И если полвека назад для их хранения были вырыты специальные подземные запасники, своего рода бункеры, то теперь Эдвард Каллинан спроектировал уникальное по своим инженерным и конструктивным свойствам здание, способное обеспечить сохранность кинопленок на период 50 и более лет.
Сам Каллинен подчеркивает, что без постоянного тесного сотрудничества с инженерами, химиками и экспертами киноинститута этот проект вряд ли бы получился. Создаваемый внутри микроклимат и оптимальная для хранения пленок структура были едва ли не главными его разделами – архитектура же, как и положено внешней оболочке, «наросла» в самый последний момент. Прямоугольное в плане, здание состоит из ячеек двух типов – по периметру расположены 30 небольших «отсеков», предназначенных для хранения пленок на нитрооснове, а центральное пространство между ними разбито на шесть прямоугольных сегментов, где хранятся ацетатные пленки.
К одному из торцов здания пристроены технические помещения, в которых размещено инженерное оборудование, поддерживающее в архиве необходимую температуру (-5 градусов) и влажность (35%), а с противоположной стороны расположился общественный блок с небольшим кинозалом, переговорными, кафе и кабинетами работников архива. Эта часть комплекса облицована металлом и накрыта наклонной озелененной кровлей и, тогда как основной объем решен в бетоне и имеет сугубо технократическую внешность с многочисленными инженерными коробами на крыше.
Строительство нового здания киноархива обошлось BFI в 12 миллионов фунтов. По мнению руководства Британского киноинститута, эти затраты более чем оправданы, ведь постоянная оцифровка кинопленок – мероприятие очень дорогое и при этом не гарантирующее 100-процентную сохранность уникального собрания, в которое входят как киноленты Великобритании (художественные и документальные), так и киноматериалы России и Китая, а также самая значительная коллекция американских немых фильмов за пределами США.
А.М.