Автор текста:
Николаева М.В.

Судные дела иконописцев и живописцев Оружейной палаты в последней трети XVII века

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Статус ремесленника, состоявшего на службе государя в Оружейной палате, обуславливал его ведомственную подсудность: гражданские дела жалованных и московских кормовых иконописцев и живописцев разбирали в Палате; решения по сыскным делам и наказание по судным выносили на основании основного свода законов для гражданских судов – Соборного Уложения 1649 г., обычно статей из X главы «О суде», а также дополнивших его впоследствии установлений Новоуказных статей. Нельзя не заметить, что москвичи в XVII веке неплохо представляли свои законные права – их исковые челобитные, как правило, апеллировали к конкретным статьям Уложения. По форме и содержанию такие челобитные нельзя назвать всплеском эмоций. Хотя нередко челобитчик не пренебрегал возможностью довольно живописно изобразить постигшие его несчастья, он, по сути, довольно четко обозначал цель своего обращения, а также характер и размеры компенсации (моральной или материальной), на которую рассчитывал (нельзя исключить, что определиться с порядком изложения обид или претензий истцу помогал писец, тем более, что это были люди компетентные, профессия писца нередко передавалась от отца к сыну).

Условия обитания в большом городе нередко порождали ситуации, когда мастера Оружейной палаты – активные члены городского социума – вступали в противоречие с окружающей их средой, нарушая порядок проживания в слободе, предусматривавший уплату налогов и выполнение ряда служебных обязанностей, затрагивая интересы соседей по двору, порой сами становились объектом нападок.
Индивидуальные особенности характера того или иного изографа, неблагоприятно сложившиеся обстоятельства, несовершенство социальных институтов или правовых норм – причины, порождавшие порой девиантное поведение членов городского сообщества, к которым относились и мастера Оружейной палаты.

Нередко самые разнообразные коллизии возникали в связи с нарушениями обязательств в сфере договорных отношений: между мастером и взятым в обучение ремеслу с жилой записью учеником, между кредитором и должником по заемной кабале; но, вероятно, к числу наиболее интересных сыскных и судных дел, инициированных участниками частноправовых сделок, можно отнести иски по подрядным договорам на иконописные, живописные, иконостасные и т.п. работы.

В связи с рассматриваемой тематикой в делах Оружейной палаты, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов, удалось выявить более 40 документальных комплексов, в которых фигурировали иконописцы и живописцы; одни искали справедливость в суде, другие пытались оправдаться и смягчить наказание за проступок.

Прежде, чем обратиться к конкретным коллизиям, хотелось бы отметить некоторые особенности документального отражения в делопроизводстве Оружейной палаты сыскных мероприятиях и судебной практики последней трети XVII века, которая заключалась, во-первых, в неполной чаще всего сохранности документальных комплексов, во-вторых, в отсутствии, даже при наличии полноценного комплекта документов, окончательного решения по делу, в-третьих, особое значение делопроизводственного оформления дела в виде помет дьяков и подьячих на оборотах листов, на сставах и в виде включений в тексты документов между строк и на полях, которые фиксировали в виде промежуточных резолюций ключевые этапы разбирательства по делу и определяли дальнейший ход судебного процесса.

Частный заказ, рассматриваемый через призму тяжб, возникавших по причине невыполнения или задержки выполнения подрядных заданий (особая ценность такого рода архивных дел заключается в том, что они содержат представляемые к суду подлинные документы – договора, поручительства, расписки и т.п.; обнаружить же отдельные подлинники подрядных в архивных собраниях удается чрезвычайно редко, а книги записей регистрационных копий в то время еще не существовали), расширяет известный круг работ того или иного мастера, устанавливает или уточняет атрибуцию конкретного памятника.
Решения по судным делам нередко наносили весьма существенный удар по материальному положению иконописцев и живописцев, признанных виновными, порой и вовсе меняли весь жизненных уклад на многие годы.

Уникальна в выявленном круге документов судьба кормового иконописца Оружейной палаты родом из Великого Устюга Ивана Скулина, который появился в Москве в начале 1680-х годов, выучился «иконному художеству», и в 1691 году был определен в кормовые иконописцы Оружейной палаты. Спустя чуть меньше года, 5 сентября 1692 г., он занял у боярина Федора Аврамовича Лопухина очень крупную по тому времени сумму в 180 рублей на уплату по его утверждению долгов отца (дьяка церкви Варлаама Хутынского в Великом Устюге Ивана Козьмина) и своих собственных с обязательством вернуть деньги на Рождество 1693 года, но деньги в срок не отдал и был отдан по исковой челобитной кредитора под суд. На суде И.И. Скулин признал за собой долг Ф.А. Лопухину, но сказал, что деньги ни сейчас, ни впредь отдать не сможет.

Интересна предыстория «знакомства» Ф.А. Лопухина и И.И. Скулина: оказалось, что при определении в кормовые иконописцы Иван принес в Оружейную палату для свидетельства мастерства образ Рождества Христова на штилистовой цке, написанный по заказу А.Ф. Лопухина. Судя по оценке Тихона Иванова Филатьева, работа не была исключительной по мастерству, и Скулина определили в иконописцы средней статьи.

В ситуации с займом просматривается явная заинтересованность в мастере Лопухина и однозначное представление самого Скулина относительно невозможности возврата долга (трудно объяснить, исходя из реалий второй половины XVII века, а также более или менее обычной в среде мастеров Оружейной палаты практики кабальный займов и исковых дел по ним, как вообще могла образоваться задолженность в таких масштабах у Ивана и его отца, и на каких условиях можно было получить столь крупный заем), поскольку, исходя из размеров поденного корма Ивана – по 2 алтына на день, – за то время, на которое были взяты деньги в долг, он мог заработать в Оружейной палате не более 30 рублей. И даже с учетом подработок на стороне собрать столь крупную сумму у него не было никаких шансов.

Истец боярин Ф.А. Лопухин подал 19 января 1694 года челобитную об указе по своей заемной кабале в соответствии с 262 статьей X-ой главы Соборного Уложения, предусматривавшей оценку дворов и «животов» виновных, которые, отстояв на правеже указной срок, долг вернуть не смогли, и передаче имущества истцам в иск. Но И.И. Скулин сообщил о том, что не имеет вотчин, двора, лавок, пожитков и торговых промыслов, а также не обзавелся женой и детьми. В этом случае вступала в силу 266 статья X-ой главы Уложения, касавшаяся служилых людей «меньших чинов» о выдаче их истцу «головою до искупу», т.е. до отработки долга, из расчета для мужеского пола – по пяти рублей за год, в случае Скулина это 36 лет.

Неустойка подрядчиков по частной сделке на иконописные работы могла обернуться, как например, для иконописца Филиппа Павлова, 20-летней тяжбой и потерей двора в Голутвинской слободе и др.
Хорошо известна ссылка живописца Ивана Безмина в Козлов в 1686 году из-за «персоны младенческой – написанной на полотне» (умершего сына стольника Л.К. Нарышкина), которая «объявилась» в чулане в комнатах царевны Софии Алексеевны.

Итак, судные дела открывают дополнительные возможности для изучения жизни, быта и творчества в XVII веке ремесленников Оружейной палаты.

12 Февраля 2013

Автор текста:

Николаева М.В.
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха