Автор текста:
Шорбан Е.А.

Храмы в селах Ленское и Дольское: два памятника провинциальной церковной архитектуры 1720-х – начала 1730-х годов Калужской губернии

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

0 В Калужской губернии в 1690-х – начале 1730-х годов. по нашим данным было построено около 60 каменных сельских храмов. Более половины из них утрачены, а остальные, частично сохранившиеся, – мало известны. На основании собранных в последние годы материалов полевых и архивных исследований среди этих построек можно выделить несколько линий – «столичную» и местную провинциальную, с вариациями. К первой относятся памятники, строившиеся приглашенными из Москвы мастерами, с изысканным белокаменным декором  (например, храмы 1710-х – начала 1720-х годов Успенского Шаровкина монастыря под Перемышлем, Казанская церковь Тарусского уезда [1]). Церкви Богоявления 1725 года села Ленское (Богоявленское) под Мосальском и Успения 1729-33 годов села Дольское под Малоярославцем относятся к поздним примерам местной линии храмов «нарышкинского» круга. Их объединяет относительная близость датировок, однако по объемным композициям эти бесстолпные храмы принадлежат к разным типам: церковь в Ленском – к постройкам типа «восьмерик на четверике», а храм в Дольском – к типу многосветных пятиглавых четвериков. Но есть у этих сооружений и общие черты: монументальность и вертикализм основных объемов и незаурядность рисунка декоративного убранства. Это выделяет их из числа других поздних храмов данного круга. Сегодня оба памятника заброшены, поэтому обращение к их архитектуре представляется своевременным [2].

Церковь Богоявления в Ленском имеет высокий основной объем, состоящий из мощного четверика и помещенного на нем менее массивного восьмерика с граненым куполом, увенчанного вытянутым глухим восьмеричком. К четверику примыкают пониженные крупный трехчастный алтарь и асимметричная трапезная (с выступающим теплым северным приделом Ильи Пророка). Храм вместе с трапезной и колокольней (примыкавшей к западной стене трапезной и ныне утраченной) выстроен из кирпича в 1725 году в вотчине князя Ивана Михайловича Кольцова-Мосальского [3]. По преданию, на этом месте располагалась средневековая крепость Ленск, что косвенно подтверждают данные археологов [4] и особенности рельефа местности, занимает холм, хотя и не очень высокий, но господствующий над округой. Живописна панорама села с силуэтом церкви от моста через протекающую рядом реку Ресса (приток Угры). От всего облика храма Богоявления высотой более 25 м [5] веет первобытной мощью. Выполненные из фигурного кирпича пластические декоративные элементы, достаточно крупные и простые, усиливают монументальность архитектуры. Ребра объемов подчеркнуты полуколонками: пучки длинных колонок (с редкими тонкими перехватами в форме валиков), чередующиеся с треугольными выпусками, закрепляют по всей высоте углы четверика. Отметим, что на разных углах или на флангах одного и того же фасада их разное число: на южном фасаде на западном фланге – пучок из трех колонок, с выпуском угла объема, тогда как на восточном фланге – пучок из двух колонок, а третья сдвинута собственно на угол. На северо-западном углу четверика – наименьший пучок из трех колонок, из которых средняя – угловая. Восьмерик на каждом ребре имеет по одиночной трехчетвертной колонке на высоком постаменте (окна в гранях восьмерика заложены); такие же колонки помещены в углах в месте соединения дугообразных стен трехлопастной в плане восточной части алтаря. Капители колонок грибовидной формы, распространенной в калужских храмах. Южные и северные фасады двусветного четверика внизу в середине имеют входной проем с митровой аркой [6], по сторонам – по окну (расширены в начале XIX века, наличники сбиты); в уровне второго света – по крупному итальянскому окну начала XIX века, под которым видно основание первоначального восьмигранного окна. Восьмерик главного объема перекрыт сомкнутым сводом. Трапезная разделена внутренней стеной (возможно поздней) на узкий северный придел и равноширокий четверику зал трапезной, соединенный с основным пространством храма широким арочным проходом и по бокам от него – двумя необычными крупными восьмигранными сквозными окнами. Все перечисленные элементы (порталы с митровыми арками, восьмигранные окна) нечасто встречаются в храмах Калужской губернии и свидетельствуют о высоком стандарте архитектуры храма Богоявления. Облик здания сегодня несколько стерт из-за утраты в начале XIX в. оконных наличников и украшения порталов, которые, судя по многочисленным остаткам сбитых частей, имели боковые колонки (у окон – с кронштейнами) и высокие очелья в форме фронтонов с вогнутыми боковыми скатами. В алтарной части сохранился сложнопрофилированный цоколь с остатками керамического пояса (?). Согласно метрике в 1887 году в интерьере находился главный иконостас XIX века в 3 яруса, с резьбой на алом фоне, завершавшийся резным Распятием с предстоящими; имелась печь «старинных изразцов». К 2012 году в интерьере четверика на трех стенах частично сохранилась необычная архитектурная роспись конца XVIII – начала XIX века (?) [7] в стилистике классицизма с крупными изображениями портиков, над которыми на боковых стенах расположены настоящие итальянские окна второго света (устроенные в начале XIX века), а на западной стене изображена приоткытая дверь.

