Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения
В Калужской губернии в 1690-х – начале 1730-х годов. по нашим данным было построено около 60 каменных сельских храмов. Более половины из них утрачены, а остальные, частично сохранившиеся, – мало известны. На основании собранных в последние годы материалов полевых и архивных исследований среди этих построек можно выделить несколько линий – «столичную» и местную провинциальную, с вариациями. К первой относятся памятники, строившиеся приглашенными из Москвы мастерами, с изысканным белокаменным декором (например, храмы 1710-х – начала 1720-х годов Успенского Шаровкина монастыря под Перемышлем, Казанская церковь Тарусского уезда [1]). Церкви Богоявления 1725 года села Ленское (Богоявленское) под Мосальском и Успения 1729-33 годов села Дольское под Малоярославцем относятся к поздним примерам местной линии храмов «нарышкинского» круга. Их объединяет относительная близость датировок, однако по объемным композициям эти бесстолпные храмы принадлежат к разным типам: церковь в Ленском – к постройкам типа «восьмерик на четверике», а храм в Дольском – к типу многосветных пятиглавых четвериков. Но есть у этих сооружений и общие черты: монументальность и вертикализм основных объемов и незаурядность рисунка декоративного убранства. Это выделяет их из числа других поздних храмов данного круга. Сегодня оба памятника заброшены, поэтому обращение к их архитектуре представляется своевременным [2].
Церковь Богоявления в Ленском имеет высокий основной объем, состоящий из мощного четверика и помещенного на нем менее массивного восьмерика с граненым куполом, увенчанного вытянутым глухим восьмеричком. К четверику примыкают пониженные крупный трехчастный алтарь и асимметричная трапезная (с выступающим теплым северным приделом Ильи Пророка). Храм вместе с трапезной и колокольней (примыкавшей к западной стене трапезной и ныне утраченной) выстроен из кирпича в 1725 году в вотчине князя Ивана Михайловича Кольцова-Мосальского [3]. По преданию, на этом месте располагалась средневековая крепость Ленск, что косвенно подтверждают данные археологов [4] и особенности рельефа местности, занимает холм, хотя и не очень высокий, но господствующий над округой. Живописна панорама села с силуэтом церкви от моста через протекающую рядом реку Ресса (приток Угры). От всего облика храма Богоявления высотой более 25 м [5] веет первобытной мощью. Выполненные из фигурного кирпича пластические декоративные элементы, достаточно крупные и простые, усиливают монументальность архитектуры. Ребра объемов подчеркнуты полуколонками: пучки длинных колонок (с редкими тонкими перехватами в форме валиков), чередующиеся с треугольными выпусками, закрепляют по всей высоте углы четверика. Отметим, что на разных углах или на флангах одного и того же фасада их разное число: на южном фасаде на западном фланге – пучок из трех колонок, с выпуском угла объема, тогда как на восточном фланге – пучок из двух колонок, а третья сдвинута собственно на угол. На северо-западном углу четверика – наименьший пучок из трех колонок, из которых средняя – угловая. Восьмерик на каждом ребре имеет по одиночной трехчетвертной колонке на высоком постаменте (окна в гранях восьмерика заложены); такие же колонки помещены в углах в месте соединения дугообразных стен трехлопастной в плане восточной части алтаря. Капители колонок грибовидной формы, распространенной в калужских храмах. Южные и северные фасады двусветного четверика внизу в середине имеют входной проем с митровой аркой [6], по сторонам – по окну (расширены в начале XIX века, наличники сбиты); в уровне второго света – по крупному итальянскому окну начала XIX века, под которым видно основание первоначального восьмигранного окна. Восьмерик главного объема перекрыт сомкнутым сводом. Трапезная разделена внутренней стеной (возможно поздней) на узкий северный придел и равноширокий четверику зал трапезной, соединенный с основным пространством храма широким арочным проходом и по бокам от него – двумя необычными крупными восьмигранными сквозными окнами. Все перечисленные элементы (порталы с митровыми арками, восьмигранные окна) нечасто встречаются в храмах Калужской губернии и свидетельствуют о высоком стандарте архитектуры храма Богоявления. Облик здания сегодня несколько стерт из-за утраты в начале XIX в. оконных наличников и украшения порталов, которые, судя по многочисленным остаткам сбитых частей, имели боковые колонки (у окон – с кронштейнами) и высокие очелья в форме фронтонов с вогнутыми боковыми скатами. В алтарной части сохранился сложнопрофилированный цоколь с остатками керамического пояса (?). Согласно метрике в 1887 году в интерьере находился главный иконостас XIX века в 3 яруса, с резьбой на алом фоне, завершавшийся резным Распятием с предстоящими; имелась печь «старинных изразцов». К 2012 году в интерьере четверика на трех стенах частично сохранилась необычная архитектурная роспись конца XVIII – начала XIX века (?) [7] в стилистике классицизма с крупными изображениями портиков, над которыми на боковых стенах расположены настоящие итальянские окна второго света (устроенные в начале XIX века), а на западной стене изображена приоткытая дверь.
