«Коллективные решения»

В Таллине наградили лауреатов национальной архитектурной премии Эстонии за 2020 год.

Автор текста:
Алексей Шолохов

mainImg
Ежегодная премия архитектурного фонда, подразделения государственного Культурного фонда Эстонии, учреждена в 1995. Ее цель – признание выдающихся достижений эстонской архитектуры, поощрение развития архитектурной жизни и повышение ее престижа в социуме. Номинанты на премию могут принадлежать к областям архитектуры, дизайна интерьера, городского планирования, ландшафтной архитектуры, экологического дизайна, реставрации и реконструкции, архитектурной общественной деятельности и архитектурной критики. Количество премий каждый год различно, а призы – одинаковы. Кроме основной премии, вручаемой Культурным фондом, в этот день также вручаются премии Союза архитекторов Эстонии ( EAL), премия Союза архитекторов интерьера Эстонии, национального союза ландшафтных архитекторов, а также приз за лучшую критическую статью и выставку.

В этот раз на премию претендовало 200 кандидатов. Из них жюри отобрало 70 номинантов, наградами отмечены 20 лауреатов, в том числе присуждены две студенческие премии. Особенностью архитектурных премий 2020 года стал весьма широкий «ареал» награжденных: лауреаты представляют разные уголки Эстонии, включая самые отдаленные – от Сааремаа до Нарвы и от Таллина до Вастселийна, Выру и Валга.

По словам исследователя и архитектора Трийн Ояри, в современном мире, где идет гонка между техническим прогрессом и климатическим кризисом, ключевыми словами становятся рассредоточенная застройка, энергетическая независимость и полный хозрасчет. Мы вновь открываем для себя такие понятия, как община, работа и учеба на дому, домашняя еда. «Нам нужны коллективные решения, которые повысили бы качество нашего совместного существования в равной мере для всех, и архитектура играет здесь важную роль», – отметила Ояри.

«Работы, которые каждый год номинируются на архитектурную премию, – это своего рода кусочки пазла, из которых складывается картина жизненной среды, какой она и должна быть, если она задумана для человека. В фокусе внимания – возобновляемые природные материалы (например, общее здание Академии МВД и колледжа Тартуского университета в Нарве – самое большое общественное сооружение в Эстонии, построенное из дерева); новое использование исторического наследия, представленное, например, обновленными крепостями-музеями; озелененные территории и площади как места своеобразной подзарядки, делающие городскую среду комфортней для жизни; и новые школьные здания, которые, как известно, представляют собой одну из лучших инвестиций в будущее», – прокомментировала Ояри список лауреатов этого года.

По ее словам, новые городские площади, дворы, школьные здания, культурные объекты и даже дизайнерская опора ЛЭП влияют на качество общественной жизни. «Они создают пространство для совместного времяпрепровождения, позволяют гордиться своим городом, укрепляют связи с историческим наследием, приближают к нам природу, чтобы мы наблюдали за сменой времен года и ощущали окружающие нас мир и покой, а где-то внутри нас пульсировало бы знание, что еще не все потеряно», – отметила Ояри.

В этом году сразу три премии достались Нарве, в том числе и главная премия Культурного фонда Эстонии:

Главная премия в области архитектуры Культурного фонда Эстонии – общий учебно-жилой комплекс Нарвского учебного центра Академии МВД и Нарвского колледжа Тартуского университета

3+1 Arhitektid, T43 Sisearhitektid (интерьер), TajuRuum (ландшафт)

Общий учебно-жилой комплекс Нарвского учебного центра Академии МВД и Нарвского колледжа Тартуского университета
Фото © Tõnu Tunnel


Общий учебно-жилой комплекс для Нарвского учебного центра Академии МВД и Нарвского колледжа Тартуского университета, крупнейшее в Эстонии общественное здание из древесины, служит сразу нескольким целям. Кадеты, студенты и сотрудники МВД получили учебную базу и общежитие, а в более широком контексте в Нарве появилось качественное общественное здание и, наконец, современный бассейн. Гостей Нарвы постройка поражает своей позитивной целостностью. «Сооружение, к которому предъявляются строгие требования безопасности, средствами ландшафтной архитектуры незаметно вписано в окружающую среду. Подготовлено очень целостное решение. Конечно, не менее важно и символическое значение этого здания – прекрасная архитектура отмечает присутствие в Нарве эстонского государства», – комментирует жюри присуждение главной премии.

