Судные дела иконописцев и живописцев Оружейной палаты в последней трети XVII века

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Статус ремесленника, состоявшего на службе государя в Оружейной палате, обуславливал его ведомственную подсудность: гражданские дела жалованных и московских кормовых иконописцев и живописцев разбирали в Палате; решения по сыскным делам и наказание по судным выносили на основании основного свода законов для гражданских судов – Соборного Уложения 1649 г., обычно статей из X главы «О суде», а также дополнивших его впоследствии установлений Новоуказных статей. Нельзя не заметить, что москвичи в XVII веке неплохо представляли свои законные права – их исковые челобитные, как правило, апеллировали к конкретным статьям Уложения. По форме и содержанию такие челобитные нельзя назвать всплеском эмоций. Хотя нередко челобитчик не пренебрегал возможностью довольно живописно изобразить постигшие его несчастья, он, по сути, довольно четко обозначал цель своего обращения, а также характер и размеры компенсации (моральной или материальной), на которую рассчитывал (нельзя исключить, что определиться с порядком изложения обид или претензий истцу помогал писец, тем более, что это были люди компетентные, профессия писца нередко передавалась от отца к сыну).

Условия обитания в большом городе нередко порождали ситуации, когда мастера Оружейной палаты – активные члены городского социума – вступали в противоречие с окружающей их средой, нарушая порядок проживания в слободе, предусматривавший уплату налогов и выполнение ряда служебных обязанностей, затрагивая интересы соседей по двору, порой сами становились объектом нападок.
Индивидуальные особенности характера того или иного изографа, неблагоприятно сложившиеся обстоятельства, несовершенство социальных институтов или правовых норм – причины, порождавшие порой девиантное поведение членов городского сообщества, к которым относились и мастера Оружейной палаты.

Нередко самые разнообразные коллизии возникали в связи с нарушениями обязательств в сфере договорных отношений: между мастером и взятым в обучение ремеслу с жилой записью учеником, между кредитором и должником по заемной кабале; но, вероятно, к числу наиболее интересных сыскных и судных дел, инициированных участниками частноправовых сделок, можно отнести иски по подрядным договорам на иконописные, живописные, иконостасные и т.п. работы.

В связи с рассматриваемой тематикой в делах Оружейной палаты, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов, удалось выявить более 40 документальных комплексов, в которых фигурировали иконописцы и живописцы; одни искали справедливость в суде, другие пытались оправдаться и смягчить наказание за проступок.

Прежде, чем обратиться к конкретным коллизиям, хотелось бы отметить некоторые особенности документального отражения в делопроизводстве Оружейной палаты сыскных мероприятиях и судебной практики последней трети XVII века, которая заключалась, во-первых, в неполной чаще всего сохранности документальных комплексов, во-вторых, в отсутствии, даже при наличии полноценного комплекта документов, окончательного решения по делу, в-третьих, особое значение делопроизводственного оформления дела в виде помет дьяков и подьячих на оборотах листов, на сставах и в виде включений в тексты документов между строк и на полях, которые фиксировали в виде промежуточных резолюций ключевые этапы разбирательства по делу и определяли дальнейший ход судебного процесса.

Частный заказ, рассматриваемый через призму тяжб, возникавших по причине невыполнения или задержки выполнения подрядных заданий (особая ценность такого рода архивных дел заключается в том, что они содержат представляемые к суду подлинные документы – договора, поручительства, расписки и т.п.; обнаружить же отдельные подлинники подрядных в архивных собраниях удается чрезвычайно редко, а книги записей регистрационных копий в то время еще не существовали), расширяет известный круг работ того или иного мастера, устанавливает или уточняет атрибуцию конкретного памятника.
Решения по судным делам нередко наносили весьма существенный удар по материальному положению иконописцев и живописцев, признанных виновными, порой и вовсе меняли весь жизненных уклад на многие годы.

