Автор текста:
Шорбан Е.А.

Храмы в селах Ленское и Дольское: два памятника провинциальной церковной архитектуры 1720-х – начала 1730-х годов Калужской губернии

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

0 В Калужской губернии в 1690-х – начале 1730-х годов. по нашим данным было построено около 60 каменных сельских храмов. Более половины из них утрачены, а остальные, частично сохранившиеся, – мало известны. На основании собранных в последние годы материалов полевых и архивных исследований среди этих построек можно выделить несколько линий – «столичную» и местную провинциальную, с вариациями. К первой относятся памятники, строившиеся приглашенными из Москвы мастерами, с изысканным белокаменным декором  (например, храмы 1710-х – начала 1720-х годов Успенского Шаровкина монастыря под Перемышлем, Казанская церковь Тарусского уезда [1]). Церкви Богоявления 1725 года села Ленское (Богоявленское) под Мосальском и Успения 1729-33 годов села Дольское под Малоярославцем относятся к поздним примерам местной линии храмов «нарышкинского» круга. Их объединяет относительная близость датировок, однако по объемным композициям эти бесстолпные храмы принадлежат к разным типам: церковь в Ленском – к постройкам типа «восьмерик на четверике», а храм в Дольском – к типу многосветных пятиглавых четвериков. Но есть у этих сооружений и общие черты: монументальность и вертикализм основных объемов и незаурядность рисунка декоративного убранства. Это выделяет их из числа других поздних храмов данного круга. Сегодня оба памятника заброшены, поэтому обращение к их архитектуре представляется своевременным [2].

Церковь Богоявления в Ленском имеет высокий основной объем, состоящий из мощного четверика и помещенного на нем менее массивного восьмерика с граненым куполом, увенчанного вытянутым глухим восьмеричком. К четверику примыкают пониженные крупный трехчастный алтарь и асимметричная трапезная (с выступающим теплым северным приделом Ильи Пророка). Храм вместе с трапезной и колокольней (примыкавшей к западной стене трапезной и ныне утраченной) выстроен из кирпича в 1725 году в вотчине князя Ивана Михайловича Кольцова-Мосальского [3]. По преданию, на этом месте располагалась средневековая крепость Ленск, что косвенно подтверждают данные археологов [4] и особенности рельефа местности, занимает холм, хотя и не очень высокий, но господствующий над округой. Живописна панорама села с силуэтом церкви от моста через протекающую рядом реку Ресса (приток Угры). От всего облика храма Богоявления высотой более 25 м [5] веет первобытной мощью. Выполненные из фигурного кирпича пластические декоративные элементы, достаточно крупные и простые, усиливают монументальность архитектуры. Ребра объемов подчеркнуты полуколонками: пучки длинных колонок (с редкими тонкими перехватами в форме валиков), чередующиеся с треугольными выпусками, закрепляют по всей высоте углы четверика. Отметим, что на разных углах или на флангах одного и того же фасада их разное число: на южном фасаде на западном фланге – пучок из трех колонок, с выпуском угла объема, тогда как на восточном фланге – пучок из двух колонок, а третья сдвинута собственно на угол. На северо-западном углу четверика – наименьший пучок из трех колонок, из которых средняя – угловая. Восьмерик на каждом ребре имеет по одиночной трехчетвертной колонке на высоком постаменте (окна в гранях восьмерика заложены); такие же колонки помещены в углах в месте соединения дугообразных стен трехлопастной в плане восточной части алтаря. Капители колонок грибовидной формы, распространенной в калужских храмах. Южные и северные фасады двусветного четверика внизу в середине имеют входной проем с митровой аркой [6], по сторонам – по окну (расширены в начале XIX века, наличники сбиты); в уровне второго света – по крупному итальянскому окну начала XIX века, под которым видно основание первоначального восьмигранного окна. Восьмерик главного объема перекрыт сомкнутым сводом. Трапезная разделена внутренней стеной (возможно поздней) на узкий северный придел и равноширокий четверику зал трапезной, соединенный с основным пространством храма широким арочным проходом и по бокам от него – двумя необычными крупными восьмигранными сквозными окнами. Все перечисленные элементы (порталы с митровыми арками, восьмигранные окна) нечасто встречаются в храмах Калужской губернии и свидетельствуют о высоком стандарте архитектуры храма Богоявления. Облик здания сегодня несколько стерт из-за утраты в начале XIX в. оконных наличников и украшения порталов, которые, судя по многочисленным остаткам сбитых частей, имели боковые колонки (у окон – с кронштейнами) и высокие очелья в форме фронтонов с вогнутыми боковыми скатами. В алтарной части сохранился сложнопрофилированный цоколь с остатками керамического пояса (?). Согласно метрике в 1887 году в интерьере находился главный иконостас XIX века в 3 яруса, с резьбой на алом фоне, завершавшийся резным Распятием с предстоящими; имелась печь «старинных изразцов». К 2012 году в интерьере четверика на трех стенах частично сохранилась необычная архитектурная роспись конца XVIII – начала XIX века (?) [7] в стилистике классицизма с крупными изображениями портиков, над которыми на боковых стенах расположены настоящие итальянские окна второго света (устроенные в начале XIX века), а на западной стене изображена приоткытая дверь.