Премия «Культурного капитала» за лучшую реконструкцию и Премия года Союза дизайнеров интерьера – реконструкция конвентского дома Нарвского замка

Калле Веллевоог (JVR), Тийу Труус (Stuudio Truus)

Реконструкция конвентского дома Нарвского замка
Фото © Kalle Veesaar


«Историческая постройка и ее новое содержание образуют органичное целое, и, честно говоря, теперь невозможно представить, что раньше здесь было что-то другое», – считает жюри. Как сделать так, чтобы замок соответствовал современным требованиям, и сохранить при этом его историческую ценность? Авторы проекта реконструкции исходили из двух важных принципов. Во-первых, все новое должно быть отличимо от более старых слоев и представлять собой современную архитектуру в хорошем смысле этого слова. Во-вторых, все новое не должно нарушать первоначальный замысел; проект должен быть обратимым на случай, если в будущем принципы реставрации изменятся.

А вот премию за лучшее решение в области ландшафтной архитектуры получил новый променад и главная улица города Элва, расположенного в 20 километрах от Тарту.

AT HOME, NU Arhitektuur, ubin pluss, TEMPT

Новый променад и главная улица города Элва
Фото © Raganar Vutt


Жюри сочло, что новый променад и главная улица Элва – один из самых удачных примеров оформления центров малых городов в рамках программы EV 100 [благоустройство городских центров к столетию Эстонской республики – прим. Архи.ру]. Центр Элва теперь вписан в структуру города с учетом существующих реалий, при этом подчеркнуты лучшие свойства ландшафта, которые сделаны доступными для горожан. Благодаря точечному вмешательству, идеальному для среды малого города, городское пространство стало теперь более ясным и функциональным. Новое решение главной улицы вплоть до железнодорожного вокзала усиливает связность пространства, охватывая также и озеро – редкий компонент ландшафта для малого эстонского города. «Оживленный городской ландшафт Элва искусно, с учетом человеческого измерения соединяет главную улицу города с приозерной центральной площадью», – отметило жюри.

Премия VÄIKE – «Болотная лисица»

Силле Пихлак и Сийм Туксам (PART)

Опора ЛЭП «Болотная лисица»
Фото © Tõnu Tunnel


Необычен «обладатель» премии в области малых архитектурных форм. Это угловая опора высоковольтной линии электропередачи «Болотная лисица» – объект инфраструктурного дизайна из стали кортен высотой 45 метров – служит заметным ориентиром на перекрестке автодорог у поселка Ристи и «сообщает» путешественникам об их прибытии на территорию Ляэнеского уезда. Объект сложной разветвленной формы с разных точек смотрится по-разному и меняет облик в зависимости от погодных условий. «Болотная лисица» весит 38,5 тонн.
Первая эстонская дизайнерская опора ЛЭП изготовлена на заводе в Румынии, в Эстонию ее доставили на трех грузовиках в виде 11 сборных элементов. Опора вызвала в жюри оживленное обсуждение. «Впервые мы увидели объект в темноте, под звездным небом, отчего он показался нам исполинским астрономическим прибором. Сочетание столь необычного творческого эксперимента и утилитарных целей невозможно было не заметить», – поделились впечатлениями эксперты.

16 Декабря 2020

Автор текста:

Алексей Шолохов
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Победа пополам
Конкурс на концепцию развития центральной части Саратова завершился победой сразу двух участников. Показываем проекты победителей и рассказываем, чем конкретно займется каждый из них.
Пора вставать
Рассказываем об итогах конкурса «Ресурс периферии», который петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре организовал для улучшения среды спальных районов. Работы победивших команд будут взяты за основу при разработке и реализации программы.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.