Уникальна в выявленном круге документов судьба кормового иконописца Оружейной палаты родом из Великого Устюга Ивана Скулина, который появился в Москве в начале 1680-х годов, выучился «иконному художеству», и в 1691 году был определен в кормовые иконописцы Оружейной палаты. Спустя чуть меньше года, 5 сентября 1692 г., он занял у боярина Федора Аврамовича Лопухина очень крупную по тому времени сумму в 180 рублей на уплату по его утверждению долгов отца (дьяка церкви Варлаама Хутынского в Великом Устюге Ивана Козьмина) и своих собственных с обязательством вернуть деньги на Рождество 1693 года, но деньги в срок не отдал и был отдан по исковой челобитной кредитора под суд. На суде И.И. Скулин признал за собой долг Ф.А. Лопухину, но сказал, что деньги ни сейчас, ни впредь отдать не сможет.

Интересна предыстория «знакомства» Ф.А. Лопухина и И.И. Скулина: оказалось, что при определении в кормовые иконописцы Иван принес в Оружейную палату для свидетельства мастерства образ Рождества Христова на штилистовой цке, написанный по заказу А.Ф. Лопухина. Судя по оценке Тихона Иванова Филатьева, работа не была исключительной по мастерству, и Скулина определили в иконописцы средней статьи.

В ситуации с займом просматривается явная заинтересованность в мастере Лопухина и однозначное представление самого Скулина относительно невозможности возврата долга (трудно объяснить, исходя из реалий второй половины XVII века, а также более или менее обычной в среде мастеров Оружейной палаты практики кабальный займов и исковых дел по ним, как вообще могла образоваться задолженность в таких масштабах у Ивана и его отца, и на каких условиях можно было получить столь крупный заем), поскольку, исходя из размеров поденного корма Ивана – по 2 алтына на день, – за то время, на которое были взяты деньги в долг, он мог заработать в Оружейной палате не более 30 рублей. И даже с учетом подработок на стороне собрать столь крупную сумму у него не было никаких шансов.

Истец боярин Ф.А. Лопухин подал 19 января 1694 года челобитную об указе по своей заемной кабале в соответствии с 262 статьей X-ой главы Соборного Уложения, предусматривавшей оценку дворов и «животов» виновных, которые, отстояв на правеже указной срок, долг вернуть не смогли, и передаче имущества истцам в иск. Но И.И. Скулин сообщил о том, что не имеет вотчин, двора, лавок, пожитков и торговых промыслов, а также не обзавелся женой и детьми. В этом случае вступала в силу 266 статья X-ой главы Уложения, касавшаяся служилых людей «меньших чинов» о выдаче их истцу «головою до искупу», т.е. до отработки долга, из расчета для мужеского пола – по пяти рублей за год, в случае Скулина это 36 лет.

Неустойка подрядчиков по частной сделке на иконописные работы могла обернуться, как например, для иконописца Филиппа Павлова, 20-летней тяжбой и потерей двора в Голутвинской слободе и др.
Хорошо известна ссылка живописца Ивана Безмина в Козлов в 1686 году из-за «персоны младенческой – написанной на полотне» (умершего сына стольника Л.К. Нарышкина), которая «объявилась» в чулане в комнатах царевны Софии Алексеевны.

Итак, судные дела открывают дополнительные возможности для изучения жизни, быта и творчества в XVII веке ремесленников Оружейной палаты.

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Настройка уровня: телескопические фальшполы Hilti
Для современных интерьеров, где каждый сантиметр пространства имеет значение, компания Hilti предлагает надежную и гибко настраиваемую систему фальшполов с телескопическими стойками. Диапазон высоты стоек – от 2 см до более чем 1.5 метров. Их не сложно монтировать, они позволяют быстро добиться ровной горизонтальной поверхности. Рассказываем об особенностях и достоинствах.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Пресса: Почему здание СЭВа надо не сносить, а признать памятником
Здание-книжку СЭВа на Новом Арбате собрались комплексно реконструировать. За эвфемизмами скрывается одно — здание с большой степенью вероятности собираются снести. А ведь оно — высшая точка послевоенного советского модернизма, и его надо признать объектом культурного наследия.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Пресса: Город, сбросивший историческую память. Архангельск:...
Архангельск стоит в совершенно невероятной по абрису, по большей части времени всегда замерзшей дельте Северной Двины. От мыса Пур-Наволок на Кегостров, где большой жилой район, на два километра тянется пешеходная тропа по льду, и по утрам медленно идущая по ней на работу вереница людей выглядит змейкой муравьев.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.