Церковь Успения в Дольском, вотчине рода Белкиных, построена из кирпича в 1729-33 годах Гавриилом Ивановичем Белкиным [8]. Памятник по объемной структуре относится к архаичному типу бесстолпного пятиглавого четверика [9] и сравнительно редок для строительства этого времени в Калужской губернии. Храм отличается стройностью пропорций (соотношение высоты и ширины четверика 3 : 2) [10], но особенно интересен чрезвычайно живописной композицией боковых фасадов из расположенных в четыре яруса окон разной формы и своеобразного декора. Окна трех верхних уровней образуют фигуру, напоминающую крест, что придает интерьеру храма (особенно когда он темен внутри и освещается только через окна) особую эффектность. Каждый фасад завершен карнизом из двух рядов фигурных кронштейнов, и помещенным выше поясом из четырех ложных закомар, над которым возвышаются пары крупных настоящих закомар [11]. Монументальны высокие четвериковые постаменты с ложными окнами, переходящие в круглые шеи под венчающими главками храма. Выразительны наличники нижних окон (лучше сохранившие подлинные части на стене алтаря) с боковыми колонками и очельями в форме разорванных профилированных фронтонов с вогнутыми скатами и висячими гирьками в вершине. Более редок рисунок наличников окон третьего уровня на четверике с необычно высокими ярусными трехлопастными очельями (над двумя сомкнутыми нижними дугами помещена верхняя дуга почти в ¾ круга). В 1887 году сохранявшийся старинный главный иконостас в три яруса имел резьбу на белом поле; в храме имелось резная скульптура с изображением «Спасителя, сидящего в темнице» [12]. Говоря о храме в Дольском, нельзя кратко не упомянуть о других незаурядных сооружениях, уцелевших в полуразрушенном состоянии в комплексе усадьбы. Тем более что храм воспринимается не отвлеченно, а во взаимосвязи с этими постройками. К западу от храма стоит грандиозная по масштабу четырехъярусная, с ордерным декором и венчающим шпилем, колокольня, завершенная в 1824 году. В ее нижнем крещатом ярусе была устроена церковь во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радости. На поперечной оси храмового комплекса за территорией бывшего парадного двора поместья – руины очень большого двухэтажного дома XVIII века со сводчатыми перекрытиями.

В заключении хочется отметить, что при всем различии двух рассмотренных храмов в селах Ленское и Дольское их архитектура демонстрирует одно явление – отсутствие «усталости стиля», самобытность, пусть несколько наивного по формам, но яркого и возвышенного по тону провинциального зодчества 1720-х – начала 1730-х годов.


[1] - См. о них: Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда и другие малоизвестные памятники каменного зодчества конца XVII – первой трети XVIII веков в Калужской губернии. // X Филевские чтения. М., 2010. С. 87–90; Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда Калужской губернии и ее архитектурные прототипы конца XVII – начала XVIII столетий // Исследования по истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Вып. 3. М., 2012. С. 167-183.
[2] - Обследование этих объектов было проведено в 2010 и 2012 годах. в рамках экспедиций «Свода памятников архитектуры» при поддержке грантов РФФИ № 09-06-00124-а и 12-06-00277-а.
[3] - ГАКО (Гос. Архив Калуж. обл.). Ф. 33. Оп. 2. Д. 2207. Л. 63. Церковь Богоявления в Ленском имеет статус «выявленного объекта культурного наследия» (Реш. малого Совета Калуж. обл. совета народных депутатов № 76 от 22.05.1992 г.).
[4] - Археологическая карта России. Калужская область. М., 1992. С. 86.
[5] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008.
[6] - Разбитый южный портал сохранил часть митровой перемычки; северный портал в интерьере сохранился целиком
[7] - По данным метрики храм расписали до 1820 г. ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008.
[8] - ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2201. Л. 80. В трапезной был придел Введения. Храм закрыли в 1935 году. Село Дольское часто фигурирует в литературе в связи вопросом о месте рождения русского зодчего В.И. Баженова. Хотя к настоящему времени мнения разных специалистов по этому поводу расходятся, несомненно одно – в храме села Дольское служил дьячком отец В.И. Баженова, поэтому справедливо предположение о связи архитектора с этим местом , возможности его пребывания в селе и знакомством с храмом Успения. По данным ГАКО в храме Дольского В.И. Баженов был крещен. Церковь Успения в Дольском – памятник Федерального значения (Постановление Совмина РСФСР №1327 от 30.08.1960 г.).
[9] - К четверику примыкают пониженные крупные алтарь и широкая трапезная, перестроенная в XIX веке. О первоначальной колокольне сведений нет.
[10] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 1900. По данным метрики высота храма 6 саженей, ширина – 4.
[11] - В ходе неоконченной реставрации недавнего времени большие закомары частично переложили и начали восстановление позакомарного покрытия храма.
[12] - ИИМК РАН. Ф. Р- III. Д. 1900.


18 Февраля 2013

Автор текста:

Шорбан Е.А.
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
Сейчас на главной
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.
Солнце встает над Амуром
В компактном и эффективном с точки зрения планировок аэропорту Хабаровска немецкое бюро WP|ARC обыгрывает тему речной волны и света и добавляет капельку иронии в виде белого медведя.
Звезды для Черемушек
Победитель закрытого конкурса на ЖК Кржижановского, 31, «звездное» голландское бюро UNStudio, был объявлен 9 ноября. Мы попросили у организаторов дополнительные материалы и рассказываем о проекте несколько подробнее, чем это было сделано ранее. С планами и схемами.
Нюансы сохранения
Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.