Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.02.2013

Икона «Страшный суд» иконописца Ивана Федорова Рудакова 1820 года из Всехсвятского собора в Туле

стр. 41-43

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Всехсвятский собор – один из древнейших храмов Тулы. В 1771 году в Тульской и нескольких других губерниях разразилась страшная эпидемия моровой язвы. Для захоронения большого количества умерших, было отведено место за городом, где в 1773 году была построена деревянная церковь в честь Всех Святых. В 1776 году на средства тульских купцов Герасима Степановича Сушкина, Ивана Афанасьевича Герасимова и Никифора Девяткина началось строительство каменного храма, которое продолжалось до 1825 года.

В 1825 году по проекту тульского архитектора Василия Васильевича Федосеева была построена величественная трехъярусная колокольня (высота – 82 метра).

В верхнем и нижнем храмах Всехсвятского собора сохранились иконостасы второй половины XVIII века и древние иконы.

В верхнем храме Всехсвятского собора находится икона «Страшный Суд». Она написана предположительно тульским иконописцем Иваном Федоровым Рудаковым в 1820 году, о чем свидетельствует надпись в нижней части иконы: «ПИСАЛ СЕЙ ОБРАЗ ИВАН ФЕДОРОВ РУДАКОВ// ПИСАН СЕЙ ОБРАЗ В АWК ГОДУ IUЛIА ДНЯ».

Образ Страшного Суда – одна из самых сложных иконописных композиций, посвященная последнему Суду Иисуса Христа над всем человечеством. Согласно мнению М.Г. Давидовой, иконография Страшного суда в русском искусстве сложилась в XIV – XV веках. Сюжетная основа иконы взята из книги «Откровения» Иоанна Богослова, Евангелия от Матфея и произведений византийской и древнерусской литературы. Изображения Страшного суда, как правило, располагались на западной стене храма, заставляя выходящего из него человека задуматься о возможной эсхатологической перспективе. Икона тульского иконописца также расположена в западной части храма – у северо-западного столба.
Композиция рассматриваемой иконы традиционно делится на несколько регистров. В центре верхнего регистра располагается композиция «Отослание на суд» (Дан. 7; 9, 13-14). Бог-Отец восседает на огненном престоле в окружении ангелов и отсылает Святого Духа, благословляя расположенного немного ниже Христа.

Слева изображен Небесный Иерусалим, внутри которого за восемью престолами – святые по чинам: апостолы, мученики, преподобные, отшельники (юродивые), пророки, святители, мученицы и преподобные жены. В центре Небесного Иерусалима – Богоматерь и Христос с крестом в руках. Ниже представлены монахи, на крыльях возносящиеся в Небесный Иерусалим. В правом верхнем углу -  изображение  Троицы Новозаветной. Здесь же представлено низвержение с небес падших ангелов.
Сюжеты с изображением возносящихся монахов и низвергающихся падших ангелов, расположенные симметрично в верхних углах иконы, отражают традиционное представление о том, что место на небесах, освободившееся после падения десятого ангельского чина, должны занять праведники.

В среднем регистре  представлена композиция «Судия во славе».  Иисус Христос изображен в полный рост с огненным мечом в левой руке. Справа и слева от Него – Богоматерь и Иоанн Креститель, чуть ниже, у ног Христа – прародители рода человеческого, Адам и Ева. Справа и слева от центральной группы – двенадцать апостолов и ангелы. Ниже изображен престол, приготовленный для Суда – Этимасия, на нем – открытое Евангелие, поддерживаемое двумя ангелами. Восставшие на суд праведники и грешники располагаются по обе стороны от престола.

В следующем регистре под престолом изображены весы для взвешивания человеческих душ. Справа под грешниками, ожидающими суда – аллегорическое изображение Земли и Моря, отдающих мертвецов (Откр. 20, 13). В центре – ангел указывает пророку Даниилу на четырех зверей, символизирующих «погибельные царства». Слева – «Лоно Авраамово» - старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников (Лк. 16, 22). Чуть ниже – изображение Рая и райских врат, оберегаемых Серафимом (Быт. 3, 24). В Раю  отсутствует изображение Богоматери, как его первой обитательницы, представлен только благоразумный разбойник с крестом в руках. Напротив него – изображение светящегося Треугольника – символа Святой Троицы и названия четырех рек: «река Феон», «река Геон», «река Ефрат» и «река Тигр».
К райским вратам шествуют праведники, ведомые апостолом Петром с ключами от Рая в руках. Среди них можно предположить Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова.

В сценах Страшного Суда особенно большое внимание уделяется образам ада с изображением Сатаны, сидящего на страшном звере с душой Иуды в руках, он изображен в правом углу иконы. В огне горят мучимые дьяволами грешники. Из пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается извивающийся змей, олицетворяющий грех. Его туловище обвивают свитки, в которых называются грехи человечества: «пьянство», «блуд», «душегубство», «сребролюбие», «чревобесие», «гордость», «осуждение» и др. Слева на право в пасть зверя двигается длинная вереница грешников, скованных цепью, которую держит в руках Сатана.

В нижней части иконы в особых клеймах показаны вечные мучения грешников с подписями: «МУКА СМРАТЬ ЛЮТЫ ПРЕЛЮБОДЕЙНИКОМЪ И КОΨУНIКОМЪ ИВОЛШЕБНИКОМЪ ТОКМО СЛЫШАТИ БУДЕТ ГОРЕ ГОРЕ ГОРЕ » или «МУКА ИДОЛОСЛУЖИТЕЛЯМЪ И БОГООТСТУПНИКОМЪ И ПОКЛОНЯЮΨИХСЯ  БАЛВАНОМ ТУТПЛАЧЪ ИСКРЕЖЕТ ЗУБ».
 По сюжетному наполнению, композиционному решению и колориту икона «Страшный суд» из Всехсвятского собора Тулы близка группе памятников конца XVIII – первой половины XIX века Поволжья и Центральной России.

Икона «Страшный суд» иконописца Ивана Федорова Рудакова 1820 года из Всехсвятского собора в Туле
Икона «Страшный суд» иконописца Ивана Федорова Рудакова 1820 года из Всехсвятского собора в Туле