Церковь Успения в Дольском, вотчине рода Белкиных, построена из кирпича в 1729-33 годах Гавриилом Ивановичем Белкиным [8]. Памятник по объемной структуре относится к архаичному типу бесстолпного пятиглавого четверика [9] и сравнительно редок для строительства этого времени в Калужской губернии. Храм отличается стройностью пропорций (соотношение высоты и ширины четверика 3 : 2) [10], но особенно интересен чрезвычайно живописной композицией боковых фасадов из расположенных в четыре яруса окон разной формы и своеобразного декора. Окна трех верхних уровней образуют фигуру, напоминающую крест, что придает интерьеру храма (особенно когда он темен внутри и освещается только через окна) особую эффектность. Каждый фасад завершен карнизом из двух рядов фигурных кронштейнов, и помещенным выше поясом из четырех ложных закомар, над которым возвышаются пары крупных настоящих закомар [11]. Монументальны высокие четвериковые постаменты с ложными окнами, переходящие в круглые шеи под венчающими главками храма. Выразительны наличники нижних окон (лучше сохранившие подлинные части на стене алтаря) с боковыми колонками и очельями в форме разорванных профилированных фронтонов с вогнутыми скатами и висячими гирьками в вершине. Более редок рисунок наличников окон третьего уровня на четверике с необычно высокими ярусными трехлопастными очельями (над двумя сомкнутыми нижними дугами помещена верхняя дуга почти в ¾ круга). В 1887 году сохранявшийся старинный главный иконостас в три яруса имел резьбу на белом поле; в храме имелось резная скульптура с изображением «Спасителя, сидящего в темнице» [12]. Говоря о храме в Дольском, нельзя кратко не упомянуть о других незаурядных сооружениях, уцелевших в полуразрушенном состоянии в комплексе усадьбы. Тем более что храм воспринимается не отвлеченно, а во взаимосвязи с этими постройками. К западу от храма стоит грандиозная по масштабу четырехъярусная, с ордерным декором и венчающим шпилем, колокольня, завершенная в 1824 году. В ее нижнем крещатом ярусе была устроена церковь во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радости. На поперечной оси храмового комплекса за территорией бывшего парадного двора поместья – руины очень большого двухэтажного дома XVIII века со сводчатыми перекрытиями.
В заключении хочется отметить, что при всем различии двух рассмотренных храмов в селах Ленское и Дольское их архитектура демонстрирует одно явление – отсутствие «усталости стиля», самобытность, пусть несколько наивного по формам, но яркого и возвышенного по тону провинциального зодчества 1720-х – начала 1730-х годов.
[1] - См. о них: Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда и другие малоизвестные памятники каменного зодчества конца XVII – первой трети XVIII веков в Калужской губернии. // X Филевские чтения. М., 2010. С. 87–90; Шорбан Е.А. Церковь села Богородское Тарусского уезда Калужской губернии и ее архитектурные прототипы конца XVII – начала XVIII столетий // Исследования по истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Вып. 3. М., 2012. С. 167-183. [2] - Обследование этих объектов было проведено в 2010 и 2012 годах. в рамках экспедиций «Свода памятников архитектуры» при поддержке грантов РФФИ № 09-06-00124-а и 12-06-00277-а. [3] - ГАКО (Гос. Архив Калуж. обл.). Ф. 33. Оп. 2. Д. 2207. Л. 63. Церковь Богоявления в Ленском имеет статус «выявленного объекта культурного наследия» (Реш. малого Совета Калуж. обл. совета народных депутатов № 76 от 22.05.1992 г.). [4] - Археологическая карта России. Калужская область. М., 1992. С. 86. [5] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008. [6] - Разбитый южный портал сохранил часть митровой перемычки; северный портал в интерьере сохранился целиком [7] - По данным метрики храм расписали до 1820 г. ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2008. [8] - ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2201. Л. 80. В трапезной был придел Введения. Храм закрыли в 1935 году. Село Дольское часто фигурирует в литературе в связи вопросом о месте рождения русского зодчего В.И. Баженова. Хотя к настоящему времени мнения разных специалистов по этому поводу расходятся, несомненно одно – в храме села Дольское служил дьячком отец В.И. Баженова, поэтому справедливо предположение о связи архитектора с этим местом , возможности его пребывания в селе и знакомством с храмом Успения. По данным ГАКО в храме Дольского В.И. Баженов был крещен. Церковь Успения в Дольском – памятник Федерального значения (Постановление Совмина РСФСР №1327 от 30.08.1960 г.). [9] - К четверику примыкают пониженные крупные алтарь и широкая трапезная, перестроенная в XIX веке. О первоначальной колокольне сведений нет. [10] - ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 1900. По данным метрики высота храма 6 саженей, ширина – 4. [11] - В ходе неоконченной реставрации недавнего времени большие закомары частично переложили и начали восстановление позакомарного покрытия храма. [12] - ИИМК РАН. Ф. Р- III. Д. 1900.
|