Церковь Успения в Дольском, вотчине рода Белкиных, построена из кирпича в 1729-33 годах Гавриилом Ивановичем Белкиным [8]. Памятник по объемной структуре относится к архаичному типу бесстолпного пятиглавого четверика [9] и сравнительно редок для строительства этого времени в Калужской губернии. Храм отличается стройностью пропорций (соотношение высоты и ширины четверика 3 : 2) [10], но особенно интересен чрезвычайно живописной композицией боковых фасадов из расположенных в четыре яруса окон разной формы и своеобразного декора. Окна трех верхних уровней образуют фигуру, напоминающую крест, что придает интерьеру храма (особенно когда он темен внутри и освещается только через окна) особую эффектность. Каждый фасад завершен карнизом из двух рядов фигурных кронштейнов, и помещенным выше поясом из четырех ложных закомар, над которым возвышаются пары крупных настоящих закомар [11]. Монументальны высокие четвериковые постаменты с ложными окнами, переходящие в круглые шеи под венчающими главками храма. Выразительны наличники нижних окон (лучше сохранившие подлинные части на стене алтаря) с боковыми колонками и очельями в форме разорванных профилированных фронтонов с вогнутыми скатами и висячими гирьками в вершине. Более редок рисунок наличников окон третьего уровня на четверике с необычно высокими ярусными трехлопастными очельями (над двумя сомкнутыми нижними дугами помещена верхняя дуга почти в ¾ круга). В 1887 году сохранявшийся старинный главный иконостас в три яруса имел резьбу на белом поле; в храме имелось резная скульптура с изображением «Спасителя, сидящего в темнице» [12]. Говоря о храме в Дольском, нельзя кратко не упомянуть о других незаурядных сооружениях, уцелевших в полуразрушенном состоянии в комплексе усадьбы. Тем более что храм воспринимается не отвлеченно, а во взаимосвязи с этими постройками. К западу от храма стоит грандиозная по масштабу четырехъярусная, с ордерным декором и венчающим шпилем, колокольня, завершенная в 1824 году. В ее нижнем крещатом ярусе была устроена церковь во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радости. На поперечной оси храмового комплекса за территорией бывшего парадного двора поместья – руины очень большого двухэтажного дома XVIII века со сводчатыми перекрытиями.

В заключении хочется отметить, что при всем различии двух рассмотренных храмов в селах Ленское и Дольское их архитектура демонстрирует одно явление – отсутствие «усталости стиля», самобытность, пусть несколько наивного по формам, но яркого и возвышенного по тону провинциального зодчества 1720-х – начала 1730-х годов.


[1] - См. о них: Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда и другие малоизвестные памятники каменного зодчества конца XVII – первой трети XVIII веков в Калужской губернии. // X Филевские чтения. М., 2010. С. 87–90; Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда Калужской губернии и ее архитектурные прототипы конца XVII – начала XVIII столетий // Исследования по истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Вып. 3. М., 2012. С. 167-183.
[2] - Обследование этих объектов было проведено в 2010 и 2012 годах. в рамках экспедиций «Свода памятников архитектуры» при поддержке грантов РФФИ № 09-06-00124-а и 12-06-00277-а.
[3] - ГАКО (Гос. Архив Калуж. обл.). Ф. 33. Оп. 2. Д. 2207. Л. 63. Церковь Богоявления в Ленском имеет статус «выявленного объекта культурного наследия» (Реш. малого Совета Калуж. обл. совета народных депутатов № 76 от 22.05.1992 г.).
[4] - Археологическая карта России. Калужская область. М., 1992. С. 86.
[5] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008.
[6] - Разбитый южный портал сохранил часть митровой перемычки; северный портал в интерьере сохранился целиком
[7] - По данным метрики храм расписали до 1820 г. ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008.
[8] - ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2201. Л. 80. В трапезной был придел Введения. Храм закрыли в 1935 году. Село Дольское часто фигурирует в литературе в связи вопросом о месте рождения русского зодчего В.И. Баженова. Хотя к настоящему времени мнения разных специалистов по этому поводу расходятся, несомненно одно – в храме села Дольское служил дьячком отец В.И. Баженова, поэтому справедливо предположение о связи архитектора с этим местом , возможности его пребывания в селе и знакомством с храмом Успения. По данным ГАКО в храме Дольского В.И. Баженов был крещен. Церковь Успения в Дольском – памятник Федерального значения (Постановление Совмина РСФСР №1327 от 30.08.1960 г.).
[9] - К четверику примыкают пониженные крупные алтарь и широкая трапезная, перестроенная в XIX веке. О первоначальной колокольне сведений нет.
[10] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 1900. По данным метрики высота храма 6 саженей, ширина – 4.
[11] - В ходе неоконченной реставрации недавнего времени большие закомары частично переложили и начали восстановление позакомарного покрытия храма.
[12] - ИИМК РАН. Ф. Р- III. Д. 1900.


18 Февраля 2013

Автор текста:

Шорбан Е.А.
Похожие статьи
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Пресса: У Нижнего Новгорода свое архитектурное лицо, — Марина...
Ни одно важное преобразование, связанное с проектированием и строительством жилья, вопросами землепользования и застройки, комплексным развитием территорий (КРТ), не обходится в Нижегородской области без участия министерства градостроительной деятельности и развития агломераций. Пул задач, стоящих перед специалистами Минграда, огромен, а результаты их работы значимы для каждого нижегородца
Подкожный свет
Торговый комплекс Star Spark 1926, спроектированный бюро gmp для центра Гуанчжоу, получил дробную шестичастную структуру и будто проницаемые фасады.
Нейтрально-выразительный
Авторы интерьера магазина Post Post Scriptum воспользовались исходной предчистовой отделкой помещения, чтобы отразить концепцию бренда и найти нетривиальный подход к «фоновым» стенам, которые оттеняют яркие и сложно сконструированные предметы одежды.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.