неоконченной реставрации недавнего времени большие закомары частично переложили и начали восстановление позакомарного покрытия храма.
[12] - ИИМК РАН. Ф. Р- III. Д. 1900.


18 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.