Ясное формальное различие между входной аркой и помещениями было положено Каллинаном за основу композиции. Ворота представлены в виде полностью стеклянного короба, типа оранжереи, через который можно видеть ботанический сад из парка, и наоборот. Примыкающий к нему посетительский центр, напротив, сделан как монолитный объем: со стороны парка он подчеркнуто геометричен и массивен за счет сплошной деревянной обшивки. Зато рядом с садом его линии становятся более прихотливыми и живописными, фасад изгибается дугой и становится абсолютно прозрачным.
Ворота и помещения разделяет стена, облицованная серым сланцем: она акцентирует направление движения сквозь ворота и со стороны парка выглядит как своеобразная входная башня. Соединяет обе части здания «плавающая крыша», поддерживаемая перекрещивающимися балками из клееного дерева с орнаментальными вставками, а также тонкими металлическими колонками. Оригинальная конструкция перекрытий с большими остекленными просветами и окна своеобразного "клеристория" позволяют дневному свету свободно проникать в интерьер. При взгляде из парка эта крыша видна лишь частично, непосредственно над воротами; куда лучше эффект ее парения можно оценить с обратной стороны, где кровля буквально лежит на «стеклянном аквариуме» основного помещения.
Все фасады этого здания разные: с северной стороны оно прочитывается как всего лишь стена сада, а с юга выглядит куда более массивным - с обширной галереей на первом этаже под консольной крышей, техническими помещениями и служебным входом, а также деревянными ступенями открытого лектория. При походе к нему с востока здание кажется длинным и низким, связанным с землей своим отражением в водоемах сада.
В проекте заложено несколько возможных направлений движения посетителей с учетом того, что наибольшей популярностью пользуется все-таки не "Ворота Джона Хоупа", а восточный вход в сад. Попадая из парка в «стеклянную коробку» ворот, посетителю придется повернуть на 90 градусов: налево - туалеты, расположенные в характерном для архитектуры Каллинана «барабане», облицованном сланцем и накрытом барабаном меньшего размера - это резервуар для накопления дождевой воды. Направо - вход в сад через центр для посетителей. Следуя этим вторым маршрутом, попадаем в галерейный зал в два этажа, откуда хорошо видно, как крыша устроена изнутри. Внутрь ромбовидной сетки из живописных деревянных балок вставлены украшенные «леопардовым» принтом зеленые панели, скрывающие точечные светильники. В дальнем конце зала - деревянная винтовая лестница на главный этаж. Она уникальна по своей конструкции, выполненной, как и обшивка, из клееной ели. Поднявшись по ней, посетители оказываются в кафе, откуда можно пройти на большую террасу, выходящую в ботанический сад.
Здание, как всегда у Каллинана - пионера экологического строительства - соответствует всем принципам экологической архитектуры и оснащено «зеленой» кровлей, ветряком, солнечными батареями, бойлером на биомассе, резервуаром дождевой воды и пр. Но что еще более важно, проект использует материалы, которые соответствуют его местоположению, особенно дерево в различных видах - как для конструкции, так и для отделки.
Кстати, в 2010 по проекту Эдвард Каллинана открылась и еще одно аналогичное «зеленое» здание - Гербарий и библиотечное крыло в ботаническом саду Кью; схожие приемы Каллинан применил и в его композиции, в которой противопоставлены кирпичный корпус хранилища и легкое светлое помещение исследовательского центра.
Н. К.