Автор текста:
Ю.Г. Корнакова

Икона «Страшный суд» иконописца Ивана Федорова Рудакова 1820 года из Всехсвятского собора в Туле

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Всехсвятский собор – один из древнейших храмов Тулы. В 1771 году в Тульской и нескольких других губерниях разразилась страшная эпидемия моровой язвы. Для захоронения большого количества умерших, было отведено место за городом, где в 1773 году была построена деревянная церковь в честь Всех Святых. В 1776 году на средства тульских купцов Герасима Степановича Сушкина, Ивана Афанасьевича Герасимова и Никифора Девяткина началось строительство каменного храма, которое продолжалось до 1825 года.

В 1825 году по проекту тульского архитектора Василия Васильевича Федосеева была построена величественная трехъярусная колокольня (высота – 82 метра).

В верхнем и нижнем храмах Всехсвятского собора сохранились иконостасы второй половины XVIII века и древние иконы.

В верхнем храме Всехсвятского собора находится икона «Страшный Суд». Она написана предположительно тульским иконописцем Иваном Федоровым Рудаковым в 1820 году, о чем свидетельствует надпись в нижней части иконы: «ПИСАЛ СЕЙ ОБРАЗ ИВАН ФЕДОРОВ РУДАКОВ// ПИСАН СЕЙ ОБРАЗ В АWК ГОДУ IUЛIА ДНЯ».

Образ Страшного Суда – одна из самых сложных иконописных композиций, посвященная последнему Суду Иисуса Христа над всем человечеством. Согласно мнению М.Г. Давидовой, иконография Страшного суда в русском искусстве сложилась в XIV – XV веках. Сюжетная основа иконы взята из книги «Откровения» Иоанна Богослова, Евангелия от Матфея и произведений византийской и древнерусской литературы. Изображения Страшного суда, как правило, располагались на западной стене храма, заставляя выходящего из него человека задуматься о возможной эсхатологической перспективе. Икона тульского иконописца также расположена в западной части храма – у северо-западного столба.
Композиция рассматриваемой иконы традиционно делится на несколько регистров. В центре верхнего регистра располагается композиция «Отослание на суд» (Дан. 7; 9, 13-14). Бог-Отец восседает на огненном престоле в окружении ангелов и отсылает Святого Духа, благословляя расположенного немного ниже Христа.

Слева изображен Небесный Иерусалим, внутри которого за восемью престолами – святые по чинам: апостолы, мученики, преподобные, отшельники (юродивые), пророки, святители, мученицы и преподобные жены. В центре Небесного Иерусалима – Богоматерь и Христос с крестом в руках. Ниже представлены монахи, на крыльях возносящиеся в Небесный Иерусалим. В правом верхнем углу -  изображение  Троицы Новозаветной. Здесь же представлено низвержение с небес падших ангелов.
Сюжеты с изображением возносящихся монахов и низвергающихся падших ангелов, расположенные симметрично в верхних углах иконы, отражают традиционное представление о том, что место на небесах, освободившееся после падения десятого ангельского чина, должны занять праведники.

В среднем регистре  представлена композиция «Судия во славе».  Иисус Христос изображен в полный рост с огненным мечом в левой руке. Справа и слева от Него – Богоматерь и Иоанн Креститель, чуть ниже, у ног Христа – прародители рода человеческого, Адам и Ева. Справа и слева от центральной группы – двенадцать апостолов и ангелы. Ниже изображен престол, приготовленный для Суда – Этимасия, на нем – открытое Евангелие, поддерживаемое двумя ангелами. Восставшие на суд праведники и грешники располагаются по обе стороны от престола.

В следующем регистре под престолом изображены весы для взвешивания человеческих душ. Справа под грешниками, ожидающими суда – аллегорическое изображение Земли и Моря, отдающих мертвецов (Откр. 20, 13). В центре – ангел указывает пророку Даниилу на четырех зверей, символизирующих «погибельные царства». Слева – «Лоно Авраамово» - старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников (Лк. 16, 22). Чуть ниже – изображение Рая и райских врат, оберегаемых Серафимом (Быт. 3, 24). В Раю  отсутствует изображение Богоматери, как его первой обитательницы, представлен только благоразумный разбойник с крестом в руках. Напротив него – изображение светящегося Треугольника – символа Святой Троицы и названия четырех рек: «река Феон», «река Геон», «река Ефрат» и «река Тигр».
К райским вратам шествуют праведники, ведомые апостолом Петром с ключами от Рая в руках. Среди них можно предположить Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова.

В сценах Страшного Суда особенно большое внимание уделяется образам ада с изображением Сатаны, сидящего на страшном звере с душой Иуды в руках, он изображен в правом углу иконы. В огне горят мучимые дьяволами грешники. Из пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается извивающийся змей, олицетворяющий грех. Его туловище обвивают свитки, в которых называются грехи человечества: «пьянство», «блуд», «душегубство», «сребролюбие», «чревобесие», «гордость», «осуждение» и др. Слева на право в пасть зверя двигается длинная вереница грешников, скованных цепью, которую держит в руках Сатана.

В нижней части иконы в особых клеймах показаны вечные мучения грешников с подписями: «МУКА СМРАТЬ ЛЮТЫ ПРЕЛЮБОДЕЙНИКОМЪ И КОΨУНIКОМЪ ИВОЛШЕБНИКОМЪ ТОКМО СЛЫШАТИ БУДЕТ ГОРЕ ГОРЕ ГОРЕ » или «МУКА ИДОЛОСЛУЖИТЕЛЯМЪ И БОГООТСТУПНИКОМЪ И ПОКЛОНЯЮΨИХСЯ  БАЛВАНОМ ТУТПЛАЧЪ ИСКРЕЖЕТ ЗУБ».
 По сюжетному наполнению, композиционному решению и колориту икона «Страшный суд» из Всехсвятского собора Тулы близка группе памятников конца XVIII – первой половины XIX века Поволжья и Центральной России.

Икона «Страшный суд» иконописца Ивана Федорова Рудакова 1820 года из Всехсвятского собора в Туле

12 Февраля 2013

Автор текста:

Ю.Г. Корнакова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.